Автор: Родина Оксана Григорьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: КОУ "Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ №2" Населённый пункт: ХМАО г.Нижневартовск Наименование материала: Доклад Тема: Нарушение голоса. Раздел: среднее профессиональное
Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство вследствие
патологических изменений голосового аппарата.
Степень отрицательного влияния нарушений голоса на формирование
личности, на возможности социальной адаптации зависит от характера и
глубины расстройства голосовой функции.
Причины расстройства голоса многообразны. К ним относятся заболевания
гортани, носоглотки, легких; перенапряжение голоса; снижение слуха;
заболевания нервной системы; несоблюдение гигиены разговорного
певческого голоса и др.
В механизме голосообразования принимают активное участие диафрагма,
бронхи, трахея, гортань, глотка, носоглотка, полость носа. Органом
голосообразования является гортань. Когда мы говорим, расположенные в
гортани голосовые складки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на них,
заставляя колебаться. Мышцы гортани, сокращаясь в разных направлениях,
обеспечивает движение голосовых (связок) складок.
В результате возникает колебание частиц воздуха, находящегося над
складками. Эти колебания, передаваясь в окружающую среду,
воспринимаются как звуки голоса. Когда мы молчим, голосовые складки
расходятся, образуя голосовую щель в виде равнобедренного треугольника.
При шепоте голосовые складки сомкнуты не полностью и меньше трутся
друг о друга. Поэтому при необходимости щадить голосообразующий
аппарат рекомендуется говорить шепотом.
Голос характеризуется следующими признаками:
высотой, которая зависит от частоты колебаний голосовых
складок и служит основным средством для передачи
эмоциональной и смысловой выразительности речи;
громкостью или силой, которая зависит от степени смыкания и
амплитуды колебания голосовых складок;
тембром, который определяется формой колебания и голосовых
складок. Тембр голоса изменяется в зависимости от возраста
человека;
диапазоном, т.е. количеством тонов. Диапазон голоса взрослого
человека может изменяться в пределах 4 – 5 тонов, у детей – в
пределах 2 – 3 тонов.
Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические ;
большинство нарушений проявляются как самостоятельные. Причинами их
возникновения являются заболевания и различные изменения голосового
аппарата.
Каждое из нарушений голоса подразделяется на органические и
функциональные.
Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или
хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается
органической. Периферическим органическим нарушениям относятся
дисфония и афония при хронических ларингитах, парезах и параличах
гортани, состояниях после удаления опухолей. Степень дефекта голоса
зависит не от вида заболевания, а от его тяжести. Хронические ларингиты,
центральные порезы и параличи гортани, опухоли – все эти нарушения
голоса относятся к хроническим и самостоятельно не исчезают.
Нарушение голоса, как правило, не влияет на формирование речевой
системы.
Наиболее распространенные и многообразные – это функциональные
нарушения голоса. Они сопровождаются воспалительными или какими –
либо анатомическими изменениями гортани.
Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные:
голосовое переутомление;
плоха постановка голоса;
различные инфекционные заболевания;
влияние психических факторов.
К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения,
гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии. Фонастения – это нарушение
голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождаются
видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное
нарушение голоса имеет профессиональный характер и развивается у людей
голосоречевых профессий (учителя, дикторы, певцы и т.д.).
Ринофония и ринолалия стоят несколько обособленно среди других
голосовых нарушений, так как их патофизиологический механизм
заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или
функционального характера. Для восстановления нормальной функции
голосового аппарата при фонастении необходимо прежде всего выяснить
причину ее возникновения. Функциональные тренировки сводятся к
постановке голоса, нахождению удобной, комфортной его подачи с
минимальной нагрузкой голосового аппарата.
В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусных нарушениях
необходимо работать над дыханием, установлением дыхательной опоры.
Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана
и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что
развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и
форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в
диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение
голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим
нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные
голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большей
подражательностью, дети легко усваивают интонацию и способ голосоподачи
окружающих их взрослых.
Основными профилактическими мерами предупреждения патологии
голоса являются закаливание организма овладение навыками наиболее
рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.
Для охраны голоса людям голосоречевых профессий необходимо помнить,
что курение, алкоголь, злоупотреблений горячей и сильно охлажденной
пищей недопустимы, т.к. при этом раздражается слизистая оболочка глотки и
гортани.
Следует остерегаться и простудных заболеваний, по наблюдениям
специалистов видно, что «малые простуды», при которых люди продолжают
работать, напрягая голос, влияние на голосовой аппарат крайне отрицательно.
Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового
аппарата можно считать постановку речевого голоса, а в ней нуждаются все
лица, которые по роду профессиональной деятельности приходится много
говорить.
Восстановление голосовой функции у детей осуществляется комплексно
совместимыми усилиями медицины и специализированной области
логопедии – фонопедии. Артикуляционные дыхательные и голосовые
упражнения сочетают с психотерапией, лечебной физкультурой и
медикаментозным лечением.
Таким образом, соблюдение профилактических мер, регулярное
диспансерное наблюдение у специалистов предотвращают рецидивы
голосовых расстройств, обеспечивают устойчивость достигнутых
результатов.
Доклад
на тему: «Нарушение голоса».
Подготовила:
Учитель – логопед- дефектолог
Родина О.Г.
Нижневартовск, 2016г.