Напоминание

Здоровьесберегающие аспекты профессиональной деятельности педагогов в практике работы ДОО


Автор: Егорова Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие аспекты профессиональной деятельности педагогов в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Здоровьесберегающие аспекты

профессиональной деятельности педагогов в практике работы ДОО
Егорова Ирина Владимировна, старший воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк По статистике XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье детей дошкольного возраста. На 9 % снизилось число здоровых детей, на 7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Известно, что здоровье, более, чем на половину зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Если мы, взрослые люди, это понимаем, и при этом сознательно вредим себе, то это наш только наш выбор. Здоровье дошкольников, совершенно другой вопрос, во многом оно на нашей совести. Наша задача – привить ребёнку необходимость быть здоровым. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность беречь его. При этом полезно обращаться к специалистам (медикам, педагогам), изучать литературу (специальную, публицистическую), участвовать в тематических обсуждениях, тренингах. И, получая знания, делать всё возможное, чтобы сохранить здоровье наших малышей. (Приложение1) Ребёнок-дошкольник более активен и самостоятелен, чем новорожденный малыш, но при этом, пока ещё совершенно не адекватен во многих сферах жизнедеятельности и не может обходиться без контроля со стороны взрослых. Поэтому в практике работы ДОО разработана система работы по сохранению здоровья воспитанников (рисунок1) 1
рисунок 1 «Система работы по сохранению здоровья воспитанников ДОО» В структуре здоровьесберегающей деятельности педагога ДОО выделены следующие компоненты: проектировочный, организационный, рефлексивный.
Проектировочный

компонент
здоровьесберегающей деятельности педагога ДОУ включает целеполагание, планирование, конструирование и выбор действий, направленных на до стижение оп ти ма л ь н ого здоровьесберегающего результата занятия, на данном этапе педагог:  собирает или уточняет информацию о состоянии здоровья детей;  анализирует результаты собственной здоровьесберегающей деятельности на предыдущем занятии;  определяет здоровьесберегающие цели и задачи (в логической взаимосвязи с целями и задачами здоровьесберегающей деятельностью 2
система работы по

сохранению здоровья

воспитанников

продуманность учебной

нагрузки

использование

здоровьесберегающих

технологий обучения

выбор оптимального

режима занятий

оздоровительные

мероприятия

пропаганда здорового

образа жизни

создание условий для

физической активности

воспитанников

создание благоприятной

психологической

атмосферы

организация питания

ДОУ, индивидуально-типологическими и возрастными особенностями детей);  учитывает здоровьесберегающие требования к организации занятия;  определяет последовательность и продолжительность основных этапов занятия, методы и средства обучения, прогнозирует возможность их варьирования в зависимости от ухудшения состояния детей (в том числе снижения уровня их умственной работоспособности) в течение занятия;  прогнозирует итог здоровьесберегающей деятельности на занятии (например, динамику умственной работоспособности детей)
Организационный

компонент
здоровьесберегающей деятельности педагога представляет собой непосредственные действия по реализации проекта (результата проектировочного этапа) здоровьесберегающей деятельности на занятии и их корректировку на каждом отдельном этапе в зависимости от состояния детей. Для эффективного осуществления здоровьесберегающей деятельности педагогу необходимо: обеспечивать необходимые санитарно-гигиенические условия обучения (проветривание, оптимальный световой режим и т.п.); проводить занятие таким образом, чтобы учебная активность детей варьировала в диапазоне 60-80%; обеспечивать мотивацию деятельности детей; создать эмоциональный комфорт и психологиче скую безопасность; организовывать постоянно чередующиеся виды деятельности при их оптимальной продолжительности для конкретной возрастной группы детей; использовать на занятии не менее 3-х методов обучения (методы дифференцированного, индивидуально-ориентированного, личностно ориентированного, проблемного, диалогового обучения, свободного 3
выбора, самопознания и др.) при их оптимальной продолжительности с учетом возраста воспитанников; применять технические средства обучения в соответствии с требованиями СанПиНа; о т с л е ж и в ат ь с о с т оя н и е ( в т ом ч и с л е у м с т в е н н о й работоспособности) детей; оперативно корректировать план занятия в зависимости от состояния детей; организовывать в течение занятия эмоциональные разрядки; способствовать чередованию позы детей в соответствии с видом выполняемой ими работы, осуществлять постоянный контроль за их позой; организовывать проведение 1-2-х физкультминуток, которые комплектуются из упражнений для отдельных органов, систем и всего организма в целом с учетом их напряжения в процессе деятельности; следить за тем, чтобы во время занятия не наступало утомление у детей; своевременно заканчивать занятие.
Рефлексивный

