Напоминание

Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС


Автор: Щенкова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 210
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде: 1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. 2. доступность среды, что предполагает: 2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. 2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов. Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-пространственную среду для осуществления процесса развития
творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной. Полифункциональность - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, многофункциональное использование предметов среды (игр, игрушек, мебели и оборудования) Полифункциональность материалов предполагает: ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; ● наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. Развивающие игры и иные дидактические материалы должны предполагать разнообразие действий ребенка с ними: кубики можно использовать не только для строительства, но и организовать их счет, использовать в сюжетно-ролевой игре; с помощью частей конструктора можно осмысливать состав числа; книги возможно использовать как для чтения и рассматривания, так и для организации игры в библиотеку; материалы для творчества (карандаши, фломастеры) можно использовать для сортировки и т.д Для игр можно изготовить ширмы – трансформеры: (пароход, машина, военная машина, комната для девочек), что позволит использовать игровое
оборудование в разных вариантах. Ширмы двух и трёхстворчатые, они лёгкие и безопасны в использовании. Ширма «Машина» может служить сюжетом для игр и позволяет ребенку ограничить свою игровую зону. Колеса и тент у машины съемные, что позволяет легко хранить ширму. Ширма для мальчиков «Кораблик» имеет угловую форму. Ребенок может модернизировать ее с помощью накладной атрибутики, а предметы морской тематики (якорь, штурвал, спасательный круг) помогут быстро организовать игру. Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не корабль, а военная машина или штаб для командиров. Дети могут действовать сами в зависимости от игрового замысла. Ширмы для мальчиков позволяют менять предметно- пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Все любимые мальчиками предметы легко крепятся и кладутся в карманы: часы, рация, фонарик, карта, бинокль. В них также легко размещаются плотницкие и столярные инструменты: ножовка, молоток, отвертка. А кокетливо-элегантная ширма для девочек как бы подчеркивает серьезный характер мальчишечьей ширмы. Ширма для девочек выполнена из легкой вуали, которая собрана так, что напоминает форму легкой воздушной юбочки. Ширма дополнена атрибутами для маленькой барышни. (сундук, шляпка, бусы, зонтик). Ширмы удобны в хранении, легко складываются, что позволяет переносить их. Ширмы многофункциональны и универсальны. Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают трансформируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус и т.д. обыкновенные вкладыши, дети их очень любят. Их можно также использовать многопланово – полифункционально! В играх с водой, с песком, с камешками. непроливайки – это и стаканчики для воды, и для изучения цвета, и для развития мелкой моторики. В общем примеров достаточно – главное для себя,
как для педагога сделать вывод – игрушки и пособия должны быть полифункциональны! Развивающая среда тогда является развивающей, когда она соответствует уровню развития ребенка, его интересам и потребностям. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи . Развитие самостоятельности и инициативности детей возможно только в активной, мобильной, доступной и содержательно-насыщенной среде, создаваемой взрослыми вместе с детьми и при участии детей в процессе развивающего образовательного взаимодействия.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №210 Доклад на тему: «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС» Выполнила: воспитатель Щенкова Светлана Николаевна
Ульяновск 2016.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!