Управление коррекционным образовательным учреждением в условиях перехода на ФГОС общего образования
Автор: Титеева Инна Леонидовна Должность: заместитель директора Учебное заведение: ГБОУ Школа №667 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Статья Тема: Управление коррекционным образовательным учреждением в условиях перехода на ФГОС общего образования Раздел: среднее профессиональное
М ат е р и а л ы
п р ед н а з н ач е н ы
ру ко в од и т е л я м
с п е ц и а л ь н ы х
(коррекционных) образовательных учреждений, обеспечивающих переход на
ФГОС общего образования.
Управление коррекционным образовательным учреждением
в условиях перехода на ФГОС общего образования
Управление
образовательным
учреждением
сегодня
становится
отражением современной образовательной политики России. Требования к
качеству образования, к имиджу школы, к профессиональной компетентности
педагогов невозможно реализовать без выверенной, эффективной системы
управления.
Любая система управления имеет определённую структуру, состоящую
из
следующих
элементов:
субъект
управления,
представляющий
собой
совокупность
управляющих
органов
в
соответствии
со
своими
функциональными
обязанностями,
а
также
процесс
управления,
методы
управления, объект управления.
Особое
место
в
системе
управления
отводится
методам
(способам)
управления, так как благодаря этому элементу системы достигается цель
управления, осуществляется управленческая деятельность. На сегодняшний
день
в
педагогической
науке
нет
единой
классификации
методов
внутришкольного управления.
Приведём примеры двух наиболее доступных классификаций методов
управления.
Классификация С.Э. Карклиной строится на основе видов деятельности
директора
–
субъекта
управления,
а
объектом
управления
выступает
образовательное учреждение как целостная система (таблица 1).
Таблица 1
Классификация методов управления внутри
образовательным учреждением (по С.Э.Карклиной)
Группа
методов
Методы
Социально-
психологические
Создание
здорового
психологического
климата,
формирование
стиля
взаимоотношений;
методы
стимуляции
деятельности
(поощрение,
убеждение,
наказание); формирование системы перспектив
Организационно-
педагогические
Формирование
ст руктуры
в о с п и т ат е л ь н о г о
коллектива,
органов
ученического
самоуправления;
организация
общественно
полезной
деятельности;
выработка единых требований; установление твердого
режима
и
порядка
в
образовательном
учреждении;
создание полезных традиций
Административно-
хозяйственные
Расстановка
кадров,
издание
приказов,
инструкций,
распоряжений;
распределение
обязанностей
между
членами
администрации,
установление
правил
внутреннего
распорядка;
заключение
хозяйственных
договоров; хозрасчет
Г.Г. Габдуллин,
в
отличие
от
С.Э. Карклиной,
рассматривает
четыре
группы
методов
(таблица
2)
и
предлагает
различать
их
по
содержанию,
направленности и организационным формам.
Таблица 2
Классификация методов управления
образовательным учреждением (по Г.Г. Габдуллину)
Группа
методов
Методы
Психолого-
педагогические
Убеждение,
личный
пример,
поощрение,
критика
и
самокритика
Социально-
педагогические
Выдвижение
перспективных
линий,
организация
сотрудничества
работников,
единые
требования,
традиции,
создание
ситуации
к р и т и ч е с ко го
самоанализа
Организационно-
П е д а г о г и ч е с ко е
с о в е щ а н и е ,
о р г а н и з а ц и я
педагогические
п р о ф е с с и о н а л ь н о г о
о б щ е н и я ,
т р у д о в о е
сотрудничество, директива
Социально-
экономические
Материальное
стимулирование,
договор,
хозрасчет,
коллективный подряд
Управленческая
культура
руководителя
образовательного
учреждения
определяется,
в
первую
очередь,
использованием
необходимого
для
организации планомерного, целенаправленного образовательного процесса,
количества методов управления.
Все
обозначенное
выше
в
полной
мере
относится
и
на
управление
специальным (коррекционным) образовательным учреждением.
Применение руководителем того или иного метода управления зависит
от особенностей взаимодействия субъектов управления различных уровней
организационной
структуры
управляющей
системы
коррекционного
образовательного учреждения и предполагает: знание о цели деятельности
(коррекционно-развивающая работа, социализация обучающихся, развитие
их способностей и школьной мотивации), одновременно являющееся знанием
в
результате
деятельности;
знание
о
необходимом
для
достижения
цели
способе
деятельности;
знание
субъекта
о
необходимых
и
возможных
средствах,
поскольку
деятельность
всегда
связана
со
средствами
интеллектуального,
практического
или
предметного
характера;
знание
об
объекте деятельности, так как без объекта, идеального или материального,
деятельности не бывает.
Таким
образом,
использование
эффективных
методов
управления
должно способствовать достижению главной цели управления специального
(коррекционного) образовательного учреждения: обеспечение качественного
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В этой связи мы солидарны с Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиковым в
том, что качество управления можно определить как «совокупность свойств
управления,
соответствующую
современным
требованиям
управленческой
теории и практики, удовлетворяющую потребности субъектов и объектов
данного процесса, отражающую запрос общества и государства».
Комплексная
характеристика
управления
системой
в
специальном
(коррекционном)
образовательном
учреждении
позволяет
сделать
существенный вывод о том, что, выбирая определённую систему управления,
руководитель
должен
учитывать
специфику
и
основную
направленность
развития системы в образовательном учреждении.