Развитие креативности детей дошкольного возраста средствами разнообразных форм художественного творчества в ДОО
Автор: Гончаренко Наталья Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37" Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Развитие креативности детей дошкольного возраста средствами разнообразных форм художественного творчества в ДОО Раздел: дошкольное образование
Развитие креативности детей дошкольного возраста средствами
разнообразных форм художественного творчества в ДОО
Гончаренко Наталья Михайловна , воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк
В
детстве
происходит
формирование
способностей,
характера
человека. Талантливый ли будет ребенок, появятся ли у него творческие
способности, вырастет ли он гармоничной личностью – это зависит от
воспитания и образования, которое ребенок получит в раннем детстве.
Д е т и
д о ш кол ь н о го
во зр а с т а
о бл а д а ют
р а з н о о б р а з н ы м и
потенциальными
способностями.
Задача
дошкольного
воспитания
и
образования
-
выявить
и
развить
их
в
доступной
и
интересной
детям
деятельности.
Развить
способности
-
это,
значит,
вооружить
ребенка
способом деятельности, дать ему в руки инструмент, принцип выполнения
работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Наиболее
эффективный
путь
развития
индивидуальных
способностей
лежит
через
приобщение дошкольников к продуктивной творческой деятельности.
Способность
находить
новые
нетрадиционные
способы
решения
различных задач не всегда связана с общими интеллектуальными способно-
стями человека. В то же время творческие способности личности откладыва-
ют отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с
другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков.
Ценность
творчества,
его
функции,
заключаются
не
только
в
результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности -
организация
интересной
содержательной
жизни
ребенка:
организация
повседневных
наблюдений
за
явлениями
окружающего
мира,
общение
с
искусством,
материальное
обеспечение,
а
также
учет
индивидуальных
1
особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской
деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.
Разнообразие
форм
художественного
творчества
по ставило
исследователей перед необходимостью классифицировать их.
По способу существования художественных произведений выделяют
три группы произведений художественного творчества:
группы
1 группа
Пространственные
(пластические) статические
виды
прикладные:
архитектура
декоративное
искусство
изобразительные:
живопись
графика
скульптура
2 группа
Временные (динамические)
литература
музыка.
-
3 группа
Пространственно-
временные (синтетические)
хореография
театр
кино
цирк
эстрада.
-
Архитектура занимается
организацией
пространственной
среды,
в
которой
протекает
жизнедеятельность
человека.
Это
здания
и
постройки
различного
функционального
назначения
-
жилые,
производственные,
спортивные,
медицинские
комплексы,
культурно-просветительные,
культовые, транспортные и другие сооружения.
В декоративном искусстве выделяются монументально-декоративное,
декоративно-прикладное и оформительское направления.
В живописи художественный образ создается при помощи рисунка и
цвета. В зависимости от изображаемого можно выделять следующие жанры
живописи:
исторический,
мифологический,
батальный,
бытовой,
пейзаж,
портрет, натюрморт.
2
Графика - вид изобразительного искусства, где в качестве основного
выразительного
средства
используется
рисунок.
К
графике
относятся
и
печатные
художественные
произведения
-
линогравюра,
ксилография,
литография, эстамп, экслибрис.
В отличие от живописи и графики, дающих плоскостное изображение
предмета, скульптура имеет объем. Объектом изображения скульптора чаще
всего
становится
человек,
реже
-
природа
или
животные.
Скульптура
создается
в
реальном
пространстве
по
законам
гармонии
и
ритма
и
составляет
единую
композицию
с
природой
или
интерьером.
По
своему
назначению скульптура подразделяется на монументальную, монументально-
декоративную, станковую и скульптуру малых форм.
В
системе
художественного
творчества
особое
место
занимает
литература. Выразительное средство литературы (слово) открывает поистине
неограниченные
возможности
отражения
жизни
-
событий,
явлений,
внутреннего мира человека. Выделяют три рода художественной литературы:
эпос
лирика
драма
которые имеют древние истоки и продолжают развитие в современном
словесном творчестве.
Главным выразительным средством музыки является звук, который и
создает
художественный
образ.
Звук
имеет
интонационную
природу.
