Напоминание

урок учебной практики "Лабораторная посуда"


Автор: Домошенкина Елена Валерьевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Автомобильно-технический колледж"
Населённый пункт: Приморский край, г Уссурийск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок учебной практики "Лабораторная посуда"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Согласовано Утверждаю Старший мастер Зам. Директора по УПР __________ А. С. Асинский _________ Т. И. Бражник
План урока учебной практики № 1

Профессия:

18.01.02 Лаборант-эколог

Мастер п/о:
Домошенкина Е.В.
Группа № 14

Дата проведения
: 13.10.2016 г.
Профессиональный модуль: ПМ 01. «Подготовка химической посуды, приборов и

лабораторного оборудования»

Тема программы №
1 Лабораторная посуда
Тема урока 1:
«Вводное занятие. ТБ при выполнении работ, виды инструктажей. Лабораторная посуда»
Тип урока:
Урок формирования первоначальных умений.
Профессиональные

компетенции:
ПК 1.1 Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.
Общие компетенции:
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за результаты своей работы. ОК 5.Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Цели урока:

Образовательная:
Ознакомление с основными правилами и инструкциями по ТБ, пожарной и электробезопасности ТБ при работе со стеклянной посудой; познакомить обучающихся с основным лабораторным оборудованием, химической посудой, её назначением и приёмами работы с ним; Приобрести умение пользоваться химической посудой.
Развивающая:
Развитие творческого мышления, трудолюбия, памяти.
Воспитательная:
Закрепление навыков профессиональной культуры труда.
Методы проведения:
словесный, наглядно-демонстрационный, практический.
Учебно - производственные работы:
1.Тренировочные упражнения по эвакуации из лаборатории. 2.Тренировочные упражнения по применению первичных средств огнетушения. 3.Освоение ТБ и виды инструктажей. Освоение производственной санитарии. 4.Сортировка стеклянной посуды: общей, мерной и специализированной. 5. Упаковка и маркировка индивидуальных ящиков химической посудой
Межпредметные связи:
МДК 01.01 Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования, химия. 1

Материально - техническое и методическое оснащение урока:
1. Правила и инструкции по ТБ, пожарной и электро-безопасности; 2. Химическая лабораторная посуда, кварцевая посуда; 3. Индивидуальные ящики с химической посудой; 4. Инструкционная карта; 5. Мультимедийный проектор; презентация, таблица 6. Комплект слайдов по теме урока.
Ход урока

1.

Организационная часть
1.1 Проверка наличия студентов и их готовность к уроку, наличие спецодежды 1.2 Назначение дежурных 2.
Вводный инструктаж
2.1 Сообщение темы и цели урока. 2.2 Проверка знаний обучающихся (перечень вопросов по материалу изученному на уроках ТО и ПО, связанному с материалом данного урока) Вопросы для фронтального опроса: 1. Как необходимо работать на рабочем месте? 2. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук. 3. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус? 4. В какой посуде следует проводить опыты? 5. Как склянки с веществами или растворами необходимо брать? 2.3 Инструктирования обучающихся по материалу урока (план объяснения или беседы, показ приемов выполнения учебно- производственных работ мастером п/о, ТБ при выполнении учебно- производственных работ). - Организация рабочего места; - Объяснение порядка сортировки и последовательности сборки индивидуальных лабораторных ящиков; -Докомплектация своего индивидуального лабораторного ящика. -Демонстрация маркировки стеклянной посуды. Промаркируйте свой ящик. -Оформление в практической тетради отчёт о работе «Лабораторное оборудование». Для этого зарисуйте схематично пробирку, коническую колбу, химический стакан, химическую воронку, мерный цилиндр и укажите их назначение. - Приведение в порядок рабочего места. -Взаимосвязь с профессией. 2.4 Закрепление материала вводного инструктажа (перечень вопросов или тестовых заданий, тренировочные упражнения студентов) 1. Какие приспособления и инструменты необходимы для работы с муфельной печью? 2
2. В какой последовательности необходимо производить уборку разлитого реактива? 3. Под каким углом следует устанавливать асбестовый фильтр? 4. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при работе с химической посудой? 2.5 Знакомство студентов с таблицей оценки качества выполняемых работ и доведение до сведения показатели для оценки деятельности студента. 2.6 Расстановка студентов по рабочим местам.
3. Упражнения обучающихся и текущий инструктаж
(содержание и порядок проведения упражнений, цели основных обходов рабочих мест обучающихся) 3.1 Тренировочные упражнения по применению первичных средств огнетушения. Тренировочные упражнения по эвакуации из лаборатории. Освоение ТБ и виды инструктажей. Освоение производственной санитарии. 3.2 Выполнение упражнения по упаковки и маркировки индивидуальных ящиков химической посудой. Сортировка стеклянной посуды: общей, мерной и специализированной. Целевые обходы: - Проверка организации и содержания рабочих мест; - Контроль правильности выполнения технологических операций по упаковки и маркировки индивидуальных ящиков химической посудой; - Контроль за соблюдением техники безопасности. 3.3 Приемка и оценка выполненных работ.
4. Заключительный инструктаж
5. Оценки за урок. Домашнее задание Повторить учебный материал по теме: «Лабораторная посуда». Повторить виды инструктажей и ТБ. Необходимо запомнить: На вводную часть урока отводится примерно 10%-12% учебного времени: На тренировочные упражнения и текущий инструктаж – 70% - 85% учебного времени; На заключительный инструктаж- 5% - 6% учебного времени.
Основные источники:
1. Учебник: ЛМ Пустовалова «Техника лабораторных работ», Ростов -на -Дону, «Феникс», 2012 2. Учебник: И.И. Грандберг «Органическая химия (практические работы и семинарские занятия)», 2013 3.Учебник: ТП Слюсаренко «Лабораторный практикум по микробиологии», М., 2014 4.Учебник: ПМ Воскресенский «Техника лабораторных работ», Ростов -на -Дону, «Феникс», 2013 5. Учебник: Б.М. Гайдукова, С.В Харитонова «Техника и технология лабораторных работ», М, АСАДЕМА, 2012
Интернет - ресурсы:
1. images.yandex лабораторное оборудование 3
2. regionspb Химические реактивы 3. ru.wikipedia›wiki Химические_реактивы
Инструкционная карта № 1.

