Напоминание

Урок русского языка "Алфавит. Графика". 5 класс


Автор: Белик Лидия Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка "Алфавит. Графика". 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект урока по русскому языку в 5б классе

Тема урока:
«Графика. Алфавит
Место

занятия

в

структуре

образовательного

процесса:
урок по учебному плану
Тип урока:
урок изучения нового материала
Цель урока:
 запоминание и воспроизведение сведений из нового раздела науки о языке «Графика»,  знакомство с обозначением звуков на письме;  повторение алфавита.
Задачи:
 познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита;  формировать умение отличать устную речь от письменной;  формировать умение правильно произносить названия букв и составлять алфавитный перечень слов;  формировать умение каллиграфически правильно писать буквы;  развивать кругозор учащихся;  воспитывать интерес учащихся к истории русского языка.
Оборудование и средства обучения:
 классная доска;  АРМ учителя;  экран с проектором;  мультимедийная презентация, выполненная в программе SMART Notebook;  презентация, выполненная в программе PowerPoint.
Методы и приёмы, использованные учителем на уроке:

o
репродуктивный;
o
объяснительно-презентационный;
o
связное слово учителя;
o
фронтальная работа с классом;
o
беседа;
o
игра.
Ход урока:

I.

Организационный момент.
1. Организация класса после звонка. 2. Взаимное приветствие. 3. Проверка готовности к уроку. 4. Настрой на урок.
II.

Лигвистическая разминка.

1.

Работа с классом:
- Расшифруйте схему:

ЗР

Г С

У Б З Г

Т М Т М
- Итак, эта схема отражает группы, на которые делятся звуки русской речи. Скажите, каких звуков, гласных или согласных, в русском языке мы употребляем больше? -Как вы считаете, какие звуки важнее – гласные или согласные? - Проведём эксперимент. Возьмём пословицу. Уберём из неё все согласные буквы. Что у нас получится?
Азбука – к мудрости ступенька.

А—у-а - -у—о—и --у-е---а.
-Можно ли догадаться, какая это пословица? - А теперь возьмём эту же пословицу, но оставим в ней только согласные.
-зб-к- - к м-др-ст- ст-п-ньк-.
-А теперь догадались? Наверняка. Так что же важнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете? (Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)
2.

Сообщение темы и цели урока.
-А теперь попробуйте расшифровать тему нашего урока.
Гр-ф-к-. –лф-в-т.
-Запишите тему и пословицу. Тема нашего урока «Графика. Алфавит». Сегодня мы узнаем, что изучает такой раздел науки о языке, как графика, повторим алфавит, узнаем много интересного из истории алфавита и научимся составлять алфавитный перечень слов.
III.

Изучение нового материала.

1. Работа с учебником.
- Сейчас мы с вами убирали, добавляли буквы. А для чего они используются? Какая речь, устная или письменная, появилась раньше? - Уточним свои ответы, прочитав учебник на с 92. Прочитаем текст.
2. Приём «пометки на полях».
-Что изучает графика? А каллиграфия? Для чего нужно писать разборчиво и каллиграфически правильно? Надеюсь, вы не забудете об этом, когда будете выполнять следующее задание. -Подберите и запишите несколько слов с частью корня «графио» - пишу. (Орфография – правописание; биография – описание жизни; автобиография – описание своей жизни; география – описание Земли; фотография – запись изображения под воздействием лучей света.)
3.

Слово учителя.
-Отгадайте загадку:

Белое поле,

Чёрное семя,

Кто его сеет, тот разумеет.
-Конечно, азбука, алфавит. -Так что же такое алфавит?
4. Работа с учебником.
-Узнаем это из §. Прочитаем его. -Запишем определение в тетрадь. -Почему важно знать алфавит? -Давайте повторим его вместе с
«Песенкой-азбукой».

4.

Слово учителя. Презентация.
-Как же произошло изобретение букв? Что об этом известно людям? -Я приглашаю вас совершить путешествие (СЛАЙД) в историю письменности и алфавита. -Дорога к письменности была длинной и трудной. -Однажды люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение, так возникла дорога к письменности. -Первым появилось рисуночное письмо (СЛАЙД), или его ещё называли пиктографическим: какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (иероглифы) -Знаете ли вы, как возникла русская письменность? (СЛАЙД). -Ответьте сначала на такой вопрос: Чем отличается азбука от алфавита? - Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):
А З Б У К А :

А З

+

Б У К И ,
а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:
АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

-
Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. -Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей? -В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. (СЛАЙД). Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Они приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. (СЛАЙД). ( В честь Константина, который впоследствии получил и м я К и р и л л ) . -Первый русский букварь был издан в XVI веке первопечатником Иваном Фёдоровым. (СЛАЙДЫ). До нашего времени дошёл один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страницах. -(СЛАЙД).24 мая отмечается день славянской письменности и культуры не только у нас, в России, но и почти во всех славянских странах (Болгарии, Чехии).
IV.

Закрепление изученного материала.


1.

Отработка навыка пользования алфавитом.
Задание №1. Найдите слова, в которых буквы Е,Ё,Ю,Я дают два звука. Распределите их по колонкам: 1) в начале слова, 2) после ь/ъ, 3) после гласных. Мяч, ягода, дерево, платье, вьюга, люди, въезд, берег, ежевика, союз, ещё, орешек. Задание № 2. Спишите слова, расположив их в алфавитном порядке.
Астрономия,

русский

язык,

география,

английский

язык,

технология,

геометрия, физика, музыка, литература, история, алгебра, биология,

физкультура, обществознание.
Задание № 3. Укажите ошибочное суждение. 1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ буква Т обозначает непроизносимый звук; 2) В слове ВХОДЯ первый звук – [ф]; 3) В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак); 4) В слове СЕРЬЕЗНОГО звуков больше, чем букв.
3. Игра-соревнование.
-Я попрошу выйти к доске две группы ребят. 1 группа:
Сырой Максим, Симакова Полина, Сошилов Николай
. 2 группа:
Шмеляк Даниил, Шведова Анастасия, Шмаков Владислав.
Задание: как можно быстрее построиться «по алфавиту» на время.
4. Самостоятельная работа.
(На доске записаны названия городов Челябинской области: Миасс, Златоуст, Магнитогорск, Троицк, Челябинск) -Задание: расположить города по алфавиту.
V.

Домашнее задание:
Стр. 94-96 правило упр. №43 или Сказка про алфавит.
(Прокомментировать.)

VI.

Рефлексия. Итог урока.
-Кто доволен своей работой на уроке? -Что нового вы узнали? -Что вы сейчас чувствуете? -Благодарю вас за активную работу.
(Оценки.)
-На этом урок закончен. Всем спасибо.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!