Напоминание

Управление коррекционным образовательным учреждением в условиях перехода на ФГОС общего образования


Автор: Титеева Инна Леонидовна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: ГБОУ Школа №667
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Управление коррекционным образовательным учреждением в условиях перехода на ФГОС общего образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




М ат е р и а л ы п р ед н а з н ач е н ы ру ко в од и т е л я м с п е ц и а л ь н ы х (коррекционных) образовательных учреждений, обеспечивающих переход на ФГОС общего образования.
Управление коррекционным образовательным учреждением

в условиях перехода на ФГОС общего образования
Управление образовательным учреждением сегодня становится отражением современной образовательной политики России. Требования к качеству образования, к имиджу школы, к профессиональной компетентности педагогов невозможно реализовать без выверенной, эффективной системы управления. Любая система управления имеет определённую структуру, состоящую из следующих элементов: субъект управления, представляющий собой совокупность управляющих органов в соответствии со своими функциональными обязанностями, а также процесс управления, методы управления, объект управления. Особое место в системе управления отводится методам (способам) управления, так как благодаря этому элементу системы достигается цель управления, осуществляется управленческая деятельность. На сегодняшний день в педагогической науке нет единой классификации методов внутришкольного управления. Приведём примеры двух наиболее доступных классификаций методов управления. Классификация С.Э. Карклиной строится на основе видов деятельности директора – субъекта управления, а объектом управления выступает образовательное учреждение как целостная система (таблица 1). Таблица 1 Классификация методов управления внутри
образовательным учреждением (по С.Э.Карклиной)

Группа методов Методы Социально- психологические Создание здорового психологического климата, формирование стиля взаимоотношений; методы стимуляции деятельности (поощрение, убеждение, наказание); формирование системы перспектив Организационно- педагогические Формирование ст руктуры в о с п и т ат е л ь н о г о коллектива, органов ученического самоуправления; организация общественно полезной деятельности; выработка единых требований; установление твердого режима и порядка в образовательном учреждении; создание полезных традиций Административно- хозяйственные Расстановка кадров, издание приказов, инструкций, распоряжений; распределение обязанностей между членами администрации, установление правил внутреннего распорядка; заключение хозяйственных договоров; хозрасчет Г.Г. Габдуллин, в отличие от С.Э. Карклиной, рассматривает четыре группы методов (таблица 2) и предлагает различать их по содержанию, направленности и организационным формам. Таблица 2
Классификация методов управления

образовательным учреждением (по Г.Г. Габдуллину)
Группа методов Методы Психолого- педагогические Убеждение, личный пример, поощрение, критика и самокритика Социально- педагогические Выдвижение перспективных линий, организация сотрудничества работников, единые требования, традиции, создание ситуации к р и т и ч е с ко го самоанализа Организационно- П е д а г о г и ч е с ко е с о в е щ а н и е , о р г а н и з а ц и я
педагогические п р о ф е с с и о н а л ь н о г о о б щ е н и я , т р у д о в о е сотрудничество, директива Социально- экономические Материальное стимулирование, договор, хозрасчет, коллективный подряд Управленческая культура руководителя образовательного учреждения определяется, в первую очередь, использованием необходимого для организации планомерного, целенаправленного образовательного процесса, количества методов управления. Все обозначенное выше в полной мере относится и на управление специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Применение руководителем того или иного метода управления зависит от особенностей взаимодействия субъектов управления различных уровней организационной структуры управляющей системы коррекционного образовательного учреждения и предполагает: знание о цели деятельности (коррекционно-развивающая работа, социализация обучающихся, развитие их способностей и школьной мотивации), одновременно являющееся знанием в результате деятельности; знание о необходимом для достижения цели способе деятельности; знание субъекта о необходимых и возможных средствах, поскольку деятельность всегда связана со средствами интеллектуального, практического или предметного характера; знание об объекте деятельности, так как без объекта, идеального или материального, деятельности не бывает. Таким образом, использование эффективных методов управления должно способствовать достижению главной цели управления специального (коррекционного) образовательного учреждения: обеспечение качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи мы солидарны с Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиковым в том, что качество управления можно определить как «совокупность свойств управления, соответствующую современным требованиям управленческой
теории и практики, удовлетворяющую потребности субъектов и объектов данного процесса, отражающую запрос общества и государства». Комплексная характеристика управления системой в специальном (коррекционном) образовательном учреждении позволяет сделать существенный вывод о том, что, выбирая определённую систему управления, руководитель должен учитывать специфику и основную направленность развития системы в образовательном учреждении.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!