Автор: Истерина Наталья Павловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ "Школа № 15 для обучающихся с ОВЗ" Населённый пункт: город Березники, Пермский край Наименование материала: Конспект логопедического занятия Тема: Дифференциация В-Ф Раздел: среднее профессиональное
Цель: научить учащихся дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в
слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
образовательные: закрепить знания о механизме образования данных
звуков
и
различать
эти
звуки
изолированно,
в
слогах,
словах
и
предложениях.
коррекционно-развивающие: развивать
артикуляционный
аппарат;
совершенствовать
навыки
фонематического
восприятия,
развивать
фонематический слух; развивать навыки звукобуквенного анализа и
синтеза; научить дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в
слогах,
словах,
предложениях,
закрепить
навык
самоконтроля
правильной речи в самостоятельной речи; развивать умение соотносить
звуки [в] - [ф] с буквами В и Ф.
воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, умение слушать друг
друга, умение работать самостоятельно.
Оборудование: зеркала, презентация
Ход
1.
Организационный момент
( слайд 2)
- Ребята, сегодня в гости к нам пришел Старичок Звуковичок. Решил он
отправиться в гости на далекий Север. Там у него живут хорошие друзья:
Вова и Фаина. Стал он собирать чемодан. На Севере очень холодно. Что с
собой взять?
(слайд 3)
Детям предлагаются картинки, из которых нужно выбрать предметы одежды
и обуви со звуками в или ф (кофта, варежки, шарф, валенки, фуфайка,
футболка).
(слайд 4)
Педагог: Задумался Старичок Звуковичок: Что можно взять к чаю, чтобы
угостить друзей? Помоги Звуковичку выбрать угощение со звуками в или ф.
Дети: конфеты, вафли.
Педагог: С какими звуками мы придумывали слова?
Дети: со звуками в и ф.
II. Артикуляционная гимнастика
-
Ребята,
чтобы
красиво
и
правильно
говорить,
нужно
сделать
артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала и покажем Вове и
Фаине,
как
мы
её
умеем
делать!
Научим
их
делать
артикуляционную
гимнастику вместе с нами!
1. «Улыбочка».
2. «Трубочка».
3. «Заборчик».
4. «Чистим зубки».
5. «Лошадка».
6. «Орешек».
III. Анализ артикуляция звуков [в], [ф] (сходство, различие).
Сравнительная характеристика звуков в и ф. Давайте посмотрим, чем
похожи и чем отличаются звуки в и ф?
Сходство: эти звуки согласные. При произнесении звуков в и ф нижняя губа
должна касаться передних, верхних зубов, верхняя губа поднята, воздух
проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки. При
произнесении согласных в и ф спинка языка поднимается к твердому небу.
Различия: если
приложить
ладошку
к
горлышку
и
спеть
звук
ф
–
горлышко молчит, а если спеть звук в – горлышко звенит.
(слайд 5)
IV. Характеристика звуков [в], [ф].
- Ребята, а сейчас дайте характеристику звуков [в], [ф].
- Звук [в], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает
преграду.)
- Звук [в] – звонкий или глухой? (Звонкий.)
- Почему? (Голосовые связки дрожат.)
- Переходим к звуку [ф]. Охарактеризуйте его. (Глухой – потому что
голосовые связки не дрожат.)
- Назовите в чём отличие? (Звук [в] – звонкий, а звук [ф] – глухой. При
произнесении звука [в] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука
[ф] – не дрожат.)
V. «Поймай звук».
Звуки: ф, р, с, в, н, ч, к, ф, ч, в, к, в, д, н, ф, к, ч.
Слоги: па, ка, ва, са, но, фо, ну, ву, ты, фы.
Слова: футболка, утка, вагон, факел, сова, кофта, валенки, книга.
VI. Игра «Собери слова».
Старичок Звуковичок разделил слова на слоги и перемешал их. Вова и Фаина
должны были собрать слова , добавляя слоги: - вы или – фы:
шка-…, тык- …, голь-…, жира-…, бук-…, тра-…, шар-…
V II. Физминутка «Звериная зарядка».
– Ребята, давайте представим себя маленькими зверушками и выполним те
движения, которые делают они.
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться, (потянуться)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть.
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть, (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены
ниже пояса)
Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе, (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте, (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
VIII. Речевая разминка
- Повторяете за мной чистоговорки:
Ва-ва-ва - во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во - бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи
(слайд 6)
IX .Нахождение картин со звуками В – Ф, определение места звука в
слове (в начале, середине, конце)
- Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки В-Ф. Предлагаю
распределить картинки между Вовой и Фаиной. У доски будут работать двое,
а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в
слове: в начале, середине, конце.)
- Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
X. Игра «Что лишнее?»
Найди лишнее слово ( по наличию звуков [в] или [ф]:
кофта, фартук, ворота, фонарик (ворота)
сова, ванна, диван, фокусник (фокусник)
фамилия, фрукты, факел, валенки (валенки)
волк, фазан, ворона, сова (фазан)
фонтан, волосы, волна, воздух (фонтан)
XI. Итог занятия
- Какие звуки мы сегодня различали?
- Как они называются? (Парные согласные)
- Какие слова вы запомнили со звуками В – Ф? Назовите их.
- Какие задания вам понравились?
- Благодарю всех за работу, до свидания!