Автор: Абрамчук Светлана Геннадьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: ЛГ МАОУ ДО "ДШИ" Населённый пункт: г.Лангепас ХМАО-Югра Тюменская область Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная программам Тема: Первые шаги в театральном творчестве Раздел: дополнительное образование
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по организации внеурочной
деятельности в рамках ФГОС «Первые шаги в театральном творчестве»
предполагает включение
ребенка в театрально-игровую деятельность через «погружение» его в русское народное творчество:
традиции, народные игры, фольклор.
Пояснительная записка
Направленность
программы .
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Первые шаги в театральном творчестве» рассчитана на детей младшего школьного
возраста для развития их творческого потенциала, личностных качеств, средствами театрализации
через
познание
русских
народных
праздников,
традиций,
фольклора.
Театрализация
–
как
вид
активной деятельности в школьной жизни для развития ребёнка, сегодня важна и значима, особенно
у младших школьников, потому что именно в этом возрасте активно формируются этические и
нравственные ценности, происходит становление и развитие творческой личности.
Актуальность
программы заключается
в
том,
что
она
определяет
новые
ориентиры
в
формировании личности ребёнка, побуждает, развивает его духовно – нравственные ценности. В
современных условиях необходимо сохранить и передать подрастающему поколению самобытную
культуру русского народа,
богатства духовной жизни, выбрать самое
необходимое и важное
созданное нашими предками за много веков. В русских народных праздниках, обычаях и традициях
заложены важнейшие элементы воспитательной системы народной педагогики. Народный праздник
доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать праздник,
как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Ребенок, играя, погружается в мир
народного и театрального творчества. Театр является синтезом искусств, то занятия этим видом
деятельности наиболее полно позволяют развивать общие способности детей, умение плодотворно
сотрудничать
в
группе
и
формировать
личностные
качества
ребенка,
такие
как
доброта,
отзывчивость, уважение, взаимовыручка.
Программа «Первые шаги в театральном творчестве» разработана на основе:
1.
«Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих
программ», разработанных Минобрнауки
РФ совместно с ГАОУ ВО
«Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт
развития
образования
«Открытое
образование»,
направленных
письмом
Департамента
образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа
Югры
от
02.12.2015 №10-Исх-12700.
2.
Положения
ЛГ
МАОУ
ДО
«ДШИ» о
структуре,
порядке
разработки,
утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 31.08.2016 № 188.
Отличительные
особенности
программы
заключаются
в
актуализации
значимости
театрально-игровой деятельности ребенка при знакомстве и изучении русских народных праздников
и обрядов для развития его творческого потенциала, личностных качеств, речевой деятельности,
эмоциональной сферы, психических процессов. Участвуя в театрализованных и народных
играх,
дети знакомятся с окружающим миром. Разностороннее влияние игры на личность ребёнка позволяет
использовать их, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Детям, нравится играть,
особенно со сверстниками. Игра для них - дело серьёзное, но, в тоже время, весёлое и она входит в
жизнь
ребенка
точно
так
же,
как
родная
речь,
дает
ему
средства
познания,
преобразования,
выражения своего отношения к миру, межличностного общения, которое в век компьютеризации, так
необходимо детям. Детская потребность в игре, совпадает с игровой природой актерского искусства.
Театрально – игровая деятельность в начальном образовании должна быть положена в основу
развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком
саморазвития, в то время, когда другие виды предметной деятельности еще не способны дать ребенку
доступных для этого средств.
Адресат программы . Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по
организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ориентирована на учащихся 1 - 4 классов
общеобразовательной школы. Возраст детей - 6 – 11 лет.
Наполняемость
групп - 10 – 15 человек. Если группа составляет более 15 человек, необходимо
проводить занятия по подгруппам, для более продуктивной работы и получения положительного
результата.
Объём программы – один год обучения 136 часов; 4 года обучения – 544 часа .
Формы организации образовательного процесса. Образовательный процесс строится на
взаимосвязи
учебных
занятий,
творческих
мастерских
и
итоговых
образовательных
событий,
позволяющих включиться ребенку в творческий процесс: разучивание жанров русского устного
народного
творчества,
народных
игр,
изготовление
реквизитов,
декораций
к
образовательным
событиям и участие в праздниках на основе русских народных традиций.
Специфика обучения театральному творчеству подразумевает различные формы работы
с детьми:
коллективную
групповую
мелкогрупповую
работу в парах
индивидуальную.
Основные виды занятий:
учебное занятие
занятие – игра
занятие – путешествие
творческая мастерская
итоговое тематическое образовательное событие: фольклорный праздник, обряд
интегрированное занятие, объединенное единой темой
проектное занятие
контрольное занятие.
