Автор: Кухарчук Нина Михайловна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ Мигулинская СОШ Населённый пункт: станица Мигулинская Верхнедонской район Ростовская область Наименование материала: конспект Тема: Открытый урок по музыке Раздел: среднее образование
Цель урока: Создать условия для осознания учащимися жанра романс.
Задачи урока:
дать представление о романсе (жанр вокальной музыки);
узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг
от друга;
узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при
создании романсов;
узнать об основных жанровых признаках романса.
познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки;
учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»;
развивать вокально-хоровую грамотность.
Тип урока: комбинированный
Используемые приемы: работа в группах ,обсуждение входе дискуссии.
Ход урока
I.
Организационный момент (cлайд 1)
II.
Подготовка к восприятию нового
- Ребята, перед тем, как мы начнем разговор о теме сегодняшнего урока, я
хочу задать вам вопрос: а что такое песня? Из чего она сложена? (из
музыки и стихов) Кто ее исполняет?
(певцы голосом и музыканты на
инструментах)
- А вы знаете много музыкальных инструментов? Сейчас мы это проверим !
(слайд 2)
Загадки:
1. Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Целый оркестр он заменит один.
Как называется тот господин? (Орган – слайд 3)
2. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?.. (рояль – слайд 4)
3. В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь – слайд 5)
4
. А всего-то три струны
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (Балалайка – слайд 6)
5. Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан – слайд 7)
6. Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбка
Звучит мечтательный мотив,
Его названье... (скрипка – слайд 8).
-Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем
кроссворде? Ответ - РОМАНС
Какова тема нашего сегодняшнего урока? Романс
Ребята, романс, как и песня, относится к жанру вокальной музыки. А вот что
это за жанр, мы и попробуем сегодня узнать.
Итак, тема нашего урока: «Романс»
(слайд10) Запись темы в тетрадь.
III. Знакомство с новым материалом. Работа с учебником.(по группам)
1 группа
1. Какая страна является родиной романса?
2.Какие чувства выражаются в романсе?
3.В каком веке возник романс?
( слайд 11)
2 группа (слайд 12)
1.Что такое романс?
2.Какие композиторы исполняли романсы?
3.На стихи каких поэтов исполнялись романсы?
Слово РОМАНС пришло к нам из Испании (картинка ИСПАНИЯ). Оно
произошло от испанского слова romance, что в буквальном переводе означало
«по-романски», то есть «по-испански» . Термин «романс» возник в Испании
в Средневековье, раньше он обозначал светскую песню на испанском
(«романском») языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах.
Романс ( слайд 13) - это вокальное сочинение, написанное на небольшое
стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) для голоса с
инструментальным сопровождением.
- Ребята, давайте сейчас закроем глаза, расслабимся и послушаем небольшое
произведение.
Слушание произведения М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье».
(слайд14)
У вас на столах вопросы к прослушанному произведению:
1.
Каково содержание романса?
2.
Какова тема произведения?
3.
Характеристика мелодии
4.
Чем отличается романс от песни?
Жанровые признаки романса (слайд 15)
1.
Содержание романса всегда лирично.
2.
Текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному. Это
порождает одно из самых важных качеств романса — его теплоту.
3.
В романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом,
отражает не только общий его характер.
4.
Часто структура романса отличается от песенной отсутствием куплетно-
припевной формы.
Слушание фрагмента М.И. Глинка «Жаворонок» ( фрагмент)
- Что мы с вами услышали?
Эту музыку написал великий русский композитор М.И. Глинка (слайд 16).
Его считают основоположником русской музыкальной классики. С детства
мальчика окружала разнообразная звуковая среда. На развитие слуховой
восприимчивости Глинки в детские годы повлияли:
-народная песня, как неотъемлемая часть деревенского быта;
-игра крепостного оркестра;
-русский бытовой романс;
-фортепианная музыка, которая постоянно звучала в доме Глинок.
«…Песни, слышанные мною в ребячестве, - вспоминал позже Глинка, - были
первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно
разрабатывать народную русскую музыку».
- Можем ли мы сказать, о чем это произведение?
- Что может нам об этом рассказать? (текст)
- Кто пишет тексты (стихи)? (поэты)
- Давайте еще раз послушаем это произведение, слова к которому
написал
Нестор Кукольник (слайд 17). А называется оно «Жаворонок»
Чтение текста стихотворения
Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Не видать певца полей!
Где поет так громко
Над подружкою своей
Жаворонок звонкий.
Ветер песенку несет,
А кому — не знает.
Та, к кому она, поймет.
От кого — узнает.
Лейся ж, песенка моя,
Песнь надежды сладкой...
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой.
Слушание М.И. Глинка «Жаворонок» (со словами)
- Можно ли назвать это произведение песней? Почему? (присутствует музыка
и текст).
-Кто исполняет это произведение? (женщина).
- Высокий или низкий голос у исполнителя? (высокий). Как называется
высокий мужской голос? Сапрано.
- А каков характер этого произведения? (грустное, лирическое, медленное, о
любви).
- Можем ли мы назвать данное произведение романсом? (да)
- Романс развился из песни. Он действительно очень похож на песню, но,
наверное, у него есть свои особенности, которые отличают его от других
жанров. Давайте вместе попробуем это выяснить.
IV
. Закрепление материала
Разучивание текста и музыки романса «Жаворонок».(слайд 18)
V. Подведение итогов урока.(слайд 19)
1. Что такое романс?
2. Какие композиторы и поэты писали романсы?
3. Какие инструменты сопровождают пение романсов
VI
. Домашнее задание
Выучить текст романса М.И. Глинки «Жаворонок
V
II
.Рефлексия (слайд 20)
А теперь постарайтесь проанализировать свою работу на уроке,
выделив соответствующую строчку цветными карандашами.
На уроке я
выполнил(а) все задания
не выполнил(а) все задания
проявлял(а) активность
не проявлял(а) активность
Материал урока мне был
понятен
не понятен
Моя оценка себе
За работу на уроке:
Моё пожелание себе на следующий урок: