Автор: Роганова Ирина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад № 18 "Сказка" Населённый пункт: город Углич, Ярославская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Моя семья" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
д/с №18 «Сказка», г. Углич
Методическая разработка
по духовно – нравственному воспитанию детей
подготовительной к школе группы
Тема: «Моя семья»
Воспитатели:
Михайлова Марина Александровна
Роганова Ирина Сергеевна
Цель: расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности,
создавать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи:
- воспитывать у детей уважение к членам семьи;
- учить детей проявлять сострадание, заботливость, внимание к родным и близким, к тем, кто о
них заботится;
- формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с
родителями.
Понедельник
Утро : Занятие «Моя семья» ( приложение № 1).
Прогулка по улицам «Моя улица» (приложение №2).
Вечер : Беседа с детьми о членах их семей. С кем проживают дети? Любимые занятия членов
семей?
Продуктивная деятельность: рисование по теме «Как отдыхает моя семья».
Сюжетно ролевая игра «Семья» (Приложение №3)
Памятка для родителей по составлению родословной. (Приложение №4)
Предложить родителям составить с детьми семейное древо.
Вторник
Утро: Беседа с детьми «Моя семья» ( приложение № 5).
На прогулке разучить с детьми русские народные игры (приложение №6).
Вечер : Обучение детей игре в «Шашки» с привлечение бабушки воспитанников (приложение№7 ).
Консультация для родителей «Русские народные игры в семье» ( приложение № 8).
Среда
Утро : Беседа «О дружбе» ( приложение № 9).
Прогулка «Экскурсия к Волге» (приложение № 10 )
Вечер : Беседа с детьми об интересах членов семьи. Подвести к выводу о том, что в семье
учитываются интересы каждого. Предложить придумать для каждого герб семьи.
Дидактические игры о семье (приложение № 11).
Консультация для родителей «Как знакомить ребёнка с историей своей семьи»(Приложение №12)
Четверг
Утро: Чтение детям и заучивание пословиц о семье с разъяснением их смысла (приложение № 13).
Задание на дом – нарисовать рисунки к пословицам о семье.
Прогулка : продолжать разучивать русские народные игры.
Вечер: Чтение рассказа Осеевой «Волшебное слово» беседа по прочитанному.
Игра «На кого я похож?» (См приложение №11)
Консультация для родителей «Игры детей дома» (приложение №14).
Пятница
Занятие «Зачем детям крёстные нужны?» (приложение № 15).
Изодеятельность «Подарок членам семьи». Придумать с детьми, что было бы приятно получить их
родителям в подарок (работа по замыслу).
Вечер: семейный практикум «Досуг семьи» (приложение № 16).
Результат работы:
изготовление семейного Древа (приложение № 17).
памятка по составлению родословной (приложение № 4).
картотека пословиц (приложение № 18).
изготовление семейных гербов (приложение № 19).
детско-родительская выставка рисунков «Пословицы и поговорки о семье» (приложение №
20).
Приложение №1
Занятие «Моя семья»
Цели: воспитывать чувство любви, долга и внимание к ближним. Раскрыть понятия «род»,
«родители»,
«семья».
Вызвать
интерес
к
истории
своего
рода
и
желание
поделиться
этими
знаниями. Расширять словарный запас (род, родословная, генеалогическое древо, права детей).
Материал: схема генеалогического древа (на большом листе – для воспитателя, на маленьком – для
каждого ребенка); фланелеграф, семейные фото, цветные мелки.
Предварительная работа. Чтение художественной литературы.
Ход занятия
Воспитатель . Ребята, сегодня мы с вами рассмотрим фотографии, которые вы принесли из дома.
Скажите,
кого
называют
родственниками?
(Бабушек,
дедушек,
папу,
маму,
сестер,
братьев.)
Правильно. Родственниками называют близких по родству людей.
Что означает слово «род»? Если объединить ваши ответы, можно сказать: род – одна большая семья.
Самым уважаемым считается старший по возрасту член семьи – бабушка, дедушка или прабабушка,
прадедушка.
