Напоминание

Дифференциация В-Ф


Автор: Истерина Наталья Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 15 для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: Конспект логопедического занятия
Тема: Дифференциация В-Ф
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Дифференциация звуков В - Ф

Цель:
научить учащихся дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
 образовательные: закрепить знания о механизме образования данных звуков и различать эти звуки изолированно, в слогах, словах и предложениях.  коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат; совершенствовать навыки фонематического восприятия, развивать фонематический слух; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; научить дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах, словах, предложениях, закрепить навык самоконтроля правильной речи в самостоятельной речи; развивать умение соотносить звуки [в] - [ф] с буквами В и Ф.  воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, умение слушать друг друга, умение работать самостоятельно.
Оборудование:
зеркала, презентация
Ход
1.
Организационный момент
( слайд 2) - Ребята, сегодня в гости к нам пришел Старичок Звуковичок. Решил он отправиться в гости на далекий Север. Там у него живут хорошие друзья: Вова и Фаина. Стал он собирать чемодан. На Севере очень холодно. Что с собой взять? (слайд 3) Детям предлагаются картинки, из которых нужно выбрать предметы одежды и обуви со звуками в или ф (кофта, варежки, шарф, валенки, фуфайка, футболка). (слайд 4) Педагог: Задумался Старичок Звуковичок: Что можно взять к чаю, чтобы угостить друзей? Помоги Звуковичку выбрать угощение со звуками в или ф. Дети: конфеты, вафли. Педагог: С какими звуками мы придумывали слова? Дети: со звуками в и ф.
II. Артикуляционная гимнастика
- Ребята, чтобы красиво и правильно говорить, нужно сделать артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала и покажем Вове и Фаине, как мы её умеем делать! Научим их делать артикуляционную гимнастику вместе с нами! 1. «Улыбочка». 2. «Трубочка». 3. «Заборчик». 4. «Чистим зубки». 5. «Лошадка». 6. «Орешек».

III. Анализ артикуляция звуков [в], [ф] (сходство, различие).
Сравнительная характеристика звуков в и ф. Давайте посмотрим, чем похожи и чем отличаются звуки в и ф? Сходство: эти звуки согласные. При произнесении звуков в и ф нижняя губа должна касаться передних, верхних зубов, верхняя губа поднята, воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки. При произнесении согласных в и ф спинка языка поднимается к твердому небу. Различия: если приложить ладошку к горлышку и спеть звук ф – горлышко молчит, а если спеть звук в – горлышко звенит.
(слайд 5)

IV. Характеристика звуков [в], [ф].
- Ребята, а сейчас дайте характеристику звуков [в], [ф]. - Звук [в], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.) - Звук [в] – звонкий или глухой? (Звонкий.) - Почему? (Голосовые связки дрожат.) - Переходим к звуку [ф]. Охарактеризуйте его. (Глухой – потому что голосовые связки не дрожат.) - Назовите в чём отличие? (Звук [в] – звонкий, а звук [ф] – глухой. При произнесении звука [в] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ф] – не дрожат.)
V. «Поймай звук».
Звуки: ф, р, с, в, н, ч, к, ф, ч, в, к, в, д, н, ф, к, ч. Слоги: па, ка, ва, са, но, фо, ну, ву, ты, фы. Слова: футболка, утка, вагон, факел, сова, кофта, валенки, книга.
VI. Игра «Собери слова».
Старичок Звуковичок разделил слова на слоги и перемешал их. Вова и Фаина должны были собрать слова , добавляя слоги: -
вы
или –
фы:
шка-…, тык- …, голь-…, жира-…, бук-…, тра-…, шар-…
V II. Физминутка «Звериная зарядка».
– Ребята, давайте представим себя маленькими зверушками и выполним те движения, которые делают они. Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка. А лисята, как проснутся, (кулачками потереть глаза) Любят долго потянуться, (потянуться) Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой) Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны) А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед) И легонечко подпрыгнуть, (легкий прыжок вверх) Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса) Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч) То одну, то обе вместе, (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте, (раскачивание туловища в стороны) А кому зарядки мало – начинает все сначала.
VIII. Речевая разминка
- Повторяете за мной чистоговорки: Ва-ва-ва - во дворе трава Фа-фа-фа – у невесты фата Во-во-во - бушуют волны Фо-фо-фо – горят фонари Вы-вы-вы – глазки у совы Фы-фы-фы – фыркают ежи
(слайд 6)

IX .Нахождение картин со звуками В – Ф, определение места звука в

слове (в начале, середине, конце)
- Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки В-Ф. Предлагаю распределить картинки между Вовой и Фаиной. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания. (После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.) - Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
X. Игра «Что лишнее?»
Найди лишнее слово ( по наличию звуков
[в]
или
[ф]:
кофта, фартук, ворота, фонарик (ворота) сова, ванна, диван, фокусник (фокусник) фамилия, фрукты, факел, валенки (валенки) волк, фазан, ворона, сова (фазан) фонтан, волосы, волна, воздух (фонтан)
XI. Итог занятия
- Какие звуки мы сегодня различали? - Как они называются? (Парные согласные) - Какие слова вы запомнили со звуками В – Ф? Назовите их. - Какие задания вам понравились? - Благодарю всех за работу, до свидания!


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!