Интонация
воспроизводит
оттенки
звучащей
речи,
определенный
темп
и
ритм.
Выразительность
музыкального
образа
достигается
посредством
мелодии, композиции, гармонии, ритма.
Искусство танца относится к древнейшим синтетическим искусствам.
Его основным выразительным средством является движение, жест. Движения
могут
быть
как
подражательными,
имитирующими,
так
и
условными,
обобщенными, - но в любом случае они выражают эмоциональное состояние,
при их помощи создается художественный образ.
3
Театр относится к синтетическим формам художественного творчества.
Эстетический
образ
создается
здесь
путем
соединения
выразительных
средств различных видов искусства. Помимо драматического, существуют и
другие виды театра
музыкальный (опера, оперетта, балет)
кукольный
пантомимы
теней
зверей и т.д.
Все разновидности театрального искусства сохраняют популярность и
поддерживают
интерес
к
этому
древнему
и
всегда
современному
виду
художественного творчества.
Помимо профессионального художественного творчества существует
самодеятельное
творчество
–
особая
разновидность
художественно-
творческой
деятельности,
сопутствующей
основному
занятию
людей,
занимающихся ею. Самодеятельная художественно-творческая деятельность
является составной частью народной культуры, охватывая как различные
формы
народного
творчества,
так
и
ориентируясь
на
профессиональное
искусство. Во всем своем многообразии она служит средством социализации
личности,
развития
эстетических
представлений,
чувств,
потребностей,
оценок, отношения к прекрасному.
Наиболее распространенными видами художественного творчества в
дошкольном возрасте являются следующие:
1.Художественно-речевое творчество . Ознакомление детей с литературой и
фольклором,
обучение
их
рассказыванию
и
пересказу,
выразительному
чтению, работа по развитию образности и выразительности речи и начальных
форм словесного творчества – важнейшие направления содержания данного
вида
художественно-творческой
деятельности
детей.
В
последние
годы
особое внимание уделяется такому виды словесного творчества детей, как
сочинение собственных сказок. Детское словесное творчество строится на
4
основе воображения и способствует его развитию. В словесном творчестве
ребенок не только отражает свое представление о действительности, но и
размышляет о ней, выражая свое понимание окружающего.
2. Музыкальное
творчество.
Дети
приобщаются
к
музыке,
исполняя
произведения
не
только
по
заданному
образцу,
но
и
вкладывая
свое
отношение
путем
создания
новых
образов
и
действий.
Творческое
проявление
музыкальности
позволяет
активно
развивать
фантазию,
воображение ребенка, оно выражается в начальных формах музыкального
творчества – песенного, игрового, танцевального и т.д.
3.
Театрализованное
творчество как
вид
творчества,
тесно
связанной
с
литературным и художественным творчеством. Участвуя в театрализованной
деятельности,
дети
знакомятся
с
окружающим
миром
во
всем
его
многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы
педагога побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая
культура
речи.
Театрализованное
творчество
также
является
неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных
открытий
ребенка,
приобщает
его
к
духовному
богатству.
Произведения
искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в
процессе
этого
сопереживания
создаются
определенные
отношения
и
моральные
оценки,
усваиваемые
детьми.
В
результате
театрализованное
творчество
является
важнейшим
средством
развития
эмпатии
-
условия,
необходимого для организации совместной деятельности.
4. Изобразительное
творчество . Рисование,
лепка
и
аппликация
–
виды
изобразительной деятельности дошкольников, основное назначение которой
–
образное
отражение
действительности.
Изобразительная
деятельность
позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об
окружающем, выразить свое отношение к ним. В рисунке, лепке, аппликации
ребенок ориентируется на то, что видит, что знает о предмете, он изображает
5
предметы, явления, всю действительность так, как он себе представляет.
Изобразительная
детская
деятельность
предполагает
создание
конечного
продукта
детского
творчества.
Замыслы
изобразительной
деятельности
воплощаются с помощью разных изобразительных средств.
Одно
из
наиболее
важных
условий
успешного
развития
детского
художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми
на занятиях.
