Напоминание

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям донского казачества


Автор: Романенко Валентина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУкомпенсирующей направленности детский сад №23
Населённый пункт: г.Каменск-Шахтинский Ростовская обл.
Наименование материала: статья, конспект
Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к традициям донского казачества
Раздел: дошкольное образование





Назад




" Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеван ного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культур- ном прошлом, о наших памятниках, лите ратуре, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитани ем душ, а не только передачей знаний". Д.С.Лихачев Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Широко использовать фольклор во всех его проявлениях /сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы! и т.д./ В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Б л а г о д а р я э т о м у фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Бо л ь ш о е ме с т о в пр и о б щ е ни и д е т е й к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растение.. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь 'народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и надо сделать, чтобы они стали достоянием наших детей. Они развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию, изученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным. На физкультурных занятиях так же обращаются к устному народному творчеству. Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских н а р о д н ы х м у з ы к а л ь н ы х и н с т р у м е н т а х , з н а к о м с т в о с н о в ы м и и н с т р у м е н т а м и , исполнение под их аккомпонимент песен, плясок, способствует музыкальному развитию детей. Как же достучаться до души каждoгo? Ответ понятен. Необходимо возрождение н а р о д н о й КУЛЬТУРЫ , обращение к народным истокам, Ведь история человеческой культуры - это история человеческого разума. При общении человека с ценностями прошлого, культура человеческого рода переливается как бы в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию. Рождаясь, человек не выбирает культурно-историческую с р е д у , в к о т о р о й е м у п р е д с т о и т ж и т ь с в о й в е к . У с л о в и е м д л я н о рмальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными обществом знаниями, умениями. Ведь человек - необходимое связующее звено в э с т а ф е т е поколений. Человек - это живая связь между прошлым и будущим. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому н а ч и н а е м о т н о с и т ь с я к с т а р и н н ы м п р а з д н и к а м и т р а д иц и я м : ф о л ь к л о р у , художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ
оставит нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Типовая "Программа воспитания и обучения детей в детском саду» как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не включала. Правда, уже в младших группах предусматрив а л о с ь п р и о б щ е н и е д е т е й к н а р о д н о й и г р у ш к е /пирамидке., матрешке, вкладышам, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и . т . д . / , малышей знакомили с русскими народными играми; хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе были заложены задачи но знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городцы, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту з адачи усложнялись по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства, выразительности передачи игровых действий в сочетании со словом. Однако не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Возможно это происходило потому, что в П р о г р а м м е з а д а ч а п о з н а к о м с т в у д о ш к о л ь н и к о в с р у с с к о й к у л ь т у р о й б ы л и с формулированыслишком обще. Н а п р и м е р : « в о с п и т ы в а т ь л ю б о в ь к Р о д и н е , г о р о д у , с е л у " и т . п . Пр и э т о м совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у н а с п о ч т и н е б ы л о с о о т в е т с т в у ю щ и х материалов и пособий. Окружающая действительность /особенно в городе/ так же не давала возможности реального приобщения к народной культуре. Э т и проблемы могли быть восполнены разнообразными выставкам и народно- прикладного искусства, посещением музея, фольклорными праздниками. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что материал таких экспозиций рассчитан на взрослое восприятие и требуется большая грамотная переработка его для малышей. С у в е р е н н о с т ь ю м о ж н о с к а з а т ь , ч т о б о л ь ш и н с т в о , к с о ж а л е н и ю , о ч е н ь поверхностно знакомо, например, с культурой своего народа, с историей земли Донской. К акой она была до нас? Какие травы тут буйствовали, стада каких животных диких бродили в лесах и лугах? Что за люди жили на берегу Дона?
Что объединяло их, этих людей, которые не хотели знать никакого правительства, кроме своего выборного, и поэтому получили название
казаки
