Напоминание

П.П. Бажов " Серебряное копытце". Герои художественного произведения


Автор: Пивоварова Валентина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Орловская школа-детский сад"
Населённый пункт: Раздольненский район Республика Крым
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: П.П. Бажов " Серебряное копытце". Герои художественного произведения
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения в 4-м классе.
Тема:
П.П. Бажов. «Серебряное копытце»
Цель:
продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова “Серебряное копытце”;совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой; воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе
Ход урока

I.

Организационный момент. Звучит песня
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
II.

Проверка домашнего задания.
- Вы уже прочитали «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст 1).
Тест -
1. Как звали отца Даренки? А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила 2. Кем был Кокованя? А) охотником и лесником Б) лесником В) золотоискателем и лесником 3. Кошка Муренка была А) белая 1
Б) серая В) бурая 4. «Такую звонкую кошку не взять – дураком остаться. Вместо … она у нас дома будет.» А) баяна Б) балалайки В) гармони 5. На какой ножке у козлика серебряное копытце? А) на левой передней Б) на правой передней В) на задней правой 6. Сколько веточек на рожке козлика? А) по восемь Б) по пять В) по семь 7. На покосных ложках люди еще долго находили камни. А большинство камней, какого цвета? А) голубого Б) синего В) зеленого (Ключ: 1- А, 2 – В, 3 – В, 4 – Б, 5 – Б, 6 – Б, 7 – В) – Поменяйтесь работами. За правильный ответ – ставьте «+», не правильный – «–»
Слайд 2

III.

Самоопределение к деятельности и целеполагание:

1.

Речевая разминка
Сказы Бажова, Уральские сказы Старых старателей горных рассказы, Что родились у костра вечерами, Глядя на звезды, глядя на пламя… 2
Пляшет опять на углях Огневушка, Клад стережет бабка Синюшка, Кольцами Полоз в Землю уходит, Черная Кошка по лесу бродит…
слайд 3
Задание: -Прочитайте глазами, медленно, весело, скороговоркой
2.
 Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна?  - В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. Я в этой шкатулке храню орден своего отца. Людскую память можно сравнить со шкатулкой, в которой находится всё самое ценное, накопленное народом. В народном творчестве сказки - самое большое чудо. Сказки - это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память.  Вы поняли, что сегодня мы вновь заглянем в сказку.. А написал её…(показ портрета писателя)  Павел Петрович Бажов.
(слайд 4).
 Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. А чем, по- вашему, отличается сказ от сказки? (
Сказка – вымысел, а сказ основан

на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик
.)
Словарь Ожегова
. (на доске) Сказка рассказ сказ  -Определим тему урока?  Сегодня мы продолжим работу над сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце».
(слайд 5).
 Определим, о ком и о чём вы бы хотели поговорить? 3
 Будем работать с текстом, анализировать сказ, составлять характеристику героев, рассуждать и доказывать свою точку зрения, искать главную мысль сказа.
IV.

Работа по теме урока
.
1.

Составление характеристики героев.
1) Угадайте слова, добавив гласные буквы, и назовите главных героев сказа.
Слайд 6

Кквн, Дрнк, Мрнк, кзл
- Назовите главных героев сказа… - Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? - Прочитаем по ролям часть, в которой рассказывается о первом знакомстве главных героев… - Почему девочка согласилась идти жить к Коковане? - Найдите и прочитайте строки, в которых говориться, как стали жить наши герои? - Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? - О каком добре идёт речь? Богато ли они живут? - Как они относились друг к другу? Почему вы так думаете? - Какие чувства вы испытывали, когда читали о наших героях, Коковане и Дарёнке, их встрече? 2)
работа в группах
 - Опишем наших героев, пользуясь текстом произведения. Работаем в группах, заполняем таблицу. 1 группа. Характеристика Дарёнки Внешность По шестому году, маленькая, носишка пуговкой. Семья Дарёнки Сирота Чем занимается В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать. Характер Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, 4
верит в чудеса. 2 группа. Характеристика Коковани Внешность Старик большой да бородатый. Семья Коковани Одинокий Чем занимается Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать. Характер Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, верит в чудеса. 3 группа. Составить рассказ о Серебряном Копытце (выборочный пересказ).
Слайд 9
Впиши нужные слова. Козлик этот __________________. У него на правой передней ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________, ножки _______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой_________ . (Особенный, серебряное, стола, тоненькие, лёгонькая, 5 веток, буренькая, серенькая, травкой да листиком, стожки подъедает). 4 группа. Составить рассказ о кошке Мурёнке. Расположить картинки в правильном порядке. Подобрать подписи к картинкам. - Прочитаем характеристику Даренки и Коковани по пунктам. Что общего вы заметили в их описании?
Слайд 6
Так что же Коковане могло понравиться в Даренке?  Он увидел в ней черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда).Они оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. 5
Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей  - Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.  - Что можно сказать о Мурёнке и Козлике?  - Кого из животных можно назвать сказочным волшебным?
Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая,

