Напоминание

Дню космонавтики посвящается...


Автор: Хамцова Лариса Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "Станция юных техников Белгородского района Белгородской области"
Населённый пункт: Белгородская область, п. Дубовое
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дню космонавтики посвящается...
Раздел: дополнительное образование





Назад





Дню космонавтики посвящается…
Звездное небо – небольшая часть безграничного космоса. Земляне всех поколений всегда смотрели на него с незаурядным любопытством и тревогой. А что там дальше? Есть ли еще где-то существа, похожие на нас? Чего ожи- дать от космоса – добра или зла? Лишь в 60-х годах 20 столетия человек впервые преодолел земное притяжение и предпринял первые шаги в космосе. Что же такое космос? Это – то бесконечное пространство, которое окружает нашу Землю. Космос – глобальная среда, которая является общей для всего человече- ства. Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.
Цель:
создание условий для развития мотивации детей к изучению кос- монавтики, средствами досугового мероприятия.
Задачи:
 прививать чувство гордости за достижения нашей страны в области космонавтики;  воспитывать экологическое сознание;  закрепить и обобщить знания обучающихся о космосе, его строении;  развивать познавательный интерес, умение наблюдать и анализировать.
Викторина

Педагог
: Здравствуйте! В космосе так здорово! Звёзды и планеты В чёрной невесомости Медленно плывут! В космосе так здорово! Острые ракеты На огромной скорости Мчатся там и тут! Так чудесно в космосе! Так волшебно в космосе! В настоящем космосе Побывал однажды! В настоящем космосе! 1
В том, который видел сквозь, В том, который видел сквозь Телескоп бумажный! Что же такое «Звезды» и «Космос»; «Вселенная» и «Галактика»? (Отве- ты детей).
Педагог
: Вселенная – это весь мир, который окружает нас (вся земля, все страны, всё мироздание). Звезда – небесное тело, в котором идут, шли или будут идти термоядер- ные реакции. Солнце – это типичная звезда. Потребовалось тысячелетнее развитие науки, чтобы человечество осознало простой и вместе с тем величе- ственный факт, что звезды – это объекты, более или менее похожие на Солн- це, но только отстоящие от нас на несравненно большие расстояния. Созвездия – в современной астрономии участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звёздном небе. В древности созвездиями назывались характерные фигуры, образуемые яркими звёздами. Галактика – гигантская звёздная система, в которую входит около 200 миллиардов звёзд, в том числе Солнце со всеми планетами. По безбрежным просторам Вселенной, подобно группам островов, тес- но прижавшихся друг к другу, рассыпаны скопления звезд – галактики. Млеч- ный путь – так называемая наша Галактика, в которой «умещаются» миллиар- ды звёзд. Я думаю, что каждый из вас видел Млечный путь, особенно хорошо его можно наблюдать в конце лета. На внешний вид Млечный путь напомина- ет рассеянную полосу света с огромным количеством звёзд. Теперь давайте выясним, сколько галактик во Вселенной. Астрономы с помощью телескопов установили, что, помимо нашей Галактики, существуют миллионы других. Точное их количество никто назвать не может. Галактики «разбросаны» по всей Вселенной, находятся они на разном расстоянии друг от друга. Самые дальние из наблюдаемых групп расположены на громадном расстоянии от Млечного Пути. А некоторые галактики расположены так да- леко от Земли, что даже представить себе это расстояние невозможно. Теперь, ребята, давайте поговорим о планетах. Скажите, пожалуйста, какие планеты вам известны? (Ответы детей). В древних представлениях о Вселенной Земля считалась плоской, а планеты рассматривались лишь как светящиеся точки на небесном своде, отличавшиеся от звёзд только тем, что они перемещались между ними, переходя из созвездия в созвездие. За это планеты и получили название, означающее «блуждающие». Наблюдателям древности было известно пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и 2
Сатурн. На самом деле их восемь: Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран, Венера, Марс, Меркурий, Земля. Почему все планеты отличаются друг от друга? Каждая из планет осо- бенная, не такая, как другие. Причина кроется в том, что любая планета дей- ствительно неповторима и состоит из разных веществ и на различном рассто- янии от солнца. На самом деле мы не так уж много и знаем о том, из чего со- стоят планеты, и этот вопрос – один из тех, ответ на который человечество надеется получить путем исследований космоса. Вот мы и познакомились немного с нашей Вселенной. Еще очень много вопросов, тайн и загадок кроется в звездном небе. И вам предстоит многие из них разгадать. Вы слушали внимательно? Всё хорошо запомнили? Предлагаю разде- литься на две команды и проверить наши знания, участвуя в познавательной программе. Согласны? (дети делятся на две команды)
«КОСМИЧЕСКИЙ ТУР»
(педагог задает вопросы командам по очере- ди, за правильный ответ команда получает звезду)