компонент
здоровьесберегающей деятельности педагога включает совокупность умений анализировать и адекватно оценивать свои действия по созданию здоровьесберегающих условий обучения, нивелированию негативного влияния учебного расписания на учебную активность и умственную работоспособность детей, способность к п е р е о с м ы с л е н и ю с р е д с т в и л о г и ч е с к и х о с н о в а н и й с в о е й здоровьесберегающей позиции. Организация образовательного процесса, направленного на сохранение физического, психического, социального здоровья дошкольника это ограниченный во времени комплекс условий, методов, средств и приемов. ( Таблица1) 4
Таблица 1 « Здоровьесберегающее занятие в ДОО»


Организация образовательного процесса

в ДОО

Комплекс условий, методов, средств и приемов

1

Соблюдение санитарно-

гигиенических требований к

занятию
проветривание и влажная уборка групповой комнаты перед занятием; предпочтительность естественного освещения; правильную расстановку учебной мебели; рассаживание детей в зависимости от количества мест за столом (1 или 2); отсутствие монотонных и отвлекающих воспитанников звуков (капающая из крана вода, мигающие лампы, разговор и хождение взрослых во время занятия).
2

Смена видов деятельности
чередование методов обучения (рассказ, демонстрация наглядных пособий, беседа и др.) и видов учебной деятельности воспитанников (слушание, ответ, участие в беседе, самостоятельная работа и др.); чередование статического и динамического компонентов занятия; динамизация позы детей (смену позы «сидя» на позу «стоя» и наоборот) и т.д.
3

Учет индивидуальных и

возрастных особенностей

воспитанников
соответ ствующая возрасту во спит анников учебная н а г р у з к а , продолжительность видов учебной деятельности, содержания; подбор методов и средств обучения в соответствии с возрастом воспитанников; щадящий режим обучения для ослабленных детей и детей группы риска; индивидуальный подход в обучении.
4

Мотивация на обучение
действия педагога, позволяющие заинтересовать детей, создать на занятии 5
игровую, проблемную ситуации, ситуации выбора и успеха.
5

Профилактика нарушений осанки

воспитанников
подбор учебной мебели в соответствии с ростом воспитанников; учет роста детей при их рассаживании; выполнение упражнений для профилактики нарушений осанки; контроль за позой воспитанников; словесная похвала тех воспитанников, которые правильно сидят.
6

Профилактика нарушений зрения
оптимальное освещение групповой комнаты; посадка воспитанников со слабым зрением за первые за столы; контроль за теми воспитанниками, которые во время занятия должны пользоваться очками; гимнастика для глаз до и(или) после зрительной нагрузки; контроль за правильной позой «сидя» воспитанников при выполнении заданий (труд, чтение, рассматривание изображений и т.д.).
7

Психоэмоциональный комфорт на

занятии
позитивный эмоциональный настрой воспитателя; доступность учебного материала; конструктивное взаимодействие педагога и детей; профилактика утомления; поддержка ребенка в случае затруднения и озвучивание его успешности («Сегодня ты старался как никогда!», «В другой раз ты сделаешь еще лучше»); адекватная похвала детей («Сегодня мы сделали это немного качественнее», «Мы научились! Мы выполнили! Мы справились!»). 6
Образовательный процесс ДОО не может в полной мере обеспечить социальный запрос общества.

Большая роль в воспитании у детей потребности быть здоровыми, безусловно, отводится семье. Семья — первый институт, в котором закладываются основы будущей здоровой личности. Родители и педагоги должны предъявлять детям единые обоснованные и понятные им требования. Только при тесной взаимосвязи дошкольников в детском саду и семье создаются наиболее благоприятные условия для формирования его личности. Для грамотного воспитания ребенка необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых с учет его возрастных и индивидуальных способностей ( рисунок 2) Рисунок 2 «Задачи работы с родителями» Главная задача ДОО – показать семье возможности целостного развития ребенка. Для этого нужно чтобы родители понимали свою очень важную роль в сотрудничестве. Педагоги и родители должны объединиться в 7
достижении общих целей и распределении функций, ответственности, обязанностей. От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.
Литература
1.Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.; 2.Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г.; 3.Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г.; 4.Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г.; 5.Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.; 6.Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.; 7.Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез, 2010г.; 8 . Н ау ч н о - п р а к т и ч е с к и й ж у р н а л « М е д р а б о т н и к » Дошкольного Образовательного Учреждения №3, 2009г.; 8
Приложение 1
Здоровьеберегающие технологии