Новизна
обстановки,
необычное
начало
работы,
красивые
и
разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания,
возможность выбора и ещё многие другие факторы - вот что помогает не
допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку,
обеспечивает
живость
и
непосредственность
детского
восприятия
и
деятельности.
Важно,
чтобы
всякий
раз
воспитатель
создавал
новую
ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные
ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие
подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное
удивление, желание созидательно трудиться.
6
В
группе
детского
сада
необходимо
создавать
художественную
эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимают
дети. Они вместе с педагогами украшают помещения, создают элементы
декораций
и
детали
костюмов
для
игр
–
драматизаций,
инсценировок.
Рекомендуется широко использовать детские рисунки, лепку, аппликации;
систематически организовывать выставки.
Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные
игры, игровые приёмы и ситуации. Такие методы максимально способствуют
формированию
значимой
для
каждого
ребёнка
мотивации
обучения,
овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей.
Во
всём
должна
присутствовать
вариативность.
Необходимо
разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы,
предоставляемые детям.
Педагогу
следует
исключить
из
занятий
формализм,
излишний
дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.
Каждый ребёнок заслуживает внимательного, тактичного отношения,
уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует
создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и
формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у
родителей.
Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребёнку, исключить
излишнюю опеку. Всё это будет способствовать максимальной активизации
опыта, навыков и умений у детей.
Важнейшим
условием
развития
творчества
является
комплексное
и
системное использование методов и приемов.
Мотивация
задания
-
существенное
условие
творческой
активности
ребенка. Другое условие - бережное отношение к процессу и результату
детской деятельности.
7
Очень важно, чтобы предъявляемые взрослыми творческие задания
были приняты ребенком. Поэтому все эти условия необходимо создавать в
дошкольных учреждениях и по возможности в семье.
Из
всего
вышесказанного
можно
сделать
вывод,
что
художественное
творчество необычайно разнообразно в своих средствах воздействия на
ребенка,
его
эмоциональную
сферу,
развивает
его
творческие
способности. Но развитие не может происходить само по себе, для
действительно
эффективного
развития
ребенку
нужно
чуткое
руководство взрослого.
Литература
1.
Алиева, Т.
Ребёнок в мире образа [Текст] / Т. Алиева //
Дошкольное
воспитание. – 1996 - №11. – С.75-78.
2.
Воробьева
Д.
И.
Гармония
развития.
Интегрированная
программа
интеллектуального,
художественного
и
творческого
развития
личности
дошкольника; Детство-Пресс - Москва, 2006. - 144 c.
3.
Григорьева Т. С. Программа "Маленький актер" для детей 5—7 лет; Сфера
- Москва, 2012. - 128 c.
4.
Дубровская
Н.
В.
Цвет
творчества.
Интегрированная
программа
художественно-эстетического
развития
дошкольников
от
2
до
7
лет;
Детство-Пресс - Москва, 2011. - 192 c.
5.
Ермолаева
Н.
В.
Эстетическое
воспитание
дошкольников
через
декоративно-прикладное
искусство.
Парциальная
программа;
Детство-
Пресс - Москва, 2011. - 160 c.
6.
Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей;
Феникс - Москва, 2005. - 192 c.
8
7.
Панжинская-Откидач В. А. М. А. Врубель. Мир волшебства и фантазии;
Детство-Пресс - Москва, 2008. - 783 c.
8.
Чебан
А.
Я.,
Бурлакова
Л.
Л.
Знакомим
дошкольников
с
народной
культурой; Сфера - Москва, 2012. - 128 c.
9.
Чуракова Н. А. Кронтик в музее. История с волшебной палочкой (книга +
методические материалы); Академкнига/Учебник - Москва, 2011. - 645 c.
Приложение 1
Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).
Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для
родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике
выделены
особенности,
свидетельствующие
о
больших
потенциальных
возможностях ребёнка.
Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.
Низкий уровень: 17 - 34 балла;
Средний уровень: 35 - 60 баллов;
Высокий уровень: 61 - 85 баллов.
ОПРОСНИК
Инструкция:
Прочитайте
каждый
из
следующих
пунктов
и
определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему
9
выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 –
почти всегда.
