Напоминание

Правовое воспитание школьников


Автор: Новосельцева Белла Григорьевна
Должность: учитель обж
Учебное заведение: МБОУ СОШ №80
Населённый пункт: город Владивосток
Наименование материала: презентация
Тема: Правовое воспитание школьников
Раздел: среднее образование





Назад




Правовое воспитание школьников Классный руководитель: Новосельцева Б.Г.
Содержание: 1. Введение (с. 3) 2. Определение ( с. 4-5) 3. Составные части (с. 6-8) 4. Задачи (с. 9-10) 5. Основные термины (c. 11) 6.Конституция РФ (c.12) 7.Основные права (c. 13-15) 8.Нормативные документы (с. 16) 9.Обязанности (c. 17-18) 10.Правовые даты (с. 18) 11.Заключение (c.19)
Одна из обязанностей гражданина России — знать и соблюдать законы. При этом знание законов одинаково полезно как для государства (тогда граждане не нарушают норм права), так и для самого человека (он знает, как поступить в том или ином случае, как себя защитить). На сегодняшнем классном часе мы познакомимся с правами и обязанностями человека как гражданина государства, а также, учитывая, что вы являетесь учащимися школы, мы ознакомимся с правами ребенка и, самое главное, с его обязанностями. В основе права лежит правовое воспитание, поэтому узнаем подробнее, что же это такое.
Правовое воспитание – это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе Цель правового воспитания - это повышение уровня правосознания и правовой культуры общества, его социальных групп, отдельных граждан, в конечном итоге, обеспечение правопорядка.
Оно представляет собой особую форму деятельности, направленную на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, взглядов, поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм. Это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости юридических норм.
Правовое воспитание – сложный процесс, включающий в себя следующие составные части: 1. Субъекты воспитания (органы государства, образовательные учреждения, общественные организации, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.); 2. Объекты воспитания (все общество, граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.); 3. Содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.д.); 4. Методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания); 5. Формы воспитания.
К формам воспитания относятся: • Правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); • Правовая пропаганда (заключается в распространении правовых знаний, идей, убеждений, требований среди населения с помощью телевидения, радио, иных СМИ, специальных государственных и общественных структур и т.д.); • Издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.); • Юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего, правоприменительной деятельности (например, в качестве народных заседателей, присяжных заседателей, дружинников) и т.п.);
• Устная правовая пропаганда – лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию; • Наглядная правовая информация (стенгазеты); • Воздействие произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам – кинофильмов, театральных постановок, романов, повестей российских и зарубежных писателей (Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Т. Драйзера и т.д.). • Самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).
Задачи правового воспитания: • Формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правах и обязанностях личности, правильном понимании и уяснении их содержания и значения; • Формирование глубокого внутреннего уважения к праву, Конституции и другим законам и правопорядку, к суду и другим демократическим институтам государства, решительная борьба с правовым нигилизмом; • Формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике; • Формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
• Формирование прочного и устойчивого духовного правового иммунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений правовых норм; • Формирование у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, установок законопослушания.
Формирование нравственно-правовой культуры общества, как молодого, так и взрослого, лежит в основе понятия правового воспитания. Давайте дадим точные определения, чтобы лучше понять тему правового воспитания; для этого обратимся к словарю: Нравственность (от лат. moralis – нравственный) - совокупность норм, определяющих поведение человека. Право – система общеобязательных социальных норм, устанавливаемых или санкционированных государством; правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. Культура (от лат. сultura –воспитание, образование, развитие) – уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а так же в создаваемых ими материальных духовных ценностях.
Основной документ, по которому живет каждый гражданин нашего государства – это Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации – это основной закон, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Действующая Конституция принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Конституция РФ состоит из 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Она закрепляет основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти. Согласно данному документу, каждый человек с рождения имеет свои права.
Какими же правами обладает гражданин государства? Например: 1. Все равны перед законом и судом. 2. Каждый человек имеет право на жизнь. 3. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. 4. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому и бесчеловечному обращению. 5. Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом. 6. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию, изгнанию. 7. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь. 8. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства.
9. Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности или религии. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 10. Каждый человек имеет право владеть имуществом. 11. Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 12. Каждый человек имеет право на труд. 13. Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным. 14. Каждый человек имеет право на отдых и досуг. В 1948 году 10 декабря был утвержден как всемирный День прав человека.


Один из эпиграфов гласит: «Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности» (Бенджамин Франклин). Все мы знаем свои права, но не все знают и выполняют обязанности, возложенные государством. Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. 1.Все граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. 2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. 4. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. 5. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
6. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. 7. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской федерации. Ты несовершеннолетний, но как любой гражданин имеешь правовой статус, который определяется правами, обязанностями и ответственностью за свои поступки перед государством и обществом. По календарю правовых дат: 1 июня – Международный день защиты детей. 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии. 20 ноября – Всемирный день прав ребенка.
Школа – социальный институт, где ты не только получаешь знания, но и приобретаешь опыт взаимодействия с другими людьми. От того, насколько хорошо ты знаешь свои права и обязанности, настолько успешным станут твои школьные годы и в последующем весь твой жизненный опыт. Если ты будешь добросовестно и ответственно выполнять свои обязанности, разумно пользоваться своими правами, уважать права других людей, тогда и окружающие будут соблюдать и уважать твои права.
Спасибо за просмотр


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!