Приобщение детей дошкольного возраста к традициям донского казачества
Автор: Романенко Валентина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУкомпенсирующей направленности детский сад №23 Населённый пункт: г.Каменск-Шахтинский Ростовская обл. Наименование материала: статья, конспект Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к традициям донского казачества Раздел: дошкольное образование
" Русский народ не должен терять своего
нравственного авторитета среди других
народов – авторитета, достойно завоеван
ного русским искусством,
литературой.
Мы не должны забывать о своем культур-
ном прошлом, о наших памятниках,
лите
ратуре, языке, живописи...
Национальные отличия сохранятся и в XXI
веке, если мы будем озабочены воспитани
ем душ, а не только передачей знаний".
Д.С.Лихачев
Россия
-
родина
для
многих.
Но
для
того,
чтобы
считать
ее
сыном
или
дочерью,
необходимо
ощутить
духовную
жизнь
своего
народа
и
творчески
утвердить
себя
в
ней,
принять русский язык, историю,
культуру
как
свои
собственные.
Именно
поэтому
родная
культура,
как
отец
и
мать,
должна
стать
неотъемлемой
частью
души
ребенка,
началом,
порождающим
личность.
Окружающие
предметы,
впервые
пробуждающие
душу
ребенка,
воспитывающие
в
нем
чувство
красоты,
любознательность,
должны
быть
национальными.
Это
поможет
детям
с
самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Широко
использовать
фольклор
во
всех
его
проявлениях
/сказки,
песни,
пословицы,
поговорки,
хороводы!
и
т.д./
В
устном
народном
творчестве,
как
нигде,
сохранились
особенные
черты
русского
характера,
присущие
ему
нравственные
ценности,
представления
о
добре,
зле,
красоте,
правде,
храбрости,
трудолюбии,
верности.
Знакомя
детей
с
поговорками,
загадками,
пословицами,
сказками
мы
тем
самым
приобщаем
их
к
общечеловеческим
нравственным
ценностям.
В
русском
фольклоре
каким-то
особенным
образом
сочетаются
слово
и
музыкальный
ритм,
напевность.
Особое
место
в
произведениях
устного
народного
творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством
человеческих
рук.
Б л а г о д а р я э т о м у фольклорные
произведения
являются
богатейшим
источником
познавательного
и
нравственного
развития детей.
Бо л ь ш о е
ме с т о
в
пр и о б щ е ни и д е т е й к
народной
культуре
должны
занимать
народные
праздники
и
традиции.
Именно
здесь
фокусируются
тончайшие
наблюдения
за
характерными
особенностями
времен
года,
погодными
изменениями,
поведением
птиц,
насекомых,
растение..
Причем
эти
наблюдения
связаны
с
трудом
и
различными
сторонами
общественной
жизни
человека
во
всей
их
целостности
и
многообразии.
Народные
обрядовые
праздники
всегда
связаны
с
игрой.
А
ведь
'народные
игры,
к
сожалению,
почти
исчезли
сегодня
из
детства.
Видимо,
надо
помнить,
что
народные
игры
как
жанр
устного
народного
творчества
являются
национальным
богатством,
и
надо
сделать,
чтобы
они
стали
достоянием
наших
детей.
Они
развивают
ловкость,
быстроту
движений,
силу,
меткость,
приучают
к
сообразительности,
вниманию,
изученные
с
детьми
прибаутки,
считалки,
скороговорки
сделали
процесс
игры
более
интересным
и
содержательным.
На
физкультурных
занятиях
так
же
обращаются
к
устному
народному
творчеству.
Ни
один
обрядовый
праздник
не
обходится,
конечно
же,
без
игры
на
русских
н а р о д н ы х
м у з ы к а л ь н ы х
и н с т р у м е н т а х ,
з н а к о м с т в о
с
н о в ы м и
и н с т р у м е н т а м и ,
исполнение
под
их
аккомпонимент
песен,
плясок,
способствует
музыкальному
развитию
детей.
Как
же
достучаться
до
души
каждoгo?
Ответ
понятен.
Необходимо
возрождение
н а р о д н о й
КУЛЬТУРЫ
,
обращение
к
народным
истокам,
Ведь
история
человеческой
культуры
-
это
история
человеческого
разума.