/от тюркского "удалой, вольный человек » / . История их блистательна, слава всемирна! Н е повернуть в р е м я вспять! Но есть в течение веков связующие нити: слова, предметы, элементы обрядности. Есть главное, всеобъемлющее* сама природа -д о м в с е г о ж и в о г о , в о в с е в р е м е н а и все эпохи . Любопытство к нашей Донской з е м л е возрастает е щ е больше, если мы вспомним, ч т о здесь, вследствие особенностей исторической жизни, развивались особенные, почти самостоятельные нравы и обычаи; что здесь звание мирного земледельца, соединено со званием воинских должностей, а оставив службу, нередко снова -принимаются з а плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми сесть на собственных лошадей и выехать в поле с собственным оружием и в собственной амуниции. Как сделать так, чтобы любопытство это не исчезло у детей, чтобы не растеряли о н и святого-чувства любви к РОДНОМУ краю, ро дн о й Донщине! Нужно донести до детей наших эти вековые связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности. Все это побудило разработать программу "Родная-сторонушка" и создать условия для ее реализации со средней группы детского сала. Основу программы составляют три основных блока: I блок - "Степь-матушка, Дон-батюшка". II блок - "Кто мы и откуда?" III блок - "Золотые зерна мудрости" /устное народное творчество, -народные пpaздники / . Программа рассчитана на воспитание детей, начиная с .5-летнего возраста до подготовительной группы. Опыт работы показал, что необходимо начинать погружение ребенка в народную культуру как можно раньше, тогда это происходит более естественно, не навязчиво, как бы само собой разумеющееся. Ведь так и было в прошлом: традиции отцов и дедов передавались матерью своему ребенку с момента рождения. Цели программы: - развивать понимание национальной культурной самобытности и нашего народа, духовную привязанность к своему краю, этнографическую культуру ребенка; - понимать экологические законы, по которым живет окружающий мир, поступать в соответствии с ним, не выделяя себя, а ощущая себя его частицей.
Основные цели программы реализуются в конкретных задачах по ознакомлению с историей края, природой, народными праздниками. При этом осуществляю комплексное воздействие на ребенка, использую различные вицы деятельности /занятия познавательного цикла, совместную деятельность взрослого и детей/, разнообразные формы работы: празднование народных праздников, экскурсий по городу, в музей, степь, на реку, в лес, музыкально-литературные композиции и др., таким образом воздействуя на различные органы чувств ребёнка, его эмоции, душу .Д л я р е а л и з а ц и и э т о й п р о г р а м м ы о ч е н ь т е с н о с о т р у д н и ч а л и с м у з ы к а л ь н ы м руководителем: она отбирает музыкальный материал,- проводит работу по знакомству с народными песнями, плясками, хороводами. Продолжая эту работу, я поняла, что это дает свои положительные результаты. Дети с удовольствием готовятся к праздникам, много узнают нового. Прежде всего старалась донести до сознания детей, кто такие казаки, как они появились на берегах Дона, кто жил до казаков на донской земле, о жизни казаков при царе. "Ка зак" - вольный человек - всегда боролся за казачью вольность. Провела несколько бесед на тему: "Наши земляки - казаки", где рассказала, как жили они, об особенностях одежды донских казаков, как трудились, как отмечали праздники. Посетили "казачью комнату созданную в детском саду, в которой собраны предметы быта донских казаков, познакомились со значением слова "курень". Очень детям понравилась работа с тестом в казачьей кухне, они узнали о свойствах муки, ее превращениях. Во время лепки печенья, вареников развивалась мелкая мускулатура рук, дети учились работать в коллективе, как это было принято в семьях казаков. Познакомила детей с особенностями природы Д о н с к о г о к р а я , а и м е н н о р а с т и т е л ьн ы м и ж и в о т н ы м м и р о м , к л и м а т и ч е с к и м и условиями, рельефом донской земли. Раскрыла взаимосвязь живой и неживой природы на Дону на примере экосистем "Степь", "Лес", "Река". Экскурсия в краеведческий музеи принесла много нового, интересного детям. Все было в новинку: одежда, предметы быта казаков, атрибуты для занятий охотой, рыболовством. Поразили многие слова - балясы, курень, б а з , к а т у х , майдан.. Между тем, подбирая материал для детей, расширяю и свой собственный кругозор. Для этого использую литературу: "Край Донской казачий" М.П.Астапенко
"История Донского края" ЕЛ.Демешина "Донское казачество на заре своей истории" И.А.Мишинков "Изучаем природу родного края" В.С.Беляева, С.Д.Василевская "Каменск-Шахтинский" А .Донецкий, Р.Сиваш "Энциклопедия праздников" Н .Чуданова "По старому русскому обычаю" В.В.Панфилов "Знакомство детей с русским народным творчеством" Т . А .Буцарила /методическое пособие для педагогов, 1999 г . / "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" программа О.Л.Князева, М . Д. Махачева, 1997 г . "Летние праздники, игры и забавы для детей" В. М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова "Твой край родной" Б.Нагорный /занимательное краеведение в вопросах и ответах/ "Знай свой край" В.С.Левченко "Казачий Дон - очерки, истории" 1 , II часть А.П.Скорик "Краски Донской земли" Т.З. Барсукова "Ребенок в мире культуры"