Важнейшей деятельностью в детском театре является процесс репетиций, процесс творческого
переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие
индивидуальных способностей учащегося, развитие основных психических процессов и качеств
(восприятия,
памяти,
внимания,
фантазии,
наблюдательности
и
т.д.).
Происходит
усвоение
социальных норм поведения. Таким образом, работа над этюдами, картинами и сценами из праздника
или обряда не менее важна, чем постановка самой сказки или самого праздника и обряда.
Педагог
оставляет
за
собой
право
вносить
изменения
в
программу
по
фольклорному
материалу и замене тем.
Срок освоения программы . Программа рассчитана на 4 года обучения.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Цель программы: развитие творческого потенциала и формирование личностных качеств у
младших
школьников
средствами
театрального
искусства
через
знакомство
с
традиционными
русскими народными праздниками, обрядами и традициями.
Задачи программы:
1.
Дать понятие детям о сущности, значении и внутреннем содержании традиционных русских
народных праздников и обрядов как основы духовно – нравственной культуры русского
народа.
2.
Развивать навыки театрально – исполнительской деятельности, творческого воображения.
3.
Развивать у детей речевую деятельность, эмоциональную сферу.
4.
Формировать у детей уважение к традиционным русским народным праздникам, обрядам.
5.
Способствовать воспитанию культуры общения, умение доброжелательно общаться, сообща
творчески сотрудничать в коллективе.
Работа по программе строится по трем тематическим разделам.
Учебно – тематический план программы на 4 года обучения
14
2.1 народные игры
(хороводные, обрядовые,
игрища)
2
10
3
10
3
8
3
7
2.2 театральные игры
2
8
2
7
2
8
1
6
2.3.контрольное занятие
(декабрь-январь)
1
1
1
1
1
1
1
1
Раздел 3. Народный
календарь.
21
21
20
22
18
21
14,5
28,5
3.1 русские календарные
праздники годового цикла
(традиционные русские
народные праздники)
4
2
5
3
4
3
4,5
6
3.2 обычаи и обряды
(традиции)
8
2,5
7
5
7
5
4,5
7
3.3 быт, уклад жизни
русского народа
3
2,5
3
2
3
3
3,5
5
3.4 жанры фольклора
4
12
3
10
3
7
1
7,5
3.5 творческая мастерская,
контрольное занятие
(декабрь, февраль-апрель,
май)
2
2
2
2
1
3
1
3
Всего часов
47
89
46
90
44
92
35,5
100,5
Итого:
136
136
136
136
Содержание программы
Раздел 1. «Путешествие в мир театра» .
Учащимся предлагаются беседы и творческие
занятия по теме «Театральная азбука», такие, как: правила поведения в театре, зритель в театре,
устройство зрительного зала, театральные профессии и термины, разновидности театров, их отличие
друг от друга, этикет, взаимодействие артиста и зрителя. Происходит знакомство детей с историей
театра через игру «Петрушка – сказочник», «Театральное подворье», «Мир театра». Изучая тему
«Основы актёрского мастерства» учащиеся приобретают
актёрские навыки: умение общаться с
партнёром на сценической площадке, легко взаимодействовать друг с другом, свободно чувствовать
себя на публике и умение общаться с нею, легко входить в образ, быть исполнителями праздничных,
познавательных, игровых программ, обрядов. Тема «Чтение произведения, работа над текстом»,
здесь учащиеся знакомятся с разными произведениями, где учатся определять линию для каждого
героя, отрицательный он или положительный, в литературных произведениях определяют героев,
которые решают актуальные проблемы:
умение дружить, быть вежливыми, умение слушать и
слышать
товарища,
уважать
взрослых,
заботиться
о
младших.
В
репетиционной
работе
отрабатываются речевые особенности, характер, действенный образ персонажа, но самое главное
приобретаются и раскрываются творческие и личностные качества ребенка. Через репетиционную
работу по сценкам, детскому фольклору, действам праздника, обряда происходит развитие речи и
речевого аппарата: развитие связной и выразительной речи, происходит обогащение словарного
запаса, развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания, воображения, мышления.
Раздел 2. «Игры». Дети знакомятся с игрой и ее разновидностями. Приобщая и обучая
ребенка
интересной
игре,
дети
приобретают
социальный
опыт:
чувства
взаимопомощи
и
сотрудничества, понимание ситуации. Через игру, ребенок познает традиции и обычаи русского
народа. Игра, стимулирует активность мышления, побуждая детей актуализировать знания и речевой
запас.
Раздел 3. «Народный календарь» знакомит детей с историей возникновения календарных
праздников годового цикла, с традициями их проведения, обычаями и обрядами русского народа,
деревенским бытом, укладом жизни деревенских жителей, с жанрами фольклора (заклички, колядки,
приговорки, потешки, дразнилки, считалки, скороговорки, сказки, частушки,
поговорки и др.).
