Напоминание

Система работы педагога по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения при взаимодействии с транспортной системой города


Автор: Кошелева Полина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Система работы педагога по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения при взаимодействии с транспортной системой города
Раздел: дошкольное образование





Назад





Система работы педагога по ознакомлению дошкольников

с правилами дорожного движения при взаимодействии с транспортной

системой города
Кошелева Полина Андреевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных. При построении системы работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города :  ребенок – пешеход;  ребенок – пассажир городского транспорта;  ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, снегокат, ролики). Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Обучая ребенка правилам дорожного движения в процессе игры, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это
сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. Ознакомление детей с правилами дорожного движения можно начать с организации предметно-развивающей среды, а именно с организации так называемого «Островка безопасности», в котором представить наборы транспортных средств, иллюстрации, дидактические игры «Собери машину», «Светофор», «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Перекресток» и др., атрибуты для сюжетно-ролевых игр, развивающие игры с применением современных технологий. В ознакомлении детей с правилами дорожного движения необходимо в настоящее время использовать инновационные методы, к которым относятся алгоритмические игры. В данных играх дети учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Цель алгоритмических игр заключается не только в закреплении правил дорожного движения, но и в обучении ориентировке в пространстве, в развитии монологической речи, в развитии логического мышления. Примеры алгоритмических игр: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором», «Дорога домой», целью которых является обучение детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения. В работе с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения эффективно использовать настольно-печатные игры. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Необходимо проводить диагностику знаний детьми правил дорожного движения. Исходя из полученных данных корректировать дальнейшую работу, какие задачи поставить, какие игровые приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной безопасности. Для прочтения и осознания школьниками «Паспорта дорожной безопасности», на котором будет изображён их безопасный путь в школу,
педагогам необходимо познакомить детей с материалами для участников дорожного движения
Участники дорожного движения.
Выйдя из подъезда своего дома, ты становишься пешеходом и имеешь цель движения и место, куда направляешься. Помимо цели, каждый выбирает для пешеходного движения свой маршрут. Мы стараемся, чтобы маршрут движения был как можно более удобным и безопасным. Маршрут – это путь нашего движения к цели. Пешеходы становятся участниками дорожного движения, когда они идут по дороге и прилегающим к ней территориям. Движение пешехода начинается во дворе дома. Пешеходы идут по тротуарам, пересекают проезжую часть дороги во дворе. Выйдя за пределы двора, пешеходы продолжают идти по тротуарам. Чтобы перейти на другую сторону улицы, они пользуются пешеходными переходами. Когда мы проходим по двору, двигаемся по тротуару вдоль дороги или переходим проезжую часть дороги, мы – участники дорожного движения. Поэтому мы должны соблюдать правила дорожного движения, выполнять
требования дорожных знаков, дорожной разметки, сигналов светофора и регулировщика. Находясь в дорожной среде нельзя играть, бегать, толкаться с друзьями, загораживать путь другим пешеходам, мешать движению автомобилей.
Задание:
 нарисуй свой безопасный маршрут в школу;  стрелочками пометь места перехода проезжей части;  обрати особое внимание на дорожные знаки, которые находятся у пешеходных переходов, возле школы.
Светофор
Светофор – техническое устройство, служащее для регулирования движения транспортных средств и пешеходов. Светофоры бывают транспортными и пешеходными.
Транспортный светофор регулирует движение транспортных средств, У него три сигнала – красный, жёлтый и зелёный. Пешеходный светофор регулирует движение пешеходов. У него два сигнала – красный и зелёный. Транспортные и пешеходные светофоры, установленные на перекрёстках и пешеходных переходах, действуют согласованно между собой. Если на транспортном светофоре горит красный или жёлтый сигналы, то на пешеходном светофоре в это время горит зелёный сигнал. Если транспортный светофор включает зелёный сигнал и разрешает движение автомобилям, то на пешеходном светофоре в это время горит красный сигнал и пешеходам разрешается переходить дорогу. На некоторых транспортных светофорах есть дополнительные секции с зелёными стрелками или без них. Включённые сигналы на этих секциях разрешают автомобилям повороты налево или направо.
Задание
:  нарисуйте светофор, который находится на вашем маршруте в школу;  обратите особое внимание на вид светофора, сигналы на нём при переходе вами дороги.
Переход через дорогу

