Проект: "Создание условий для успешной адаптации детей к ДОУ"
Автор: Черданцева Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №39" Населённый пункт: г. Усолье-Сибирское, Иркутская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект: "Создание условий для успешной адаптации детей к ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Подготовила
:
Т
.
В
.
Черданцева
,
воспитатель
МБДОУ
«
Детский
сад
№39»
2016
г
.
Информационная
карта
проекта
Вид
проекта
:
Групповой
социальный
,
краткосрочный
(
сентябрь
–
март
)
Тип
проекта
:
Информационный
,
практико
–
ориентированный
игровой
проект
.
Участники
:
дети
2 -3
лет
,
воспитатели
и
родители
.
Актуальность
:
Каждый
ребёнок
по
-
своему
переносит
трудности
,
связанные
с
поступлением
в
дошкольное
учреждение
.
Малыши
не
владеют
ещё
речью
настолько
,
чтобы
выразить
свои
чувства
и
эмоции
.
Не
выраженные
эмоции
накапливаются
,
и
в
конце
концов
прорываются
слезами
,
истериками
,
которые
со
стороны
выглядят
не
понятными
,
потому
что
никаких
внешних
причин
для
проявление
этих
эмоций
нет
.
Ребёнок
капризничает
,
временно
нарушается
сон
,
пропадает
аппетит
.
Иногда
это
проходит
через
2-3
недели
,
а
порой
и
затягивается
месяцами
.
И
мы
стремимся
сократить
сроки
адаптации
до
минимума
.
Профессиональный
опыт
подсказывает
,
создавая
эмоционально
благоприятную
атмосферу
в
группе
,
где
дети
чувствуют
себя
комфортно
и
защищёно
,
они
могли
бы
ещё
и
проявлять
творческую
активность
в
общении
и
играх
с
водой
.
Именно
вода
благотворно
влияет
на
детский
организм
,
а
особенно
на
его
психику
.
Вода
как
что
-
то
живое
,
завораживает
малышей
,
помогает
увлечься
и
успокоится
.
Таким
образом
,
сама
Природа
стала
нашим
помощником
.
Цель
проекта
:
Обеспечение
успешной
адаптации
детей
путём
организации
разных
видов
деятельности
с
использованием
воды
.
Задачи
проекта
:
1.
Снизить
уровень
тревожности
детей
и
родителей
в
период
адаптации
.
2.
Способствовать
развитию
положительных
эмоций
у
детей
,
побуждать
детей
к
сотрудничеству
во
время
игр
с
водой
,
путём
заинтересованности
,
увлечения
и
удивления
.
3.
Обучить
родителей
практическим
приёмам
воспитания
и
оздоровления
детей
.
4.
Развитие
у
детей
речи
,
мышления
,
воображения
и
любознательности
.
5.
Воспитание
культурно
-
гигиенических
навыков
и
желание
всегда
быть
чистым
и
опрятным
.
Ожидаемый
результат
:
1.
Благоприятное
прохождение
периода
адаптации
у
детей
.
2.
Создание
комфортной
обстановки
для
детей
в
группе
.
3.
Преобразование
предметно
–
развивающей
среды
для
игр
с
водой
.
4.
Осознанное
отношение
родителей
к
личностному
развитию
ребёнка
.
Практический
выход
:
Фотовыставка
«
Водичка
,
водичка
…»
Этапы
реализации
проекта
1-
й
этап
«
Подготовительный
»
Подбор
и
изучение
методической
литературы
.
Изучение
рекомендаций
для
работы
с
родителями
.
Составление
перспективного
плана
реализации
проекта
и
подбор
методик
.
Предоставление
родителям
папки
-
передвижки
с
практическими
рекомендациями
;
информационных
листов
с
материалом
«
Адаптация
.
Что
это
?»
Проведение
семинара
практикума
на
тему
:
«
Организация
игр
с
водой
в
домашних
условиях
»
Организация
развивающей
среды
в
группе
:
-
подготовка
атрибутов
,
наборов
игрушек
,
уголка
,
для
проведения
игр
с
водой
;
-
подготовка
игротек
(
дидактические
,
пальчиковые
игры
);
-
подбор
негромкой
,
спокойной
музыки
для
проведения
режимных
моментов
и
игр
с
водой
.
2 –
й
этап
«
Основной
» (
см
.