Вводное занятие ТБ при выполнении работ, виды инструктажей. Лабораторная

посуда.

Учебно-методическое оснащение рабочего места:
Опорный конспект, инструкционная карта Применяемое оборудование: Химическая посуда общего и специального назначения, мерная посуда, фарфоровая и высокоогнеупорная посуда; Резиновая груша и шланги, штатив Фильтр – синяя или белая лента Практическая работа оценивается по каждому освоенному этапу работы по одному баллу: 1.Освоение ТБ и виды инструктажей. Освоение производственной санитарии. 2.Тренировочные упражнения по эвакуации из лаборатории. 3.Тренировочные упражнения по применению первичных средств огнетушения. 4.Сортировка стеклянной посуды: общей, мерной и специализированной. 5.Упаковка и маркировка индивидуальных ящиков химической посудой. План работы: 1.Рассмотрите оборудование, размещенное в индивидуальных лабораторных ящиках. 2.Докомплектуйте свой индивидуальный лабораторный ящик. 3.Промаркируйте. 4. Оформите в практической тетради отчёт о работе «Лабораторное оборудование». Для этого зарисуйте схематично пробирку, коническую колбу, химический стакан, химическую воронку, мерный цилиндр и укажите их назначение. Вывод: Сделать вывод вам помогут следующие вопросы: 6. Как необходимо работать на рабочем месте? 7. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук. 8. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус? 9. В какой посуде следует проводить опыты? 10. Как склянки с веществами или растворами необходимо брать? ПРИВЕДИТЕ В ПОРЯДОК РАБОЧЕЕ МЕСТО. Подведение итогов РЕФЛЕКСИЯ Сделайте выбор, подчеркните, то слово которое максимально отражает ваше настроение  На занятии я работала АКТИВНО, ПАССИВНО  Своей работой на занятии я ДОВОЛЬНА, НЕДОВОЛЬНА  Занятие показалось мне КОРОТКИМ, ДЛИННЫМ 4
 За занятие я НЕ УСТАЛА, УСТАЛА  Мое настроение СТАЛО ЛУЧШЕ, СТАЛО ХУЖЕ  Материал занятия для меня был:  ПОНЯТЕН, НЕПОНЯТЕН  ИНТЕРЕСЕН, СКУЧЕН  ПОЛЕЗЕН, БЕСПОЛЕЗЕН Оценки за урок. Домашнее задание Повторить учебный материал по теме: «Лабораторная посуда», виды инструктажей и ТБ.
Инструктажи по охране труда по характеру и времени проведения подразделяются