Как вы думаете, почему? (Потому, что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за
советом.) Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.
Расскажите о своей семье. Из кого она состоит? Как их зовут? Как о вас заботятся в семье? Какие
чувства вы испытываете к своим родным?
Дети отвечают
Физкультминутка «Моя семья»
Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире.
Мама, папа, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка.
Попугай, щенок и я, вот и вся моя семья.
Воспитатель. У многих из вас есть братья и сестры, у ваших мам и пап они тоже есть, поэтому
большой род всегда изображали в виде дерева, которое называется «генеалогическое древо».
Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу схему генеалогического древа.
Воспитатель. Я вам раздам рисунки готовых деревьев, а вы будете изображать своих родных вместе
со мной.
прадедушек и прабабушек – я буду рисовать там, где на схеме обозначены корни дерева (показывает).
Аналогично проводится работа с другими членами семьи.
Дети рисуют свои генеалогические древа.
Воспитатель. После работы надо отдохнуть.
Проводится физкультминутка. Воспитатель произносит слова, показывает движения, дети
повторяют их.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Покиваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(Дети берутся за руки.)
И бегаем кругом. (3 раза.)
Воспитатель. Отдохнули, размялись, можно продолжать занятие. Кто хочет рассказать о своем роде?
Дети рассказывают.
Воспитатель. Молодцы! Вы рассказали много интересного о своих родных. Возьмите свои работы
домой. Покажите маме, папе, дедушке, бабушке, что мы сделали на занятии, и попросите рассказать
об интересных событиях из истории вашего рода.
Приложение №2
До экскурсии проводится работа с планом микрорайона Северный, выясняется, сколько улиц в
микрорайоне, уточняется понятие – улица.
Прогулка по улице.
1 – остановка.
На какие части делится улица:
проезжая
часть
(ведь
сегодня
по
дороге
движется
много
транспорта,
личного
и
общественного). Она замощена (отсюда – мостовая), иначе грязь: не проехать – не пройти.
Раньше так и было.
газон – озеленённая полоса вдоль проезжей части. Её задача – очищать воздух, создавать
тень, украшать дорогу. А какие деревья посажены на нашей улице? (Ответы детей).
тротуар – пешеходная часть улицы, тоже с двусторонним движением.
ряды домов. Какие бывают дома? (Ответы детей).
Чтение стихотворения.
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
Зелёные и красные
Далёкие и близкие.
Панельные, кирпичные,
Вроде бы обычные.
Дошкольные, лечебные,
Торговые, учебные,
Театры и жилые
Красивые такие!
Полезные, прекрасные –
Дома бывают разные.
2
– Этажность домов, из какого материала построены (кирпичные, панельные).
Назначение
живёт, общественные здания), формы домов (вытянутой формы, башня).
3 – Название улиц и номера домов для чего они существуют. Как узнать где начало улицы?
(Ответы детей).
4 – Почему улица так называется? Чем занимаются архитекторы, строители? (Ответы детей).
5 – Какие правила поведения на улице должны соблюдать пешеходы? (Ответы детей).
После экскурсии дети рисуют улицы, делают макеты домов из коробочек от чая, молока и т.д.
Приложение №3
Сюжетно ролевая игра «Семья»
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы по теме.
- Изготовление атрибутов для игры, подарки маме и членам семьи.
- Рассматривание иллюстраций
- Рассказы детей из личного опыта
Развивающая среда:
- куклы разных размеров
- одежда для кукол
- крупный конструктор
- ролевые костюмы.
Приложение №4
Памятка по составлению родословной.
Родословная - История семьи, рассказ о своей семье, своём роде, своих предках.
О семье и роде можно рассказать, как словами, так и рисунком. Ребёнок должен узнать, что он
является не только членом своей семьи, но и членом своего рода, даже нескольких родов.
Цель
деятельности по составлению родословной : воспитание любви к своим родным, семье.
Задачи познавательного характера:
- Расширять представление о семье (у неё есть свои истории и традиция).
- Формировать представление о родственных отношениях.
