Автор: Новикова Ирина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ОГБОУ " Скопинская школа-интернат" Населённый пункт: Скопин Наименование материала: статья Тема: ИКТ-в работе классного руководителя Раздел: начальное образование
Использование ИКТ в работе классного руководителя и во внеклассной работе
Творчество – искусство осуществлять замыслы…
(В.Микушевич)
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года постав-
лена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющем-
ся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых
знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повыше-
нии квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современ-
ным человеком ИКТ. В связи с этим учителю необходимо готовить обучающихся к разно-
образным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освое-
нии средств информатизации и ИКТ.
В современном обществе, многие со мной согласятся, учить детей легче, чем воспи-
тывать. Процесс воспитания требует более тонкого подхода к ребенку и это процесс по-
стоянного творчества. Деятельность классного руководителя в первую очередь направле-
на на работу с учащимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого
отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития
и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы ин-
дивидуальной работы; создает благоприятные условия для развития гражданственности,
мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуально-
сти, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в
системе классного самоуправления.
И я считаю, что в решении воспитательных задач огромную роль играют информа-
ционно-коммуникационные технологии.
Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить
арсенал
методологических
приемов:
появилась
возможность
создания
зрелищных
компьютерных средств воспитания с элементами графики, звука, видео, мультимедиа, ги-
пертекста, что способствует повышению эффективности педагогического труда.
Программа воспитания, на основе которой строится работа, является примерной,
именно поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске, корректируя её для ра-
боты в своём классе.
Основными направлениями, по которым я работаю:
1. Нравственно- правовое воспитание
2. Художественная деятельность и эстетическое воспитание
3. Формирование здорового образа жизни
4. Познавательная деятельность
5. Работа с родителями
Работая по каждому направлению невозможно обойтись без современных инфор-
мационно-коммуникационных технологий. Человек по своей природе больше доверяет
глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный
анализатор.
Достоинства мероприятий с использованием информационных технологий – созда-
ние эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание
узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена
информацией между учеником и учителем, и способствует развитию у ребенка повышен-
ного интереса к окружающему миру.
Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя
1) План воспитательной работы;
Психолого-педагогические характеристики учащихся класса;
База данных учащихся и их родителей
2) Мониторинг
успеваемости по триместрам и за год;
уровня воспитанности.
3) Диагностирование, анкетирование
Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностика-
ми, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты
могут формироваться с помощью таблиц которые позволяют наглядно представить ре-
зультаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. Такие наглядные
результаты анкетирования интересны не только учащимся, но и родителям.
4) Коммуникации
Использваное электронной почты.
5) Методическая работа
сопровождение выступления на педсовете;
для проведения семинара или творческого совещания;
для обобщения собственного опыта.
6) Внеклассные мероприятия
Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприя-
тий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.), которые позволяют красочно и на-
глядно представить любой материал, а также позволяют экономить время проведения ме-
роприятия; проведены мною с использованием мультимедийных презентаций, которые
позволили наглядно продемонстрировать дополнительные материалы: иллюстрации, му-
зыкальное сопровождение.
И с п о л ь з о в а н и е
И К Т
н а
к л а с с н ы х
ч а с а х
с п о с о б с т в у е т :
р а з в и т и ю
и н т е р е с а
р е б е н к а
к
к л а с с н о м у
ч а с у ;
развитию
умений
и
навыков
работы
с
информационными
р е с у р с а м и ;
э ф ф е к т и в н о м у
у п р а в л е н и ю
в н и м а н и я
у ч а щ и х с я ;
а к т и в и з а ц и я
п о з н а в а т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и ;
ф о р м и р о в а н и ю
н а в ы к о в
и с с л е д о в а т е л ь с к о й
р а б о т ы ;
п о в ы ш е н и ю
и н ф о р м а ц и о н н о й
к у л ь т у р ы
7) Творческая работа с учениками
Оформление классного уголка
Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, уроках..
8) Работа с родителями
для коммуникаций;
для проведения родительских собраний.
Новые современные возможности помогают мне в работе не только с детьми, но и с
их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является
семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка,
формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка,
его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, орга-
низацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привле-
каю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учрежде-
нии, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и
эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Также организую работу
по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение
родительских собраний, совместную деятельность. Использование ИКТ позволило мне
эту работу сделать более успешной.
Преимущества использования ИКТ
Использование ИКТ существенно облегчает трудозатраты по ведению документа-
ции классного руководителя, а значит остается больше времени для работы с учениками.
При помощи ИКТ классный руководитель может готовить разнообразные материа-
лы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского
собрания, на выступлении МО и педсовете.
ИКТ позволяют разнообразить формы работы с учащимися
Использование информационных технологий позволило видоизменить содержание,
методы и формы воспитания. Результаты этих изменений можно увидеть в следующем:
происходит формирование личности в процессе приобретения знаний, умений, на-
выков;
тесное взаимодействие процессов обучения и воспитания;
познание мира осуществляется в результате создания его модели.
Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих под-
ростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной
работы в новых условиях.
И последнее, о чем не нельзя не сказать. Продвижение по выбранному пути – дело
многотрудное и не скоро осуществляемое. Однако это путь творчества и развития Учите-
ля и Ученика.