на:
 вводный;  первичный на рабочем месте;  повторный;  целевой;  внеплановый.
Стеклянная химическая посуда подразделяется на три основных группы:
 посуда общего назначения, применяемая в любой химической лаборатории для разнообразных целей;  посуда специального назначения, предназначенная для какой-нибудь одной цели (неорганический или органический синтез);  мерная посуда, предназначенная для отмеривания точных объёмов жидкостей, растворов.
Посуда общего назначения.
Пробирки - стеклянные трубки, запаянные с одного конца. Применяется для проведения опытов. Для проведения опытов общий объём реактивов не должен превышать половины объёма пробирки. Нельзя закрывать отверстие пробирки пальцем и встряхивать её. Химические воронки служат для переливание жидкостей, для фильтрования и т.д. Капельные воронки применяются при монтировании приборов, когда необходимо вводить в реакционную смесь какой-нибудь реактив небольшими порциями. Делительные воронки похожи на капельные, но чаще бывают цилиндрической формы со значительно укороченным концом. Применяют их для разделения несмешивающихся жидкостей. Химические стаканы – тонкостенные цилиндры различной ёмкости. Бывают двух видов: с носиком и без него. 5
Плоскодонные колбы применяют при многих работах, для хранения растворов, дистиллированной воды. Конические колбы (Эрленмейера) применяются главным образом для титрования. Холодильники – приборы для охлаждения и конденсации паров, образующихся при нагревании или кипячении веществ.
Посуда специального назначения.
Круглодонные колбы применяют при органических и неорганических синтезах. Колбы для перегонки (дистилляции): колбы Вюрца, Клайзена – круглодонные с раздвоенным горлом. Аппарат Киппа – прибор для получения водорода и других газов.
Мерная посуда.
Мерные цилиндры и мензурки служат для отмеривания с небольшой точностью объёмов жидкостей. Пипетки - приспособления для отмеривания точных объёмов жидкостей. Бюретки служат для отмеривания точных объёмов жидкостей, преимущественно при титровании. Мерные колбы служат для приготовления растворов точной концентрации. Фарфоровая посуда. Стаканы, выпарительные чашки, тигли – для прокаливания веществ, ступки, ложки- шпатели.
1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Настоящая инструкция по охране труда предназначена для лаборанта при мытье посуды в химической лаборатории. 1.2. К мытью посуды в химической лаборатории допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, теоретическое и практическое обучение, проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке и получившие допуск к самостоятельной работе. 1.3. Не реже 1 раза в квартал персонал, допущенный к мытью посуды в химической лаборатории, проходит повторный инструктаж по охране труда, не реже 1 раза в год – очередную проверку знаний требований охраны труда, периодический медосмотр – в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 302н.
1.4.
При мытье посуды в химической лаборатории на лаборанта могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы: — термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел; — порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла; — поражение электрическим током при работе с электроустановками; — возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. 1.5. При мытье посуды в химической лаборатории следует: — оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной; — перед проведением лабораторных работ работы мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду; — после посещения туалета мыть руки с мылом; 6

