Напоминание

"звуки Р и [Р’] "


Автор: Малай Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №402 им. Алии Молдагуловой д/о "Радуга"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: " Мастер – класс для родителей по звуковой культуре речи"
Тема: "звуки Р и [Р’] "
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ Гимназия №402 им. Алии Молдагуловой дошкольное отделение «Радуга».
« Мастер – класс для родителей по

звуковой культуре речи»

в подготовительной группе.

Воспитатель:

Малай Елена Владимировна

Москва, 2015 г.


Задачи:
 создать творческое пространство для сотрудничества детей и родителей;  дать практические рекомендации по проведению занятий дома;  детьми закрепить понятия «гласный и согласный звук», «твёрдый и мягкий согласный звук»;  закреплять умения детей производить звуковой анализ слов, активизировать лексику детей через подбор слов с заданным звуком и определять его позицию в слове, выстраивать схему слова; побуждать детей к полным ответам; развивать моторику пальцев рук.  познакомить детей с буквой
р
и
Р
;  учить читать слоги и слова с пройденными буквами и буквой
Р
;
Оборудование:
Картинки со звуками
Р
и
[Р’]
наборы для выкладывания схем, листы бумаги, ручки, касса букв, указка, пособие «окошки» и полоски с гласными и согласными буквами, стаканчики, трубочки.
Ход занятия.

Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей. Все они хотят посмотреть, как проходят наши занятия по обучению грамоте, как мы готовимся к школе. В нашем занятии примут участие и ваши родители.
Воспитатель:
- Мы с вами познакомились со многими звуками. Какие они бывают?
Дети: -
Гласные и согласные.
Воспитатель: -
В каком домике живут гласные звуки? Каким цветом обозначаем? Дети называют гласные звуки.
А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

« Артикуляционная гимнастика»
Определение гласных звуков по беззвучной артикуляции. Играют дети и родители.
Игра с родителями: «Звук или буква?».

Воспитатель: -
А У Э О Ы И Я Ю Е Ё - Чем же отличается звук от буквы? Кто из родителей скажет?
Воспитатель объясняет, в каких позициях гласные буквы второго ряда обозначают 2 звука. Гласных букв – десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё». Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствующие звукам.
Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё»
- йотированные, то есть
обозначают два звука:
(«я» - [йа], «ю» [йу], «е» [йэ], «ё» [йо])
в следующих

случаях
: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка);после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук «я» - [а], «ю» [у], «е» [э], «ё» [о] (береза, мяч).
Воспитатель: -
Ребята, а какие согласные звуки вы знаете? Какие они бывают? В каких домиках живут? Каким цветом обозначаем? Для родителей: Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Мягкость согласных определяют гласные буквы второго ряда или Ь. Согласные звуки также бывают звонкими и глухими, образуют пары.
Игра
для родителей и детей:
«Найди свой домик».
Воспитатель раздает детям по одной гласной букве, родители ведущие (синий и зеленый домик). В, родители пропускаете только те буквы, которые пишутся после соответствующих согласных звуков. «Была хорошая погода, и все гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи и начался проливной дождь. Буквы увидели домики, решили они спрятаться от дождя в этих домиках.
Воспитатель: -
Звуковой анализ слова
Марина
, напоминаю, имена пишутся с заглавной буквы. Один ребенок разбирает у доски. Слово не убирается. Звуковой анализ слова
нора
. Один ребенок разбирает у доски. Слово не убирается.
Воспитатель:
Какие звуки в словах обозначены фишками?
Р
и
[Р’]
. Показываю большую и маленькие буквы, дети рассматривают фишки на буквы. Сколько звуков, какие? Сколько слогов? Один ребенок у доски выкладывает слово, и (рисует схему слова на доске для родителей), остальные на местах. Мамы тоже работают
Физминутка.

Игра «Назови слова»

Предлагаю детям и родителям назвать сначала слова, которые начинаются на звук
Р
и
[Р’]
. А какие слова вспомнили родители?
Дыхательное упражнение «Бульбульки»
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.
Игра «Определи место»

Воспитатель:
- Вот вам картинки определите место звука в слове (начало, середина, конец). Подумайте и сделайте правильный выбор.
Пальчиковая гимнастика «ШКОЛА»
В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.) Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику.) Научусь писать, читать, Быстро, правильно считать. Я таким учёным буду! Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальчиком правой руки.)
Воспитатель:
- А теперь подружим гласные и согласные звуки. Чтение слогов (по пособию окошки). Дети читают слоги с буквами Р, М, Н. Чтение текста (текст №3, с.3) объясняю слова Нюра и Рима. Я всех вас благодарю. Вы молодцы! - У кого какие вопросы, дорогие родители? Воспитатель отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого мастер - класса, раздаёт памятки по звуко- буквенному анализу слов.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!