Автор: Демченко Елена Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: Лицей БИТ Населённый пункт: Омск Наименование материала: статья Тема: Работа с текстом Раздел: среднее образование
Речевой портрет семиклассника в ортологическом аспекте: к вопросу о повышении
речевой грамотности.
Одним из центральных понятий в современной психолингвистике является понятие
«языковой
личности».
Данный
термин
только
начинает
находить
отражение
в
справочниках и в научных исследованиях, поэтому отсутствует единая трактовка термина.
Несмотря на это к
понятию
языковой
личности
обращались Ю. Н. Карауловов, Г. И.
Богин, К.Ф.Седов и другие учёные. Одним из ведущих понятий языковой
личности
является трактовка данная Ю.Н.Карауловым, который определяет языковую личность как
предстает homo loquens вообще, а сама способность пользоваться языком – как родовое
свойство
человека
(homo
sapiens).
Под
языковой
личностью
в
он
понимал
«…
совокупность и результат реализации способностей к созданию и восприятию речевых
произведений (текстов) , различающихся а) степенью структурно-языковой сложности, б)
глубиной
и
точностью
отражения
действительности
и
в)
определённой
целевой
направленностью.
В устной и письменной речи школьников встречаются ошибки, которые в методике
обучения русскому языку называют речевыми. Существуют различные классификации
речевых ошибок. Все они предусматривают разграничение речевых ошибок с целью
правильной
организации
работы
по
их
устранению
и
предупреждению.
Специфика
классификации определяется тем, какие лингвистические понятия лежат в её основе. Так в
основе
классификации
Ю.В.Фоменко
лежит
«соответствие
речи
действительности,
мышлению и языку».
На наш взгляд особого внимания заслуживает классификация речевых ошибок
Л.О.Бутаковой. В данной классификации за основополагающий принцип принимается
единица языкового яруса, нормы образования, написания, функционирования которой
нарушаются.
Используя классификацию Л.О.Бутаковой , мы попытались отразить соотношение
ошибок по типам основных речевых нарушений и на этой основе выделить особенности
языковой личности школьника.
В результате проведённого исследования творческих письменных работ учащихся 7
классов
нам
удалось
выявить
речевые
ошибки,
наиболее
характерные
для
данной
возрастной группы:
I.
Н а
у р о в н е
с л о ва :
нарушение
норм
формообразования
имен
существительных (изменение рода при образовании падежных форм), нарушение норм
формообразования глагола, нарушение образования деепричастий и причастий, нарушение
норм образования форм местоимений, употребление слова в несвойственном ему значении,
не снимаемая в предложении многозначность, смешение значений паронимов.
Для
предупреждения
данного
рода
речевых
ошибок
в
письменной
речи
школьников
целесообразно использовать следующие виды упражнений:
Тестовые задания со следующими формулировками: укажите, в каком случае слово
употреблено в несвойственном ему значении; найдите ошибки в употреблении
выделенных слов; выберите вариант ответа, соответствующий норме сочетаемости
паронимов и т.д.
Подбор слов – синонимов, омонимов, антонимов, паронимов, заимствованные и
устаревших слов, слов-диалектизмов.
Задания на выявления и исправления допущенных ошибок при образовании и
употреблении
существительных,
глаголов,
причастий
и
деепричастий,
местоимений.
Задания на образование слов, переход из одной части речи в другую.
II.
На уровне словосочетания: Нарушение норм согласования, нарушение связи
между подлежащим и сказуемым.
Работу по предупреждению ошибок в словосочетаниях можно организовать используя
следующие упражнения:
Исправление предложений, содержащих ошибки в согласовании;
Раскройте скобки и поставьте имена существительные в нужной падежной форме;
Конструирование словосочетаний или предложений заданной модели;
Употребление указанных конструкций в самостоятельных высказываниях
обучающихся.
III.
На
уровне
предложения:
1 . ) синтаксические
ошибки:
нарушения
структурных
границ
предложения,
неоправданная
парцелляция,
нарушение
видо-
временной соотнесенности однородных членов предложения или сказуемых в главном и
придаточном
предложениях;
2.)
коммуникативные
ошибки:а.)
конструктивно-
коммуникативные ошибки: употребление деепричастного оборота вне связи с субъектом, к
которому
он
относится,
б.)
информационно-коммуникативные:
незаконченность
всего
высказывания,смысловая
избыточность(плеоназмы,
тавтология,
повторы
слов,
дублирование
информации)
,
в.)
стилистические
ошибки:
употребление
разговорно-
просторечных слов в нейтральных контекстах, употребление книжных слов в нейтральных
и
сниженных
контекстах,
неоправданное
употребление
экспрессивно
окрашенной
лексики,неудачные метафоры, метонимии, сравнения.
Для работы по предупреждению ошибок на уровне предложения можно использовать
следующие упражнения:
Синтаксический разбор предложений;
Различного
рода
творческие
задания,
связанные
с
построением
предложений,
перестройкой уже имеющихся конструкций;
IV.
На
уровне
текста:
1.
грамматические
нарушения: нарушения
видо-
временной
соотнесенности
глагольных
форм
в
разных
предложениях
текста, 2.
информационно-коммуникативные
нарушения:
информационно-семантическая
и
конструктивная недостаточность,
повторы, несоответствие семантики высказываний их
конструктивной
заданности,
информационно-семантическая
и
конструктивная
избыточность.
Работу над предупреждением ошибок на уровне текста целесообразней строить на основе
связных высказываний составляющихся в форме описаний, повествований, рассуждений.
Здесь могут употребляться следующие упражнения типа:
Составление
связанного
высказывания,
в
основе
которого
лежит
тематически
объединённая группа слов;
Высказывания на лингвистические темы, связанные с изучением лексики;
Составление связанных высказываний, в основе которых лежит использование
слов, обозначающих определённые лексические явления.
В связи с выявленными наиболее типичными ошибками в письменных
творческих
работах
учащихся
7-х
классов
был
составлен
ортологический
портрет,
который показал, что чаще всего допускаются нарушения при построении предложения.
Связано это с тем, что детям предлагаются различные виды творческих работ, которые
требуют усложнения синтаксических конструкций.