№
Особенности ребёнка
1
2
3
4
5
1
Проявляет
большую
любознательность
в
отношении
различных
предметов,
явлений,
событий.
Задаёт
множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?»,
«отчего?»
2
Задаёт
много
«умных»
вопросов
о
том,
что
обычно
маленьких детей не интересует
3
Точно, правильно использует много слов в своей речи
4
Проявляет способность к очень подробному рассказу или
пересказу историй, фактов
5
Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими
детьми, взрослыми
6
Склонен
к
серьёзным
размышлениям,
интересуется
сложными, глобальными проблемами (например, может
рассуждать о жизни и смерти и пр.)
7
Легко справляется с загадками и может их придумывать
8
Понимает
сложные
(для
его
возраста)
определения,
отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже
если
это
не
очевидно.
Демонстрирует
абстрактное
мышление
9
Л е г к о
с п р а в л я е т с я
с о
с ч ё т о м .
П р о с т ы м и
арифметическими действиями
10
Понимает значение чисел от 1 до 10
11
Понимает значение и способы использования схем, карт
лучше, чем его ровесники
12
Проявляет большой интерес к часам. Календарям, может
10
понять их функции
13
Проявляет большое желание учиться – приобретать новые
знания, навыки
14
Проявляет
способность
к
концентрации.
Сохранению
внимания в течение большого периода времени, чем его
сверстники
15
Легко
схватывает
и
удерживает
большое
количество
информации.
Запоминает
больше
подробностей,
чем
другие дети
16
Проявляет острую наблюдательность
17
Проявляет
одарённость
в
области
музыки,
рисования,
ритмики и других областях искусства
Приложение 2
1. Ребенка просят как можно более интереснее дорисовать фигуры
2. Перед ребенком кладутся прямоугольники и его просят подумать, на
что они похожи и дорисовать так, чтобы было видно, что это такое. Также
нужно назвать каждый рисунок.
11
3.
Ребёнка
просят
нарисовать
свой
портрет
так,
чтобы
из
рисунка
можно было понять, что он любит, что ему нравится, а что – нет.
4. Ребёнка просят дорисовать линии и фигуры так чтобы получился
сказочный лес.
5. Ребёнка просят дорисовать кружки так чтобы получилась картина.
6. Ребёнка просят посмотреть, как можно соединить точки, сделать
рисунок. Предлагается нарисовать что-то самому.
12
7. Ребёнка просят придумать и нарисовать узоры оставшимся бабочкам
и раскрасить их.
8.
Дорисовывание
заданной
формы
–
цветового
пятна.
Форма
вырезается и наклеивается на белый лист бумаги. Дети карандашом или
фломастером дорисовывают данное изображение до узнаваемого образа.
Формат карточки – Ѕ альбомного листа.
9.
Передача
настроения
через
форму.
Задается
образ
предмета,
например:
вазы,
тарелки
и
т.п.
Дети
должны
графически
передать
его
настроение: ваза веселая, задумчивая, добрая, ваза – хулиганка и т.п.
Карточка
расчерчивается
на
четыре
части.
В
каждом
квадратике
изображается заданный предмет в определенном настроении.
13
Приложение 3
Анкета для родителей
1)
Ф. И. ребёнка
2)
Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье, род
занятий).
3)
Какие кружки, клубы посещает ребёнок? С желанием или нет? Как
долго?
4)
Как
в
семье
проходит
досуг?
Есть
ли
какая-либо
совместная
деятельность? Чем любит заниматься ребёнок?
5)
Как часто Вы с семьёй бываете на спектаклях, на выставках, в
театрах,
совместно
просматриваете
кинофильм?
Кто
выступает
инициатором? Происходит ли обсуждение увиденного в кругу семьи?
6)
Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки,
фантазировать, размышлять?
7)
Всегда ли доделывает свою работу до конца?
8)
Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы
советы и по поводу чего?
14
9)
Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?
10)
Удовлетворены
ли
Вы
художественно
–
эстетич е ской
деятельностью
Вашего
ребёнка?
Необходима
ли
Вам
какая-либо
помощь в этом направлении, и какая?
Спасибо!
15
16