Учащиеся познают суть народного праздника, его связь с семьей и семейными традициями, с
природой,
трудовой
деятельностью, знакомятся с временами года и их приметами. Введение
ребенка в мир фольклорного наследия народа и активное участие в русских народных праздниках,
позволяет развить не только его творческие способности, но и речевые навыки быстро и эффективно,
и утвердить позитив в познании окружающего мира.
В связи со спецификой данной программы все эти тематические разделы тесно переплетаются,
дополняя друг друга. Темы тематических разделов на занятиях объединяются, и границы разделов
сглаживаются.
Репертуар для учащихся обусловлен их возрастными особенностями и доступностью.
В начале каждого занятия проводится разминка: речевая – используются скороговорки, чистоговорки,
малые жанры русского фольклора, современные речевые игры – разминки, речевые упражнения;
сценическая
-
используются
материалы
И.А.Генераловой
«Мастерская
чувств»,
С.П.Кутьмина
«Освоение
элементов
актерского
мастерства», М.В.Жабровец «Тренинг воображения», Колчеева
Ю.В., Колчеевой Н.М. «Театрализованные игры в школе».
Планируемые результаты и способы их определения
Результатом освоения программы в области театрального творчества является приобретение
учащимися следующих знаний, умений и навыков.
Образовательные ценности:
знать основы техники безопасности при нахождении на сценической площадке;
знать названия традиционных русских народных праздников (базовый уровень);
знать значение традиционных русских народных праздников (повышенный уровень
сложности);
знать внутреннее содержание народных праздников и обрядов как основы духовно-
нравственной культуры русского народа (высокий уровень сложности);
владеть жанрами русского фольклора, знаниями наиболее употребляемой театральной
терминологии;
уметь использовать эмоционально-выразительные средства для создания образа (мимика,
жесты, выразительность поведения);
иметь навыки театрально – исполнительской деятельности: владение средствами
пластической выразительности - умение владеть способностью к перевоплощению,
творческому воображению;
иметь развитые способности в речевой деятельности: умение найти приёмы передачи
речевых особенностей того или иного персонажа;
иметь навыки общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;
иметь навыки публичных выступлений.
Социальные ценности:
проявлять интерес к культуре русского народа через участие в народных праздниках, обрядах;
владеть способностью, оценивать свои и чужие поступки;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этикета, уметь доброжелательно
общаться, договариваться со сверстниками, уметь дружить и помогать друг другу.
УУД, формирующиеся на разных этапах реализации программы по внеурочной
деятельности
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, выбирают наиболее эффективные
способы решения поставленных задач, анализируют результаты своей деятельности.
Коммуникативные: отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, творчески
сотрудничают в команде, коллективе с целью решения поставленных задач, позитивно относятся к
процессу общения.
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, самостоятельно
создают способы решения проблем творческого характера, находят и выделяют необходимую
информацию.
Личностные: умеют творчески взаимодействовать с товарищами в группе в соответствии с
общепринятыми этическими нормами.
По программе отслеживаются следующие параметры
1. ЗУНы по программе: уровень овладения программными требованиями:
- теоретические знания;
- практические навыки.
2. Приобретение творческого опыта.
3. Учебно-коммуникативные умения.
4. Личностные качества учащегося.
5. Сохранность контингента по программе.
№
Параметры
отслеживания
Критерии
параметров
Формы
отслеживания
Кто подлежит
отслеживанию
Сроки
проведения
1.
Знания, умения, навыки по программе
1.1 Теоретические
знания
1.1.1.
Знание театральной
терминологии,
разновидности
театров, устройство
зрительного зала,
правила поведения в
театре.
1.1.2.
Знание правил
Викторины,
тесты,
наблюдения.
Наблюдения,
беседы.
Учащиеся
1-го и
последующих
годов
Начало 1-го и
конец каждого
последующего
года обучения.
Конец 1-го и
каждого
последующего
работы над ролью.
1.1.3.
Владение знаниями
по устному народному
творчеству: жанры
фольклора.
1.1.4.
Знание о сущности,
значении и
внутреннем
содержании русских
народных праздников
и обрядов.
Викторины,
тесты,
наблюдения.
Викторины,
тесты,
наблюдения.
обучения.
года обучения.
Начало и конец
1-го года и
конец каждого
последующего
года обучения.
Начало и конец
1-го года и
конец каждого
последующего
года обучения.
1.2. Практические
навыки
1.2.1.
Актёрские способнос-
ти: умение владеть
способностью к
перевоплощению,
творческому
воображению; умение
использовать эмоцио-
нальные средства для
создания образа
(мимика, жесты,
пластика, выразитель-
ность поведения).
