Использование наглядности в процессе развития связной речи
Автор: Морозова Наталья Ивановна Должность: воспитатель 1 категории Учебное заведение: ГБДОУ № 139 Выборгского района Санкт-Петербурга Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: Использование наглядности в процессе развития связной речи Раздел: дошкольное образование
Использование наглядности в процессе развития связной речи
Наглядность
как
принцип
обучения
был
впервые
сформулирован
Я.А.Коменским, а в дальнейшем развит И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинским и
другими педагогами. Исследователи пришли к выводу, что педагог в своей
деятельности может и должен использовать различные виды наглядности:
реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений.
Знание
форм
сочетания
слова
и
средств
наглядности,
их
вариантов
и
сравнительной
эффективности
дает
возможность
воспитателю
творчески
применять
средства
наглядности
сообразно
поставленной
дидактической
задаче и конкретным условиям обучения.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как
непосредственные, так и опосредованные методы.
Опосредованные
методы
основаны
на
применении
изобразительной
наглядности.
Это
рассматривание
игрушек,
картин,
фотографий.
Они
используются
для
закрепления
знаний,
словаря,
развития
обобщающей
функции слова, обучения связной речи.
Функции наглядности:
-
помогает
воссоздать
форму,
сущность
явления,
его
структуру,
связи,
взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
- помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с
ними
психические
процессы
ощущения,
восприятия,
представления,
в
результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-
аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;
- формирует у дошкольников визуальную и слуховую культуру;
Возрастные
особенности
дошкольников
требуют
опоры
на
наглядность,
поэтому
во
всех
словесных
методах
применяют
или
наглядные
приемы
обучения
(кратковременный
показ
предмета,
игрушки,
рассматривание
иллюстраций),
или
демонстрацию
наглядного
объекта
в
целях
отдыха,
разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки — предмета и т. д.).
Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для
вторичного
ознакомления
с
объектом,
закрепления
полученных
во
время
наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью используются
такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием,
рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий
мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и
игрушек,
придумывание
сюжетных
рассказов.
Конечно,
во
всех
этих
процессах
обязательно
предполагается
слово
воспитателя,
которое
направляет
восприятие
детей,
объясняет
и
называет
показываемое.
Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и
д е т е й ,
я в л я ю т с я
н а г л я д н ы е
п р е д м е т ы
и л и
я в л е н и я .
Рассмотрим
наглядность, которая может служить основой для развития у
детей младшего дошкольного возраста умений пересказывать и рассказывать:
игрушки и картины, дидактические игры на основе наглядного материала.
Требования к игрушкам:
- игрушка должна привлекать внимание;
- игрушка должна быть яркой;
- игрушка должна выделяться своим внешним видом;
- должны быть игрушки для сравнения (две куклы в разных костюмах и др.)
Требования к картинам:
Предметные картины это картины, на которых изображен один или несколько
предметов
без
какого-либо
сюжетного
взаимодействия
между
ними;
Например, мебель, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с
теленком»;
Сюжетные
картины,
где
предметы
и
персонажи
находятся
в
сюжетном
взаимодействии.
Предметные картины располагают к занятиям, связанным с перечислением
и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная
картина
–
наталкивает
ребенка
на
рассказ,
связанный
с
интерпретацией
действия.
-содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим
положительное отношение к окружающему;
-картина должна быть высокохудожественной;
-изображение персонажей должно быть реалистическим;
-должно быть доступно не только содержание, но и изображение. Не должно
быть нагромождения деталей;
Дидактическая
игра
(с
наглядным
материалом
и
словесная)
—
универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для
решения
всех
задач
развития
речи.
Работу
со
знакомым
литературным
текстом
можно
проводить
с
помощью
игры-драматизации,
настольной
инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. При
ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы па занятиях
могут
быть
использованы
методы
трудового
характера
(черенкование,
приготовление пищи.
Однако наличие пособий само по себе не решает задач речевого развития
детей . Они не окажут заметного влияния развития речи дошкольников и
будут лишь средством развлечения, если их использование сопровождаться
словом воспитателя, которое будет направлять детей, объяснять и называть
показываемое.