РУССКИЕ БЛИНЫ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Воспитатель: Романенко Валентина Ивановна


Комплексное

занятие

«Русские

блины»

(практическо-познавательная

деятельность,

развитие

речи,

математика,

естественнонаучные

представления)
Программное содержание: Закреплять у детей умение работать с те стом. Познакомить с новой технологией приготовления теста для блинов, с продуктами, входящими в его состав и последовательность их закладки. Закрепить свойства муки.Упражнять в количественном счете до10. Умение согласовывать числительные с существительными Поддерживать интерес к данному виду деятельности. Вызвать желание сделать приятное для всех. Воспитывать гостеприимство, интерес к обычаям русского народа. Словарная работа; венчик, жидкое, крутое, сыпучая. Материал: фартуки, косынки /колпачки/, сито, мука, корзинка с яйцами, молоко, соль, подсолнечное масло, сметано, сода, клеенка на стол, чашка, деревянная ложка, венчик, масло сливочное, сахар, ножи, поднос для блинов. Ход занятия: - Дети, вы уже знаете, что последняя неделя февраля посвящена народному празднику- Масленице- праздник веселый, озорной, отчаянный, праздник прощания с зимой и встречи весны. И обязательно - русские блины. Но сначала давайте вспомним, что мы уже с вами делали из теста. / угощение к празднику - песочное печенье, "вареники с сюрпризам и/ - Ребята, а какие продукты и сколько мы клали в тесто для печенья? / 3 яйца, 1 пачка маргарина или слив, масла, чайная ложка соды, уксус, 1 стакан сахара, 4 стакана муки, щепотка соли/
- Дети, вспомните, а какие продукты и сколько мы клали в тесто для вареников? /1 стакан молока, 1 яйцо, щепотка соли, мука- 5 стаканов/ - А сегодня мы с вами будем готовить тесто для блинов. - Кто из вас скажет, как надо приготовиться к работе с тестом? / помыть руки, надеть фартуки , косынки/ - А зачем это надо делать? - Сейчас мы с вами пройдем в казачью комнату. / все продукты приготовлены на столе/ - Дети, посмотрите внимательно и скажите, какие продукты нам понадобятся для приготовления теста для блинов? / мука, яйца, сахар, соль, сметана, сода, молоко/ - С чего мы начнем с вами работу? / просеять муку/ - Катя, просеивай муку. Что тебе для этого понадобится? / сито/ - Дети, а какая мука? /белая, сухая, сыпучая, пшеничная/ А теперь, ребята, надо в чашку разбить 4 яйца. Костя принеси из корзинки 4 яйца. Дети, а вы знаете, как надо нести яйца? Почему? Никита, сколько яиц принес Костя? Никита и Юля, возьмите ножи и разбейте скорлупу яиц, содержимое положите в чашку. Дети, по сколько яиц разбили Никита и Юля? / по 2 яйца/ Посмотрите, какого цвета желток? А белок? Поэтому они и называются желток и белок. Антон, насыпь 1/2стакана сахара. А сколько это значит 1/2 стакана? Сколько ложек сахара насыпал Антон? Дима, перемешай яйца с сахаром хорошо. А теперь, ребята, надо влить 2 стакана молока, насыпать щепотку соли, соды на кончике ножа. Катя, лей молоко. Сколько молока ты нальешь? Дети, а какое молоко? / белое, жидкое, вкусное, коровье/ Никита, насыпь соли. Сколько соли ты насыпаешь? Маша, а ты насыпь соду. Сколько соды надо насыпать в тесто? Дети, посмотрите внимательно и скажите, что крупнее сода или соль? Ребята, чтобы блины были вкусные, надо в тесто положить 2 ложки сметаны. Какими ложками можно положить сметану? Даша, положи сметану. Сколько ложек сметаны положила Даша?
А теперь, ребята, все содержимое надо хорошо перемешать деревянной ложкой. /воспитатель аккуратно мешает, показывает детям и предлагает попробовать помешать/ Ребята, а чего же еще не хватает у наев те сте?/муки/ Муку надо сыпать осторожно, помешивать аккуратно, чтобы не разбрызгивалось тесто. Начнем сыпать по одному стакану, а когда тесто будет готово, посчитаем, сколько муки насыпали. Саша, сыпь первый стакан, /воспитатель аккуратно мешает/ А теперь ты, Маша. А теперь ты, Никита. Дети, а какое должно быть тесто для блинов жидкое или крутое? Дети, посмотрите, а надо ли в наше тесто еще лить молоко? /если густое, налить еще стакан молока, если нет, то хорошо вымешивать. Воспитатель убирает ложку и теста и показывает венчик/ Как хозяйки называют этот (предмет) инструмент? / показывает способ работы с ним. Предлагает детям продолжить мешать тесто, пока не станет однородная масса без крупинок муки/ Ребята, чтобы блины не приставали к сковороде в тесто льют 2 столовые ложки подсолнечного масла. Катя, налей аккуратно масло. Антон, а ты еще раз хорошо взбей тесто. Ну вот тесто наше и готово. Дети, а какие продукты мы сюда положили? /перечисляют/ А сейчас наше тесто мы отнесем на кухню и наши повара испекут нам блины. А сковородки, наверное уже готовы, стоят раскаленные и ждут работу. Дети, а как зовут наших поваров? / Анна Васильевна, /дети идут на кухню с воспитателем. Просят поваров испечь блины. Повар печет 2-3 блина при детях/ Ребята, я хочу вам напомнить, что хозяева приглашают на блины гостей. А у н а с есть гости? Давайте их пригласим.
Дети: Анна Васильевна, мы вас приглашаем на блины! А пока блины будут печься, мы с вами пойдем готовиться к празднику.
Утренняя гимнастика по мотивам

