Напоминание

Развитие социальной компетентности воспитанников в практике работы ДОО


Автор: Щепина Алена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие социальной компетентности воспитанников в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие социальной компетентности воспитанников

в практике работы ДОО
Щепина Алена Михайловна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 37», г.Новокузнецк В дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы, формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, рождающее новые чувства (дружба, долг и др.) М а л е н ь к и й р е б е н о к о т л и ч а е т с я о с о б о й и с к р е н н о с т ь ю и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям. Педагогам необходимо учить их не только выражать свои эмоции так, чтобы они были ясны окружающим, но и по внешним проявлениям понимать, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек. Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское сообщество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости. Задача педагога – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научить вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей. Для развития эмоциональности и общительности детей можно использовать любимые виды деятельности: рисование, танцы, игры. Можно также проводить специально организованные занятия, в ходе которых педагоги помогают детям решать их эмоциональные проблемы, развивать воображение, ловкость, смекалку, уверенность в себе. 1
Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, умение почувствовать его настроение позволяют воспитателю восстановить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов с ровесниками, а также помочь родителям осознать трудности, связанные с воспитанием ребенка. На этапе дошкольного детства особенно целесообразно говорить о социальной компетентности в момент постепенного перехода от игры к обучению. Смена деятельности – это чисто условное название. По- прежнему, ведущими остаются игровые мотивы. Даже в младшем школьном возрасте игра является наиболее предпочитаемой, чем учеба. Игра на протяжении еще долгого времени будет основным инструментом познания окружающего, и, следовательно, развития социальной компетентности (рисунок1) 2

Портрет

социально

компетентного

дошкольника
выглядит следующим образом: (
Целевые ориентиры по ФГОС ДО):
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, 3
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.; может контролировать свои движения и управлять ими; Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержание, поэтому непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. (Таблица 1) Выигрышной основой в развитии социальной компетентности является индивидуальность ребенка. Одним из средств получения данных об индивидуальности ребенка являются продукты его деятельности: аппликации, рисунки, лепка, изготовление игрушки, решение задач и т.д. Иными словами, какова деятельность ребенка, таково и движение вовлеченных в эту деятельность его естественных сил, возможностей и способностей. 4
Таблица 1 «Детская деятельность в образовательном процессе» № п/п Деятельность Виды деятельности 1
Игровая деятельность
форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции
Творческие игры:
 режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми);  сюжетно-ролевые;  игры-драматизации;  театрализованные;  игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п.; с природным материалом; с бросовым материалом);  игры-фантазирование;  импровизационные игры-этюды.
игры с правилами:
 дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные — игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры- загадки);  подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т. д.);  развивающие;  музыкальные;  компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие) 5

2

Познавательно-

исследовательская деятельность
форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира
Экспериментирование, исследование; моделирование:
 замещение;  составление моделей;  деятельность с использованием моделей;  по характеру моделей (предметное, знаковое, мысленное)
3

Коммуникативная

деятельность
форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата
Формы общения со взрослым:
 ситуативно-деловая;  внеситуативно-познавательная;  внеситуативно-личностная.
Формы общения со сверстником:
 эмоционально-практическая;  внеситуативно-деловая;  ситуативно-деловая.
Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная

речь как основное средство общения

4

Двигательная деятельность
форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции
Гимнастика:
 основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие);  строевые упражнения;  танцевальные упражнения;  с элементами спортивных игр (летние и зимние виды спорта).
Игры:
 подвижные;  с элементами спорта.
Простейший туризм.

Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах
и др. 6

5

Самообслуживание

и элементы бытового труда
это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть/потрогать/почувствовать
Самообслуживание;

хозяйственно-бытовой труд;

труд в природе;

ручной труд

6

Изобразительная

деятельность
форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт
Рисование, лепка, аппликация

7

Конструирование

из различных материалов
форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь
Конструирование:
 из строительных материалов;  из коробок, катушек и другого бросового материала;  из природного материала.
Художественный труд:
 аппликация;  конструирование из бумаги 7

8

Музыкальная

деятельность
это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя
Восприятие музыки.

Исполнительство
(вокальное, инструментальное):  пение;  музыкально-ритмические движения;  игра на детских музыкальных инструментах.
Творчество
(вокальное, инструментальное):  пение;  музыкально-ритмические движения;  музыкально-игровая деятельность;  игра на музыкальных инструментах
9

Восприятие художественной

литературы и фольклора
форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях
Чтение (слушание);

обсуждение (рассуждение);

рассказывание (пересказывание), декламация;

разучивание;

ситуативный разговор
8


Ребенок будет активно мыслить, высказывать, доказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ – ступенька к новому знанию. Активным и значимым субъектом проце сса в о с п и т а н и я , осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребенок, но и семья в целом. Именно семья, должна определять цели, смысл, содержание воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной традиции. Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какая персональная среда развития окружает ребенка, каким содержанием наполнены внутрисемейные отношения. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является
«взаимодействие с