на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.
Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом. 
Вывод
: в сказах герои выдуманные и реальные.  - Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце?
Слайд 8
 Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо, или  Герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато? - Прочитайте по ролям часть, в которой Дарёнка просит Кокованю взять её с собой в Полдневскую сторону… - Почему Дарёнка так просила деда взять её в охотничий балаган? - Прочитайте строки о первой встрече Дарёнки и Серебряного Копытца… Была ли уверена Дарёнка в том, что этой ночью она увидела чудо? Почему? - Что произошло на вторую ночь? Прочитайте о второй встрече с Серебряным копытцем… - Кто привёл Серебряное копытце к Дарёнке? 6

Слайд 9

2.

Работа над жанровыми особенностями сказа
 - Назовите признаки, по которым мы отличим сказку от другого художественного произведения… - Находим ли мы всё это в произведениях П.П. Бажова? Сказка Сказ Вымысел Реальные события. Главная тема – жизнь рабочих Урала. Зачин, концовка Нет зачина и концовки Сказочные герои и события Главные герои – рабочие, мастера. Есть сказочные герои. Сказочные предметы Волшебные предметы Троекратные повторы Троекратные повторы  О чём сказ П.П. Бажова?
Слайд 10
 Человек должен любить животных.  Очень важно быть скромным. Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.  - Бажов ценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев наделил именно этими качествами.
Рефлексия

Слайды 11

3) Работа с пословицами
- Выберите те пословицы и поговорки, которые подходят к содержанию нашего сказа? Докажите или подтвердите цитатами из текста. 1 группа Дал бы дружку пирожка, да у самого нет ни куска. Добра себе желаешь – делай добро. В чужом глазу сучок видим, а в своём бревна не замечаем. 2 группа Красна птица пером, а человек умом. Сядем рядком, поговорим ладком. Скучен день до вечера, коли делать нечего. 3 группа 7
Учиться всегда пригодиться. Ум хорошо, а два лучше. Доброе слово дарит доброе тепло. 4 группа Каких только чудес не бывает на свете. Поспешишь – людей насмешишь. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
V.

Итог урока
-Почему же чудо произошло с Дарёнкой и Кокованей? (Они были добрыми и бескорыстными, не желали богатства) - Какую цель мы ставили на уроке? (Дать характеристику героев и их поступков. Определить ценные качества личности). -Мы достигли цели?(Да) -Чему нас учат герои Бажова?(Доброте, чуткости, любви к природе и т.д.) песня
Слайд 12
-А вам хотелось бы еще прочитать сказы П.Бажова?
VI.

Домашнее задание
Придумать историю, которая могла произойти с кошкой и Серебряным копытцем.  А завершить урок мне хочется словами русской пословицы: “С добрым жить хорошо. А в добре хорошо жить”. -Я хотела бы вам подарить разные камешки, но не простые, а с моими пожеланиями: -Я сегодня довольна тобой! -Старайся! -Ты был очень внимательным! -Поднимай чаще руку! -Спасибо за работу! -Твои ответы мне помогли! -Будь активнее! - Спасибо за урок. -Ты очень хорошо отвечал! 8


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!