Автор: Говорова Александра Михайловна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СШ № 85 Населённый пункт: город Красноярск Наименование материала: эссе Тема: Школа – конвейер знаний Раздел: среднее образование
Эссе на тему: «Школа – конвейер знаний»
Говорова А.М., магистрант 3 курса,
института психолого-педагогического образования
Красноярский государственный
педагогический университет им. В.П. Астафьева,
Диденко Л.А., кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и управления образованием ИДОиПК
Красноярский государственный
педагогический университет им. В.П. Астафьева
Современная школа – это очень динамично развивающийся организм.
За последние годы серьезно изменились функции школы: сейчас она чаще
всего решает те задачи, которые должны решать родители. Я признаю этот
факт не без сожаления… Но нам, педагогам, необходимо принять это как есть
и сделать все, что от нас требуется сегодня, а значит – в какой-то мере взять
на себя роль воспитателей, не только давать детям знания, но и заниматься их
социализацией.
Если
в
школе
существуют
хорошие
традиции,
работают
достойные педагоги, которые дают не только знания, но и своим примером
могут повлиять на ребенка, то я думаю, что сегодня она справится с этими
задачами
и
может
сыграть
очень
большую
роль
в
судьбе
ребенка.
Современная школа похожа на конвейер, где ребенка, начиная с первого
класса,
передают
от
одного
специалиста
другому,
а
на
выходе
ребенок
проходит через отдел технического контроля – через ЕГЭ. Опасность такой
системы,
по
мнению
эксперта,
в
том,
что
она
приводит
к
узкой
специализации всех участников образовательного процесса. «Конвейер не
допускает
отклонений
от
нормы.
На
конвейере
никто
не
работает
с
бракованной деталью, ее просто выбрасывают, – делится опасениями Ушаков.
–
А
на
школьном
конвейере
учителя
и
дети,
которые
не
соответствуют
некоторой стандартизованной норме и нарушают работу механизма, – их
пытаются с этого конвейера убрать».
Что в нынешней системе образования хорошо? Что плохо? Чему
оно не учит?
Хорошо то, что мы наследники не западноевропейской цивилизации,
ориентированной на успех и качество. Наша ценность – это наши учителя,
которые в большинстве своем не только замечательные люди и любят детей,
но и не «штампуют» из них безликих существ, стараются, чтобы школа не
была конвейером. Но вновь повторю: делают это вопреки, а не благодаря
современной системе образования.
Нынешняя система образования не учит самостоятельности, не учит
основам
семейной
жизни.
Хотя
я
думаю,
что
для
того,
чтобы
учить
самостоятельности в школе, придется менять всю систему образования. Если
в классе будет сидеть 30 детей, то главная добродетель ученика – послушание
и исполнительность. Но тогда мы не получим зрелых и самостоятельных
личностей. Обучение самостоятельности – это «штучная» работа, здесь и 10
учеников – это перегрузка.
И для обучения основам семейной жизни надо еще немало поработать,
поскольку я даже не представляю, как может выглядеть светская концепция
семейной жизни.
Как сделать современное образование эффективным?
Отмечу два момента. Первое. Голодному лучше дать удочку и научить
ловить рыбу, чем просто кормить его. В первом случае он будет сытым и
трудолюбивым, а в другом сытым и ленивым.
Это можно справедливо отнести и к учебе. Задача образования – не
напичкать ребенка информацией, а научить ее добывать и перерабатывать. По
моему мнению, можно спокойно уменьшить объем преподаваемого, но учить
ребенка работать с первоисточниками, добывая крупицы знаний. Знание,
полученное таким образом, будет меньше по объему, но более долговечным.
Что легко получено, легко забывается. Знание, полученное с трудом, будет
лежать не на задворках памяти, а всегда в активе.
Второе. Образование – это еще и большой навык применения знаний.
Если
старшеклассник
знает
«правило
буравчика»,
но
в
своей
жизни
не
починил ни одной розетки, то, по моим представлениям, он не получил
образования.
Труд
развивает
человека
еще
больше,
чем
теоретические
знания.
Труд учит ставить перед собой четкую задачу и решать ее, учит исправлять
ошибки,
если
задача
поставлена
неправильно.
Для
повышения
эффективности
образования
необходимо
увеличить
долю
трудового
обучения.
Попробую сделать вывод. Что бы я изменила в современной школе?
Надо сделать школу личностно-ориентированной. Это красиво звучит, но
осуществить
очень
трудно.
На
первом
этапе
хотя
бы
пропустить
всех
педагогов через курсы половозрастной психологии.