— не принимать пищу!
1.6. При мытье посуды в химической лаборатории должна использоваться спецодежда и средства индивидуальной защиты. 1.7. При мытье посуды в химической лаборатории необходимо знать и строго соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии. 1.8. Химическая лаборантская должна быть укомплектована медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств. 1.9. При мытье посуды в химической лаборатории соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. 1.10. При мытье посуды в химической лаборатории необходимо: — соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха; — выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы; — применять безопасные приемы выполнения работ; — уметь оказывать первую помощь пострадавшим; — знать место нахождения и уметь применять первичные средства пожаротушения. 1.11. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах. 1.12. Лаборант извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания. 1.13. За невыполнение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Застегнуть одетую санитарную одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды. Подготовить средства индивидуальной защиты. 2.2. Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы. 2.3. Проверить работу местной вытяжной вентиляции, воздушного душирования и оснащенность рабочего места. 2.4. Проверить исправность и целостность инвентаря, инструмента, лабораторных приспособлений. 2.5. Подготовить рабочее место для безопасной работы: — обеспечить наличие свободных проходов; — проверить устойчивость производственного стола, стеллажа, прочность крепления оборудования к фундаментам и подставкам; — надежно установить (закрепить) передвижное (переносное) оборудование и инвентарь на рабочем столе, подставке; — удобно и устойчиво разместить инструмент, приспособления; — проверить внешним осмотром: — достаточность освещения рабочей поверхности; 7
— отсутствие свисающих и оголенных концов электропроводки; — надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств оборудования; — наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между металлическими нетоковедущими частями оборудования и заземляющим проводом); — отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг оборудования; — состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, скользкости); — отсутствие выбоин, трещин и других неровностей на рабочих поверхностях рабочих столов. 2.6. Произвести необходимую сборку оборудования, правильно установить и надежно закрепить съемные детали и механизмы. 2.7. Убедиться в целостности лабораторной посуды. 2.8. Проверить наличие аптечки первой медицинской помощи и первичных средств пожаротушения. 2.9. Тщательно проветрить помещение лаборантской. 2.10. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
3.ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ. 3.2. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц. 3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены. 3.4. Допускается применение металлических стремянок-лестниц. Работа с ящиков и других посторонних предметов запрещается. 3.5. Устанавливать стремянку необходимо прочно, проверив устойчивость ее перед подъемом. Стремянки высотой от 1,3 м должны быть оборудованы упором. 3.6. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами. 3.7. Содержать рабочее место в чистоте, не загромождать демонстрационный стол посторонними предметами, своевременно убирать с пола упавшие предметы и др. 3.8. Не загромождать рабочее место, проходы к нему и между оборудованием, столами, стеллажами, проходы к пультам управления, рубильникам, пути эвакуации и другие проходы стендами, инвентарем, приспособлениями. 3.9. Хранить приборы и оборудование в шкафах. 3.10. Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы, запрещается пользоваться приборами с открытой спиралью. 3.11. Все электрические приборы должны иметь указатели напряжения, на которое они рассчитаны, и их полярность. 8
3.12. Приборы и посуду, в которых может быть наличие частичек металлического натрия, надо сначала промыть этиловым спиртом и только после этого, когда весь металл растворится в нём, можно промыть водой. 3.13. Помнить, что стекло хрупкое, легко ломается и трескается от ударов, резкого изменения температуры. Для мытья посуды «ершами» разрешается направлять дно сосуда только от себя или вниз. 3.14. Для мытья очень загрязнённой посуды из тонкого стекла можно использовать обрывки фильтрованной бумаги, яичную скорлупу; для мытья толстостенной посуды применяют свинцовую дробь и металлические цепочки. 3.15. Запрещается мыть посуду водой с песком. 3.16. При мытье сильно загрязнённой посуды раствором соляной кислоты (1:2) или хромовой смесью пользуйтесь резиновыми перчатками и защитными очками. 3.17. После мытья посуды с использованием бензина прополосните её тёплой водой со щёлоком, а затем ещё холодной водой до полного исчезновения запаха бензина. 3.18. Посуду, загрязнённую керосином, мойте при помощи 5-10% раствором известкового молока Са(ОН) 2 . 3.19. После мытья химической посуды споласкивайте её дистиллированной (кипячёной) водой, высушивайте в сушильном шкафу. 3.20. Категорически запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках. 3.21. Не заниматься ремонтом электроустановочных изделий (розетка, вилка). 3.22. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторным инвентарём и оборудованием. 3.23. Не принимать пищу на рабочем месте. 