При
общении
человека
с
ценностями
прошлого,
культура
человеческого
рода
переливается
как бы
в
духовный мир
личности,
способствуя
ее
интеллектуальному
и
нравственному
развитию.
Рождаясь,
человек
не
выбирает
культурно-историческую
с р е д у ,
в
к о т о р о й
е м у
п р е д с т о и т
ж и т ь
с в о й
в е к .
У с л о в и е м
д л я
н о рмальной
жизнедеятельности
человека
и
общества
является
овладение
накопленными
обществом
знаниями,
умениями.
Ведь
человек
-
необходимое
связующее
звено
в
э с т а ф е т е
поколений.
Человек
-
это
живая
связь
между
прошлым
и
будущим.
Сейчас
к
нам
постепенно
возвращается
национальная
память,
и
мы
по-новому
н а ч и н а е м
о т н о с и т ь с я
к
с т а р и н н ы м
п р а з д н и к а м
и
т р а д иц и я м :
ф о л ь к л о р у ,
художественным
промыслам,
декоративно-прикладному
искусству,
в
которых
народ
оставит
нам
самое
ценное
из
своих
культурных
достижений,
просеянных
сквозь
сито
веков.
Типовая
"Программа
воспитания
и
обучения
детей
в
детском
саду»
как
руководство
и
основной
документ
для
воспитателей
таких
задач
не
включала.
Правда,
уже
в
младших
группах
предусматрив а л о с ь
п р и о б щ е н и е
д е т е й
к
н а р о д н о й
и г р у ш к е
/пирамидке.,
матрешке,
вкладышам,
каталкам,
качалкам,
игрушке-забаве
и
. т . д . / ,
малышей
знакомили
с
русскими
народными
играми;
хороводами,
народными
песнями,
потешками,
скороговорками,
сказками,
загадками.
Кроме
того,
в
Программе
были
заложены
задачи
но
знакомству
детей
с
декоративно-прикладным
искусством
Хохломы,
Городцы,
дымковской,
каргопольской,
филимоновской
игрушкой.
От
возраста
к
возрасту
з адачи
усложнялись
по
слушанию
и
воспроизведению
фольклора,
восприятию
яркости
цветовых
образов
народно-прикладного
искусства,
выразительности
передачи
игровых
действий
в
сочетании
со
словом.
Однако
не
секрет,
что
представления
выпускников
детского
сада
о
русской
культуре
были
отрывочны
и поверхностны.
Возможно
это
происходило
потому,
что
в
П р о г р а м м е
з а д а ч а
п о
з н а к о м с т в у
д о ш к о л ь н и к о в
с
р у с с к о й
к у л ь т у р о й
б ы л и
с формулированыслишком
обще.
Н а п р и м е р :
«
в о с п и т ы в а т ь
л ю б о в ь
к
Р о д и н е ,
г о р о д у ,
с е л у "
и т .
п .
Пр и
э т о м
совершенно
не
обозначенными
оставались
средства
и
методы
решения
данных
задач,
а
у
н а с
п о ч т и
н е
б ы л о
с о о т в е т с т в у ю щ и х материалов
и
пособий.
Окружающая
действительность
/особенно
в
городе/ так же не давала возможности реального приобщения к
народной
культуре.
Э т и проблемы
могли
быть
восполнены
разнообразными
выставкам и народно-
прикладного
искусства,
посещением
музея,
фольклорными
праздниками.
Однако
для
воспитанников
детского
сада
это
не
всегда
возможно,
не
говоря
уж
о
том,
что
материал
таких
экспозиций
рассчитан
на
взрослое
восприятие
и
требуется
большая
грамотная
переработка
его
для
малышей.
С
у в е р е н н о с т ь ю
м о ж н о
с к а з а т ь ,
ч т о
б о л ь ш и н с т в о ,
к
с о ж а л е н и ю ,
о ч е н ь
поверхностно
знакомо,
например,
с
культурой
своего
народа,
с
историей
земли
Донской.
К акой
она
была
до
нас?
Какие
травы
тут
буйствовали,
стада
каких
животных
диких
бродили
в
лесах
и лугах?
Что
за
люди жили на
берегу
Дона?