Вопросы
1. Что такое Вселенная? 2. Что такое Галактика? 3. Что такое Млечный Путь? 4. Что такое звезда? 5. Что такое созвездие? 6. Назовите первый космический аппарат, выведенный на орбиту Земли в 1957 г. («Спутник».) 7. Кто первым из космонавтов вышел в открытый космос? (А. А. Леонов.) 8. Назовите первого космонавта планеты. (Ю. А. Гагарин.) 9. Как называется индивидуальное герметичное снаряжение космонавта? (Скафандр.) 10. Как называется состояние, с которым космонавт сталкивается во время полета и которое является для него самой большой проблемой? (Невесо- мость.) 11. Для испытания силы воли и выносливости кандидат в эту профессию должен 7 минут просидеть, погрузив ноги в воду со льдом, 3 часа провести в тем- ном звукоизолированном помещении, 2 часа в особой термокамере при температу- ре +50°С. Чтобы выявить скрытые патологии и резервные возможности организма, испытания еще проводятся в барокамере, на центрифуге, «качелях Хилова». О ка- кой профессии идет речь? (Космонавта.) 3
12. Как называется научно-технический комплекс, который предназначен для сборки, подготовки и, главное, для запуска космических аппаратов? (Космо- дром.)
«УГАДАЙ-КА»
(командам раздаются карточки с вопросами и вариан- тами ответов) 1. Назовите имя и отчество первого космонавта.  Юрий Николаевич;  Алексей Юрьевич;  Николай Юрьевич; 
Юрий Алексеевич.
2. Назовите страну, которая первой запустила искусственный спутник Земли.  США; 
СССР;
 Великобритания;  Япония. 3. Кто побывал в космосе первым?  человек;  обезьяна;  крыса; 
собака.
4. Сколько планет насчитывает Солнечная система?  •6;  •
8
;  •9;  •10. 5. Назовите то место Солнечной системы, куда ступала нога человека.  Венера; 
Луна;
 Марс;  Юпитер. 6. Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? 
Н. Коперник;
 Г. Галилей;  И. Ньютон; 4
 К. Э. Циолковский. 7. Как звали первую собаку, побывавшую в космосе?  Звездочка;  Стрелка; 
Лайка;
 Белка. 8. Назовите фамилию первой в мире женщины-космонавта.  К. Л. Найберг;  Е. В. Кондакова;  С. Е. Савицкая; 
В. В. Терешкова.
9. Что не является созвездием Вселенной?  Большая Медведица;  Малая Медведица; 
Большой Пес;
 Кентавр. 10. Какой станции для исследования космического пространства не существо- вало?  «Союз»; 
«Эра»;
 «Салют»;  «Мир». 11. Как называется современная космическая станция?  КСИ (космическая станция исследований); 
МКС (международная космическая станция);
 ОКС (объединенная космическая станция);  СИК (станция изучения космоса). 12. Как называется городок, в котором живут космонавты до и после полетов?  Космический; 
Звездный;
 Солнечный;  Лунный.
«КОСМОНАВТИКА»
Вопросы 5
1. Когда Советский Союз осуществил запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.) 2. Какова масса первого спутника Земли? (83,6 кг.) 3. Сколько суток провел на орбите первый спутник? (92 суток.) 4. Как назывался космический корабль, на котором был осуществлен пер вый запуск человека в космос? («Восток-1».) 5. Как долго продолжался первый полет человека в космосе? (108 ми- нут.) 6. С какого космодрома был произведен запуск первого космического корабля с человеком на борту? (С Байконура.) 7. Кто из космонавтов первый вышел в открытый космос и когда? (А. А. Леонов; 18 марта 1965 г.) 8. Как называется американский корабль многоразового ис- пользования? (Шаттл) 9. Назовите фамилию человека, впервые ступившего на поверхность Луны 21 июня 1961 г. (Нил Армстронг.) 10. Назовите главного конструктора первых советских космических кора- блей. (С. П. Королев.)
«СЛОВОГРАД»
(Участникам нужно составить как можно больше слов из слова «космо- дром». Затем следует подведение итогов, награждение победителей. Стартуют в космос корабли – Вслед за мечтою дерзновенной! Как здорово, что мы смогли В просторы вырваться Вселенной! Приятно всё же сознавать Себя жильцами в Звёздном Доме, В Миры как в комнаты шагать – Через порог на космодроме.
Педагог
: Замечательно, что сложные вопросы о Вселенной и космонав- тике Вам понравились. Надеюсь полученные сегодня знания Вы расширите на уроках астрономии и в кружках юных космонавтов. На этом наша программа подошла к концу. До свидания! До новых встреч!!! 6

Список литературы:
1. Вильвовская А.В. Человек и космос. Книга по астрономии для учащих- ся старших классов гуманитарного направления/ А.В. Вильвовская. – М., Наука, 1994. – 256 с., ил. 2. Космонавтика. Энциклопедия /Гл. ред. В. П. Глушко. – М., Сов. энцик- лопедия, 1985, – 528 с., ил. 3. Леонов А.А., Соколов А.К. Жизнь среди звезд/ А.А. Леонов. – М., Мо- лодая гвардия, 1980 г. 4. Мультимедийный диск: Познавательная коллекция “Русский космос” 5. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров. – М. Сов. энциклопедия, 1984 г., – 1600 с., ил. 6. Энциклопедический словарь юного астронома/ Сост. Ерпылев Н.П. – Педагогика,1986. – 336 с. 7. Энциклопедия для детей. Астрономия. – М., ЗАО “Дом Книги” “Аван- та”, 2001, – 688 с., ил. 7


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!