Автор: Макарова Татьяна Олеговна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д/с "Лучик" Населённый пункт: город Балашов Саратовская область Наименование материала: Статья Тема: Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ
Опыты и эксперименты в дошкольном возрасте, как средство развития
у
детей
познавательной
активности,
любознательности,
стремления
к
самостоятельному познанию и размышлению.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им
присуще
наглядно-действенное
и
наглядно-образное
мышление,
а
экспериментирование,
как
ни
какой
другой
метод,
соответствует
этим
возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые
три года – практически единственный способ познания мира. Мир вокруг
ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в
новых впечатлениях.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность
удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным,
исследователем, первооткрывателем .
Дети дошкольного возраста являются исследователями окружающего
мира. Именно в опытно-экспериментальной деятельности создаются условия
для
ребенка,
в
которых
предметы
наиболее
ярко
обнаруживают
свою
сущность, скрытую в обычных ситуациях. Опыты и эксперименты, как и
игровая деятельность, способствует развитию целостной личности ребенка. В
основе
экспериментальной
деятельности
дошкольников
лежит
жажда
познания,
стремления
к
открытиям,
любознательность,
потребность
в
умственных впечатлениях, что ведет к интеллектуальному и эмоциональному
развитию .
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется
эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира
– метод экспериментирования. Достоинство метода заключается в том, что он
дает
детям
реальное
представление
о
различных
сторонах
изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В
экспериментировании
современного
ребёнка
привлекает
сам
процесс,
возможность
проявления
самостоятельности
и
свободы,
реализации
замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому .
В
совершенстве
владеть
всеми
экспериментальными
умениями
под
силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно
добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации
может
выст роить
эксперимент а льная
деятельно сть.
Д е т с ко е
экспериментирование
достаточно
легко
интегрируется
во
многие
виды
деятельности.
Основной
формой
работы
является
совместная
деятельность:
путешествия,
эксперименты,
экскурсии,
также
организуются
целевые
прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им
целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к
познанию.
Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение
определенных
психолого-педагогических
условий,
способствующих
достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям
необходимо
отнести
три
основных
компонента:
содержание,
предметно-
развивающая среда и психологический комфорт.
Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности
детей,
целесообразно
отметить
необходимость
создания
картотеки
экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный
материал
является
основным
помощником
педагогу
в
подготовке
и
организации
детской
деятельности,
ведь
в
каждой
из
карточек
отражена
информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование,
которое
необходимо
для
опыта
и
фиксированный
ожидаемый
результат.
Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся
материалы
в
зависимости
от
возраста
детей,
тематики,
программного
содержания и др. Причем, система разработанных форм экспериментальной
деятельности
не
противоречит,
а,
наоборот,
является
составной
частью
комплексно-тематического
планирования
всего
во спит ательно-
образовательного процесса.
Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их
любознательность,
постоянное
стремление
к
эксперименту,
желание
самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов
ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять. В
практике работы дошкольных учреждений в последнее время всё больший
акцент
делается
на
создание
условий
для
с а м о с т оя т е л ь н о го
экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к
творческому отношению к выполняемой деятельности .
В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое
значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние
параметры
объектов
природы
(окрас,
строение,
запах
и
д.
р.,
но
и
приобретают
различные
навыки,
направленные
на
познание
или
практическое
преобразование
природы
(труд
по
уходу
за
растениями
и
животными, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений) .
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в
первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является
непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью
осуществляется
восприятие
хода
работы
и
её
результатов.
Но
само
наблюдение может происходить и без эксперимента. Например: наблюдение
за весенним пробуждением природы не вязано с экспериментом, поскольку
процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения
возникают между экспериментом и трудом.
Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит
ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения
за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся
ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда
воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и
неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у
них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны
воспитания,
развивают
наблюдательность
и
пытливость
ума,
развивают
стремление
к
познанию
мира,
все
познавательные
способности,
умение
изобретать,
использовать
нестандартные
решения
в
трудных
ситуациях,
создавать
творческую
личность,
где
психолого-педагогические
условия
являются определяющим фактором.
Существуют
различные
принципы
классификации
экспериментов.
Каждый
из
них
мы
рассмотрим
подробнее.
По
характеру
объектов,
используемых в эксперименте проводятся
опыты с растениями, опыты с
животными,
опыты
с
объектами
неживой
природы
и
опыты,
объектом
которых является человек.