- Обогащать словарный запас терминами родства.
- Формировать элементарные представления о родословной.
Задачи нравственного воспитания :
- Воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи.
- Воспитывать уважение к труду взрослых.
Приложение №5
Беседа с детьми
Тема: «Моя семья»
Ребята, как вы думаете, что самое дорогое может быть у человека? Да, это семья, близкие
люди, родной дом. Произнесите слово «семья» вот так: семь – я. Как вы думаете, что это значит?
Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.
Приглядитесь к своим родным. Улыбка у вас как у мамы, походка как у папы, цвет глаз у вас
такой же, как у бабушки, овал лица, родинка – как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих
братьев
и
сестёр.
Но
сходство
проявляется
не
только
во
внешности,
вы
унаследовали
от
родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Вопросы:
1. На кого из родных вы похожи внешне?
2.На кого вы похожи по характеру?
Рассказы детей.
Как вы думаете, зачем люди создают семью?
Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. В хорошей, дружной
семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга.
Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья – самая
счастливая!»
Расскажите, какие обязанности у каждого из членов вашей семьи. Как вы помогаете друг другу?
Что же такое согласная семья?
Правильно! Это семья, где все живут в согласии. Каждый – и старый и малый – ощущает
любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищённости, не
стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желание и быть уверенным, что его
поймут.
Самые близкие ребёнку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей
жизни! «Родительское сердце – в детках», «Дети не в тягость, а в радость» - так говорится в
мудрых народных пословицах. Как вы понимаете эти пословицы?
Е с л и
е с т ь
с е м е й н ы е
фотографии можно провести беседу по ним.
Кто сфотографирован на фото?
Это чужие люди или родственники?
Каких родственников ты видишь на фото?
Назови их полные имена?
Как можно назвать вас всех вместе одним словом?
Что делают люди, изображённые на фото?
Все ли люди на фото являются тебе родственниками?
Какие чужие люди на фото – члены вашей семьи? (крёстные)
Кого из членов вашей семьи нет на фото?
Почему?
Ваша семья на фото трудится или отдыхает?
Кто фотографировал вас?
Почему нравится тебе эта фотография?
Приложение №6
Подвижные игры
«Курица и цыплята»
Воспитатель – мама-курица; один из детей – кошка; остальные – цыплята. «Цыплята» с
«курицей» берутся за руки, идут по кругу и приговаривают:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки.
Квохчет курочка: ко-ко,
Не ходите далеко.
Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
Цыплята разбегаются, мама-курица волнуется за них, подгоняет, защищает от кошки. Пойманный
цыплёнок становится кошкой.
«Гуси-лебеди»
В одной стороне площадки – «дом». Там находятся гуси. На противоположной стороне – мама-
гусыня, сбоку от дома – логово волка, остальное место площадка – луг.
Гусыня зовёт гусей: Гуси-гуси!
Гуси: Га! Га! Га!
Гусыня: Есть хотите?
Гуси: Да! Да! Да!
Гусыня: Так летите!
Гуси: Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Гусыня: Так летите, как хотите,
Только крылья берегите.
Волк ловит летающих гусей. Игра начинается снова.
Приложение №8
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ В СЕМЬЕ»
Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления
более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры. В них много юмора,
шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий (прятанье – поиск, загадывание
– отгадывание и др.) сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и
переживаний.
В
русских
народных
играх
отражается
исконная
любовь
народа
к
веселью,
движениям,
удальству. Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями,
жестами, «выкупом» фантов. Шутки и юмору, характерным для них, присущи безобидность.
Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников
игры
в
положение
равноправных
партнёров,
что
способствует
укреплению
эмоциональных
контактов
между
родителями
и
детьми.
Эти
игры
не
требуют
специального
оборудования,
специально отведённого для этого времени. С ребёнком можно играть по дороге в детский сад, во
время прогулки, во время путешествия в поезде и т.п. минимальное количество участников – от
двух до четырёх человек.
Вот некоторые игры, которые могут быть с успехом использованы в семье.
Узнай, кто.