1.2.2.
Речевые навыки:
умение самостоятель-
но найти приёмы
передачи речевых
особенностей персо-
нажа, естественность
интонаций, умение
рассуждать,
анализировать.
Наблюдения,
упражнения на
перевоплощение
и творческое
воображение.
Наблюдения,
упражнения.
Учащиеся
1-го и
последующих
годов
обучения.
Учащиеся 1-го
и
последующих
годов
обучения.
Начало и конец
1-го года и
конец каждого
последующего
года обучения.
Начало и конец
1-го года и
конец каждого
последующего
года обучения.
2.
Приобретение
творческого опыта
2.1.
Публичные
выступления, объемы
сыгранных ролей:
главные роли, роли 2-
го плана, роли в
массовых сценах;
количество сыгранных
ролей.
2.2.
Навыки общения со
зрительской аудито-
рией в условиях
театрализованного
представления.
Наблюдения.
Статистические
данные.
Наблюдения.
Учащиеся 1-го
и
последующих
годов
обучения.
Учащиеся 1-го
и
последующих
годов
обучения.
Конец каждого
года обучения,
начиная с
первого.
Конец каждого
года обучения,
начиная с
первого.
3.
Учебно-
коммуникативные
умения
3.1.
Умение сообща
творчески сотрудни-
чать в коллективе.
Наблюдения.
Учащиеся 1-го
и последую-
щих годов
обучения.
Начало 1-го и
конец каждого
последующего
года обучения.
4.
Личностные
качества
учащегося
4.1.
Нравственные
качества личности -
оценивает ситуацию с
точки зрения правил
поведения и этикета,
доброжелателен,
ответственен,
самостоятелен.
Наблюдения.
Статистические
данные.
Учащиеся 1-го
и
последующих
годов
обучения.
Начало 1-го и
конец каждого
последующего
года обучения.
5.
Сохранность
контингента по
программе
Количество детей на
начало обучения.
Статистические
данные.
Учащиеся 1-го
и
последующих
годов
обучения.
Начало и конец
1-го полугодия,
конец 2-го
полугодия
каждого года
обучения.
1.
Отслеживание знаний, умений, навыков по программе
Для того чтобы участвовать в итоговых тематических образовательных событиях, самостоятельно
проводить
русские
народные
праздники,
обряды,
играть
в
театрализованных
постановках,
участвовать в конкурсных и концертных программах ребенку необходимо овладеть знаниями и
навыками театрально – игровой деятельности.
1.1. Теоретические знания, которыми должны овладеть учащиеся
Основные критерии, которые отслеживаются по этому параметру:
- знание театральной терминологии;
- знание правил работы над ролью;
- владение знаниями по устному народному творчеству: жанры фольклора;
- знание о сущности, значении и внутреннем содержании русских народных праздников и
обрядов.
1.
Театральная терминология – это основные понятия и термины, употребляемые в
театральном искусстве (актер, сцена, репетиция, мизансценирование, импровизация, мимика,
жесты и т.д.), разновидности театров, устройство зрительного зала, правила поведения в
театре.
2.
Правила работы над ролью – это знания последовательности работы над ролью: сверхзадача
роли, характер и характерность роли, внешний облик роли, действенный анализ роли.
3.
Владение знаниями по устному народному творчеству – это усвоение основных жанров
фольклора:
потешки,
сказки,
заклички,
приговорки,
прибаутки,
считалки,
дразнилки,
частушки, пословицы, поговорки, скороговорки, песенки-колядки, щедровки и др.
4.
Знание русских народных праздников и обрядов: «Осенины», «Оспожинки», «Сергей –
Капустник», «Кузьминки», «Святки», Обряд «Колядование», «Масленица», «Масленичные
обряды», «Встреча весны или день Весновки – свистуньи», «Пасха», «Обряд волочебников в
праздник Пасхи», «Красная горка или Кликушное воскресенье», «Лялин день».
1.1.1. - Критерии уровней оценки знаний по театральной терминологии
1.
Низкий – ученик не владеет театральной терминологией по программе, допускает грубые
ошибки при объяснении, не знает разновидности театров, устройство зрительного зала, но
владеет знаниями о правилах поведения в театре.
2.
Средний – ученик владеет театральной терминологией, но не всегда может самостоятельно
объяснить смысл театральных терминов, знает разновидности театров, устройство
зрительного зала, правила поведения в театре.
3.
Высокий – ученик владеет театральной терминологией согласно программе, знает
разновидности театров, устройство зрительного зала, правила поведения в театре,
самостоятельно и уверенно применяет полученные знания при выполнении практического
задания.