Что
объединяло
их,
этих
людей,
которые
не
хотели
знать
никакого
правительства,
кроме
своего
выборного,
и поэтому
получили
название казаки
/от тюркского
"удалой,
вольный
человек
»
/ .
История
их
блистательна,
слава
всемирна! Н е повернуть в р е м я вспять!
Но
есть
в
течение
веков связующие
нити: слова, предметы,
элементы
обрядности.
Есть
главное,
всеобъемлющее* сама
природа
-д о м
в с е г о
ж и в о г о , в о
в с е
в р е м е н а
и все
эпохи .
Любопытство к
нашей
Донской з е м л е возрастает е щ е больше,
если
мы
вспомним,
ч т о
здесь,
вследствие
особенностей
исторической
жизни,
развивались особенные,
почти
самостоятельные
нравы
и
обычаи; что
здесь
звание мирного
земледельца, соединено
со
званием
воинских
должностей,
а
оставив
службу, нередко снова
-принимаются з а плуг,
оставаясь воинами, в каждую минуту
готовыми
сесть на
собственных лошадей
и выехать
в поле
с собственным
оружием и в
собственной амуниции.
Как
сделать так,
чтобы любопытство
это
не
исчезло у
детей, чтобы
не
растеряли
о н и святого-чувства
любви
к
РОДНОМУ
краю, ро дн о й Донщине! Нужно донести
до
детей
наших
эти
вековые
связующие нити:
слова,
предметы
быта,
элементы
обрядности.
Все
это
побудило
разработать
программу
"Родная-сторонушка"
и
создать
условия
для
ее
реализации со средней группы детского сала.
Основу
программы
составляют
три
основных
блока:
I
блок
-
"Степь-матушка,
Дон-батюшка".
II блок - "Кто мы и откуда?"
III блок - "Золотые зерна мудрости" /устное народное творчество, -народные пpaздники
/
.
Программа
рассчитана
на
воспитание
детей,
начиная
с .5-летнего
возраста
до
подготовительной
группы.
Опыт
работы
показал,
что
необходимо
начинать
погружение
ребенка
в
народную
культуру
как
можно
раньше,
тогда
это
происходит
более
естественно,
не
навязчиво, как бы само собой разумеющееся. Ведь так и было в прошлом: традиции отцов и
дедов передавались матерью своему
ребенку с момента
рождения.
Цели
программы:
-
развивать
понимание
национальной
культурной
самобытности
и
нашего
народа,
духовную
привязанность
к
своему
краю,
этнографическую
культуру
ребенка;
-
понимать
экологические
законы,
по
которым
живет
окружающий
мир,
поступать
в
соответствии с ним, не выделяя себя, а ощущая себя
его
частицей.
Основные
цели
программы
реализуются
в
конкретных
задачах
по
ознакомлению
с
историей
края,
природой,
народными
праздниками.
При
этом
осуществляю
комплексное
воздействие
на
ребенка,
использую
различные
вицы
деятельности
/занятия
познавательного
цикла,
совместную
деятельность
взрослого
и
детей/,
разнообразные
формы
работы:
празднование
народных
праздников,
экскурсий
по
городу,
в
музей, степь, на реку, в лес, музыкально-литературные композиции и др., таким образом
воздействуя на различные органы чувств ребёнка, его эмоции, душу
.Д л я
р е а л и з а ц и и
э т о й
п р о г р а м м ы
о ч е н ь
т е с н о
с о т р у д н и ч а л и
с
м у
з ы к а л ь н ы м
руководителем:
она
отбирает
музыкальный
материал,-
проводит
работу
по
знакомству
с
народными
песнями,
плясками,
хороводами.
Продолжая
эту
работу,
я
поняла,
что
это
дает
свои
положительные
результаты.
Дети
с
удовольствием
готовятся
к
праздникам,
много
узнают
нового.
Прежде
всего
старалась
донести
до
сознания
детей,
кто
такие
казаки,
как
они
появились
на
берегах
Дона,
кто
жил
до
казаков
на
донской
земле,
о
жизни
казаков
при
царе.
"Ка зак"
-
вольный
человек
-
всегда
боролся
за
казачью
вольность.