Описание игры. Один из играющих подкрадывается к водящему (выбирается с помощью
считалки) и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это и назвать
по имени.
Указания
к
проведению.
Взрослые
могут
внести
юмористические
ситуации
в
процесс
узнавания – меняться деталями одежды (бант на голове папы).
Молчаливое собрание.
Описание игры. Играющие рассаживаются рядом и поочерёдно шепчут на ухо соседу какое-
либо слово. Затем каждый встаёт и изображает мимикой и действиями сказанное ему слово.
Остальные должны угадать. Игра проходит очень весело, но по правилам смеяться нельзя – за это
платят фант.
Указания к проведению. Каждый играющий до тех пор изображает сказанное слово, пока все
не догадаются.
Король в плену.
Описание игры. Двое играющих поочерёдно кладут друг другу руку на руку, считая до девяти.
Наиболее быстрая рука схватывает медлительную, говоря: «Король в плену».
Указания к проведению. Количество игроков всегда постоянно – два человека. Необходимо
соблюдать следующие правила: нельзя задерживать руку партнёра; одному игроку нельзя класть
две руки подряд.
Чепуха.
Описание игры. Каждый игрок загадывает какой-либо предмет, например: башенный кран,
самолёт, бык и т.д. Выбранный водящий задаёт вопрос (каждому игроку – один), предполагающий
действие, которое могло случиться с загаданным предметом.
1.
– Чем ты сегодня умывался?
Башенным краном.
2.
– Н а чём летал?
На облаках!
3.
– Что ты утром съел?
Самолёт.
Тот играющий, чей ответ в большей степени соответствует вопросу, становится водящим.
Указания к проведению. Игру хорошо использовать в ситуациях, когда активная деятельность
детей ограничена, например, во время путешествия в поезде. Надо соблюдать правила: играющие
могут отвечать только загаданным словом; водящему нельзя повторять один и тот же вопрос.
Но зато я.
Описание игры. Играющие становятся в круг и перебрасываются мячиком или платком,
свернутым в узелок. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов: «Я
не…» Отвечающий, лови мяч или платок, должен ответить: «Но зато я». Например: «Я не забываю
чистить зубы по утрам. – Но зато я». Игрок, не успевший ответить или не поймавший мяч
(платок), платит фант.
Указания к проведению. Игру можно организовать как на лесной поляне, так и дома. В ней
участвуют не менее трёх человек. Все фразы произносятся тоном добродушной шутки.
При выкупе фантов участники игры могут придумывать различные задания: повторить
скороговорку, прочитать стихотворение, попрыгать на одной ноге и т.п.
Перелизы.
Описание игры. Играющие берутся за руки, образуя круг, один остаётся в середине. Все поют
или приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей и все сыновья.
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят
И всё делают вот так.
При этом стоящий в середине выполняет какое-либо движение, а все играющие должны его
повторить. Тот, кто не успевает или неточно повторяет, платит фант.
Указания к проведению. Игра может быть использована при организации детских праздников.
Участие взрослого делает её более интересной. Движения придумываемые водящим, должны быть
забавными и не вызывать затруднений у детей.
Молчанка.
Описание игры. Перед началом игры все участники произносят песенку:
Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок – молчок!
После
того
как
сказано
последнее
слово,
все
должны
замолчать.
Ведущий
старается
рассмешить
играющих
забавными
движениями,
весёлыми
словами,
прибаутками.
Тот,
кто
засмеётся или что-нибудь скажет, отдаёт ведущему фант.
Указания к проведению. Игру можно проводить как дома, так и во время прогулки. Ведущий
выбирается
с
помощью
считалки.
Ему
не
разрешается
дотрагиваться
руками
до
играющих.
Выкупать фанты можно сразу, как только кто-либо из играющих засмеётся или заговорит.
Холодно – горячо.
Описание игры. Выбирается ведущий. Он выходит из комнаты, остальные прячут какой-либо
предмет.
Затем
играющие
приглашают
ведущего
войти
в
комнату
и
предлагают
ему
найти
спрятанную
вещь.