приложение
)
Реализация
проекта
«
Водичка
,
водичка
…»
3 –
й
этап
«
Заключительный
»
Анализ
адаптационных
карт
,
определение
уровня
адаптации
детей
.
Рекомендации
для
родителей
«
Акваметод
» -
эффективный
способ
снижения
психоэмоционального
и
физического
напряжения
,
посредством
общения
детей
с
водой
.
Презентация
проекта
:
-
адаптация
детей
в
ДОУ
;
-
игры
с
водой
,
закаливание
,
прогулки
;
-
формирование
навыков
самостоятельности
и
самообслуживания
;
-
соблюдение
режима
дня
в
выходные
;
-
фотовыставка
«
Какими
мы
стали
».
Приложение
Перспективное
планирование
реализации
проекта
«
Водичка
,
водичка
…»
1
младшая
группа
Составила
:
Т
.
В
.
Черданцева
воспитатель
МБДОУ
«
Детский
сад
№39»
2016
г
.
Сентябрь
Формы
работы
Цели
Содержание
Наблюдение
за
водой
Уточнение
представления
о
том
,
что
вода
появится
,
если
открыть
кран
«
Водичка
льётся
тёплая
и
холодная
»
Режимные
моменты
Формирование
представления
о
том
,
что
вода
может
литься
,
а
может
и
брызгать
«
Водичка
,
водичка
…»
Игровая
ситуация
Формирование
представления
о
том
,
если
умываться
водой
,
всегда
будешь
чистым
«
Водичка
умоет
куклу
Андрюшу
»
Опыты
и
эксперименты
Знакомство
со
свойствами
воды
(
прозрачная
,
без
запаха
,
растворяет
некоторые
вещества
)
«
Узнаём
,
какая
она
эта
водичка
»
«
Найди
игрушку
»
«
Поймай
колобка
из
воды
»
Дидактические
игры
Формирование
привычки
к
чистоте
и
опрятности
«
Помоем
руки
»
«
Кукла
Катя
замаралась
»
Пальчиковые
игры
Развитие
мелкой
моторики
пальцев
рук
«
Дождик
», «
Лодочка
»
Подвижные
игры
Развитие
у
детей
ловкости
и
быстроты
реакции
,
умение
слушать
внимательно
,
действовать
по
сигналу
«
Солнышко
и
дождик
»
Чтение
художественной
литературы
Знакомство
с
произведениями
художественной
литературы
по
теме
проекта
М
.
Яснов
«
Я
мою
руки
»
Я
.
Тайц
«
Послушный
дождик
»
Консультация
для
родителей
Формирование
активной
позиции
родителей
по
отношению
к
процессу
адаптации
детей
«
Адаптация
ребёнка
к
ДОУ
»
Октябрь
Формы
работы
Цели
Содержание
Игры
Развитие
ловкости
«
Рыбаловы
»
«
Ловись
рыбка
»
Режимные
моменты
Формирование
представления
о
том
,
что
вода
не
имеет
вкуса
«
Попьём
водички
»
Совместная
деятельность
образовательных
областей
Продолжать
формирование
представления
о
том
,
что
вода
не
имеет
цвета
«
Разноцветная
водичка
»,
«
Прятки
»
Опыты
и
эксперименты
Знакомство
со
свойствами
мыла
«
Мыло
душистое
»
Дидактические
игры
Формирование
представления
о
том
,
что
водой
можно
умываться
,
учить
детей
правильно
умываться
«
Водичка
,
водичка
,
умой
моё
личико
»
«
Ловим
ручки
»
Пальчиковые
игры
Развиваем
мелкую
моторику
пальцев
рук
«
Моем
руки
»
«
Кораблик
»
Подвижная
игра
Закрепляем
умение
становиться
в
круг
,
постепенно
расширять
и
сужать
его
«
Пузырь
»
Чтение
художественной
литературы
Знакомство
с
произведениями
художественной
литературы
по
теме
проекта
А
.
Барто
«
Зайка
»
Е
.
Благинина
«
Алёнушка
»
Домашнее
задание
для
родителей
Заинтересовать
ребёнка
процессом
умывания
,
вызвать
желание
быть
самостоятельным
.
Понаблюдать
и
оценить
,
как
сформированы
К
.
Г
.
