Напоминание

Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ


Автор: Макарова Татьяна Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с "Лучик"
Населённый пункт: город Балашов Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ
Опыты и эксперименты в дошкольном возрасте, как средство развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем . Дети дошкольного возраста являются исследователями окружающего мира. Именно в опытно-экспериментальной деятельности создаются условия для ребенка, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Опыты и эксперименты, как и игровая деятельность, способствует развитию целостной личности ребенка. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, что ведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию . В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В экспериментировании современного ребёнка привлекает сам процесс,
возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому . В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выст роить эксперимент а льная деятельно сть. Д е т с ко е экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды деятельности. Основной формой работы является совместная деятельность: путешествия, эксперименты, экскурсии, также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию. Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно- развивающая среда и психологический комфорт. Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания и др. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью
комплексно-тематического планирования всего во спит ательно- образовательного процесса. Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять. В практике работы дошкольных учреждений в последнее время всё больший акцент делается на создание условий для с а м о с т оя т е л ь н о го экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности . В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений) . Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например: наблюдение за весенним пробуждением природы не вязано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и
неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность, где психолого-педагогические условия являются определяющим фактором. Существуют различные принципы классификации экспериментов. Каждый из них мы рассмотрим подробнее. По характеру объектов, используемых в эксперименте проводятся опыты с растениями, опыты с животными, опыты с объектами неживой природы и опыты, объектом которых является человек. Для грамотного осуществления опытно-экспериментальной деятельности с детьми подходят такие материалы, как: – рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности; – примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования; – перспективное планирование опытов и экспериментов; – памятка о проведении занятия-экспериментирования; – картотека опытов; – п а м я т к а д л я в о с п и т а т е л я « О р г а н и з а ц и я д е т с к о г о экспериментирования»; –уголки экспериментальной деятельности; В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость
изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента . В работах Н.Н. Поддьякова было выделено два вида детского экспериментирования: – бескорыстное экспериментирование, направленное на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания; – утилитарное экспериментирование, направленное на решение дошкольником конкретной практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний необходимых для достижения практического результата. Оба вида экспериментирования играют большую роль в развитии дошкольника. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О.В. Дыбина, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева). Стержнем экспериментирования является исследовательская активность ребенка, которая дает направление исследовательского поиска и настойчивость в достижении значимой для него цели. Исследовательская активность позволяет дошкольнику получить ответы на множество «почему», которые его волнуют. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений в своих исследованиях, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах, продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в
познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться [2] . В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности необходимо: 1. Способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета; 2. Поддерживать у дошкольников интерес к живой и неживой природе, к наблюдению, экспериментированию, изучению материалов энциклопедий, журналов; 3. Развивать желание активно познавать и действовать с природными объектами, материалами с учетом избирательности и предпочтений детей; 4. Стимулировать самостоятельность в процессе познавательно- исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, установлению связей, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности; 5. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); 6. Развивать мышление в процессе деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности; 7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с
эстетическим развитием ребенка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое личное переживание и представление о предметах и явлениях мира. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру. Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев - насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия - таковы три составляющие личностно- развивающего обучения, исключающего следование строго определенным эталонам и образцам. Именно такое познание способствует обретению ребенком творчески парадоксального видения мира, творческого, созидательного отношения к нему. Разрешение проблемной ситуации возможно различными способами - позитивными, негативными, и в зависимости от выбора способа ее разрешения формируется общая негативная или позитивная картина мира в сознании ребенка, а следовательно, и стратегия его поведения во взаимоотношениях с людьми и объектами. Таким образом, на мой взгляд, в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными
возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!