1.1.2. - Критерии уровней оценки знаний правил (методики) работы над ролью
1 . Низкий – ученик не полностью воспроизводит правила работы над ролью, допускает грубые
ошибки при объяснении, не может применят на практике.
2. Средний – ученик владеет правилами работы над ролью, но допускает некоторые ошибки
при изложении, полученные знания не уверенно применяет на практике.
3. Высокий – ученик полностью усвоил правила работы над ролью, понимает её сущность,
самостоятельно и уверенно применяет полученные знания при выполнении практического
задания (определяет сверхзадачу роли, характер и характерность роли, внешний облик роли,
действенный анализ роли).
1.1.3. Критерии уровней оценки овладение знаниями по русскому устному народному
творчеству
1.
Низкий – ученик почти не владеет знаниями о жанрах русского фольклора (знает от 1 – 3
разновидностей жанров).
2.
Средний – ученик частично знает жанры русского фольклора (4 – 6 разновидностей жанров).
3.
Высокий – ученик владеет знаниями по устному народному творчеству, знает жанры русского
фольклора (более 8 разновидностей жанров), уверенно применяет знания на практике.
1.1.4. Критерии уровней оценки овладение знаниями по русским народным праздникам и
обрядам
1.
Низкий – ученик почти не владеет знаниями о русских народных праздниках и обрядах (1
праздник или обряд).
2.
Средний – ученик частично владеет знаниями о русских народных праздник и обрядах (2 – 3
праздника и обряда), но дает им пояснения с затруднениями.
3.
Высокий – ученик уверенно применяет знания на практике, полностью владеет знаниями
согласно программе о русских народных праздниках, традициях их проведения, знает их
сущность, значение.
1.2. Практические умения, которыми должны овладеть учащиеся
Практические умения – это результат примененных знаний на практике, т.е. в исполнительской
деятельности. По данной программе запланированы следующие практические умения, которыми
должен обладать ученик:
1.2.1.Актёрские способности: умение владеть способностью к перевоплощению и
творческому воображению – проверка уровня приобретения данныхнавыков
осуществляется на основе исполнения определенных упражнений .
1.2.2.Речевые навыки – это естественность интонаций, умение рассуждать,
анализировать, передавать свои мысли, самостоятельно передавать эмоциональный
настрой персонажа.
По данной программе запланированы следующие практические умения, которыми должен
обладать ученик.
1.2.1. Критерии уровней оценки актерских способностей: умения владеть способностью к
перевоплощению и творческому воображению, умение использовать эмоциональные
средства для создания образа (мимика, жесты, пластика, выразительность поведения)
1. Низкий – ученик почти не имеет способности к перевоплощению и у него не развито
творческое воображение, выразительность поведения.
2. Средний – ученик имеет слабо развитую способность к перевоплощению и к творческому
воображению, старается их развивать, использовать эмоциональные средства для создания
образа.
3. Высокий – ученик имеет способность к перевоплощению и к творческому воображению,
умело применяет эмоциональные средства для создания образа.
1.2.2. Критерии уровней оценки речевых навыков
1. Низкий – ученик имеет скупую речь, неестественные интонации, сложности в передачи
эмоционального настроя персонажа.
2. Средний – ученик сочетает в своей речи как естественные, так и неестественные интонации,
умеет рассуждать, но не последовательно передает свои мысли и объясняет свою деятельность. С
помощью педагога может передать эмоциональный настрой персонажа.
3. Высокий – ученик имеет естественность интонаций, умение рассуждать, анализировать,
передавать свои мысли, объяснять свою деятельность, умеет самостоятельно передать
эмоциональный настрой персонажа.
2. Приобретение творческого опыта
Творческий опыт к ученикам приходит через их участие в различных театрализованных
представлениях, тематических итоговых образовательных событиях – праздниках, обрядах,
конкурсных и концертных программах, и зависит от количества сыгранных ролей и объемов этих
ролей.
2.1. Критерии уровней оценки публичных выступлений, объёма сыгранных ролей
(количества сыгранных ролей)
1. Низкий – если количество публичных выступлений и сыгранных ролей учеником составляет
не больше 1\2 от общего количества итоговых образовательных событий и ребенок играл только
в массовых сценах и не проявляет должной инициативы.
2. Средний – если количество выступлений и ролей, сыгранных составляет больше 1\2 от общего
количества итоговых образовательных событий и если ребенок играл роли второго плана и
массовых сцен, может, но не проявляет должной инициативы.
3. Высокий – если количество выступлений и ролей, сыгранных учеником совпадает с
количеством итоговых образовательных событий, и ученик проявляет активное участие в
образовательных событиях, конкурсных и концертных программах.