3.24. Быть внимательным, осторожным и не отвлекаться на посторонние разговоры. 3.25. В случае обнаружения нарушений отключить оборудование и поставить в известность руководителя.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При возникновении поломки оборудования, угрожающей аварией на рабочем месте прекратить его эксплуатацию и действовать в соответствии с полученными указаниями. 4.2. В аварийной обстановке: оповестить об опасности окружающих людей, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий. 4.3. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом руководству. 4.4. В случае возгорания следует отключить электроэнергию, вызвать пожарную бригаду по телефону 101, сообщить о случившемся руководству предприятия, принять меры к тушению пожара. 4.5. Разлитый водный раствор кислоты или щёлочи засыпать сухим песком, переместить адсорбент от краёв разлива к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой. 4.6. При разливе ЛВЖ и органических веществ объёмом до 50 мл погасить открытый огонь спиртовки и проветрить помещение. Если разлито более 100 мл, удалить студентов из лаборатории, погасить открытый огонь спиртовки и отключить систему электроснабжения помещения устройством вне лаборатории. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать деревянным совком в закрывающуюся тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха. 4.7. При разливе ЛВЖ и их возгорании немедленно сообщить о пожаре в пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения. 9
4.8. В случае если разбилась лабораторная посуда, не собирать её осколки незащищёнными руками, а использовать для этой цели щётку и совок. 4.9. Оказывая помощь пострадавшему при переломах костей, ушибах, растяжениях надо обеспечить неподвижность поврежденной части тела с помощью наложения тугой повязки (шины), приложить холод. При открытых переломах необходимо сначала наложить повязку и только затем — шину. 4.10. При наличии ран необходимо наложить повязку, при артериальном кровотечении — наложить жгут. 4.11. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая (доврачебная) помощь и, при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения. 4.12. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках руководство предприятия (или старшего по смене) поставить в известность. 4.13. При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи, сообщить о происшествии своему непосредственному руководителю и сохранить без изменений обстановку на рабочем месте до расследования, если она не создаст угрозу для работающих и не приведет к аварии.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Отключить приборы от электрической сети. При отключении электророзетки не дергать за электрический шнур. 5.2. Привести в порядок рабочее место, привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в закрывающиеся на замки шкафы и сейфы. 5.3. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа. 5.4. Закрыть вентили водопровода. 5.5. Проветрить помещение лаборатории. 5.6. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом. 5.7. Выключить электроосвещение, закрыть лаборантскую на ключ. 5.8. Обо всех замеченных неисправностях сообщить непосредственному руководителю
ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЕ СО СТЕКЛЯННОЙ ПОСУДОЙ
1. Стекло — хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Применение физической силы при работе со стеклянными деталями связано с опасностью их поломки. Особенно велико бывает искушение применить усилие при разъединении заклинивших шлифов, вынимании пробок, насаживании резиновых шлангов на отверстия большего диаметра. Однако во всех этих случаях лучше недооценить прочность стеклянной детали, чем переоценить ее. Вероятность ранения рук пропорциональна усилию, приложенному к стеклянной детали. 10
2. Ни при каких обстоятельствах нельзя допускать нагревания жидкостей в закрытых колбах или приборах, не имеющих сообщения с атмосферой, даже в тех случаях, когда температура нагрева не превышает температуру кипения жидкости. 3. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины или отбитые края. Острые края стеклянных трубок следует немедленно оплавить в пламени горелки. Неоплавленные края стеклянных трубок опасны не только как источник травм — со временем они перерезают надетые на них резиновые шланги, особенно тонкостенные, что может послужить причиной аварии. 4. Работы, при проведении которых возможно бурное течение процесса, перегрев стеклянного прибора или его поломка с разбрызгиванием горячих или едких продуктов, должны выполняться в вытяжных шкафах на противнях; по месту работ следует устанавливать прозрачные предохранительные щитки. Работающий должен надеть защитные очки или маску, перчатки и резиновый фартук. 5. При смешивании или разбавлении веществ, сопровождающемся выделением тепла, следует пользоваться термостойкой или фарфоровой посудой. 6. Стеклянную посуду (тонкостенные химические стаканы и колбы из обычного стекла) запрещается нагревать на открытом огне без асбестированной сетки. 7. При переносе сосудов с горячей жидкостью следует пользоваться полотенцем или другими материалами, сосуд при этом необходимо держать обеими руками: одной — за горловину, а другой — за дно. Большие химические стаканы с жидкостью нужно поднимать только двумя руками так, чтобы отогнутые края стакана опирались на указательные пальцы. 8. Нагревая жидкость в пробирке, необходимо держать последнюю так, чтобы отверстие было направлено в сторону от себя и соседей по работе. 