Напоминание

Исследовательская и проектная деятельность: вчера и сегодня


Автор: Жирнова Наталья Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОБУ СОШ №8
Населённый пункт: город Белорецк, РБ
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская и проектная деятельность: вчера и сегодня
Раздел: среднее образование





Назад




Исследовательская и проектная деятельность: вчера и сегодня Учителя, работающие продолжительное время в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило, становилось приоритетными, и уходило со временем. И это понятно: во все времена школа – это передовой носитель передовых идей и запросов общества. Любому обществу нужны одарённые, творческие люди, и его основная задача - рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи - вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать обучающегося и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Традиционная школа у большинства из нас, взрослых, ассоциируется с трудной, монотонной работой, далекой от творчества, направленной, преимущественно, на пассивное усвоение уже давно добытых кем-то знаний. И только малая часть может похвастаться другими ассоциациями, связанными с радостью общения и деятельности, новизной и интересом к познанию, благодаря встрече с передовыми педагогами, считающими, что обучение должно быть «проблемным», то есть содержащим элементы исследовательского поиска. Вот тут - то и кроются огромные возможности для реализации способностей всех без исключения обучающихся, так как темы и уровни исследования безграничны. В своей статье я бы хотела поделиться своим опытом об особенностях организации исследовательской и проектной деятельности в основной школе ??????до внедрения ФГОС второго поколения и в условиях их реализации в нашей школе. О проектном и исследовательском методах я, конечно, слышала на институтских лекциях, так как эти идеи уходят корнями к концу 19 - началу ХХ века (К.Н. Вентцель, Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, С.Т. Шацкий), но подробно изучать и использовать их начала только с приходом в школу, с 1999 года. Соглашусь с убеждением А . И . Савенкова, доктора психологических и педагогических наук, что принципиальная новизна того, что предлагалось в 90-е годы в качестве альтернативы традиционной, советской образовательной практике, более выражена в терминах и понятиях — «исследовательское поведение», «исследовательское обучение» и «исследовательские (или продуктивные) методы обучения». Эти идеи нашли отражение в работах Алексеева Н. Г., Кларина М. В., Леонтовича А. В., Обухова А. С., Поддьякова А. Н., Савенкова А. И., Фоминой М. Ф.. Прежде чем учить чему – то других, необходимо было научиться самой. Поэтому с трудом находила и изучала скудный имеющийся материал по теме. Большую практическую и методическую помощь оказала Исангалина Н.Ш., директор городской Станции юных натуралистов под руководством которой начали организовываться конкурсы учебных проектов и исследовательских работ среди учащихся города и р а й о н а .
Исследовательские и проектные работы выполнялись, как правило, «сильными» учащимися во внеурочное время. Но как вовлечь в эту деятельность остальных учащихся? Результаты проведенной мною диагностики исходного состояния «потребности к творчеству» в 2000 году показали, что лишь у 8 % учащихся 5 – 8 классов стремление к новому, необычному проявлялось на высоком уровне (этих учащихся, прежде всего, увлекает процесс, сама деятельность); 41 % учащихся обладали средним уровнем выраженности творческой направленности (в учебной деятельности они, скорее всего, ориентированы на соблюдение правил, чем на проявление инициативы); 51% учащихся обладали низкой степенью выраженности творческой направленности личности (это учащиеся, которые к учебной деятельности относились как к вынужденной необходимости и без энтузиазма, не получая удовольствия от самого процесса деятельности. Такие учащиеся нуждались в развитии творческих потребностей. Таким образом, определилась необходимость развития познавательной активности, в том числе, и через проектную и исследовательскую деятельность. Со временем накапливался и совершенствовался опыт, исследовательская и проектная деятельность в моей работе стала неотъемлемой частью как внеурочной, так и урочной деятельности. Изменился и «контингент» исследователей: в работе стали принимать участие не только «сильные» учащиеся, но и отстающие. Просто дифференцировался уровень исследования. В ходе организации и проведении различных этапов исследования для меня всегда были и остаются важными следующие моменты:  личная заинтересованность и желание обучающего ся участвовать в исследовании;  его личная и искренняя заинтересованность в теме или предмете исследования (кстати, зарождение самой идеи поиска происходит случайно, в процессе поиска чего-то другого). Первое, что может пробудить интерес у ребенка, - это проблема. А откуда берется проблема? Сначала собираем и анализируем отдельные факты, источником которых являются наблюдения, предшествующие эксперименты, размышления и многое другое. Затем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств и др. В результате выявляется множество проблем и для решения каждой проблемы вырабатывается ряд гипотез.  Выдвижение гипотезы. Гипотеза (или гипотезы) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Считаю, что построение гипотез – основа процесса творческого мышления. Ценность предположений, даже нелепых, провокационных, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений. Важно погрузиться в стихию мысленной игры, риска, всего того, без чего движение к новому невозможно.
