Напоминание

ИКТ-в работе классного руководителя


Автор: Новикова Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ " Скопинская школа-интернат"
Населённый пункт: Скопин
Наименование материала: статья
Тема: ИКТ-в работе классного руководителя
Раздел: начальное образование





Назад





Использование ИКТ в работе классного руководителя и во внеклассной работе

Творчество – искусство осуществлять замыслы…
(В.Микушевич) В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года постав- лена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющем- ся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повыше- нии квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современ- ным человеком ИКТ. В связи с этим учителю необходимо готовить обучающихся к разно- образным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освое- нии средств информатизации и ИКТ. В современном обществе, многие со мной согласятся, учить детей легче, чем воспи- тывать. Процесс воспитания требует более тонкого подхода к ребенку и это процесс по- стоянного творчества. Деятельность классного руководителя в первую очередь направле- на на работу с учащимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы ин- дивидуальной работы; создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуально- сти, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления. И я считаю, что в решении воспитательных задач огромную роль играют информа- ционно-коммуникационные технологии. Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами графики, звука, видео, мультимедиа, ги- пертекста, что способствует повышению эффективности педагогического труда. Программа воспитания, на основе которой строится работа, является примерной, именно поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске, корректируя её для ра- боты в своём классе. Основными направлениями, по которым я работаю: 1. Нравственно- правовое воспитание 2. Художественная деятельность и эстетическое воспитание 3. Формирование здорового образа жизни 4. Познавательная деятельность 5. Работа с родителями Работая по каждому направлению невозможно обойтись без современных инфор- мационно-коммуникационных технологий. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Достоинства мероприятий с использованием информационных технологий – созда- ние эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и способствует развитию у ребенка повышен- ного интереса к окружающему миру.

Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя

1) План воспитательной работы;
 Психолого-педагогические характеристики учащихся класса;  База данных учащихся и их родителей
2) Мониторинг
 успеваемости по триместрам и за год;  уровня воспитанности. 3)
Диагностирование, анкетирование
Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностика- ми, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью таблиц которые позволяют наглядно представить ре- зультаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. Такие наглядные результаты анкетирования интересны не только учащимся, но и родителям.
4) Коммуникации
 Использваное электронной почты.
5) Методическая работа
 сопровождение выступления на педсовете;  для проведения семинара или творческого совещания;  для обобщения собственного опыта.
6) Внеклассные мероприятия
Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприя- тий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.), которые позволяют красочно и на- глядно представить любой материал, а также позволяют экономить время проведения ме- роприятия; проведены мною с использованием мультимедийных презентаций, которые позволили наглядно продемонстрировать дополнительные материалы: иллюстрации, му- зыкальное сопровождение. И с п о л ь з о в а н и е И К Т н а к л а с с н ы х ч а с а х с п о с о б с т в у е т : р а з в и т и ю и н т е р е с а р е б е н к а к к л а с с н о м у ч а с у ; развитию умений и навыков работы с информационными р е с у р с а м и ; э ф ф е к т и в н о м у у п р а в л е н и ю в н и м а н и я у ч а щ и х с я ; а к т и в и з а ц и я п о з н а в а т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и ; ф о р м и р о в а н и ю н а в ы к о в и с с л е д о в а т е л ь с к о й р а б о т ы ; п о в ы ш е н и ю и н ф о р м а ц и о н н о й к у л ь т у р ы
7) Творческая работа с учениками
 Оформление классного уголка  Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, уроках..
8) Работа с родителями
 для коммуникаций;
 для проведения родительских собраний. Новые современные возможности помогают мне в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, орга- низацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привле- каю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учрежде- нии, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Также организую работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность. Использование ИКТ позволило мне эту работу сделать более успешной.
Преимущества использования ИКТ
 Использование ИКТ существенно облегчает трудозатраты по ведению документа- ции классного руководителя, а значит остается больше времени для работы с учениками.  При помощи ИКТ классный руководитель может готовить разнообразные материа- лы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания, на выступлении МО и педсовете.  ИКТ позволяют разнообразить формы работы с учащимися Использование информационных технологий позволило видоизменить содержание, методы и формы воспитания. Результаты этих изменений можно увидеть в следующем:  происходит формирование личности в процессе приобретения знаний, умений, на- выков;  тесное взаимодействие процессов обучения и воспитания;  познание мира осуществляется в результате создания его модели. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих под- ростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. И последнее, о чем не нельзя не сказать. Продвижение по выбранному пути – дело многотрудное и не скоро осуществляемое. Однако это путь творчества и развития Учите- ля и Ученика.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!