Автор: Сергейчук Екатерина Романовна Должность: воспитатель 1 категории Учебное заведение: ГБДОУ № 139 Выборгского района Санкт-Петербурга Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: Семья, как фактор гендерной социализации Раздел: дошкольное образование
Семья, как фактор гендерной социализации
Основными
факторами,
влияющими
на
формирование
гендерной
идентичности ребенка в процессе гендерной социализации, являются: семейное
воспитание, воспитательно-образовательная среда учебных заведений, влияние
сверстников и т.д. Остановимся подробнее не семье, как факторе гендерной
социализации.
Семья
является
первым
по
времени
и
наиболее
близким
к
ребенку
воспитателем.
С
появлением
ребенка
на
свет
взрослые,
в
первую
очередь
родители,
воспринимают
его
в
соответствии
с
гендерными
стереотипами,
принятыми
в
обществе.
И
в
соответствии
с
ними
строится
и
процесс
воспитания.
Мальчиков
стараются
приблизить
к
образу
независимого,
деятельного мужчины, а девочку сделать внимательной, заботливой, нежной и
эмоциональной.
Захаровым
А.И.
(2002)
установлено,
что
наиболее
выраженная
идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в воз-
расте 5-7 лет, а у девочек - в возрасте 3-8 лет.
Успешность идентификации
зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в
представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена
прародительской семьи (дедушки для мальчиков и бабушки для девочек).
Идентификация у девочек с матерью имеет ряд особенностей: а) больший
возрастной период; б) большая интенсивность процесса идентификации, т.е.
девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики - роль отца; в) большая
значимость
для
идентификации
теплых
эмоциональных
и
доверительных
отношений с матерью; г) большая зависимость идентификации от отношений
между родителями (конфликты отрицательно сказываются на идентификации);
д) меньшее влияние на девочек сестры, чем брата на идентификацию мальчика.
(Захаров А.И., 2002)
Каган В.Е. (2000) и Исаев Д.Н. (2013) отмечают, что менее осознаваемой
является
зависимость
поведения
родителей
от
пола
самого
ребенка.
После
рождения ребенка у родителей формируются определенные стереотипы: они
видят в поведении ребенка признаки соответствия или несоответствия тому,
какими в их представлениях должны быть мальчик или девочка. Соответствие
поощряется, несоответствие встречает сопротивление. Родители говорят или
выражают свое отношение словами: «ты мальчик, а мальчики...» (Каган В.Е.,
2000, Исаев Д.Н., 2013).
Считается, что родители больше идентифицируют себя с ребенком своего
пола и больше хотят быть моделью для него. На общение с детьми переносится
стиль отношения между полами: отцы относятся к дочерям в некотором смысле
как
к
маленьким
женщинам,
а
матери
к
сыновьям
—
как
к
маленьким
мужчинам.
Большое значение имеет желанность или не желанность пола ребенка.
Большинство в конечном итоге принимают фактический пол ребенка, но в
некоторых семьях возникшая неудовлетворенность полом может долго влиять
на отношение к ребенку.
Григорович Л.А. (2013) отмечает важность совпадения пола ребенка с
родительскими ожиданиями, так как в случае несовпадения существует риск
подавления
присущих
полу
поведенческих
проявлений
и
вызывание
противоположных. Если пол младшего ребенка совпадает с полом старшего
ребенка,
то
традиционные
полоролевые
особенности
у
младшего
обычно
выражены сильнее: так, младшая сестра девочки будет вести себя в большей
степени как девочка, чем младшая сестра мальчика.
Каган В.Е. (2000), Д.Н. Исаев (2013) отмечают, что особое значение в
воспитании мальчиков, имеет степень их маскулинности - фемининности в
глазах
родителей.
Если
родителям
кажется,
что
их
ребенок
не
достаточно
маскулинен,
то
они
стремятся
стимулировать
маскулинность
через
повышенные требования. Такие требования не всегда посильные для ребенка и
снижают у него ценность и силу «я». Такой процесс чаще приводит к фе-
минизации, чем к искомому усилению маскулинности. Важна также оценка
родителями собственных маскулинности - фемининности и динамики их разви-
тия. Установки этого уровня могут быть двойственны. С одной стороны, роди-
тели ждут от ребенка своего пола поведения, сходного с их собственным пове-
дением в детстве, а с другой - реализации того, чего сами они хотели, но не
достигли (Каган В.Е., 2000, Исаев Д.Н., 2013).
Биллер Х. (2008) утверждает, что у понимающих и поощряющих матерей
дочери более активны; у таких же отцов – дочери пассивны; и матери, и отцы
поощряют у сыновей активные и у дочерей социально-подражательные игры,
но
на
активную
игру
девочек
матери
реагируют
нейтрально,
а
отцы
не
поощряют; дети реагируют не просто на поведение родителей, а на связанное с
полом поведение, и роль отца, особенно для мальчиков, может быть даже более
значимой, т.е. роль отца имеет свои специфические особенности (Биллер Х,
2008).
Особенно важно отцовское влияние при воспитании сыновей, поскольку в
мужской природе существует стремление к риску, приключениям, а в женской
природе - осторожность, стремление оберегать, сохранять свое потомство. Риск
в поведении собственных детей для матери неприемлем. В современной семье
отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на
себя возрастающую долю заботы о них (Биллер Х, 2008).
Важность «перекрестного» влияния родителей на детей: отца - на дочь, а
матери - на сына подчеркивается во многих работах. Поощрения и наказания
отца, как правило, носят несколько другой характер, чем у матери. Например,
отцовская доброта отлична от доброты матери: отец в обращении с детьми
более требователен, и доброта его более суровая. Он более скуп на похвалу, но
если он похвалит ребенка, то эта похвала для сына или дочери часто важнее,
чем похвала и поощрения матери (Ильин Е.П., 2010)
Шнейдер
Л.
(2013)
показывает
значимость
мужского
отношения
к
ребенку,
мужского
стиля
воспитания,
независимо
от
того,
кто
является
носителем этого стиля – родной отец или отчим.
В
целом
можно
отметить,
что
родители
и
семья
являются
первыми
воспитателями
ребенка,
они
не
односторонне
влияют
на
ребенка,
а
взаимодействуют
с
ним
и
это
взаимодействие
во
многом
определяется
соотношением пола ребенка и родителей и отношением последних к полу
ребенка.