Напоминание

Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности с помощью интерактивных методов обучения


Автор: Даценко Марина Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "Красноярский автотранспортный техникум"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности с помощью интерактивных методов обучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ КГБПОУ «Красноярский автотранспортный техникум»
«
Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности с помощью интерактивных методов обучения
»
Даценко М. Л. – преподаватель Для формирования познавательной активности необходимо создать условия, при которых деятельность обучаемого будет ему интересна
.
Преподаватель, пробуждая интерес к своей дисциплине, передаёт опыт, укрепляет веру в свои силы у каждого обучаемого независимо от его способностей. Необходимо развивать творческие возможности у слабых обучаемых, а более сильным и способным не давать остановиться в своем развитии. У всех воспитывать силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Задача преподавателя состоит в формировании самостоятельности как черты характера, как основы компетенции будущего профессионала, позволяющей самостоятельно (без посторонней помощи), основываясь на собственных знаниях, умениях, убеждениях, жизненном опыте, ставить задачи, контролировать волю и настойчивость для достижения цели. Тв о рч е с к у ю с а м о с т о я т е л ь н о с т ь м ож н о п о н и м ат ь , к а к целенаправленную, управляемую самим субъектом творческую деятельность, как интегративное свойство личности, объединяющее в себе стремление к познанию, преобразованию своего знания на основе творческого поиска и
создания нового, оригинального продукта, необходимого для продуктивного продвижения на ступени познания. Ре зульт ативно сть технологии формирования т в о рч е с ко й самостоятельности связана с самоконтролем. В этом случае учебная деятельность обучающегося в процессе формирования творческой самостоятельности будет осмысленной, осознанной, п о з вол и т самостоятельно находить и предупреждать ошибки, допущенные в ходе решения творческих задач. Вовлечение обучающихся в разнообразные формы и виды творческой деятельности, связанной с творческим поиском и созданием творческого результата, осуществляется приемами и методами, оказывающими влияние на мотивационную, волевую, эмоциональную и деятельностную сферы личности. Внесение в учебный процесс творческих заданий, формирующих творческую самостоятельность обучающихся и познавательную активность позволяет реализовать эти задания с помощью интерактивных методов обучения. Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, подразумевающая цели, состоящие в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся успешен, осознаёт свою интеллектуальную состоятельность. Основными задачами интерактивных форм обучения являются: пробуждение у обучающихся интереса, эффективное усвоение учебного материала, самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной, установление воздействия между обучающимися и преподавателем. Для этого необходимо научиться работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства. Интерактивные методы
,
в отличие от активных м е тод о в , ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с
преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия. Роль преподавателя меняется, она перестаёт быть центральной, преподаватель организует и регулирует процесс. Готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Рисунок 1. Интерактивный метод Сущность интерактивной модели коммуникации предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, а привнесение в образовательный процесс их знаний. Если собственное знание или опыт обучающегося, просто оставить на уровне информации, не допуская изменения структуры предмета обсуждения, то будут нарушены принципы многосторонней коммуникации. Знания обучающихся будут только дополнять ход преподавателя, а жизненный опыт, предметное знание
обучающегося, его субъективная оценка и выражения мнения подвергаться фильтру восприятия и понимания преподавателя. Открытие коммуникаций позволяет обучающимся лучше овладевают определенными умениями через их собственный опыт, лучше учиться, используя свой способ усвоения знаний. Обучающиеся лучше воспринимают материал, если преподаватель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения обучающихся, которые, возможно, не совпадают с его собственной точкой зрения. Многосторонняя форма коммуникации позволяет конструировать обучающимся своё знание, встречаясь с позицией других обучающихся и преподавателя. Совместно продвигаясь в процессе конструирования знания каждый строит свое индивидуальное знание. Для развития познавательной активно сти и т в о рч е с ко й самостоятельности я, как преподаватель, ежегодно провожу олимпиады по информатике, где наряду с простыми заданиями, с которыми способен справиться обучающийся с любым уровнем подготовки, даются кроссворды, ребусы, а также задания, на комбинаторику и на логическое мышление (всего 60 заданий). Для тех, кто не решился прийти на олимпиаду по моему предмету и в целях вовлечения более широкого круга обучающихся в творческую деятельность провожу конкурс «Компьютерной графики» и конкурс «Дизайн компьютерный мыши». Не все обучающиеся охотно берутся за выполнение творческих заданий, к тому же не обязательных. Приходиться приложить немало усилий, чтобы убедить их в том, что все они в чём-нибудь талантливы. И это не красива фраза для статьи, а моё глубокое убеждение. Начиная общаться в неформальной обстановке с обучающимися раскрываются новые стороны, которые раньше было сложно рассмотреть, обычно это приятные сюрпризы. Мы узнаём новые возможности друг друга, увлечения, о которых раньше не догадывались. Я подсказываю где можно «схитрить», а где придётся качественно прорисовывать. Обучающиеся
многократно приносят промежуточные варианты своих работ, мы строим планы их выполнения начиная с небольших фрагментов (чтобы их сразу не испугать), а после им уже жаль потраченного времени и усилий, и они стараются довести работу до логического конца и гордятся своим результатом. Кого не удалось убедить нарисовать компьютерный рисунок, предлагаю сделать фотоколлаж из нескольких фотографий, главное придумать идею. Постепенно внося изменения в работу, удаётся получить неплохие результаты. Я только организую и регулирую процесс, главные роли у обучающихся. Особенно интересны работы конкурса «Дизайн компьютерной мыши». В моём кабинете стоят, мыши в костюмах зайца, божьей коровки, апельсина, домовёнка. В виде автомобилей, танков, инопланетных кораблей, жуков, роботов. Больше всего, конечно, именно мышей в виде мышей. Кто – то с мамой обвязывал их крючком, кто-то со своей девушкой обшивал мехом и пришивал лапы из бусин, кто обклеивал ракушками. И кто знает, что они придумают в следующий раз. Самое главное, что у них горели глаза и они поверили в себя. А сколько коммуникаций пришлось простроить: с преподавателем, с другом, который отдал старую мышь, с мамой, соседом или соседкой по комнате, она помогала пришивать бант на хвост. Я узнала много нового об обучающихся, кто - то очень умненький и отсиживался на занятиях, не особо напрягаясь - ему можно поручить важное задание или фрагмент сложной темы, кто - то не в ладу с логикой, но достал для всех друзей старые мыши – он хороший организатор и будет им на следующем занятии. Интерактивные методы обучения, применяемые в урочной и внеурочной деятельности, дают неплохие результаты по развитию познавательной активности и творческой самостоятельности, вселяют уверенность обучающихся в свои силы. Знания, для приобретения которых приложили много усилий и практических навыков прочные и позволяют
проделать этот путь в другой раз, когда это потребуется. Что и является признаком сформированности компетенций.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!