Если
ведущий
приближается
к
предмету,
то
играющие
говорят:
«Тепло»,
«Горячо», если удаляется: «Холодно».
Вместо слов можно предупреждать сильным или слабым звоном колокольчика.
После того как предмет найдёт выбирается новый ведущий.
Указания к проведению. Игра проводится дома, но можно предложить её ребёнку и в пути.
Если играющих двое, то они прячут и ищут вещь по очереди.
Приложение №9
Беседа с детьми
Дружба
Рассказ для детей
У Ирочки никогда дома не было животных. А ей очень хотелось иметь хоть кого-нибудь: рыбок,
хомячка, морскую свинку. Но больше всего она мечтала о кошечке. Она представляла себе, как
повязывает
котёнку
бантик,
укладывает
спать
в
игрушечную
кроватку,
поит
его
из
блюдца
молочком. Однажды Ирочка пришла в гости к тёте Гале и, увидела у той котёнка, страшно
обрадовалась. «Тётя Галя, можно с ним поиграть?» - спросила Ирочка. – «Можно, - разрешила тётя
Галя, - только очень осторожно». Схватила Ирочка котёнка за животик, подняла высоко-высоко,
прижала к себе сильно-сильно, закружилась от радости. Заплакал котёнок, страшно ему, высоко,
душно. А Ирочка всё кружится по комнате, радостно напевая.
Вдруг из-под кровати выскочил толстенький и лопоухий щенок. Лаять он ещё не умел, поэтому
громко тявкал и старался ухватить Ирочку за тапочки. «Какой смешной щенок», - сказала Ирочка
и отпустила котёнка. Котик стоял на месте и отчаянно мяукал. Тут из комнаты вышла тётя Галя.
«Что у вас за шум?» - «Это я с котёнком играю, а щенок меня за ноги хватает», - пожаловалась
Ирочка. «Наверное, ты чем-то обидела котёнка, вот он за него и заступился. Даже кошка и собака
умеют дружить. Давай положим их в корзинку, пусть отдохнут». Сладко спят котёнок и щенок в
корзине, ведь они лучшие друзья.
Вопросы к рассказу.
Что неправильно сделала Ирочка?
Как нужно обращаться с животными.
Чем она рассердила щенка?
Были ли у вас такие случаи, когда животные вступались за друзей?
Кто твой лучший друг?
Нужно
учить
детей
проявлять
любовь
через
нежность,
ласку,
внимательное
и
бережное
отношение, как к человеку, так и к животным.
Приложение №10
Экскурсия к Волге.
Цель: расширить представления детей о природе родного края, знакомить с названием реки
Волга.
Проведение
Перед экскурсией проводится беседа с детьми о том, что в нашей стране России много рек.
На карте России обратить внимание на объекты, обозначенные голубым цветом (это всё реки,
моря).
При экскурсии на реку вспомнить её название. Волгу называют матушкой (почему?).
Беседа с детьми (какая Волга – широкая, сильная, могучая, длинная). Для чего нужны реки
человеку? (дают рыбу, воду).
В древности люди селились по берегам рек, ведь человек не может жить без воды. Сейчас в
наше время реки являются основным пресной воды. Реки нужны для судоходства, по ним плывут
большие теплоходы, грузовые баржи.
На нашей Волге стоит гидроэлектростанция, которая снабжает электричеством столицу нашей
Родины, самый главный город – Москву.
Но хотя река Волга и богата водой, но если не относиться разумно к этому богатству, то его
можно потерять. Если мы будем плохо закрывать кран, лить воду просто так, то можно быстро
потерять большое количество воды.
К воде надо относиться бережно.
По окончании экскурсии дети отражают свои впечатления в рисунках.
Приложение №11
Дидактические игры
Грязи нет! И пыли нет!
Цель: Учить детей помогать своим родным в работе по дому.
Материал: различные предметы для уборки и домашние вещи.
Подготовка к игре: распределение домашних обязанностей и нужных предметов для уборки.