 Для начала стараюсь потренировать ребят в умении вырабатывать гипотезы с помощью простого упражнения: «Давайте вместе подумаем: почему поют птицы. Вероятные гипотезы, которые чаще всего выдвигают учащиеся: птицы тренируют свой голос, они отпугивают хищников, они разговаривают со своими соседями, они учат своих птенцов, они предупреждают о чем-то людей и животных. А может быть, у них это желание возникает от избытка жизненных сил? Бывают и неправдоподобные гипотезы. Например, такая: «Птицы поют потому, что они подают, таким образом, сигналы внеземным цивилизациям». Считаю, что эти гипотезы, предположения, позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться их вырабатывать, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если…».  Итак, гипотеза выдвинута. Следующий этап - поиск и предложение возможных вариантов решения. Исследовательская работа – дело основательное и не любит спешки и суеты. Разрабатывая программу поиска, стараюсь учить детей вникать в проблему, воспитывать у них способность предлагать интересные, необычные идеи и учиться их разрабатывать.  Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь учащимся найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, о б щ е и з в е с т н ы е , н е с т а н д а рт н ы е , а л ьт е р н ат и в н ы е . Ч е т ко и х расклассифицировать. После этого важно сделать выбор, оценив «без эмоций», эффективность каждого способа. Однако постоянно имею в виду, что не так важны способы, сколько творческое воображение детей. Поэтому активно поощряю использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема приобретает черты фантастической.  Далее приступаем к сбору материала. Один из важнейших вопросов этой части работы – где добыть нужную информацию. Какие источники для этого могут быть использованы. Естественно, что источники информации во многом зависят от того, какая избрана тема. Например, ребенок выбрал тему исследования – «муравьи». Где можно взять информацию о них? Вместе с учеником вспоминаем, что нам известно о насекомых вообще и о муравьях в частности. Можно спросить у взрослых людей (в этой роли может выступить любой взрослый), посмотреть справочники и книги по биологии, тематические телепередачи. Можно обратиться к компьютеру, можно понаблюдать, можно провести эксперимент (например, по поводу поведения муравьев, их реакции, когда на их пути неожиданно появляется препятствие, меняется ли их поведение и активность в течение дня и т.д.). Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения собственного исследования. Думаю, что это создаёт прекрасную почву для привлечения школьника на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с
самыми разными источниками. Конечно, в настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных энциклопедий, справочников, детских книг, посвященных разным сферам жизни и деятельности человека, животных, различным отраслям техники, явлениям природы, научным открытиям и др. Эти справочники и энциклопедии, как правило, в полной мере годятся на роль таких пособий. Учащимся предлагаю посоветовать выделить уголок в доме, который мог бы быть чем-то вроде библиотеки и одновременно лаборатории, где бы накапливался самый разный материал, пригодный для проведения исследовательской работы. Но следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования – добыть знания самостоятельно. Поэтому в данном случае наиболее ценным источником информации следует считать саму природу. Это может быть прилет птиц, листопад, таяние снега, погодные явления, поведение людей, животных и многое другое. В этом случае стараюсь помочь ребятам провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.  Процесс фиксации информации – обычно самое сложное, но и его можно сделать интересным. Заготавливаем листочки бумаги. На них ручкой, карандашом или фломастером можно делать записи, рисунки, чертить опорные схемы. И не важно, что эти «значки-иероглифы» будут понятны только автору. Все эти заметки надо тщательно хранить, по крайней мере, до окончания работы.  Обобщение полученных данных часто вызывает затруднения. Она действительно значительно сложнее. Как же проанализировать полученное? Как затем обобщить материал, выделить главное и исключить второстепенное? Здесь никак не обойтись без деликатной помощи с моей стороны или другого взрослого. Задача во многом упрощается, если предварительно обговорено с исследователем, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект. Это очень важно, потому что исследование будет иметь мало пользы, если его результаты не будут воспроизведены в «докладе», «отчете», «проекте», небольшой книжке, написанной от руки или на компьютере. И не важно, сколько будет желающих выслушать этот «доклад» или прочитать «рукописную книгу», важно, чтобы они были, хотя бы в единственном числе. Пусть этим единственным слушателем буду я сама, либо члены объединения и одноклассники, младший брат или даже бабушка.  Подготовка проекта. В каком виде могут быть представлены результаты исследования? Этот вопрос тоже решается индивидуально. Результатом исследовательской работы в нашем объединении чаще всего становится сообщение, но это может быть и макет, выполненный из самых разных материалов, со словесным описанием действия представляемого им объекта (например, исследовательская работа об одеялах); это может быть самостоятельно написанная и проиллюстрированная книга (например, «Книга для первоклассников о грибах» 6 класс). И вовсе не важно, что в ней
