Напоминание

Работа с текстом


Автор: Демченко Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Лицей БИТ
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: статья
Тема: Работа с текстом
Раздел: среднее образование





Назад





Речевой портрет семиклассника в ортологическом аспекте: к вопросу о повышении

речевой грамотности.
Одним из центральных понятий в современной психолингвистике является понятие «языковой личности». Данный термин только начинает находить отражение в справочниках и в научных исследованиях, поэтому отсутствует единая трактовка термина. Несмотря на это к понятию языковой личности обращались Ю. Н. Карауловов, Г. И. Богин, К.Ф.Седов и другие учёные. Одним из ведущих понятий языковой личности является трактовка данная Ю.Н.Карауловым, который определяет языковую личность как предстает homo loquens вообще, а сама способность пользоваться языком – как родовое свойство человека (homo sapiens). Под языковой личностью в он понимал «… совокупность и результат реализации способностей к созданию и восприятию речевых произведений (текстов) , различающихся а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности и в) определённой целевой направленностью. В устной и письменной речи школьников встречаются ошибки, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми. Существуют различные классификации речевых ошибок. Все они предусматривают разграничение речевых ошибок с целью правильной организации работы по их устранению и предупреждению. Специфика классификации определяется тем, какие лингвистические понятия лежат в её основе. Так в основе классификации Ю.В.Фоменко лежит «соответствие речи действительности, мышлению и языку». На наш взгляд особого внимания заслуживает классификация речевых ошибок Л.О.Бутаковой. В данной классификации за основополагающий принцип принимается единица языкового яруса, нормы образования, написания, функционирования которой нарушаются. Используя классификацию Л.О.Бутаковой , мы попытались отразить соотношение ошибок по типам основных речевых нарушений и на этой основе выделить особенности языковой личности школьника. В результате проведённого исследования творческих письменных работ учащихся 7 классов нам удалось выявить речевые ошибки, наиболее характерные для данной возрастной группы: I. Н а у р о в н е с л о ва : нарушение норм формообразования имен существительных (изменение рода при образовании падежных форм), нарушение норм
формообразования глагола, нарушение образования деепричастий и причастий, нарушение норм образования форм местоимений, употребление слова в несвойственном ему значении, не снимаемая в предложении многозначность, смешение значений паронимов. Для предупреждения данного рода речевых ошибок в письменной речи школьников целесообразно использовать следующие виды упражнений:  Тестовые задания со следующими формулировками: укажите, в каком случае слово употреблено в несвойственном ему значении; найдите ошибки в употреблении выделенных слов; выберите вариант ответа, соответствующий норме сочетаемости паронимов и т.д.  Подбор слов – синонимов, омонимов, антонимов, паронимов, заимствованные и устаревших слов, слов-диалектизмов.  Задания на выявления и исправления допущенных ошибок при образовании и употреблении существительных, глаголов, причастий и деепричастий, местоимений.  Задания на образование слов, переход из одной части речи в другую. II. На уровне словосочетания: Нарушение норм согласования, нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Работу по предупреждению ошибок в словосочетаниях можно организовать используя следующие упражнения:  Исправление предложений, содержащих ошибки в согласовании;  Раскройте скобки и поставьте имена существительные в нужной падежной форме;  Конструирование словосочетаний или предложений заданной модели;  Употребление указанных конструкций в самостоятельных высказываниях обучающихся. III. На уровне предложения:
1 . )
синтаксические ошибки: нарушения структурных границ предложения, неоправданная парцелляция, нарушение видо- временной соотнесенности однородных членов предложения или сказуемых в главном и придаточном предложениях; 2.) коммуникативные ошибки:а.) конструктивно- коммуникативные ошибки: употребление деепричастного оборота вне связи с субъектом, к которому он относится, б.) информационно-коммуникативные: незаконченность всего высказывания,смысловая избыточность(плеоназмы, тавтология, повторы слов, дублирование информации) , в.) стилистические ошибки: употребление разговорно- просторечных слов в нейтральных контекстах, употребление книжных слов в нейтральных и сниженных контекстах, неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики,неудачные метафоры, метонимии, сравнения.
Для работы по предупреждению ошибок на уровне предложения можно использовать следующие упражнения:  Синтаксический разбор предложений;  Различного рода творческие задания, связанные с построением предложений, перестройкой уже имеющихся конструкций; IV. На уровне текста: 1. грамматические нарушения: нарушения видо- временной соотнесенности глагольных форм в разных предложениях текста, 2. информационно-коммуникативные нарушения: информационно-семантическая и конструктивная недостаточность, повторы, несоответствие семантики высказываний их конструктивной заданности, информационно-семантическая и конструктивная избыточность. Работу над предупреждением ошибок на уровне текста целесообразней строить на основе связных высказываний составляющихся в форме описаний, повествований, рассуждений. Здесь могут употребляться следующие упражнения типа:  Составление связанного высказывания, в основе которого лежит тематически объединённая группа слов;  Высказывания на лингвистические темы, связанные с изучением лексики;  Составление связанных высказываний, в основе которых лежит использование слов, обозначающих определённые лексические явления. В связи с выявленными наиболее типичными ошибками в письменных творческих работах учащихся 7-х классов был составлен ортологический портрет, который показал, что чаще всего допускаются нарушения при построении предложения. Связано это с тем, что детям предлагаются различные виды творческих работ, которые требуют усложнения синтаксических конструкций.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!