Напоминание

"Использование мультимедийных технологий в ДОУ"


Автор: Гусарова Марина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 "Родничок"
Населённый пункт: Московская область г.Луховицы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование мультимедийных технологий в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование мультимедийных технологий в ДОУ.
В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационных технологий, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Использование информационных технологий в образовательном процессе ДОУ — одна из новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Актуальность ее решения обусловлена насущной потребностью модернизации системы дошкольного образования, повышением его качества. Анализ литературы показывает, что изучению этой проблемы посвящено большое количество как отечественных, так и зарубежных исследований. Результаты исследований С.Л. Новоселовой, И. Пашелите, С. Пейперт Петку, Б. Хантера об использовании информационных технологий в работе педагогов ДОУ убедительно доказывают особую роль компьютера в развитии, коррекции психического, личностного развития детей. Мультимедийные технологии пока не нашли широкого применения в дошкольном образовании, хотя они имеют преимущества перед традиционным занятием. Наш детский сад наряду с детьми раннего и дошкольного возраста посещают дошкольники с задержкой психического развития. У детей имеются серьезные проблемы с развитием моторных, сенсорных функций, психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, пространственных представлений. Зачастую у них наблюдаются повышенная утомляемость, страдает произвольная регуляция деятельности, что требует поиска дополнительных путей повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с ними. Ученые отмечают, что использование мультимедийных технологий в совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей является одним из эффективных способов коррекции имеющихся проблем в психическом, личностном развитии ребенка: активизируют и восстанавливают высшие психические функции, повышают мотивацию деятельности, ее регуляцию ребенком. К тому же они являются средством, обеспечивающим индивидуализацию воспитания и обучения воспитанников.
В настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных компьютерных технологий являются мультимедиа технологии. Этот термин пришел к нам из английского языка (multimedia- от multi- много и media –среда) Мультимедиа, как отмечается в литературе – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих вводить в компьютер, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения: видео, звук, речь.
Какие же мультимедийные средства можно использовать в работе с детьми и

родителями?
Это цифровой фотоаппарат, видеокамера, проекторы, компьютеры, принтер. Причем некоторыми видами этой сложнейшей техники могут пользоваться не только педагоги, но и сами дошкольники. Основная цель применения мультимедиа технологий в образовательном процессе – это переход от знаниевой педагогики к компетентностной. Мультимедиа технологии используются как в работе с детьми, так и с родителями. Спектр используемых педагогами в образовательном процессе информационных ресурсов сегодня очень разнообразен. Поэтому в детском саду их могут использовать и воспитатели, и учитель – логопед, и специалисты дополнительного образования. Однако важно заметить, что не всегда имеющиеся компьютерные программы можно использовать в работе с дошкольниками. Как правило, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не соответствуют по своему содержанию дидактическим принципам (прежде всего принципу научности, учета возрастных особенностей детей), направлены на развитие у детей агрессивности, жестокости, насилия. Поэтому специалисты разрабатывают и активно используют авторские тематические мультимедийные презентации. Презентации позволяют глубже погрузить ребенка в предмет изучения, создать иллюзию сопричастности, сопереживания с изучаемым объектом. Дети с удовольствием погружаются в тему, рассказывают дома об увиденном на экране. Практика показывает, что создание презентаций отнимает много времени, поскольку нужно найти необходимый иллюстративный материал, продумать его расположение, техническое оформление. В поисках информации воспитатели могут использовать мультимедийные энциклопедии. В этих дисках они найдут не только
иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. В течение нескольких лет в ДОУ мультимедиа средства и технологии используются в проектной деятельности. В ходе проектной деятельности с использованием мультимедиа решаются следующие
задачи:
* развитие творческих способностей, * создание условий для социального самовыражения детей, *ознакомление педагогов, родителей с компьютерными технологиями, цифровой техникой, * формирование начальных представлений у детей о профессиях журналиста, корреспондента, телеведущего.
Мультимедиа

широко

используется

педагогами

в

коррекционно-

развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в здоровье.
Специалистами ДОУ отмечено, что использование в коррекционном процессе мультимедийных презентаций способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия (тактильного и слухового), позволяет добиться устойчивого внимания, поддержки интереса детей к изучаемым явлениям на протяжении всего процесса обучения; дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать; у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей; полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения; презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т.д.) Показ видеосюжетов на родительских собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций позволяют получить конкретную помощь от педагогов, специалистов и учителя – логопеда. В перспективе создание электронной базы данных мониторинга детей по результатам диагностики. Результаты обследования, уровень развития детей воспитатели заносят в специально разработанную электронную таблицу, которая даст возможность осуществлять выборку данных по различным параметрам и представлять
результаты анализа в виде диаграмм. Это позволит достоверно определить количественный и качественный состав воспитанников, нуждающихся в коррекционной помощи, а также отслеживать динамику индивидуального развития детей групп и освоение ими основной общеобразовательной программы. Другим перспективным направлением работы будет являться оформление основной документации в электронном формате; составление календарно- тематического планирования по всем образовательным областям; создание методических копилок для педагогов и родителей. Использование ИКТ даст возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчит хранение и доступ к данной информации.
В заключение
отметим, что умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства педагога, специалиста, логопеда, методики, которую они применяют и уровня владения компьютером. Таким образом, мультимедиа технологии активно входят в образовательный процесс ДОУ наравне с традиционными средствами развития, воспитания, коррекции. Однако важно понимать, что использование разных направлений ИКТ не может решить всех проблем в воспитании, обучении детей, а также никогда не сможет заменить живого общения педагога с детьми.
Рекомендации

для

педагогов

по

использованию

мультимедийных

презентаций на занятиях.
1. Презентация редко обходиться без средств наглядности. Их задача – придать выступлению убедительность. Правильное использование этих средств значительно оживит презентацию и зафиксирует материал в памяти. 2. Средства наглядности желательно применять только тогда, когда они могут усилить воздействие высказывания. 3. При демонстрации слайдов и обращения к аудитории лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того что мы читаем слева направо, сначала слушатели будут смотреть на педагога, а потом переведут взгляд направо на экран, где представлена более подробная информация. 4. Педагог будет выглядеть естественно, если расположится под небольшим углом к детской аудитории. Можно занять более «сильную» позицию, полностью развернувшись лицом к дошкольникам.
5. Быстро посмотрев на изображение (предмет), можно жестом левой руки привлечь к нему внимание аудитории. Жест должен быть очень коротким. Затем следует снова повернуться и обратиться к аудитории. 6. При временном выключении проекционного оборудования или перерыве в показе слайдов желательно переместиться в центр кабинета (группы) и продолжить презентацию. 7. Если использовать средства наглядности больше не предполагается, рекомендуется встать вполоборота к детям слева от оборудования и продолжить занятие.
8.

Не следует:
- говорить, повернувшись спиной к детям; - читать конспект занятия; - загораживать демонстрируемое изображение; - допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в презентации; - выдавать раздаточный материал во время презентации.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!