Ход:
Педагог читает стихотворение. В нужное время по сигналу каждый показывает как он умеет
выполнять свою работу.
На столе – посуда горкой.
Под столом – с водою таз.
Генеральная уборка начинается у нас!
Генеральная! Аврал! наша мама – генерал!
Я ужасно храбрый, я хожу со шваброй!
Папа с мусорным ведром в пятый раз обходит дом.
Дедушка с бабушкой вышли во двор –
Палкой они выбивают ковёр.
Происходит обмен ролями.
Разложи фото
Цель: Развитие временной ориентации, связанной с возрастом членов семьи.
Материал: фотографии всех поколений семьи.
Ход:
Ребёнок раскладывает фотографии своих родственников
от самого старшего к самому младшему;
от самого младшего к самому старшему;
от самого старшего среди братьев и сестёр к самому младшему и наоборот и так далее.
«На кого я похож»
Цель: упражнять в умении находить сходства и различия между ребёнком и его родственниками
Материал: Фотографии.
Ход:
Надо найти по фотографии черты лица, похожие и не похожие на близких родственников (мама,
папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и др.).
Усложнение: сравнение черт характера, привычек.
«Как зовут?»
Цель: Закрепить знание имён и отчества членов семьи.
Материал: мяч.
Ход:
Воспитатель бросает мяч, поймавший имя и отчество названного члена семьи.
Усложнение: называние фамилии.
Приложение №12
Консультация для родителей
« Как знакомить ребёнка с историей семьи»
Расскажите ребёнку о том, как вы были детьми. Рассмотрите вместе с ним семейный альбом и
расскажите о людях, которые запечатлены на фотографиях рядом с вами (ваша мама – бабушка,
ваш папа – дедушка, ваша сестра – тётя и т.д.). Рассматривая фотографии, обращайте внимание на
то, как вы одевались в детстве, как в детстве одевались ваши родители; если на фото есть какие-
либо другие детали, расскажите о них.
Вспомните, в какие игры вы играли в детстве, с кем. Какие у вас были игрушки и как вы в них
играли. Как выглядел дом или комната, где вы жили, на чём вы спали, где делали уроки. Чем
больше мелочей вы вспомните, тем легче ребёнку будет представить жизнь во времена вашего
детства.
Если вы знаете о происхождении вашей фамилии, расскажите об этом ребёнку. Постарайтесь
воспитать в нём чувство гордости за свою фамилию с детства.
Обязательно расскажите сыну или дочери, как ваша семья оказалась в тех местах, где вы живёте
сейчас. Откуда вы приехали, на какой улице жили вы или ваши родители раньше, и как вы
переехали в этот дом.
Если в вашей семье сохранились какие-либо семейные реликвии, расскажите ребёнку историю
этих предметов. И если это старый любимый плюшевый мишка или даже китайские фарфоровые
вазы 17 века, позвольте ему прикоснуться к этим вещам. Представьте вместе, что их также
осторожно
касалась
прабабушка,
когда
была
маленькой.
Может,
вам
стоит
сделать
ребёнка
хранителем какой-либо семейной реликвии или рассказать о том моменте, когда эти предметы
перейдут к нему. Если таких предметов, передаваемых из поколения в поколение, в вашей семье
нет, то, возможно, среди ваших вещей сохранилась какая-нибудь игрушка, которая принадлежала
вам в детстве, или просто милая безделушка, которую можно отдать ребёнку как весточку из
«маминой (или папиной) страны детства». Эта игрушка может стать талисманом, символом
преемственности в вашей семье. Пусть ребёнок возьмёт её с собой, когда будет рассказывать о
вашей семье в саду.
Расскажите какой-нибудь необычный случай из вашей жизни, из жизни ваших родителей
(бабушки и дедушки).
Расскажите ребёнку о том, как изменилась жизнь семьи, когда родился он и его братья и
сёстры, о том, как вы ждали их появления, обрадовались, когда они родились. Как вы
выбрали для него имя. Расскажите малышу, кто помогал вам, пока он был маленьким.