Пешеходные переходы. Пешеходный переход служит для перехода через дорогу. На наличие пешеходного перехода указывает дорожный знак в виде голубого квадрата с шагающим человечком. Дорожная разметка «зебра» указывает место расположения пешеходного перехода на проезжей части дороги. Если на пешеходном переходе установлен светофор, то пешеходный переход называется регулируемым. Если на пешеходном переходе светофора нет, то он называется нерегулируемым. Дорожный знак и дорожная разметка показывают место пешеходного перехода на дороге. Переход нужно делать по правилам. Сначала необходимо убедиться, что переход будет безопасным. Если переход совершается по регулируемому пешеходному переходу, следует дождаться разрешающего сигнала светофора. Затем до начала движения через дорогу нужно посмотреть налево и убедиться, что автомобили остановились на сигнал светофора. Затем нужно посмотреть направо и убедиться, что автомобили, двигающиеся по другой стороне дороги, также остановились на сигнал светофора. После этого можно начинать движение по переходу, продолжая смотреть налево, чтобы быть уверенным, что опасность с этой стороны отсутствует и двигающихся автомобилей там нет. Дойдя до середины дороги, нужно смотреть направо, чтобы быть уверенным в отсутствии опасности и с этой стороны. Продолжая контролировать ситуацию справа, пешеход может пересечь вторую половину дороги. Если переход совершается по нерегулируемому пешеходному переходу, следует посмотреть налево и убедиться, что поблизости нет автомобилей или они находятся на достаточном для их остановки расстоянии. Затем нужно
посмотреть направо: автомобили, двигающиеся по другой стороне дороги, также должны находиться на безопасном расстоянии. После этого нужно еще раз посмотреть налево и удостовериться, что опасность с этой стороны по-прежнему отсутствует. Только после этого можно начинать переходить дорогу, продолжая контролировать ситуацию слева. Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо, чтобы быть уверенным в отсутствии опасности и с этой стороны. Продолжая контролировать ситуацию справа, пешеход может пересечь вторую половину дороги. По действующим правилам дорожного движения водители должны остановиться или замедлить движение, чтобы пропустить пешехода, начавшего движение по пешеходному переходу. Но пешеход не должен злоупотреблять этим правилом и принимать собственные меры к обеспечению безопасного перехода через дорогу. Переходя дорогу, нужно думать только о переходе. Нельзя отвлекаться на что-то по сторонам. Нужно прекратить разговоры, внимательно смотреть за движением автомобилей и оценивать связанную с ними опасность. Через дорогу нельзя бежать или идти вразвалочку. Двигаться нужно быстро, уверенно, контролируя ситуацию на дороге по обе стороны от перехода. Почему нужно постоянно контролировать ситуацию на дороге во время перехода через нее? Прежде всего, потому, что есть автомобили, которые могут не выполнять правила дорожного движения и требуют, чтобы все уступили им дорогу. Это случается, когда автомобиль «скорой помощи» торопиться оказать срочную помощь больному человеку, пожарные могут спешить на пожар, автомобили полиции направляются на место совершения преступления. При этом они включают специальные сигналы – проблесковые маячки синего и красного цветов, сирены. В этом случае пешеходу нужно прекратить движение и вернуться назад или остановиться на разделительной полосе.
Нельзя начинать переход раньше остановки всех автомобилей, так как некоторые из них могут еще продолжать движение. Поэтому главное правило для пешехода при переходе через дорогу заключается в том, что начинать переход можно только будучи уверенным в полной безопасности перехода и немедленно остановиться в безопасном месте (вернуться назад), если ситуация перестанет быть безопасной.
Задание
: 1. Чем регулируемый пешеходный переход отличается от нерегулируемого пешеходного перехода:  регулируемый пешеходный переход отличается от нерегулируемого тем, что он обозначается специальной дорожной разметкой («зебра») и дорожными знаками;  регулируемый пешеходный переход отличается от нерегулируемого тем, что движение пешеходов на нем регулируется светофором;  движение пешеходов на регулируемом пешеходном переходе регулирует регулировщик. 2. Как должен поступить пешеход, начавший переход дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, если к переходу быстро приближается автомобиль с включенными спецсигналами (горят маячки красного или синего цветов, звучит сирена)?  продолжить движение, так как в этом случае пешеход пользуется правом преимущественного перехода дороги;  если пешеход только начал переход, то ему нужно быстро вернуться на тротуар и подождать, пока автомобиль с включенными сигналами проедет переход;  если пешеход прошел по нерегулируемому пешеходному переходу большую часть пути, он должен ускориться и быстрее закончить переход;  оставаться на месте.

Переход через дорогу в отсутствии пешеходного перехода
Пешеходные переходы – наземные, подземные или надземные имеются не на всех дорогах. На больших дорогах с редким движением автомобилей в городе и за городом, как правило, нет дорожной разметки и нет специально обозначенных пешеходных переходов. Как же перейти дорогу в этих случаях? В этом случае обязательно нужно соблюдать все правила перехода дороги по нерегулируемому пешеходному переходу и переходить дорогу по кратчайшему расстоянию поперек проезжей части. До начала движения следует посмотреть налево и убедиться, что поблизости нет автомобилей или они не успеют доехать до места перехода дороги за то время, которое нужно пешеходу, чтобы ее перейти. Затем нужно посмотреть направо: автомобили, двигающиеся по другой стороне дороги, также должны находиться на безопасном расстоянии. После этого нужно еще раз посмотреть налево и удостовериться, что опасность с этой стороны по-прежнему отсутствует. Только после этого можно начинать переходить дорогу, продолжая контролировать ситуацию слева. Идти нужно спокойно, уверенно, не торопиться и не бежать. Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть
направо, чтобы быть уверенным в отсутствии опасности и с этой стороны. Продолжая контролировать ситуацию справа, пешеход может пересечь вторую половину дороги. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье. Поэтому необходимо тесно сотрудничать с ними по данному вопросу, дать рекомендации, как вести сея на улице с детьми, какие проводить наблюдения. Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. В заключении можно сказать, что каждому воспитателю, педагогу необходимо овладеть современными научно-педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД, уметь применять эти знания на практике с учетом возрастных особенностей детей и ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста. И возможно, тогда число дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.
Литература
1. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/ под ред. Е, А. Романовой.- М.: ТЦ Сфера, 2005 2. Сарамуд Г.А. Я – Примерный пешеход. Праздник для всех возрастных групп.// Ребенок в детском саду, 2010.-№3.- с.65 3. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2003 4. Шкраба Н.Г. В школе дорожных наук. Комплексное занятие в под. гр.// Ребенок в детском саду, 2010.-№3.- с.63


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!