9. Посуда, хранящаяся в рабочем столе или шкафу, должна содержаться в порядке, мелкие детали — в неглубоких коробках в один слой на вате. При выдвижении ящиков стола посуда не должна ударяться друг о друга. Если посуда не имеет своего постоянного места, хранится неаккуратно, в тесноте, она неизбежно бьется, что повышает вероятность травм. 10. Недопустимо убирать осколки разбитой посуды незащищенными руками! Осколки необходимо убирать с помощью щетки и совка. 11. Стеклянные приборы и посуду больших размеров можно переносить только двумя руками. Крупные (более 5 л) бутыли с жидкостями переносят вдвоем в специальных корзинах или ящиках с ручками. Поднимать крупные бутыли за горло запрещается. 12. Запаянную ампулу вскрывают только после охлаждения ниже температуры кипения запаянного вещества: после охлаждения ампулу заворачивают в какую-либо ткань (не использовать полотенце!), затем делают надрез ножом или напильником на капилляре и отламывают его. 11
13. Все операции с ампулами до их вскрытия следует проводить не вынимая их из защитной оболочки в вытяжном шкафу, надев защитные очки или маску. 14. Чтобы избежать травмирования при резании стеклянных трубок, сборке и разборке приборов и узлов, изготовленных из стекла, необходимо соблюдать следующие меры безопасности: — ломать стеклянные трубки небольшого диаметра после надрезки их напильником или специальным ножом для резки стекла, предварительно защитив руки какой-либо тканью (не использовать полотенце!); — просверленная пробка, в которую вставляют стеклянную трубку, не должна упираться в ладонь, ее следует держать за боковую поверхность; стеклянная трубка при этом должна быть предварительно смазана глицерином или смочена водой; — нельзя сильно сжимать трубку, ее необходимо держать как можно ближе к вставляемому в пробку концу.
6.ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ КИСЛОТАМИ
 Пары этих веществ сильно раздражают верхние дыхательные пути и слизистые оболочки глаз. При действии на кожу кислоты свыше 30%-й концентрации происходит образование грязно-белого струпа вследствие химического ожога. Для глаз опасны кислоты концентрацией выше 2%.  Работать с кислотами при их концентрации выше 30% можно только в вытяжном шкафу с использованием средств индивидуальной защиты (перчатки, защитные очки, халат, резиновый фартук).  Первая помощь при попадании на кожу — интенсивное промывание водой. Глаза промывают только чистой водой, последующее промывание содовым раствором ухудшает состояние роговицы.  Обучающимся для опытов выдавать только разбавленные растворы кислот.  Колбу или другой тонкостенный сосуд, в который вставляют пробку, следует держать за горлышко по возможности ближе к устанавливаемой пробке, защищая при этом руку какой-либо тканью.  Тонкостенную посуду (колбы, пробирки) следует укреплять в лапках лабораторного штатива осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.  Для нагревания жидкости пробирку запрещается наполнять более чем на треть. Недопустимо нагревать сосуды выше уровня жидкости, а также пустые сосуды с каплями влаги внутри!  При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть весь предмет, а затем проводить местный нагрев.  Обезвреживание и удаление остатков веществ из химической посуды необходимо производить по возможности сразу же после освобождения посуды. При обезвреживании и мытье посуды необходимо надевать защитные очки, перчатки, фартук. Посуду следует обезвреживать в вытяжном шкафу. 12
 При мытье посуды надо обязательно надевать резиновые перчатки, а в случае использования агрессивных жидкостей — защитные очки или маску, фартук из химически стойкого материала.  При мытье посуды щетками (ершами) следует направлять дно сосуда только от себя или вниз.  С точки зрения техники безопасности, шлифы, безусловно, предпочтительнее резиновых пробок. В то же время заклинивание конусных шлифов — сравнительно частое явление. Разъединение же заклинивших шлифов с применением физи ческой силы — опасная процедура, нередко приводящая к поломке деталей и, как следствие, к травмам. Чтобы разъединить шлифованное соединение или вынуть плотно притертую пробку рекомендуется осторожно нагреть внешний шлиф над пламенем спиртовки так, чтобы внутренний шлиф не успел прогреться. Внутренний шлиф осторожно покачивают в разные стороны, прилагая основное усилие вдоль оси шлифа. Руки при этой операции обязательно защищают полотенцем, пальцы держат по возможности ближе к шлифу. Нельзя прилагать усилие к изогнутым частям разъединяемых деталей. Если результат не достигнут с первого раза, после охлаждения шлифов операцию следует повторить. Нельзя при- бегать к нагреванию, если сосуд содержит горючую или легковоспламеняющуюся жидкость! Если шлиф заклинило в результате кристаллизации попавшего на его поверхность вещества, рекомендуется замочить шлиф на несколько часов в жидкости, хорошо растворяющей данное вещество. После того как жидкость проникнет в зазор между шлифами, соединение тщательно обтирают снаружи и, если оно не разъединяется обычным способом, прибегают к нагреванию.  Практика показывает, что гораздо проще и безопаснее заранее предотвратить заклинивание шлифов, чем заниматься разъединением деталей. Залог безотказной работы шлифованных соединений — использование только хорошо притертых шлифов и правильное применение смазки. 13


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!