Разработка и использование компетентностно - ориентированных оценочных средств в рамках олимпиады профессионального мастерства.
Автор: Давыдова Марина Геннадьевна Должность: мастер производственного обучения, преподаватель Учебное заведение: ГАПОУ СО "Ирбитский политехникум" Населённый пункт: город Ирбит, Свердловская область Наименование материала: Статья Тема: Разработка и использование компетентностно - ориентированных оценочных средств в рамках олимпиады профессионального мастерства. Раздел: среднее профессиональное
Давыдова М. Г.
Разработка и использование компетентностно - ориентированных
оценочных средств в рамках олимпиады профессионального мастерства.
Давыдова Марина Геннадьевна,
мастер производственного обучения,
преподаватель специальных дисциплин
по профессии "Мастер отделочных
строительных работ"
Государственное автономное образовательное
учреждение Свердловской области
"Ирбитский политехникум" (ГАПОУ СО "ИПТ")
Олимпиады профессионального мастерства всегда были актуальными, и
они стимулируют к повышению профессионального уровня и развитию общих
и профессиональных компетенций. В настоящее время ФГОС СПО предъявляет
новые требования к обучающимся в области оценочных средств. Отечественная
система
образования
переходит
на
компетентностно
-
ориентированное
обучение
в
рамках
ФГОС
СПО,
где
акцент
переносится
с
содержания
образования
на
результаты
обучения,
которое
предполагает
формирование
компетенций
профессионала.
Важным
контролем
качества
на
олимпиадах
профессионального мастерства являются оценочные средства. Под оценочными
средствами
понимают
контрольные
задания,
а
также
описания
форм
и
процедур, предназначенных для определения качества освоения участниками
теоретического и практического задания и уровень сформированности умений
и навыков, и как следствие компетенций. В фонд оценочных средств, входит
комплект
методических
и
контрольных
измерительных
материалов,
предназначенных для оценивания компетенций на теоретическом, практическом
и проектировочном туре обучающихся на соответствие уровня их подготовки
требованиям
соответствующего
ФГОС
СПО
по
завершению
олимпиады
профессионального
мастерства
по
определенному
направлению
или
специальности.
На
олимпиадах
профессионального
мастерства
педагог
осуществляет
итоговый контроль образовательных достижений обучающихся.
Как правило, олимпиада состоит из нескольких этапов: теоретический,
практический и проектировочный
.
Основной формой проведения теоретического тура является комплексное
задание.
Для самооценки участникам олимпиады были выданы задания.
Пример задания:
Теоретическое задание олимпиады профессионального мастерства тесно
связано
с
практическим
заданием
и
в
совокупности
составляет
единый
технологический проект.
Время выполнения теоретического задания – 1ч.
-выполнить
расчеты:
количество
материалов
по
заданным
размерам
поверхности, общая стоимость используемых материалов;
-определить
последовательность
операций
подготовки
ГКЛ
под
выполнение фактурной отделки, заполнить пооперационную технологическую
карту;
-выбрать
необходимые
инструменты
для
подготовки
поверхности
и
выполнение фактурной отделки;
-выполнить
эскиз
фактурной
отделки,
исходя
из
функционального
назначения помещения.
-письменно ответить на контрольные вопросы (тест).
Памятки,
лист
результатов
деятельности,
который
заполняется
на
теоретическом туре олимпиады (оформляется в виде краткого текста),
и
критерии оценивания.
В соответствии с компетенциями, прописанными в ФГОС, определены
умения,
уровень,
сформированности
которых,
эксперты
оценивали
по
завершению комплексного задания.
Подготовленное руководство для членов жюри позволило продуктивно
осуществлять
оценочную
деятельность
образовательных
результатов
обучающихся в ходе олимпиады.
Эксперты отмечают: удобство работы с предложенным инструментарием
(листы
оценивания,
эталон
теоретического
задания:
ключи
к
тесту,
к
технологической
карте,
таблицы
с
расчётами,
видами
причин
появления
и
способами устранения дефектов при выполнении практического задания).
Практический
тур
представляет
собой
решение
конкретной
производственно-технологической
задачи,
позволяющей
участникам
предъявить комплекс общих и профессиональных компетенций, например, по
подготовке поверхности под фактурную отделку и в выполнении фактурной
отделки.
Участникам
олимпиады
выдаются
задания,
обозначены
условия
по
выполнению
заданий
и
критерии
оценивания
(описываются
в
памятке
для
участников).
Пример практического задания:
Подготовить поверхность под фактурную отделку и выполнить
фактурную отделку
Практический тур состоит из 2 заданий:
1.
Подготовить
ГКЛ
для
последующего
выполнения
фактурной
отделки (время выполнения – 1 час).
2.
Выполнить фактурную отделку (время на выполнение задания – 1
час).
Общее время выполнения практического задания: 2 часа.
Ведущее место в системе оценивания практического задания занимает,
безусловно,
практическая
методика
контроля.
При
организации
контроля
учитывается
последовательность
определенных
этапов,
обусловленных
конкретным видом работ, основанных на анализе деятельности.
Использование
таких
методов,
как:
наблюдение,
беседа,
дискуссия
позволили выявить понимание технологического процесса, каждый участник
имел
возможность
выразить
свою
позицию,
исправить
ошибки
своей
деятельности.
В результате у участников сформирована способность к самоконтролю,
самоанализу и адекватной самооценки.
Проектировочный турпредставляет собой защиту проекта.
Форма защиты проекта – презентация выполненной практической работы,
где участники используют лист результатов деятельности.
Пример листа результатов деятельности:
1.
Оформление
результатов
деятельности,
выполненной
в
ходе
теоретического и практического туров олимпиады в форме проекта по заданной
форме (оформляется в виде краткого текста). Время выполнения 20 минут.
Форма
Цель выполненного проекта
Этапы выполнения проекта:
1.
Расчеты
2.
Определение последовательности технологических процессов
3.
Выбор необходимых инструментов
4.
Выполнить эскиз отделки, исходя из функционального назначения
помещения.
5.
Способы контроля выполненной работы
2. Защита проекта, разработанного и выполненного в ходе олимпиады.
Временной регламент – 5 минут на участника.
Участникам олимпиады обозначены условия по выполнению заданий и
критерии оценивания.
Презентация
обеспечивает
оценку
представления
выполненной
продукции, полученных в ходе результатов, анализ и сравнение с достижениями
других участников.
Оценка устной презентации наглядно передает содержание результатов
деятельности и готовый продукт.
Апробация
КОС
проведена
и
результаты
еѐ
достаточно
успешны:
Участники справляются с подобной работой, выполняют еѐ с желанием, так как
компетентностные задания мотивированы стимульным элементом.
На
завершающем
этапе
используется
прием
рефлексии,
который
позволяет участникам осмыслить результаты своей деятельности на всех этапах
олимпиады, оценить свои достижения, используя самооценку.
Рефлексивно – оценочный этап является замыкающим и обобщающим,
выполняет
диагностирующую
функцию
для
следующего
витка
процесса
творческого саморазвития личности участников олимпиады профессионального
мастерства.
Оценка достигнутых результатов позволяют внести корректировку в
дальнейшую самостоятельную профессиональную деятельность.
Разработка системы контрольно - оценочных средств для контроля уровня
освоения компетенций участников олимпиады профессионального мастерства в
соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, является сложной,
многокомпонентной задачей.