2.2. Навыки общения со зрительской аудиторией в условиях театрализованного
представления
1. Низкий – ученик не общается с аудиторией зрителей, постоянно опускает глаза вниз, или
закрывает их.
2. Средний – ученик смотрит в зал и старается передать образ своего героя зрителям.
3. Высокий – ученик легко общается со зрительской аудиторией, эмоционален, мимикой и
жестами притягивает к своему вниманию зрителей.
3.Учебно-коммуникативные умения
Умение творчески сотрудничать в коллективе определяет конечный результат творческой
деятельности, это итоговые мероприятия, их наполняемость, колорит. Если ребята уважают
друг
друга
и
стараются
оказать
помощь
коллеге
по
площадке
в
процессе
репетиций,
инициативны, стремятся к сотрудничеству в процессе учебных занятий, то результат итоговой
работы будет положительным.
3.1. Умение творчески сотрудничать в коллективе
1. Низкий – не желание ученика сотрудничать в команде.
2. Средний – сотрудничает в команде, но не инициативен.
3. Высокий – с желанием сотрудничает в команде, предлагает детям помощь, инициативен.
4.Личностные качества учащегося
Доброжелательность,
ответственность,
самостоятельность
необходимо
воспитывать
в
ребенке
с
детства, но ученик должен уметь оценивать любую ситуацию с точки зрения правил поведения и
этикета.
4.1. Нравственные качества личности
1. Низкий – драчлив, не самостоятелен, безответственен.
2. Средний – придерживается правил поведения, не самостоятелен.
3. Высокий – ответственен, самостоятелен, оценивает ситуации с точки зрения правил
поведения и этикета.
Условия реализации программы
1)
Учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПинов.
2)
Мебель: столы, стулья, соответственно возрасту детей, доска для записей, плательные шкафы для
костюмов.
3)
Телевизор, музыкальный центр, диски, флешь карты с записями музыки, сказок, фольклорных
зарисовок, мини диски.
4)
Театральные костюмы, маски, театральная косметика.
5)
Ширма, кубы для выгородки.
6)
Декорации согласно обрядовым праздникам, сказкам, сценам из бытовой жизни.
7)
Альбомы репродукций.
8)
Компьютер, принтер, сканер -
для разработки конспектов занятий, творческих мастерских,
проектов,
информационных
листовок,
сценариев
итоговых
тематических
образовательных
событий, воспитательных мероприятий, для подготовки и просмотра информации, презентаций.
9)
Реквизит: убранство крестьянской избы - лавки, сундук, ухват, метла, кочерга, чугунки, крынки,
самовар,
вязаные
коврики,
тканые
половички,
корзины,
платки;
плетень;
короба
для
коробейников.
Формы аттестации
1.
Итоговые тематические образовательные события с последующим анализом.
2.
Тестовые
задания
(тестовые
упражнения,
викторины,
кроссворды,
проверочные
тесты
с
применением ИКТ).
3.
Концертные выступления.
4.
Контрольные занятия.
5.
Проектные занятия.
6.
Наблюдение за детьми в соответствии с поставленными целями и задачами.
7.
Проведение открытых занятий для родителей, классных руководителей.
8.
Участие в конкурсах различного уровня.
Формы контроля
№
Вид контроля
Содержание
Методы
1
Предварительный
Уровень знаний учащихся,
общая эрудиция по
предмету.
Тестовые задания, упражнения. Устный опрос,
беседа. Викторина.
2
Текущий или
тематический
Освоение учебного
материала по теме на
занятии (на каждом
учебном занятии).
Устный опрос, контрольные карточки по темам,
практическая работа: этюд, игра, импровизация,
упражнение.
3
Фронтальный
Освоение учебного
материала по большой
теме или разделу. Анализ
творческой деятельности.
Устный опрос, беседа; практическая работа: этюд,
игра, импровизация, упражнение. Викторина.
4
Итоговый
Контроль выполнения
поставленных задач
Итоговые фольклорно-обрядовые события с
последующим анализом. Концертные
выступления. Конкурсы. Наблюдения,
статистические данные в соответствии с
поставленными целями, задачами.
Анкетирование.
Основная форма итогового контроля – это образовательные фольклорно-обрядовые
события,
которые
помогают
раскрыть
индивидуальные
способности
детей
их
родителям,
учителям,
сверстникам.
При
наличии
эмоций,
связанных
с
яркими
впечатлениями,
у
детей возникает
мотивация к познанию нового, к творчеству, развивается устойчивый интерес к театрально-игровой
деятельности и организации содержательного досуга.
Оценочные материалы
Тестовые задания, упражнения;
контрольные карточки по темам;
викторины;
кроссворды;
анкеты.
Методические материалы
Для
расширения
кругозора
учащихся,
соприкосновения
ребят
с
театральными
и
фольклорными
событиями
идёт
использование
информационно-коммуникационных
технологий
.