семьей

для

обеспечения

полноценного

развития

ребенка»
определены следующие задачи:  выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ на основе социально-педагогической диагностики;  повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения;  включение семьи в образовательный процесс с учетом социальных запросов родителей;  создание в семье атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки ;  поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях;  установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка. 9
Кроме задач и методов нового подхода будет целесообразным отметить функции работы образовательного учреждения с семьей. В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей, пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду. (рисунок 3) рисунок 3 « Формы работы с родителями воспитанников ДОУ» Таким образом, родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Организовываются выставки совместных работ родителей и детей «Герб моей семьи », « Вот какие мастера!», «Традиции моей семьи». Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей». В проведении «Круглых столов» реализуется принцип диалога, партнерства, с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожелания родителей. Положительной стороной подобных форм является то, что 10
родителям не навязывается готовая точка зрения. Их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта. ( Приложение 1). Возможности освоения социальности раскрываются им в сохранении тенденции к расширению степени свободы, в углублении сознательного в собственной субъектной активности, в характере его погружения в социальный мир. 11

Литература
1. Арушанова, А. Г. Сценарии активизирующего общения / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4. - С. 71-76. 2. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. / под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - 399 с. 3.Бестужева Е. Невербальные средства коммуникации // Дошкольное воспитание, 2007, № 5. – С.62 – 67. 4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с. 5. Деревянко, Р. И. Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников: автореф. дис… канд. психол. наук / Р. И. Деревянко. - М., 1983. - 27 с. 6. Иваненко М. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития // Дошкольное воспитание, 2007, № 4. – С. 97 – 99. 7. Маралов, В. Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (дошкольник - мл. школьник) / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. - М.: Прометей, 1990. - 220 с. 8.Педагогическая система развития детей дошкольного возраста и профессиональное образование. – СПБ: ризограф НОУ «Экспресс», 2006. – 154 с. 9.Рудская Н.В. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в ДОУ // Методист, 20056, № 9 . – 64-66. 12
Приложение 1
Диагностика общения дошкольников.

1.Метод наблюдения.
Диагностика общительности в большинстве методик основана на самооценке, что вряд ли является адекватным возрастным особенностям ребенка. Здесь более подходит
метод наблюдения
, который может охватить большой диапазон характеристик, оценивание которых не под силу дошкольникам.
Процедура наблюдения
Изучение общительности предполагается вести по следующим признакам: I. Потребность в общении. II. Контактность. III. Способность понимать другого человека. IV. Способность к сочувствию, сопереживанию. V. Умение пользоваться средствами общения. Обобщенные результаты наблюдения по каждому показателю (1-20) надо фиксировать крестиком в соответствии со степенью развитости того или иного качества у испытуемого. Высшая степень развитости качества отмечается баллом 7, низшая — баллом 1. №
п/п

Показатели

Баллы

Показатели

7

6

5

4

3

2

1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Имеет много друзей Непопулярен 2 Отсутствуют Многие его недолюбливают 13
недоброжелатели, недруги 3 Любит быть на людях, ищет новых друзей Замкнут, общается с узким кругом друзей 4 Не боится выступать перед людьми в новой обстановке Робкий, застенчивый 5 Открытый Скрытный 6 Отзывчивый Черствый 7 Ориентируется преимущественно на собственное мнение Озабочен мнением окружающих о себе 8 Дает свои вещи сверстникам, дарит Никогда ничего не дает сверстникам 9 Радуется похвале сверстника Равнодушен к оценке сверстника 10 Выполняет работу за других Никогда не делает работу за других 11 Часто говорит «спасибо» Никогда не благодарит за услугу 12 Делится с другими своими переживаниями Никогда не делится своими переживаниями 13 Умеет по лицу узнать плохое настроение Не умеет распознавать плохое настроение 14 Всегда внимательно слушает товарищей, не перебивает Всегда перебивает рассказы товарищей, не слушает собеседника 14
15 Хорошо определяет по лицу состояние безразличия Не может определить по лицу состояние безразличия 16 Хорошо различает позы враждебности Не способен определить позу враждебности 17 Понимает позу превосходства Не способен понимать позу превосходства 18 Свободно общается со взрослыми Стесняется общаться со взрослыми 19 Уходя, всегда прощается Никогда не прощается 20 Хорошо владеет собой, может сдерживать проявления чувств Не сдержан, не способен владеть своими чувствами
Обработка результатов
Вычислить общую сумму баллов по всем двадцати показателям. Эта сумма будет характеристикой общительности как черты личности испытуемого. Наивысшая сумма может быть 140, наименьшая 20. Сумма баллов по показателям 1, 2, 4, 18 покажет степень контактности ребенка. Сумма баллов по показателям 3, 5, 7, 12 характеризует степень выраженности потребности в общении, по показателям 6, 8, 9, 10 — эмпатии, по показателям 13, 15,16, 17 — понимание другого человека, а показатели 11, 14,19, 20 — степень владения элементарными средствами общения. 15


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!