Н
у
вашего
ребёнка
:
мытьё
рук
;
умывание
лица
,
следить
за
чистотой
Ноябрь
Формы
работы
Цели
Содержание
Игры
-
забавы
Развитие
ловкости
«
Мыльные
пузыри
»
Режимные
моменты
Формирование
представления
о
том
,
что
предметы
станут
чище
,
если
их
помыть
водой
«
Стирка
белья
»
Совместная
деятельность
образовательных
областей
Формирование
представления
о
том
,
что
вода
может
быть
тёплой
и
холодной
«
Тёплая
-
холодная
вода
»
Опыты
-
эксперименты
Формирование
представления
о
том
,
что
некоторые
вещества
растворяются
в
воде
«
Что
получилось
?»
«
Прятки
»
Дидактические
игры
Развитие
творческого
потенциала
детей
в
играх
с
водой
«
Кто
быстрее
прыплывёт
»
Пальчиковая
игра
Развитие
мелкой
моторики
пальцев
рук
,
формирование
положительных
эмоций
«
Тучка
», «
Моем
посуду
»
Подвижные
игры
Развитие
у
детей
чувства
равновесия
,
ловкость
«
Пройди
через
ручеёк
»
Чтение
художественной
литературы
Знакомство
с
произведениями
художественной
литературы
по
теме
проекта
К
.
Чуковский
«
Мойдодыр
»
А
.
Барто
«
Девочка
-
чумазая
»
Педагогический
всеобуч
Формирование
навыков
и
привычек
у
детей
раннего
возраста
Воспитание
у
детей
К
.
Г
.
Н
.:
-
уход
за
телом
;
-
культура
еды
;
-
бережное
отношение
к
личным
вещам
,
предметам
и
игрушкам
;
-
поддержание
порядка
дома
и
в
д
/
с
Декабрь
Форма
работы
Цели
Содержание
Игры
-
забавы
Развитие
творческого
потенциала
у
детей
,
создание
благоприятной
адаптации
«
Давайте
поиграем
с
водичкой
»
Режимные
моменты
Закреплять
формирование
К
.
Г
.
Н
.
у
детей
«
Водичка
-
умывалочка
»
Совместная
деятельность
образовательных
областей
Знакомство
со
льдом
«
Красивые
льдинки
»
Опыты
-
эксперименты
Формирование
представления
о
том
,
что
в
воде
нет
воздуха
«
Воздух
и
вода
»
Дидактические
игры
Закрепление
привычки
к
чистоте
и
опрятности
«
Чья
лодочка
быстрее
?»,
«
Водичка
,
водичка
,
помой
нам
посуду
»
Пальчиковые
игры
Развитие
мелкой
моторике
пальцев
рук
,
формирование
положительных
эмоций
«
Включаем
кран
»,
«
Стираем
бельё
»
Подвижные
игры
Приучать
слушать
текст
и
выполнять
движения
в
соответствии
с
содержанием
«
Зайка
серый
умывается
»
Чтение
художественной
литературы
Знакомство
с
пестушками
по
теме
проекта
.
Расширять
словарный
запас
«
Кран
откроется
,
нос
умоется
», «
Буль
,
буль
,
буль
»,
«
Шла
купаться
черепаха
»
Консультативное
практическое
занятие
для
родителей
Приобщить
ребёнка
в
условиях
семьи
к
играм
с
водой
«
Учимся
играть
дома
»
Январь
Форма
работы
Цели
Содержание
Труд
в
природе
Закреплять
умения
аккуратно
обращаться
с
водой
.
Формировать
представление
о
разных
способах
и
правилах
полива
«
Ухаживаем
за
комнатными
растениями
»
Режимные
моменты
Закреплять
представления
о
К
.
Г
.
Н
.
у
детей
«
Мои
чистые
глазки
,
щёчки
и
носик
»
Совместная
деятельность
образовательных
областей
Знакомство
с
комнатными
растениями
.
Воспитывать
бережное
отношение
к
ним
«
Огонёк
и
фикус
»
Опыты
-
эксперименты
Расширять
представления
о
свойствах
воды
.
Развитие
речи
,
активизация
словаря
«
Поиграй
со
мной
водичка
»
Дидактические
игры
Закреплять
представление
о
свойствах
воды
,
развивать
воображение
«
Куда
спряталась
вода
?»,
«
Тучка
»
Пальчиковые
игры
Развивать
мелкую
моторику
пальцев
рук
«
Водомерки
»
Подвижные
игры
Развитие
быстроты
реакции
,
бега
«
Кто
быстрее
?»