Провела
несколько
бесед
на
тему:
"Наши
земляки
-
казаки",
где
рассказала,
как
жили
они,
об
особенностях
одежды
донских
казаков,
как
трудились,
как
отмечали
праздники.
Посетили
"казачью
комнату
созданную
в
детском
саду,
в
которой
собраны
предметы
быта
донских
казаков,
познакомились
со
значением
слова
"курень".
Очень
детям
понравилась
работа
с
тестом
в
казачьей
кухне,
они
узнали
о
свойствах
муки,
ее
превращениях.
Во
время
лепки
печенья,
вареников
развивалась
мелкая
мускулатура
рук,
дети
учились
работать
в
коллективе,
как
это
было
принято
в
семьях
казаков.
Познакомила
детей
с
особенностями
природы
Д о н с к о г о
к р а я ,
а
и м е н н о
р а с т и т е л ьн ы м
и
ж и в о т н ы м
м и р о м ,
к л и м а т и ч е с к и м и
условиями,
рельефом
донской
земли.
Раскрыла
взаимосвязь
живой
и
неживой
природы
на
Дону
на
примере
экосистем
"Степь",
"Лес",
"Река".
Экскурсия
в
краеведческий
музеи
принесла
много
нового,
интересного
детям.
Все
было
в
новинку:
одежда,
предметы
быта
казаков,
атрибуты
для
занятий
охотой,
рыболовством.
Поразили
многие
слова
-
балясы,
курень,
б а з , к а т у х ,
майдан..
Между тем, подбирая материал для детей, расширяю и свой собственный кругозор.
Для
этого
использую
литературу:
"Край Донской казачий"
М.П.Астапенко
"История Донского края"
ЕЛ.Демешина
"Донское казачество на заре своей истории"
И.А.Мишинков
"Изучаем природу родного края"
В.С.Беляева, С.Д.Василевская
"Каменск-Шахтинский"
А .Донецкий,
Р.Сиваш
"Энциклопедия
праздников"
Н .Чуданова
"По старому русскому обычаю"
В.В.Панфилов
"Знакомство
детей
с
русским
народным
творчеством"
Т . А .Буцарила
/методическое
пособие
для
педагогов,
1999 г . /
"Приобщение
детей
к
истокам
русской
народной
культуры"
программа
О.Л.Князева, М . Д. Махачева, 1997 г .
"Летние праздники, игры и забавы для детей" В. М.Петров,
Г.Н.Гришина,
Л.Д.Короткова
"Твой край родной"
Б.Нагорный /занимательное краеведение в вопросах и ответах/
"Знай свой край"
В.С.Левченко
"Казачий Дон - очерки, истории" 1 , II часть А.П.Скорик
"Краски Донской земли"
Т.З. Барсукова
"Ребенок в мире культуры"
РУССКИЕ БЛИНЫ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Воспитатель: Романенко Валентина Ивановна
Комплексное
занятие
«Русские
блины»
(практическо-познавательная
деятельность,
развитие
речи,
математика,
естественнонаучные
представления)
Программное
содержание:
Закреплять
у
детей
умение
работать
с
те стом.
Познакомить с новой технологией
приготовления
теста
для блинов, с продуктами,
входящими
в
его
состав
и
последовательность их закладки.
Закрепить
свойства
муки.Упражнять в
количественном
счете
до10.
Умение
согласовывать числительные с
существительными
Поддерживать интерес к данному
виду
деятельности.
Вызвать желание сделать
приятное
для
всех.
Воспитывать гостеприимство,
интерес
к
обычаям
русского народа.
Словарная
работа;
венчик,
жидкое,
крутое,
сыпучая.
Материал:
фартуки,
косынки
/колпачки/,
сито,
мука,
корзинка
с
яйцами,
молоко,
соль,
подсолнечное
масло,
сметано,
сода,
клеенка
на
стол,
чашка,
деревянная
ложка,
венчик,
масло
сливочное,
сахар,
ножи,
поднос
для
блинов.
Ход
занятия:
-
Дети,
вы
уже
знаете,
что
последняя
неделя
февраля
посвящена
народному
празднику-
Масленице-
праздник
веселый,
озорной,
отчаянный,
праздник
прощания
с
зимой
и
встречи
весны.