Информационно-коммуникационные
технологии
в
процессе
обучения
применяются
как
фактор,
усиливающий
наглядный
метод
обучения.
Применяются
презентации
по
темам:
«Русское
гостеприимство», «Искусство русских хозяек», «Русская печка – хозяйка дома»,
«Традиционное
убранство русской избы», «Календарные праздники годового цикла», «Театр и его разновидности»,
«Театральные
профессии
интересно
знать»,
«Я
в
театре»,
«Бал»;
видеоролики
с
сюжетами
о
ярмарках, традициях празднования разных русских народных праздников, обрядов. Используются
русские народные сказки, мультфильмы и художественные фильмы по мотивам русских народных
праздников.
Красочная
демонстрация
тематического
материала,
ключевых
слов,
предметов
по
изучаемым темам позволяет повысить мотивацию учащихся на изучение теоретического материала
и результативность обучения. Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие
по
изучению
теоретического
материала
нетрадиционным,
ярким,
насыщенным,
легко
запоминающимся.
Для успешной реализации программы необходимы наглядные и дидактические материалы:
слайдовые презентации по темам программы;
художественная и методическая литература, репродукции по театральному и русскому
народному творчеству;
подборка музыки к итоговым тематическим образовательным событиям, сказкам,
театрализованным постановкам, играм;
декорации, реквизит, костюмы;
тестовые задания по темам.
Организация образовательного процесса по программе основывается на следующих принципах
и методах обучения.
Принципы обучения:
единство воспитательных и обучающих целей (не только познание, но и воспитание
нравственных и этических чувств);
от простого к сложному;
доступность учебного материала;
системность и последовательность;
наглядность при изучении материала;
прочность усвоения знаний, умений и навыков;
активность творческой деятельности обучающихся, их самостоятельность;
связь учебного материала с жизнью и интересами учащихся;
учет индивидуальных особенностей и способностей ребенка.
Методы обучения:
словесный (беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, декламация);
наглядный (показ видеоматериала – этюдов, упражнений, сюжета праздника, обряда, ярмарки,
иллюстраций);
практический (упражнения, этюды, отработка сюжетов праздника, обряда, участие в сценках,
спектаклях и пр.);
репродуктивный (репетиции);
проблемно-поисковый (создание образов героев; подборка информации к празднику, обряду,
фольклорных жанров к праздничному событию; подбор декораций, костюмов и пр.).
Для достижения высоких результатов при построении образовательного процесса используются не
только основные методы образовательного процесса, но и методы, которые не просто формируют
умения,
но
и
компетенции,
то
есть
умения,
непосредственно
сопряженные
с
практической
деятельностью.
Метод игры - это приобретение социального опыта через игру.
Умение играть вместе с
товарищами,
сотрудничать
в
больших
и
малых
группах,
находить
компромиссы
из
создавшейся ситуации, умение договариваться, выполнять правила игры, умение слушать и
слышать, умение во время игры донести смысловую задумку.
Этюдный
метод
(импровизационный
метод)
-
метод
творческого
самовыражения,
метод
работы ребёнка над собой, над ролью. Происходит развитие творческого потенциала ребёнка,
формируются
личностные
качества,
навыки
конструктивного
взаимодействия,
понимания
партнера,
так
как
идёт
близкая
работа
в
парах,
проигрываются
ситуации
из
жизни,
разыгрываются картины из сказок.
Методы формирования сознания личности – это осознание роли народной культуры самим
ребёнком. Это методы наглядности и убеждения, метод практического действия.
Здесь
используются беседы, презентации по ознакомлению детей с детской литературой и русским
фольклором, с историей возникновения обрядовых праздников, с жизнью и предметами быта
русских крестьян. На практике идет осознание обрядов, праздников их сути, внутреннего
содержания, понимания ребенком нравственных ценностей: бережное отношение к природе,
уважение к взрослым, забота о младших, понимание сути взаимовыручки, дружбы.
В
процессе
построения
учебного
занятия
необходимо
использовать
следующие
приемы
и
правила:
подбирать
литературные произведения, в которых герои решают актуальные проблемы:
умение дружить, быть вежливыми, умение слушать и слышать товарища, уважать взрослых,
заботиться о младших;
проводить во время занятия анализ поведенческих ситуаций;
предлагать детям решать ситуативные задачи;
разыгрывать
сценки,
где
идёт
обучение
выходу
из
сложившейся
или
предполагаемой
социальной ситуации;
наполнять занятия системами приёмов, например: по развитию артикуляционного аппарата,
обогащению
словарного
запаса
ребёнка,
отработке
силы
голоса,
дыхания,
речевых
импровизаций. Данныеупражнения способствуют активной речевой деятельности, развивают
психические процессы ребенка, его память, внимание, воображение. Тренируя и развивая
речь, ребенок приобретает устойчивый интерес к полноценному общению.
