Автор: Комарова Ирина Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ ЦРР д/с №20 Населённый пункт: город Узловая, Тульская область Наименование материала: Конспект Тема: Наряд для куклы в народном стиле Раздел: дошкольное образование
Конспект
интегрированного
занятия
по
изодеятельности
в
старшей
группе
.
Тульская
область
,
г
.
Узловая
,
МДОУ
ЦРР
д
/
с
№ 20.
Воспитатель
:
КОМАРОВА
И
.
Ю
.
Тема
: «
НАРЯД
для
КУКЛЫ
В
НАРОДНОМ
СТИЛЕ
»
Программное
содержание
:
1.
Расширить
представления
детей
об
одежде
древних
славян
и
её
украшении
.
2.
Познакомить
с
назначением
,
символикой
и
элементами
вышивок
.
3.
Развить
навыки
в
составлении
узора
и
его
прорисовке
.
4.
Учить
рисовать
на
бумаге
узоры
по
мотивам
русских
народных
вышивок
.
5.
Развивать
технические
умения
–
умело
пользоваться
фломастером
,
карандашами
,
восковыми
мелками
6.
Формировать
эстетический
вкус
и
интерес
к
искусству
древних
славян
.
7.
Формировать
уважительное
отношение
к
русской
традиционной
одежде
как
элементу
русской
традиционной
культуры
Материал
:
куклы
в
русских
национальных
костюмах
,
силуэтные
изображения
мужской
и
женской
рубах
,
проектор
,
слайды
с
изображением
одежды
русских
людей
,
образцами
русских
народных
вышивок
,
фломастеры
,
цветные
карандаши
,
восковые
мелки
.
Предварительная
занятия
Воспитатель
знакомит
детей
с
куклами
в
русской
народной
одежде
(
мальчик
и
девочка
)
и
говорит
,
что
Настенька
и
Иванушка
собрались
скоро
на
праздник
и
им
нужна
новая
нарядная
одежда
.
Они
просят
ребят
помочь
им
составить
эскизы
,
чтобы
по
ним
сшить
наряды
.
Дети
.
Давайте
рассмотрим
,
как
выглядела
одежда
в
русских
национальных
костюмах
. (
Рассматривание
слайдов
).
Как
одевались
в
старину
мужчины
и
женщины
? (
Рубаха
,
сарафан
,
кокошник
;
рубаха
,
порты
,
кушак
,
сапоги
,
картуз
)
Ребята
,
а
какой
предмет
одежды
встречается
и
у
мужчин
и
у
женщин
? (
Рубаха
).
Что
общего
вы
заметили
во
всей
этой
одежде
? (
Она
украшена
вышивкой
,
узором
,
орнаментом
).
Одежда
русского
человека
была
разной
:
летней
и
зимней
,
праздничной
(
нарядной
,
выходной
)
и
будничной
(
повседневной
).
Обязательным
предметом
русских
людей
была
рубаха
.
Наши
предки
считали
,
что
именно
она
оберегает
человека
от
злых
сил
,
укрывает
все
уязвимые
места
:
шею
,
руки
,
ноги
,
закрывая
их
выше
колена
у
мужчин
и
ниже
колена
у
женщин
.
Как
назывались
раньше
мужские
рубахи
? (
Косоворотки
).
Почему
их
так
называли
?(
Воротник
у
такой
рубахи
–
сбоку
).
Правильно
,
у
старинной
мужской
рубахи
по
-
другому
скроен
воротник
:
он
расположен
сбоку
,
как
бы
косо
.
Поэтому
такую
рубаху
и
называли
косовороткой
.
В
женской
рубахе
застёжка
(
завязка
)
спереди
.
Ребята
,
вы
заметили
,
что
люди
украшали
свои
рубахи
вышивкой
.
Для
чего
они
это
делали
? (
Чтобы
рубаха
была
красивой
).
Верно
,
вышивка
украшает
одежду
,
делает
её
более
нарядной
,
праздничной
.
Но
это
не
единственное
и
не
самое
главное
её
предназначение
.
Обратите
внимание
,
в
каких
местах
располагается
вышивка
? (
По
вырезу
ворота
,
на
рукавах
,
по
подолу
рубахи
,
на
груди
).
Как
вы
считаете
,
случайно
ли
это
?
Конечно
же
,
нет
.
Наши
предки
считали
,
что
через
«
входы
»
рубахи
,
т
.
е
.
через
подол
,
горловину
и
низки
рукавов
к
телу
хозяина
могли
пробраться
злые
духи
и
болезни
.
И
чтобы
преградить
дорогу
всему
плохому
,
по
вороту
и
рукавам
,
по
подолу
вышивали
обереги
.
Давайте
вслушаемся
в
слово
«
оберег
».
Что
оно
означает
,
по
вашему
мнению
? (
Оберег
–
то
,
что
оберегает
,
сторожит
).
Совершенно
верно
,
это
своего
рода
вышитое
пожелание
силы
и
здоровья
.
А
узоры
были
такие
:
цветы
,
листья
,
солнце
,
птицы
.
(
Рассмотреть
узоры
на
слайдах
).
Физкультминутка
Ну
а
теперь
,
ребята
,
пришла
пора
помочь
Настеньке
и
Иванушке
придумать
новые
наряды
.
(
Дети
украшают
узором
контурные
изображения
мужской
и
женской
рубахи
.
Используют
различные
материалы
:
фломастеры
,
восковые
мелки
,
цветные
карандаши
по
выбору
детей
.
Воспитатель
оказывает
индивидуальную
помощь
детям
).
По
окончании
работы
воспитатель
предлагает
сравнить
узоры
древних
славян
и
узоры
,
созданные
детьми
,
найти
сходства
и
различия
,
обратить
внимание
на
красоту
и
изящество
изделий
,
созданных
руками
славянских
мастеров
,
а
также
указать
на
разнообразие
образцов
одежды
,
придуманной
детьми
для
гостей
Настеньки
и
Иванушки
.
Молодцы
,
ребята
,
хорошо
потрудились
.
Ваши
работы
помогут
нашим
гостям
создать
себе
новые
наряды
.