И
обязательно
-
русские
блины.
Но
сначала
давайте
вспомним,
что
мы
уже
с
вами
делали
из
теста.
/
угощение
к
празднику
-
песочное
печенье,
"вареники
с
сюрпризам
и/
-
Ребята,
а
какие
продукты
и
сколько
мы
клали
в
тесто
для
печенья?
/
3
яйца,
1
пачка
маргарина
или
слив,
масла,
чайная
ложка
соды,
уксус,
1
стакан
сахара,
4
стакана
муки,
щепотка
соли/
-
Дети,
вспомните,
а
какие
продукты
и
сколько
мы
клали
в
тесто
для
вареников?
/1
стакан
молока,
1
яйцо,
щепотка
соли,
мука-
5
стаканов/
-
А
сегодня
мы
с
вами
будем
готовить
тесто
для
блинов.
-
Кто
из
вас
скажет,
как
надо
приготовиться
к
работе
с
тестом?
/
помыть
руки,
надеть
фартуки
,
косынки/
-
А
зачем
это
надо
делать?
-
Сейчас
мы
с
вами
пройдем
в
казачью
комнату.
/
все
продукты
приготовлены
на
столе/
-
Дети,
посмотрите
внимательно
и
скажите,
какие
продукты
нам
понадобятся
для
приготовления
теста
для
блинов?
/
мука,
яйца,
сахар,
соль,
сметана,
сода,
молоко/
-
С
чего
мы
начнем
с
вами
работу?
/
просеять
муку/
-
Катя,
просеивай
муку.
Что
тебе
для
этого
понадобится?
/
сито/
-
Дети,
а
какая
мука?
/белая,
сухая,
сыпучая,
пшеничная/
А
теперь,
ребята,
надо
в
чашку
разбить
4
яйца.
Костя
принеси
из
корзинки
4
яйца.
Дети,
а
вы
знаете,
как
надо
нести
яйца?
Почему?
Никита,
сколько
яиц
принес
Костя?
Никита
и
Юля,
возьмите
ножи
и
разбейте
скорлупу
яиц,
содержимое
положите
в
чашку.
Дети,
по
сколько
яиц
разбили
Никита
и
Юля?
/
по
2
яйца/
Посмотрите,
какого
цвета
желток?
А
белок?
Поэтому
они
и
называются
желток
и
белок.
Антон,
насыпь 1/2стакана
сахара.
А
сколько
это
значит 1/2 стакана?
Сколько
ложек
сахара
насыпал
Антон?
Дима,
перемешай
яйца
с
сахаром
хорошо.
А
теперь,
ребята,
надо
влить
2
стакана
молока,
насыпать
щепотку
соли,
соды
на
кончике
ножа.
Катя,
лей
молоко.
Сколько
молока
ты
нальешь?
Дети,
а
какое
молоко?
/
белое,
жидкое,
вкусное,
коровье/
Никита,
насыпь
соли.
Сколько
соли
ты
насыпаешь?
Маша,
а
ты
насыпь
соду.
Сколько
соды
надо
насыпать
в
тесто?
Дети,
посмотрите
внимательно
и
скажите,
что
крупнее
сода
или
соль?
Ребята,
чтобы
блины
были
вкусные,
надо
в
тесто
положить
2
ложки
сметаны.
Какими
ложками
можно
положить
сметану?
Даша,
положи
сметану.
Сколько
ложек
сметаны
положила
Даша?
А
теперь,
ребята,
все
содержимое
надо
хорошо
перемешать
деревянной
ложкой.
/воспитатель
аккуратно
мешает,
показывает
детям
и
предлагает
попробовать
помешать/
Ребята, а чего же еще не хватает у наев
те сте?/муки/
Муку
надо
сыпать
осторожно,
помешивать
аккуратно,
чтобы
не
разбрызгивалось
тесто.
Начнем
сыпать
по
одному
стакану,
а
когда
тесто
будет
готово,
посчитаем,
сколько
муки
насыпали.
Саша,
сыпь
первый
стакан,
/воспитатель
аккуратно
мешает/
А
теперь
ты,
Маша.
А
теперь
ты,
Никита.
Дети,
а
какое
должно
быть
тесто
для
блинов
жидкое
или
крутое?