Чтение
художественной
литературы
Продолжать
знакомство
с
произведениями
художественной
литературы
по
теме
проекта
«
Курочка
-
рябушечка
»,
А
.
Барто
«
Матросская
шапка
»,
«
Наша
Таня
»
Полезные
советы
для
родителей
Формирование
у
детей
и
родителей
культуры
здоровья
«
Вода
,
вода
кругом
вода
»
Февраль
Форма
работы
Цели
Содержание
Труд
в
уголке
природы
Развивать
наблюдательность
.
Замечать
изменения
,
которые
происходят
с
луковицей
(
умение
связывать
эти
изменения
с
наличием
благоприятных
условий
:
воды
,
света
,
тепла
«
Наблюдения
за
ростом
лука
»
Режимные
моменты
Продолжать
формировать
представления
о
том
,
что
предметы
будут
чище
,
если
их
помыть
водой
«
Помоем
посуду
»
Совместная
деятельность
образовательных
областей
Развивать
внимание
.
Формировать
представление
о
луковице
(
жёлтая
.
круглая
,
гладкая
,
есть
верхушка
,
корешок
)
«
Посадка
лука
»
Опыты
-
эксперименты
Знакомство
со
свойствами
воды
,
почему
она
жидкая
и
течёт
«
Вода
-
жидкая
,
она
течёт
»
Дидактические
игры
Закрепить
свойства
воды
,
льда
,
снега
.
Помочь
котёнку
построить
дом
,
который
попал
под
дождь
«
Парные
картинки
», «
Дом
для
котёнка
»
Пальчиковая
игра
Физкульт
-
минутки
Создание
у
детей
хорошего
,
радостного
настроения
«
Речка
»,
«
Тихо
плещется
вода
»
Чтение
художественной
литературы
Продолжать
знакомить
с
произведениями
художественной
литературы
по
теме
проекта
Е
.
Чарушин
«
Как
Томка
научился
плавать
»
З
.
Александрова
«
Купание
»
Памятка
для
родителей
Знакомить
с
умениями
и
навыками
по
закаливанию
детей
«
Бассейн
»
Март
Форма
работы
Цели
Содержание
Труд
в
уголке
природы
Привлекать
детей
к
уходу
за
комнатными
растениями
«
Как
растения
пьют
воду
»
Режимные
моменты
Продолжать
формировать
представления
о
том
,
что
игрушки
будут
чистыми
всегда
,
если
их
помыть
мылом
и
водой
«
Будем
мыть
игрушки
»
Совместная
деятельность
образовательных
областей
Обогащать
представление
детей
о
росте
растений
,
о
появлении
листиков
на
веточке
«
Наблюдение
за
ветками
тополя
»
Опыты
-
эксперименты
Закрепить
знания
о
плавающих
игрушках
и
их
свойствах
.
Учить
называть
и
описывать
выловленные
игрушки
«
Кораблики
», «
Лодочки
»
Дидактические
игры
Развитие
творческого
потенциала
детей
в
играх
с
водой
«
Лодочки
плывут
»
Пальчиковая
игра
Развивать
мелкую
моторику
пальцев
рук
«
Волна
»
Подвижная
игра
Развитие
координации
движений
,
закреплять
умения
различать
и
называть
цвет
предметов
«
Рыболов
»
Чтение
художественной
литературы
Закрепить
К
.
Г
.
Н
.
в
процессе
чтения
художественной
литературы
Я
.
Аким
«
Мыть
посуду
я
люблю
»,
Н
.
Сынгаевский
«
Помощница
»
Консультация
для
родителей
Проведение
весенних
прогулок
с
детьми
,
обсуждение
значения
выражения
«
звенит
капель
»,
бегут
ручьи
Наблюдение
на
прогулке
за
капелью
Литература
:
1.
С
.
Н
.
Николаева
«
Программа
экологического
воспитания
дошкольников
».
Москва
«
Просвещение
» 2005
г
.
2.
Занятие
по
формированию
элементарных
экологических
представлений
в
младшей
группе
.
Под
редакцией
О
.
А
.
Соломенникова
–
Москва
2009
г
.
3.
Интернет
ресурсы
.
4.
Справочник
«
Старшего
воспитателя
» №9, 2014
г
.
5.
Программа
воспитания
и
обучения
в
д
/
с
под
редакцией
М
.
А
.
Васильева
,
В
.
В
.
Гербова
,
Т
.
С
.
Комарова
.