Вспомните смешные случаи из детства, первые слова, сказанные им. Пусть у ребёнка
возникает ощущение, что он желанный, близкие люди ждали его появление и приняли его
как нового члена семьи.
Вы не обязательно должны следовать именно этим пунктам и рассказывать историю в этом
порядке. Не стоит рассказывать всё за один день.
Очень важно остановиться до того, как ваш сын или дочка заскучают. Пусть лучше малыш с
нетерпением ждёт продолжения, обещанного на завтра.
Старайтесь искренне отвечать на все вопросы, которые возникают у вашего малыша во время
рассказа. Зачастую в истории семьи есть моменты, которые мы пытаемся скрыть от детей.
Конечно, кроме вас никто не может решить, о чём говорить с ребёнком и о чём промолчать, но
помните, что дети очень хорошо чувствуют неискренность взрослого. А вот понимать и прощать
они порой умеют лучше, чем многие взрослые.
Чтобы не запутаться во множестве имён, нарисуйте вместе генеалогическое древо. Причём не
за один вечер, а постепенно. Двигаясь вслед за историями, дорисовывайте новые веточки. Если не
сохранились фотографии ваших предков, можно попросить ребёнка нарисовать ребёнка портреты
прабабушек и прадедушек так, как он их себе представляет по вашим рассказам.
Приложение № 13
Пословицы и поговорки для работы с детьми
О маме
1. Бабушке один только дедушка не внук.
2. Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
3. Лучше нету дружка, чем родная матушка.
4. Детки-радость, дети – горе.
5. Дитя плачет, а у матери сердце болит.
6. Дитя хоть криво, да отцу, матери мило.
7. Какова матка, таково и дитятко.
8. Матери все дети равны – одинаково сердцу больны.
9. Материнская ласка конца не знает.
10. Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадает, да скоро растает.
11. Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьёт.
12. При солнышке тепло, при матушке добро.
13. Для матери ребёнок до ста лет дитёнок.
14. С роднёй не без хлопот.
15. Детушек воспитать – не курочек посчитать.
16. Маменька родимая – свеча неугасимая.
17. Материнское сердце в детях.
18. Материнская забота в огне не горит, в воде не тонет.
19. Материнская молитва со дна моря достанет.
20. Сердце матери лучше солнца греет.
Пословицы и поговорки для работы с детьми
Об отце
1. Валяй, дети, отец в ответе.
2. Отец сына не на худо учит.
3. Вперёд батьки не суйся в пекло.
4. Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.
Пословицы и поговорки для работы с детьми
О семье
1. Не надобен клад, коль в семье лад.
2. Умел дитя родить, умей и научить.
3. В родной семье и каша гуще.
4. Вся семья вместе, так и душа на месте.
5. В гостях хорошо, а дома лучше.
6. Дружная семья гору сдвинет.
7. Дома и стены помогают.
Приложение №14
Консультация «Игры детей дома»
Хорошо, если ваш ребёнок имеет дома не более пяти разных образных игрушек (1-3 куклы),
(мягкие игрушки). Если сын с ранних лет не приучен играть с куклой, можно приобрести ему
куклу в образе мальчика, младенца. Девочке куклы разного пола. Отведите ребёнку место удобное
для игр, время для игры. Наблюдайте за играми малыша, активно включайтесь в них, старайтесь
ненавязчиво посоветовать, ребёнку во что играть, что можно делать во время игры, взяв на себя
игровую роль (мама, папа, врач), помогайте детям в осуществлении замысла.
От взрослых зависит, как ребёнок будет общаться с игрушками, изображающими людей,
животных, будут ли его друзьями, партнёрами по играм или ребёнок будет равнодушен к ним.
Участие взрослых в игре – пример поведения для ребёнка.
Игры с куклами, другими образными игрушками при правильном руководстве помогают детям
приобретать опыт положительных
отношений с детьми, взрослыми, воспитывают заботливое
отношение к ним. Хорошо если у ребёнка есть любимая игрушка, с которой он гуляет. Играет,
разговаривает, делит свои радости, огорчения.
