Напоминание

Семья, как фактор гендерной социализации


Автор: Сергейчук Екатерина Романовна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: ГБДОУ № 139 Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Семья, как фактор гендерной социализации
Раздел: дошкольное образование





Назад





Семья, как фактор гендерной социализации
Основными факторами, влияющими на формирование гендерной идентичности ребенка в процессе гендерной социализации, являются: семейное воспитание, воспитательно-образовательная среда учебных заведений, влияние сверстников и т.д. Остановимся подробнее не семье, как факторе гендерной социализации. Семья является первым по времени и наиболее близким к ребенку воспитателем. С появлением ребенка на свет взрослые, в первую очередь родители, воспринимают его в соответствии с гендерными стереотипами, принятыми в обществе. И в соответствии с ними строится и процесс воспитания. Мальчиков стараются приблизить к образу независимого, деятельного мужчины, а девочку сделать внимательной, заботливой, нежной и эмоциональной. Захаровым А.И. (2002) установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в воз- расте 5-7 лет, а у девочек - в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки для мальчиков и бабушки для девочек). Идентификация у девочек с матерью имеет ряд особенностей: а) больший возрастной период; б) большая интенсивность процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики - роль отца; в) большая значимость для идентификации теплых эмоциональных и доверительных отношений с матерью; г) большая зависимость идентификации от отношений между родителями (конфликты отрицательно сказываются на идентификации); д) меньшее влияние на девочек сестры, чем брата на идентификацию мальчика. (Захаров А.И., 2002) Каган В.Е. (2000) и Исаев Д.Н. (2013) отмечают, что менее осознаваемой является зависимость поведения родителей от пола самого ребенка. После
рождения ребенка у родителей формируются определенные стереотипы: они видят в поведении ребенка признаки соответствия или несоответствия тому, какими в их представлениях должны быть мальчик или девочка. Соответствие поощряется, несоответствие встречает сопротивление. Родители говорят или выражают свое отношение словами: «ты мальчик, а мальчики...» (Каган В.Е., 2000, Исаев Д.Н., 2013). Считается, что родители больше идентифицируют себя с ребенком своего пола и больше хотят быть моделью для него. На общение с детьми переносится стиль отношения между полами: отцы относятся к дочерям в некотором смысле как к маленьким женщинам, а матери к сыновьям — как к маленьким мужчинам. Большое значение имеет желанность или не желанность пола ребенка. Большинство в конечном итоге принимают фактический пол ребенка, но в некоторых семьях возникшая неудовлетворенность полом может долго влиять на отношение к ребенку. Григорович Л.А. (2013) отмечает важность совпадения пола ребенка с родительскими ожиданиями, так как в случае несовпадения существует риск подавления присущих полу поведенческих проявлений и вызывание противоположных. Если пол младшего ребенка совпадает с полом старшего ребенка, то традиционные полоролевые особенности у младшего обычно выражены сильнее: так, младшая сестра девочки будет вести себя в большей степени как девочка, чем младшая сестра мальчика. Каган В.Е. (2000), Д.Н. Исаев (2013) отмечают, что особое значение в воспитании мальчиков, имеет степень их маскулинности - фемининности в глазах родителей. Если родителям кажется, что их ребенок не достаточно маскулинен, то они стремятся стимулировать маскулинность через повышенные требования. Такие требования не всегда посильные для ребенка и снижают у него ценность и силу «я». Такой процесс чаще приводит к фе- минизации, чем к искомому усилению маскулинности. Важна также оценка родителями собственных маскулинности - фемининности и динамики их разви-
тия. Установки этого уровня могут быть двойственны. С одной стороны, роди- тели ждут от ребенка своего пола поведения, сходного с их собственным пове- дением в детстве, а с другой - реализации того, чего сами они хотели, но не достигли (Каган В.Е., 2000, Исаев Д.Н., 2013). Биллер Х. (2008) утверждает, что у понимающих и поощряющих матерей дочери более активны; у таких же отцов – дочери пассивны; и матери, и отцы поощряют у сыновей активные и у дочерей социально-подражательные игры, но на активную игру девочек матери реагируют нейтрально, а отцы не поощряют; дети реагируют не просто на поведение родителей, а на связанное с полом поведение, и роль отца, особенно для мальчиков, может быть даже более значимой, т.е. роль отца имеет свои специфические особенности (Биллер Х, 2008). Особенно важно отцовское влияние при воспитании сыновей, поскольку в мужской природе существует стремление к риску, приключениям, а в женской природе - осторожность, стремление оберегать, сохранять свое потомство. Риск в поведении собственных детей для матери неприемлем. В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них (Биллер Х, 2008). Важность «перекрестного» влияния родителей на детей: отца - на дочь, а матери - на сына подчеркивается во многих работах. Поощрения и наказания отца, как правило, носят несколько другой характер, чем у матери. Например, отцовская доброта отлична от доброты матери: отец в обращении с детьми более требователен, и доброта его более суровая. Он более скуп на похвалу, но если он похвалит ребенка, то эта похвала для сына или дочери часто важнее, чем похвала и поощрения матери (Ильин Е.П., 2010) Шнейдер Л. (2013) показывает значимость мужского отношения к ребенку, мужского стиля воспитания, независимо от того, кто является носителем этого стиля – родной отец или отчим. В целом можно отметить, что родители и семья являются первыми воспитателями ребенка, они не односторонне влияют на ребенка, а
взаимодействуют с ним и это взаимодействие во многом определяется соотношением пола ребенка и родителей и отношением последних к полу ребенка.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!