устного народного

творчества

.

(старший возраст)

Эй. лошадки, все за мной. Поспешим на

водопой!
(зовет ведущий ребенок. Дети заходят в зал по канату и ребристой доске,проговаривая чистоговорку: От топота копыт пыль по полю летит. тихо, средне, громко)
Едут лошадки по дорожке.
(идут шагом друг за другом вперед)
Там где ухабы - перепрыгивают.
(прыжки с продвижением вперед)
Где лужи - объезжают.
(бег «змейкой»)
Где ровная дорожка - бегом.
(бег по кругу)
Вот по лесу мы гуляем

За природой наблюдаем.

(ходьба по кругу)
Вот летит, жужжит пчела Она мед нам

принесла.
(поочередно круговые движения рук - траектория полета пчелы)
Слева птичка, справа птичка.

Там снегирь, а здесь синичка.


(руки на пояс,повороты туловищавлево, вправо)
Здесь полянка, мягче шелка - Оглянись, оглянись.
(дети садятся на пол)
Вот бегут муравьи, Посчитайте: раз, два, три.
(руки в упоре сзади, поднимание ягодиц)
К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.
(сидя, ноги врозь. Наклоны к носкам ног).
До чего ж трава высока: То крапива, то осока.


(дети встают с пола)
Ноги выше поднимай И траву переступай.


(ходьба с высоким подниманием согнутых в коленях ног)
Хорошо мы погуляли И букет цветов нарвали.

(упражнение на дыхание с подниманиемрук вверх)
Ну что, дети, отдохнули? Пора и в путь дорогу.

Ну а путь наш недалек. Он лежит через мосток.
(ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны.)
Вот река широка и глубока Не достанешь до дна.

А водица вкусна? Пейте! Хороша водица! Постучим копытцем!
(короткие прыжки только на носках)
Эй, лошадки, все за мной! Поскакали домой!
(зовет ведущий ребенок) Все дети:
ГОП-ГОП-ГОП-ГОП-ГОП.
(дети бегут галопом, потом переходят на шаг, проговаривая чистоговорку : От топота копыт пыль по полю летит. (тихо, средне, громко)
Выходят из зала


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!