может оказаться несколько страниц, иногда даже с ошибками. Важно так же продумать и прикинуть, сколько времени потребуется на подготовку.  Защита проекта. «Обучая других, обучаешься сам…» – эта точная мысль пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, любой ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим. Поэтому этап защиты проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов моего обучения школьного исследователя. Причем, о выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть публичной. В ходе защиты ученики учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.  О результате. Для меня важно, что ребенок сам создает «своей головой» и руками макет, проект, отчет и тому подобное. На всех этапах работы считаю самым главным из ожидаемых результатов – это развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Для меня главный результат этой работы не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное сообщение, «технический рисунок» или даже склеенный из бумаги макет муравейника.  Главный для меня педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения не простого исполнителя, а творческого. Как становится понятно из всего вышеизложенного, у взрослого, будь то педагог или родитель, очень важная и ответственная миссия. Ежегодный мониторинг состояния «потребности к творчеству» позволял мне не только констатировать, но и корректировать свою деятельность. Так, с 2010 года наметилась и положительная динамика показателей: у 14% (с 8%)высокая, у 56%(с41%)средняя,30%(с 51%) низкая. Эта тенденция сохраняется и по настоящее время. Сегодняшний день ставит перед нами новые задачи, требующие поиска новых решений. Конечно, никто не спорит, что школьнику нужны знания. Но, несомненно, нужен и навык к правильному мышлению. Что мы ставим во главу угла — приобретение знаний или развитое мышление и определяет в конечном итоге то, какому методу будет отдаваться предпочтение, и как они будут сочетаться друг с другом в процессе преподавания. И мы, спустя восемь десятилетий, вынуждены вновь напомнить слова Вахтерова В. П. о том, что «многое из того, что усваивает ученик, забывается, но зато остается привычка определенным образом работать над материалом. Стало быть, ценны не одни знания, а прежде всего способы, какими они разрабатываются». С внедрением ФГОС второго поколения, уже в начальной школе теперь ребенка учат не только читать, считать и писать. Ему прививают две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных
действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Изменения коснулись, конечно, и основной школы. Третий год мы, учителя – предметники, принимаем выпускников начальной школы, которые обучались по развивающей программе «Школа 2100». Теперь исследовательская и проектная деятельность – неотъемлемая часть практически каждого урока, не говоря уже о внеурочной деятельности. Исследования позволяют расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки - проекты дают возможность снять перегрузки. Интересная работа, какой является проектная и исследовательская деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а, значит, метод проектов можно отнести к здоровье сберегающим технологиям, что так актуально для современной школы. Считаю так же, что эта деятельность школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной и исследовательской деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д. Это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить. Как результат внеурочной деятельности, а так же как……. в конце каждого у ч е б н о го год а каждый обучающийся должен представить свою исследовательскую работу или проект, выполнение которых осуществляется под руководством педагога – предметника. Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию – руководителя учебно-исследовательской деятельности школьника и предоставляют ученикам право свободного выбора тем в рамках и за пределами школьной программы. Считаю целесообразным то, что предмет, в рамках которого выполняется творческая работа, ежегодно меняется: обучающийся может попробовать себя в разных областях науки и выбрать наиболее приемлемую для себя. Возможно, это один из шагов в проф. ориентационной работе, существенный вклад в Портфолио ученика. Так же отрадно отметить, что в исследовательской и проектной деятельности своего чада очень часто участвуют родители, бабушки, дедушки. А это – очередной плюс в деле семейных взаимоотношений. Опять же, анализируя показатели диагностики исходного состояния «потребности к творчеству» у нынешних пятиклассников, понимаешь, насколько глубоко и серьёзно за этот небольшой промежуток времени прошло изменение в количественных и качественных показателях «исследовательского поведения» ребят: 29% (с 14%) высокая, у 67% (с 56%) средняя,4% (с 30%) низкая! Кстати, эти 4% - это, в основном, дети либо часто болеющие, либо из социально – неблагополучных семей. И считаю, что они нисколько не потеряны для дальнейших творческих планов. Главное –
заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу поиска, нацеливая изначально не на результат, а на процесс. И еще хочется отметить один очень важный положительный момент внедрения ФГОС: несмотря на то, что у нас, учителей, добавилась функция педагога – руководителя исследовательской деятельности обучающихся, работать стало намного легче. Если раньше процесс организации данного вида деятельности начинался, практически, с нулевого цикла, то теперь наша задача – уточнить, скорректировать тему, ход, выбор методик для ученического исследования, а так же организовать самый важный этап исследования – его защиту. Еще раз отмечу заинтересованность родителей в исследовательской деятельности обучающихся. Таким образом, исследовательское обучение, осуществляемое в условиях реализации ФГОС второго поколения - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Его главная цель — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Думаю, что задача учителя заключается в том, чтобы научить: • видеть проблему; • уметь выдвигать гипотезу; • уметь наблюдать; • уметь проводить эксперимент; • уметь объяснять увиденное, делать выводы. Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога. Мне видятся следующие направления работы: I направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий); б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта),- возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности; II направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей; III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных го стиных, совме стная подготовка и проведение п р ед м е т н ы х недель,предметных олимпиад. Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит школьника самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни. В концепции стандартов образования нового поколения отмечено, что «…прочное усвоение знаний учащимися возможно при условии готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала
в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции "уметь учиться"». Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей; развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию. Исследовательская деятельность учащихся способствует развитию: *Критического мышления. *Информационной культуры. *Творческих и коммуникативных способностей. *Умения ставить цели и пути их реализации. Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции: *Должен быть подготовлен к данной деятельности. *Видеть проблему. *Самостоятельно ставить задачи. *Планировать и оценивать свою работу. *Быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций. Условия формирования исследовательских умений: Целенаправленность и систематичность. Р а б о т у п о р а з в и т и ю исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем. Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования. Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Личность педагога
.
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель,
стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Учет возрастных особенностей школьника. Вопрос об учете психологиче ских особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности: -Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы). -Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации). -Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, -умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение). - умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика). Подводя итог сказанному, следует отметить, что, по большому счету, успешность человека определяется его творческой профессиональной реализацией. А успех в профессиональном плане в современном мире во многом способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать до стигаемые ре зульт аты. Необходим творче ский п о т е н ц и а л , самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Считаю, что успешное решение задач по формированию этих качеств началось с момента внедрения и реализации Федеральных государственных стандартов нового поколения, и уже подтверждается практикой нашего образовательного учреждения.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!