Автор: Гусарова Марина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 "Родничок" Населённый пункт: Московская область г.Луховицы Наименование материала: методическая разработка Тема: "Использование мультимедийных технологий в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Использование мультимедийных технологий в ДОУ.
В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационных
технологий,
что
накладывает
определенный
отпечаток
на
развитие
личности
современного ребенка. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь
человека,
а
информационная
компетентность
все
более
определяет
уровень
его
образованности.
Использование информационных технологий в образовательном процессе ДОУ —
одна
из
новых
и
актуальных
проблем
в
отечественной
дошкольной
педагогике.
Актуальность
ее
решения
обусловлена
насущной
потребностью
модернизации
системы дошкольного образования, повышением его качества.
Анализ литературы показывает, что изучению этой проблемы посвящено большое
количество
как
отечественных,
так
и
зарубежных
исследований.
Результаты
исследований С.Л. Новоселовой, И. Пашелите, С. Пейперт Петку, Б. Хантера об
использовании информационных технологий в работе педагогов ДОУ убедительно
доказывают
особую
роль
компьютера
в
развитии,
коррекции
психического,
личностного развития детей.
Мультимедийные технологии пока не нашли широкого применения в дошкольном
образовании, хотя они имеют преимущества перед традиционным занятием.
Наш детский сад наряду с детьми раннего и дошкольного возраста посещают
дошкольники
с
задержкой
психического
развития.
У
детей
имеются
серьезные
проблемы
с
развитием
моторных,
сенсорных
функций,
психических
процессов:
восприятия,
памяти,
внимания,
мышления,
пространственных
представлений.
Зачастую
у
них
наблюдаются
повышенная
утомляемость,
страдает
произвольная
регуляция
деятельности,
что
требует
поиска
дополнительных
путей
повышения
эффективности коррекционно-развивающей работы с ними.
Ученые отмечают, что использование мультимедийных технологий в совместной и
самостоятельной деятельности взрослых и детей является одним из эффективных
способов
коррекции
имеющихся
проблем
в
психическом,
личностном
развитии
ребенка: активизируют и восстанавливают высшие психические функции, повышают
мотивацию деятельности, ее регуляцию ребенком. К тому же они являются средством,
обеспечивающим индивидуализацию воспитания и обучения воспитанников.
В
настоящее
время
одним
из
наиболее
динамично
развивающихся
и
перспективных направлений информационных компьютерных технологий являются
мультимедиа технологии. Этот термин пришел к нам из английского языка (multimedia-
от multi- много и media –среда)
Мультимедиа, как отмечается в литературе – это комплекс аппаратных и программных
средств, позволяющих вводить в компьютер, обрабатывать, хранить, передавать и
отображать
такие
типы
данных,
как
текст,
графика,
анимация,
оцифрованные
неподвижные изображения: видео, звук, речь.
Какие же мультимедийные средства можно использовать в работе с детьми и
родителями?
Это
цифровой
фотоаппарат,
видеокамера,
проекторы,
компьютеры,
принтер.
Причем некоторыми видами этой сложнейшей техники могут пользоваться не только
педагоги, но и сами дошкольники.
Основная цель применения мультимедиа технологий в образовательном процессе
– это переход от знаниевой педагогики к компетентностной.
Мультимедиа технологии используются как в работе с детьми, так и с родителями.
Спектр используемых педагогами в образовательном процессе информационных
ресурсов сегодня очень разнообразен. Поэтому в детском саду их могут использовать и
воспитатели, и учитель – логопед, и специалисты дополнительного образования.
Однако важно заметить, что не всегда имеющиеся компьютерные программы
можно использовать в работе с дошкольниками. Как правило, различные игры и
презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не соответствуют по
своему содержанию дидактическим принципам (прежде всего принципу научности,
учета
возрастных
особенностей
детей),
направлены
на
развитие
у
детей
агрессивности, жестокости, насилия. Поэтому специалисты разрабатывают и активно
используют авторские
тематические
мультимедийные
презентации.
Презентации
позволяют
глубже
погрузить
ребенка
в
предмет
изучения,
создать
иллюзию
сопричастности,
сопереживания
с
изучаемым
объектом.
Дети
с
удовольствием
погружаются в тему, рассказывают дома об увиденном на экране.
Практика
показывает,
что
создание
презентаций
отнимает
много
времени,
поскольку
нужно
найти
необходимый
иллюстративный
материал,
продумать
его
расположение, техническое оформление. В поисках информации воспитатели могут
использовать
мультимедийные энциклопедии. В этих дисках они найдут не только
иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского
восприятия.
В
течение
нескольких
лет
в
ДОУ
мультимедиа
средства
и
технологии
используются в проектной деятельности.
