Напоминание

Открытый урок по музыке


Автор: Кухарчук Нина Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Мигулинская СОШ
Населённый пункт: станица Мигулинская Верхнедонской район Ростовская область
Наименование материала: конспект
Тема: Открытый урок по музыке
Раздел: среднее образование





Назад







Открытый

урок по музыке в 5 классе

Тема урока: « Романс»

Учитель: Кухарчук Нина Михайловна

Цель урока: Создать условия для осознания учащимися жанра романс.

Задачи урока:
 дать представление о романсе (жанр вокальной музыки);  узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга;  узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов;  узнать об основных жанровых признаках романса.  познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки;  учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»;  развивать вокально-хоровую грамотность. 
Тип урока:
комбинированный  Используемые приемы: работа в группах ,обсуждение входе дискуссии.

Ход урока

I.

Организационный момент (cлайд 1)

II.

Подготовка к восприятию нового
- Ребята, перед тем, как мы начнем разговор о теме сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос:
а что такое песня? Из чего она сложена? (из

музыки и стихов) Кто ее исполняет?

(певцы голосом и музыканты на

инструментах)
- А вы знаете много музыкальных инструментов? Сейчас мы это проверим
!

(слайд 2)

Загадки:
1. Он церковный наш служитель. Был для Баха вдохновитель. Целый оркестр он заменит один. Как называется тот господин?
(Орган – слайд 3)
2. Я стою на трёх ногах, Ноги в чёрных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня?..
(рояль – слайд 4)
3. В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь! Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь, Как зовут ее?
(Гармонь – слайд 5)
4 . А всего-то три струны Всех игрою веселит! Ой, звенит она, звенит, Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка… Это наша…
(Балалайка – слайд 6)
5. Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает.
(барабан – слайд 7)
6. Как ясен звуков перелив В них радость и улыбка Звучит мечтательный мотив, Его названье...
(скрипка – слайд 8).

-Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде?
Ответ - РОМАНС

Какова тема нашего сегодняшнего урока? Романс
Ребята, романс, как и песня, относится к жанру вокальной музыки. А вот что это за жанр, мы и попробуем сегодня узнать.
Итак, тема нашего урока: «Романс»

(слайд10) Запись темы в тетрадь.

III. Знакомство с новым материалом. Работа с учебником.(по группам)

1 группа

1.
Какая страна является родиной романса? 2.Какие чувства выражаются в романсе? 3.В каком веке возник романс? (
слайд 11)

2 группа (слайд 12)
1.Что такое романс? 2.Какие композиторы исполняли романсы? 3.На стихи каких поэтов исполнялись романсы?
Слово РОМАНС
пришло к нам из Испании (картинка ИСПАНИЯ). Оно произошло от испанского слова
romance,
что в буквальном переводе означало
«по-романски»,
то есть
«по-испански»
. Термин «романс» возник в Испании в Средневековье, раньше он обозначал светскую песню на испанском («романском») языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах.
Романс
(
слайд 13)
- это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) для голоса с инструментальным сопровождением. - Ребята, давайте сейчас закроем глаза, расслабимся и послушаем небольшое произведение.
Слушание произведения М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье».

(слайд14)
У вас на столах вопросы к прослушанному произведению: 1. Каково содержание романса? 2. Какова тема произведения? 3. Характеристика мелодии 4. Чем отличается романс от песни?
Жанровые признаки романса (слайд 15)
1. Содержание романса всегда лирично. 2. Текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному. Это порождает одно из самых важных качеств романса — его теплоту. 3. В романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом, отражает не только общий его характер. 4. Часто структура романса отличается от песенной отсутствием куплетно- припевной формы.
Слушание фрагмента М.И. Глинка «Жаворонок» ( фрагмент)
- Что мы с вами услышали? Эту музыку написал великий русский композитор М.И. Глинка (слайд 16). Его считают основоположником русской музыкальной классики. С детства
мальчика окружала разнообразная звуковая среда. На развитие слуховой восприимчивости Глинки в детские годы повлияли: -народная песня, как неотъемлемая часть деревенского быта; -игра крепостного оркестра; -русский бытовой романс; -фортепианная музыка, которая постоянно звучала в доме Глинок. «…Песни, слышанные мною в ребячестве, - вспоминал позже Глинка, - были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». - Можем ли мы сказать, о чем это произведение? - Что может нам об этом рассказать? (текст) - Кто пишет тексты (стихи)? (поэты) - Давайте еще раз послушаем это произведение, слова к которому написал
Нестор Кукольник (слайд 17). А называется оно «Жаворонок»

Чтение текста стихотворения

Между небом и землей

Песня раздается,

Неисходною струей

Громче, громче льется.

Не видать певца полей!

Где поет так громко

Над подружкою своей

Жаворонок звонкий.

Ветер песенку несет,

А кому — не знает.

Та, к кому она, поймет.

От кого — узнает.

Лейся ж, песенка моя,

Песнь надежды сладкой...

Кто-то вспомнит про меня

И вздохнет украдкой.

Слушание М.И. Глинка «Жаворонок» (со словами)
- Можно ли назвать это произведение песней? Почему? (присутствует музыка и текст). -Кто исполняет это произведение? (женщина). - Высокий или низкий голос у исполнителя? (высокий). Как называется высокий мужской голос? Сапрано. - А каков характер этого произведения? (грустное, лирическое, медленное, о любви). - Можем ли мы назвать данное произведение романсом? (да) - Романс развился из песни. Он действительно очень похож на песню, но, наверное, у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров. Давайте вместе попробуем это выяснить.
IV

. Закрепление материала

Разучивание текста и музыки романса «Жаворонок».(слайд 18)
V. Подведение итогов урока.(слайд 19)
1. Что такое романс? 2. Какие композиторы и поэты писали романсы? 3. Какие инструменты сопровождают пение романсов
VI

. Домашнее задание
Выучить текст романса М.И. Глинки «Жаворонок
V

II

.Рефлексия (слайд 20)
А теперь постарайтесь проанализировать свою работу на уроке, выделив соответствующую строчку цветными карандашами.
На уроке я
выполнил(а) все задания не выполнил(а) все задания проявлял(а) активность не проявлял(а) активность
Материал урока мне был
понятен не понятен
Моя оценка себе
За работу на уроке:
Моё пожелание себе на следующий урок:







В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!