Дети,
посмотрите,
а
надо
ли
в
наше
тесто
еще
лить
молоко?
/если
густое,
налить
еще
стакан
молока,
если
нет,
то
хорошо
вымешивать.
Воспитатель
убирает
ложку
и
теста
и
показывает
венчик/
Как
хозяйки
называют
этот
(предмет)
инструмент?
/
показывает
способ
работы
с
ним.
Предлагает
детям
продолжить
мешать
тесто,
пока
не
станет
однородная
масса
без
крупинок
муки/
Ребята,
чтобы
блины
не
приставали
к
сковороде
в
тесто
льют
2
столовые
ложки
подсолнечного
масла.
Катя,
налей
аккуратно
масло.
Антон,
а
ты
еще
раз
хорошо
взбей
тесто.
Ну
вот
тесто
наше
и
готово.
Дети,
а
какие
продукты
мы
сюда
положили?
/перечисляют/
А
сейчас
наше
тесто
мы
отнесем
на
кухню
и
наши
повара
испекут
нам
блины.
А
сковородки,
наверное
уже
готовы,
стоят
раскаленные
и
ждут
работу.
Дети,
а
как
зовут
наших
поваров?
/
Анна
Васильевна,
/дети
идут
на
кухню
с
воспитателем.
Просят
поваров
испечь
блины.
Повар
печет
2-3
блина
при
детях/
Ребята,
я
хочу
вам
напомнить,
что
хозяева
приглашают
на
блины
гостей.
А
у
н а с
есть
гости?
Давайте
их
пригласим.
Дети:
Анна
Васильевна,
мы
вас
приглашаем
на
блины!
А
пока
блины
будут
печься,
мы
с
вами
пойдем
готовиться
к
празднику.
Утренняя гимнастика по мотивам
устного народного
творчества
.
(старший возраст)
Эй. лошадки, все за мной. Поспешим на
водопой!
(зовет
ведущий
ребенок.
Дети
заходят
в
зал
по
канату
и
ребристой
доске,проговаривая
чистоговорку:
От топота копыт
пыль по полю летит.
тихо,
средне,
громко)
Едут лошадки по дорожке.
(идут шагом друг
за
другом
вперед)
Там где ухабы - перепрыгивают.
(прыжки
с
продвижением
вперед)
Где лужи - объезжают.
(бег
«змейкой»)
Где ровная дорожка - бегом.
(бег
по
кругу)
Вот по лесу мы гуляем
За природой наблюдаем.
(ходьба
по
кругу)
Вот летит, жужжит пчела Она мед нам
принесла.
(поочередно
круговые
движения
рук
-
траектория
полета
пчелы)
Слева птичка, справа птичка.
Там снегирь, а здесь синичка.
(руки
на
пояс,повороты
туловищавлево,
вправо)
Здесь полянка, мягче шелка - Оглянись, оглянись.
(дети
садятся
на
пол)
Вот бегут муравьи, Посчитайте: раз, два, три.
(руки
в
упоре
сзади,
поднимание
ягодиц)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
(сидя,
ноги
врозь.
Наклоны
к
носкам
ног).
До чего ж трава высока: То крапива, то осока.
(дети встают с пола)
Ноги выше поднимай И траву переступай.
(ходьба с высоким подниманием согнутых в коленях ног)
Хорошо мы погуляли И букет цветов нарвали.
(упражнение
на
дыхание с подниманиемрук
вверх)
Ну что, дети, отдохнули? Пора и в путь дорогу.
Ну а путь наш недалек. Он лежит через мосток.
(ходьба
по
гимнастической
скамейке,
руки
в
стороны.)
Вот река широка и глубока Не достанешь до дна.
А водица вкусна? Пейте! Хороша водица! Постучим копытцем!
(короткие
прыжки
только
на
носках)
Эй, лошадки, все за мной! Поскакали домой!
(зовет
ведущий
ребенок)
Все
дети: ГОП-ГОП-ГОП-ГОП-ГОП.
(дети
бегут
галопом,
потом
переходят
на
шаг,
проговаривая
чистоговорку
: От топота копыт пыль по полю летит.
(тихо,
средне,
громко)
Выходят
из
зала