Участвуя в праздниках на основе русских народных традиций, свободно владея жанрами фольклора,
ребенок развивает не только свой творческий потенциал, но и приобретает уверенность в себе,
стремление дружить, помогать сверстникам, рассуждать, спорить, строить планы, оценивать свои и
чужие поступки.
Список литературы для использования в работе педагогом и детьми
1.
Алянский Ю. Азбука театра.\ Алянский Ю. – М.: Современник, 1998.
2.
Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.- метод. пособие.\
Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: Гуман. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
3.
Выготский
Л.
Воображение
и
творчество
в
детском
возрасте.\
Выготский
Л.
–
М.:
Просвещение, 1991.
4.
Генералова И. Мастерская чувств.\ Генералова И.- М.: ВЭЦ, 2000.
5.
Гурков А.Н. Театр в школе.\ Гурков А.Н.– Ростов н\Д.: Феникс, 2008.
6.
Даль В.И. Сказки, пословицы, поговорки.\ Даль В.И. – М.: «Стрекоза – Пресс», 2002.
7.
Ефимова
Л.А.
Мотивация
обучения
младших
школьников
средствами
театрального
искусства.\ Начальная школа.2006 ,№2.
8.
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды.\ Забылин М. - М., 1990.
9.
Запартович Б. Читаем, учимся, играем.\ Запартович Б. – М., 1999.
10. Караткова М.В. Путешествие в историю русского быта.\ Караткова М.В. – М., 1998.
11. Козлянинова И.П. Произношение и дикция.\ Козлянинова И.П. - М., 1977.
12. Колчеев Ю. В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе.\ Колчеев Ю. В., Колчеева
Н.М. – М.: Школьная Пресса, 2000.
13. Коринфский А. Народная Русь. Сказания, поверья, обычаи и пословицы русского народа.\
Коринфский А. – М.: Белый город, 2007.
14. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.\ Кравцов Н.И., Лазутин С.Г.
– М.: Высшая школа, 1983.
15. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни.\ Круглов Ю.Г. Учебное пособие.- М.: Высшая школа,
1982.- 272 с.
16. Куликовская Т. Скороговорки и чистоговорки.\ Куликовская Т. - М., 1992.
17. Кутьмин С.П. Освоение элементов актерского мастерства.\ Кутьмин С.П. – Тюмень: ТГИИиК,
2005. – Краткий словарь театральных терминов.\ Кутьмин С.П. - Тюмень: ТГИИиК, 2003.
18. Ладыженская Т.А. Речевые секреты.\ Ладыженская Т.А. – М.: Просвещение, 1992.
19. Мочалова Ю. Композиция сценического пространства. \ Мочалова Ю. – М.: Просвещение,
1981.
20. Мочалова Ю. Первые уроки театра. \ Мочалова Ю. – М.: Просвещение, 1986.
21. Опарина Н.А. Педагогика театрализованного досуга. – М.: Владос, 2008.
22. Панкеев И. Русские народные игры. \ Панкеев И. – М.: «Яуза», 1998.
23. Патрикеев А.Ю. Подвижные игры: 1-4 классы.\ Патрикеев А.Ю. – М.: ВАКО, 2007.
24. Пропп В.А. Русские аграрные праздники. \ Пропп В.А. – СПб.: Азбука-Терра, 1995. – 176 с.
25. Русский фольклор.\ Под ред. Аникина В.- М.: Художественная литература, 1986.
26. Сборники: Русские народные сказки для детей младшего школьного возраста.\ Составитель –
Казберук М.А. - Минск, 1983г.; Русские сказки. Ташкент, 1975 г.; Сказки народов мира. –
Минск, 1985г. и др.
27. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях.\ Соколова Л.В.,
Некрылова А.Ф. – М.: Айрис-пресс, 2003.
28. Соколова
В.К.
Весенне-летние
календарные
обряды
русских,
украинцев
и
белорусов.
\
Соколова В.К. – М.: Наука, 1979. – 287 с.
29. Стрельникова Л. Дыхательная гимнастика.\ Стрельникова Л. – М., 2001г.
30. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день:
развитие познавательных способностей у
младших школьников.\ Тихомирова Л.Ф. – Ярославль: Академия развития, 2004.
31. Чернецкая Т.А. Как стать артистичным.\ Чернецкая Т.А. – М., 2000
32. Чичеров
В.И.
Зимний
период
русского
земледельческого
календаря
XVI
–
XIX
веков.
\
Чичеров В.И. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 236 с. (труды института этнографии)