В играх с детьми установите правила общения с игрушками: каждая образная игрушка должна
иметь своё имя, своё место. Нельзя образную игрушку носить за волосы, за ноги, за уши, бросать
на пол.
Приучите ребёнка к тому, что если он нечаянно уронил игрушку, надо поднять её, пожалеть
(если
игрушка передает образ). Необходимо приучать к правилу: поиграл – положи (посади)
игрушку на место.
Игрушка может быть соучастницей просмотра мультфильма, спектакля, кукольного театра;
кукол, мишек можно катать на санках, коляске, «проводить с ними занятие».
Не спешите выбрасывать старые игрушки. После «лечения» их руками близких игрушки
становятся ребёнку ещё ближе и дороже.
Приложение №15
Занятие «Зачем детям крёстные нужны?»
Цель: познакомить детей с обрядом крещения, рассказать, как выбирают ребёнку крёстных, их
обязанности в воспитании. Объяснить смысл пословиц: «Духовное родство – пуще плотского»,
«Добрая кума – прибавит ума». Воспитывать у детей интерес к истории своей семьи.
Материал к занятию: кукла-голышка, одежда кукольная.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает детям об обряде крещения малыша с показом иллюстраций.
Объяснить детям значение пословиц «Духовное родство – пуще плотского».
Физкультминутка: дидактическая игра «Одень младенца».
Затем воспитатель объясняет детям смысл пословицы «Добрая кума – прибавит ума».
Рассказать детям о том, каковы обязанности крёстного в воспитании своего крестника.
Дидактическая игра «Как поступить, чтобы крёстным угодить». («Хорошие дела – плохие
дела»).
Беседа с детьми об их крёстных. Дети рассказывают про своего крёстного или крёстную (2-3
рассказа).
Продуктивная деятельность: «Подарок крёстному» - по замыслу.
Приложение №16
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕ
«ДОСУГ СЕМЬИ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА»
Цель: актуализация потребности в планировании досуга семьи.
Задачи:
- привлечение внимания родителей к интересам и потребностям ребёнка;
- сплочение группы родителей детского сада, социально-психологическая поддержка процесса
объединение родителей в малые группы по интересам;
-
обогащение
родительско-детских
отношений
опытом
диалогического
эмоционально-
насыщенного общения.
Участники семинара:
родители группы; их дети ; администрация; воспитатели группы; психолог.
Материалы: круглый стол;листы бумаги на каждого участника; ручки;
цветные карандаши.
Продолжительность: 40 мин - 1,5 часа.
1.
Знакомство с рисунками детей и их рассказы о них.
Родителям предлагается познакомиться с рисунками, выполненными детьми по теме встречи.
Детям предоставляется возможность повторить свой рассказ по рисунку всем присутствующим.
Непоседливых можно занять рисованием. Родители следят, чтоб они не мешали остальным.
После
каждого
рассказа
психолог
давала
свои
комментарии
к
работе.
Акцентируется
всё
положительное из того, что связано с процессом создания рисунка и что отражено в рассказе о
нём:
использование большого количества ярких красок, а также деталей и аксессуаров;
изображение хорошего настроения на лицах людей;
оригинальность замысла и рассказа.
2.
Индивидуальное общение детей с родителями.
Родителям предлагалось задать вопросы ребёнку и записать ответы рядом со своими версиями.
Какая твоя любимая игрушка? За что ты её любишь?
Какое событие в твоей жизни самое запоминающееся?
3.
Обмен впечатлениями от бесед с детьми.
Проводится без детей. Родители отсаживаются за круглый стол и обсуждают полученную
информацию. Особое внимание отводится вопросу, совпали ли версии, и каковы расхождения.
Какие именно?
4.
Обмен впечатлениями от встречи.
Проводится также без детей. Родителям предлагается поделиться своими мыслями о том, что
они открыли для себя сегодня нового.
Родители просят высказаться по поводу интересных форм досугов.
5.
Домашние задания для детей и родителей.
Дома с детьми нарисовать совместный рисунок «Отдыхаем всей семьёй» или по желанию.