Для
грамотного
осуществления
опытно-экспериментальной
деятельности с детьми подходят такие материалы, как:
–
рекомендации
по
организации
опытно-экспериментальной
деятельности;
– примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования;
– перспективное планирование опытов и экспериментов;
– памятка о проведении занятия-экспериментирования;
– картотека опытов;
– п а м я т к а
д л я
в о с п и т а т е л я
« О р г а н и з а ц и я
д е т с к о г о
экспериментирования»;
–уголки экспериментальной деятельности;
В
связи
с
этим
в
дошкольном
образовательном
учреждении
эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота
конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия
приборов
и
однозначность
получаемых
результатов,
показ
только
существенных
сторон
явления
или
процесса,
отчетливая
видимость
изучаемого
явления,
возможность
участия
ребенка
в
повторном
показе
эксперимента .
В
работах
Н.Н.
Поддьякова
было
выделено
два
вида
детского
экспериментирования:
–
бескорыстное
экспериментирование,
направленное
на
выяснение
связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической
задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний,
сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса
познания;
–
утилитарное
экспериментирование,
направленное
на
решение
дошкольником конкретной практической задачи. В данном случае процесс
познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний
необходимых для достижения практического результата.
Оба
вида
экспериментирования
играют
большую
роль
в
развитии
дошкольника. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию
субъекта
познания
и
деятельности
(О.В.
Дыбина,
А.И.
Савенков,
О.В.
Афанасьева).
Стержнем
экспериментирования
является
исследовательская
активность ребенка, которая дает направление исследовательского поиска и
настойчивость в достижении значимой для него цели. Исследовательская
активность позволяет дошкольнику получить ответы на множество «почему»,
которые его волнуют.
Благодаря
познавательному
интересу
и
сами
знания,
и
процесс
их
приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным
фактором воспитания личности. Детям свойственно сильное стремление к
познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений
в своих исследованиях, и это его свойство, проявившись довольно рано на
всех
возрастных
этапах,
продолжает
оставаться
его
важнейшей
отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий
залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в
познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность,
чтобы чему-нибудь научиться
[2]
.
В
процессе
организации
опытно-экспериментальной
деятельности
необходимо:
1. Способствовать освоению детьми разных способов обследования,
установлению
связей
между
способом
обследования
и
познаваемым
свойством предмета;
2. Поддерживать у дошкольников интерес к живой и неживой природе,
к наблюдению, экспериментированию, изучению материалов энциклопедий,
журналов;
3. Развивать желание активно познавать и действовать с природными
объектами, материалами с учетом избирательности и предпочтений детей;
4.
Стимулировать
самостоятельность
в
процессе
познавательно-
исследовательской
деятельности:
в
выдвижении
предположений,
отборе
способов
проверки,
установлению
связей,
достижении
результата,
их
интерпретации и применении в деятельности;
5. Развивать
у детей познавательные способности (анализ, синтез,
классификация, сравнение, обобщение);
6.
Развивать
мышление
в
процессе
деятельности:
в
выдвижении
предположений,
отборе
способов
проверки,
достижении
результата,
их
интерпретации и применении в деятельности;
7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении опытов и экспериментов.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными
исследовательскими
методами,
с
различными
способами
измерений,
с
правилами
техники
безопасности
при
проведении
эксперимента.
Дети
сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы
знаний
и
умений,
полученных
в
специально
организованных
видах
деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный
запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с
эстетическим
развитием
ребенка.
Особое
интеллектуально
активное,
эмоциональное
отношение
к
окружающему,
культивируемое
педагогом,
проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента
свое личное переживание и представление о предметах и явлениях мира.
Критерием
результативности
детского
экспериментирования
является
не
качество
результата,
а
характеристика
процесса,
объективирующего
интеллектуальную
активность,
познавательную
культуру
и
ценностное
отношение к реальному миру.
Организация
самостоятельной
экспериментальной
деятельности
ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом
двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не
только
его
руководителем,
включиться
в
реальный,
фактически
осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им
способов
должна
включать
анализ
критериев
-
насколько
пригоден
найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или
ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение,
оценка найденного способа действия - таковы три составляющие личностно-
развивающего обучения, исключающего следование строго определенным
эталонам
и
образцам.
Именно
такое
познание
способствует
обретению
ребенком
творчески
парадоксального
видения
мира,
творческого,
созидательного
отношения
к
нему.
Разрешение
проблемной
ситуации
возможно
различными
способами
-
позитивными,
негативными,
и
в
зависимости
от
выбора
способа
ее
разрешения
формируется
общая
негативная
или
позитивная
картина
мира
в
сознании
ребенка,
а
следовательно, и стратегия его поведения во взаимоотношениях с людьми и
объектами.
Таким образом, на мой взгляд, в работе по опытно-экспериментальной
деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в
комплексе,
правильно
сочетать
их
между
собой.
Выбор
методов
и
необходимость комплексного их использования определяется возрастными
возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных
задач, которые решают воспитатели.
Освоение
систематизированных
поисково-познавательных
знаний,
становление
опытно-экспериментальных
действий
формирует
основы
логического
мышления,
обеспечивает
максимальную
эффективность
интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к
обучению в школе.