Напоминание

Мастер-класс для родителей "Играем - речь развиваем!"


Автор: Безручко Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Приволенский детский сад "Алёнка"
Населённый пункт: п. Привольный, Ремонтненский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс для родителей "Играем - речь развиваем!"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Мастер – класс для родителей

«
ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ!»
Цель:
Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста
Оснащениие:
 Мультимедиа .  Памятки для родителей.  Фломастеры, бумага , фрукты (картинки, натуральные фрукты или муляжи: яблоко, лимон, груша, апельсин и т.д.)
Подготовительная работа:
 оформление выставки дидактических игр, направленных на развитие речи дошкольников;  изготовление памятки для родителей.
Ход мероприятия.

.Ведущий:
Добрый вечер, уважаемые родители! Вы любите играть? Давайте немного поиграем! Посмотрите на доску (мультимедиа слайд 2) и проговорите цифровую считалку, а теперь цифровой стих. Отлично! Перед вами лист бумаги, карандаш изобразите то что вы представляете когда услышите слово «иголка» (ёж, швейная игла, сосновая, еловая). У каждого свое представление, своё видение! Я рада, что мы собрались все вместе. Тема нашего мероприятия. «Играем-речь развиваем». Самое основное и необходимое в развитии речи – учить говорить ребёнка правильно! Эта не только тренировка правильного звукопроизношения, но и расширение словарного запаса детей, обучение их грамотному употреблению слов и предложений, обучение рассказыванию. Не стоит ждать, пока ребёнок научится делать это самостоятельно, запоминая фразы, которыми вы общаетесь в семье, уделите несколько минут в день речевому развитию своего малыша. Только вот проблема в том, что многие дети не очень хотят заниматься. Куда лучше посмотреть мультики по телевизору, поиграть в компьютер или бездумно носиться с игрушечным пистолетом по квартире. Для того, чтобы позаниматься с дошкольником вовсе необязательно: -усаживать его за стол и создавать атмосферу урока. -вам не понадобятся сложные пособия и методики. Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. И ребёнку интересно, и вы не потратите лишних нервов. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

Итак, давайте
посмотрим вокруг себя и начнём! Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы. -Вы
посмотрели перед собой и увидели
, например, …
яблоко.
Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование -«Подбери словечко». Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д. Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
-Следующая игра будет называться «Вспомни сказку».
В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др. А если ребёнок вспомнил и пересказал сказку, то тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко. Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой. В этом поможет игра -«Сравни два яблока» - одно яблоко жёлтое, а другое - красное; одно сладкое, а другое - кислое; у одного коричневые семечки, а у второго – белые; одно большое, а второе маленькое и т. д. Можно сравнить два разных фрукта (яблоко и апельсин) . -Дети очень любят играть в игру «Узнай по описанию». Для этого можно использовать и оставшиеся фрукты. Например: овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, … Что это? - Лимон. А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для малыша будет не только польза, но и огромное удовольствие.
«Приготовим сок»
Из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови - морковный, из лимона - лимонный, апельсина - апельсиновый и т.д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Из апельсина. И т.д.
На кухне

«Давай искать слова на кухне»
Готовите какое то блюдо и ищите в слова.Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга»
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку (или на тарелку), затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые, «соленые», «горькие» слова.
«Один – много»
Образовывать: множественное число имён существительных: кастрюля - кастрюли, чашка - чашки;

«Назови ласково»
существительные с уменьшительными суффиксами: стакан - стаканчик, тарелка - тарелочка, вилка - вилочка;
На прогулке, в поездке.
Выходя на прогулку, необходимо обратить внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.
«Сосчитай»
Учить использовать числительные с существительными: 1 машина , 2 машины, 5 машин;
«Невидимка»
Употребление существительных в родительном падеже. Есть машина, нет машины
«Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей( чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок) и т. д.
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«Скажи наоборот»
Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета. Мама. Я вижу высокий дом. у меня длинная юбка. Я вижу большую собаку. Я купила сладкую булочку. Ребенок. Я вижу низкий дом. Мама. У меня острый нож. Ребенок. У меня тупой нож
Заключение.
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Где можно прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки? (можно на прогулке, по дороге в детский сад, в транспорте, дома: на кухне, во время уборки и т.д.)
Я
благодарю вас за то, что вы пришли на эту встречу. Надеюсь, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному
развитию речи.
Рассчитываем на вашу дальнейшую помощь, поддержку и взаимопонимание. Уверены, что наше сотрудничество будет успешным. В конце мероприятия логопед вручает всем присутствующим родителям памятки с советами по развитию словаря ребёнка.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме). Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите об их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учите наблюдать, сравнивать предметы и явления. Советуем создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях. Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!