В
ходе
проектной
деятельности
с
использованием
мультимедиа
решаются
следующие задачи:
* развитие творческих способностей,
* создание условий для социального самовыражения детей,
*ознакомление педагогов, родителей с компьютерными технологиями, цифровой
техникой,
* формирование начальных представлений у детей о профессиях журналиста,
корреспондента, телеведущего.
Мультимедиа
широко
используется
педагогами
в
коррекционно-
развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в здоровье.
Специалистами ДОУ отмечено, что использование в коррекционном процессе
мультимедийных
презентаций
способствует
активизации
у
детей
компенсаторных
механизмов
на
основе
сохранных
видов
восприятия
(тактильного
и
слухового),
позволяет добиться устойчивого внимания, поддержки интереса детей к изучаемым
явлениям
на
протяжении
всего
процесса
обучения;
дети
лучше
воспринимают
изучаемый
материал
за
счет
того,
что
презентация
несет
в
себе
образный
тип
информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать; у воспитанников
повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и
мультимедийных
эффектов.
Движения,
звук,
мультипликация
надолго
привлекают
внимание детей; полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче
восстанавливаются
для
применения
на
практике
после
краткого
повторения;
презентации
позволяют
моделировать
такие
жизненные
ситуации,
которые
нельзя
увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в
бабочку и т.д.)
Показ
видеосюжетов
на родительских
собраниях,
во время
индивидуальных
бесед,
консультаций
позволяют
получить
конкретную
помощь
от
педагогов,
специалистов и учителя – логопеда.
В
перспективе создание
электронной
базы
данных
мониторинга
детей
по
результатам
диагностики.
Результаты
обследования,
уровень
развития
детей
воспитатели заносят в специально разработанную электронную таблицу, которая даст
возможность осуществлять выборку данных по различным параметрам и представлять
результаты
анализа
в
виде
диаграмм.
Это
позволит
достоверно
определить
количественный
и
качественный
состав
воспитанников,
нуждающихся
в
коррекционной помощи, а также отслеживать динамику индивидуального развития
детей групп и освоение ими основной общеобразовательной программы.
Другим
перспективным
направлением
работы
будет
являться
оформление
основной
документации
в
электронном
формате;
составление
календарно-
тематического
планирования
по
всем
образовательным
областям;
создание
методических копилок для педагогов и родителей.
Использование
ИКТ
даст
возможность
оперативно
вносить
изменения,
дополнения, облегчит хранение и доступ к данной информации.
В заключение отметим, что умелое сочетание традиционных и информационных
средств
зависит
от
квалификации
и
мастерства
педагога,
специалиста,
логопеда,
методики, которую они применяют и уровня владения компьютером.
Таким
образом,
мультимедиа
технологии
активно
входят
в
образовательный
процесс ДОУ наравне с традиционными средствами развития, воспитания, коррекции.
Однако
важно
понимать,
что
использование
разных
направлений
ИКТ
не
может
решить всех проблем в воспитании, обучении детей, а также никогда не сможет
заменить живого общения педагога с детьми.
Рекомендации
для
педагогов
по
использованию
мультимедийных
презентаций на занятиях.
1.
Презентация редко обходиться без средств наглядности. Их задача – придать
выступлению
убедительность.
Правильное
использование
этих
средств
значительно оживит презентацию и зафиксирует материал в памяти.
2.
Средства наглядности желательно применять только тогда, когда они могут
усилить воздействие высказывания.
3.
При демонстрации слайдов и обращения к аудитории лучше всего стоять слева
от экрана (если смотреть из зала). В силу того что мы читаем слева направо,
сначала
слушатели
будут
смотреть
на
педагога,
а
потом
переведут
взгляд
направо на экран, где представлена более подробная информация.
4.
Педагог
будет
выглядеть
естественно,
если
расположится
под
небольшим
углом
к
детской
аудитории.
Можно
занять
более
«сильную»
позицию,
полностью развернувшись лицом к дошкольникам.
5.
Быстро
посмотрев
на
изображение
(предмет),
можно
жестом
левой
руки
привлечь к нему внимание аудитории. Жест должен быть очень коротким.
Затем следует снова повернуться и обратиться к аудитории.
6.
При временном выключении проекционного оборудования или перерыве в
показе
слайдов
желательно
переместиться
в
центр
кабинета
(группы)
и
продолжить презентацию.
7.
Если
использовать
средства
наглядности
больше
не
предполагается,
рекомендуется
встать
вполоборота
к
детям
слева
от
оборудования
и
продолжить занятие.
8.
Не следует:
- говорить, повернувшись спиной к детям;
- читать конспект занятия;
- загораживать демонстрируемое изображение;
- допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в презентации;
- выдавать раздаточный материал во время презентации.