в практике работы ДОО

Азбука

телодвижения

(алфавит

телодвижений)


показ букв с помощью движения рук, ног, наклонов туловища и головы, полуприседаний, приседаний. Улучшаются показатели двигательной сферы, осанка, возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха.
Ароматерапия


метод профилактики, лечения и реабилитации, основанный на вдыхании воздушной среды, насыщенной летучими компонентами эфирных масел в природных концентрациях.
Артикуляционная гимнастика –
комплекс специально подобранных упражнений для органов артикуляции, направленных на исправление недостатков произношения.
Аурикулотерапия


система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су Джоке). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.
Библиотерапия


лечение через книгу (специально подобранные произведения).
Биологическая обратная связь (БОС) –
технология, включающая в себя комплекс исследовательских, лечебных и профилактических физиологических процедур, в ходе которых пациенту посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной или компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов.
Б и о э н е р г о п л а с т и к а


содружественное взаимодействие артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. 9

Дыхательная

гимнастика

Стрельниковой

для

детей


суть этой системы в том, что, в отличие от традиционных подходов, автор предлагает при выполнении упражнений обращать внимание не на весь процесс дыхания, а лишь на характер и качество вдохов. Выдох же считается естественным следствием процесса вдыхания.
Дыхательные

упражнения


упражнения, направленные на увеличение объёма дыхания и нормализацию его ритма.
Здоровьесберегающие

технологии

в

дошкольном

образовании


система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка дошкольного возраста в процессе его воспитания, обучения и развития
Зрительная

гимнастика


упражнения, направленные на снятие напряжения с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.
Имаготерапия


пересказ драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
Кинезиологические

упражнения

Л.

С.

Сиротюка


комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарно е взаимодействие, синхронизацию работы полушарий.
Кинезиология


наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Криотерапия


одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Куклотерапия
-–один из видов имаготерапии. Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется при нарушении коммуникативной сферы, страхах и нарушении поведения.
Либропсихотерапия –
лечебное чтение.
Логопедиче ский

масс аж


активный метод механического воздействия, предваряющий артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. 10

Логопедический

самомассаж


массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Целью логопедического самомассажа является, в первую очередь, стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Логоритмика –
коррекция слуха, зрительно-двигательной координации средствами музыкально-ритмических занятий.
М и м и ч е с к а я

г и м н а с т и к а


способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощённости.
Музыкотерапия -
представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах.
Педагогическая

диагностика
– оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
Песочная

терапия


одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в гл у б и н е бессознательного. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение.
Профилактика

зрительных

расстройств


система специальных упражнений для глаз, направленная на укрепление и тренировку глазодвигательных мышц, снятие зрительного напряжения.
Психогимнастика -
курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально- личностной сферы).
Релаксация


комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. 11

Рефлексотерапия

-
группа методов лечения, основанных на раздражении биологически активных точек поверхности тела, воздействие на которые обусловливает рефлекторные реакции различных органов и систем организма.
Речедвигательная ритмика –
логопедическая ритмика по методике А. Я. Мухиной (эвритмия), предполагающая пропевание звуков в сочетании с движением, воздействует на морально-психологическую и сенсомоторную сферу ребенка.
Сказкотерапия –
основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать, выражать свои чувства при помощи слов и развивать связную речь.
Су Джок терапия –
стимуляция точек, соответствующих всем органам и системам, расположенным на кистях рук при помощи различных приспособлений (карандаш, грецкие орехи, су джоки).
Физминутка (динамическая пауза)
– кратковременный отдых, один из видов двигательно-оздоровительных моментов непосредственной образовательной деятельности.
Фоноритмика
– система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением определенного речевого материала.
Цветотерапия

(хромотерапия)


использование цвета в лечебных целях, цветовая медитация (то есть созерцание цвета в какой-то временной отрезок).
Японский массаж –
воздействие на точки акупунктуры (ТА) пальцем (пальцами). Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению небольших участков (2–10 мм.) поверхности кожи, которые названы биологически активными точками (БАТ), так как в них размещается большое количество нервных окончаний. 12


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!