Напоминание

"Закономерности развития детей в дошкольном возрасте"


Автор: Евсеева Оксана Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 25 "Солнышко"
Населённый пункт: п.Приютово, г.Белебея, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Закономерности развития детей в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Детство - этап подготовки к будущей жизни". Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко времени "подготовки", то отрицается самоценность "проживания" эпохи детства ребенок. Между тем условия непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции будущего. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие домодейст вующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства. Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой "заделы" на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуется по всему спектру психических качеств ребенка, но адресуется по разному. Основное значение имеют поддержка и всемирное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет "недобрано" здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно
или вовсе невозможно .Ведущую роль в психическом развитии детской личности играет обучение в широком смысле слова, которые заключаются в условии общественного опыта, накопительного предшествующими поколениями, в овладении материальной и духовной культурой, созданной человечеством. В настоящее время остается открытым вопрос о конкретном содержательном методическом наполнении занятий по различным разделам программы ДОУ, которая была бы ориентирована на то, чтобы передача ребенку конкретных навыков не превращалась в самоцель с преобладанием прямого обучения, а была бы "ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования базиса личностной культуры". Современная ситуация в образовании, особенно в дошкольном, объективно является непростой. Неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост психогенных нарушений, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно -фобических расстройствах, искажениях процессов социализации. Фактически в специальной психологической помощи нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образова тельных учреждениях общеразвивающего вида. Эта проблема обусловила тему моей работы: «Особенности и возрастного развития детей дошкольного возраста» Целью исследования является изучение характерных особенностей психического развития дошкольников. Объектом исследования являются дети дошкольного возраста. Предметом исследования является особенности психического развития дошкольников. В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
развитие дошкольный возраст 1. Рассмотрение закономерностей общего развития детей в дошкольном возрасте. 2. Изучение методов научно-психологического исследования развития дошкольников. 3. Изучение особенностей деятельности детей в дошкольном возрасте и влияние ее на психическое развитие. 4. Изучение особенностей становления личности дошкольников. 5. Изучение особенностей умственного развития детей дошкольного возраста. Теоретической основой исследования послужили работы: Р.С. Немова, В.С. Мухиной, В.Г. Асеева, О.М. Дьяченко, И.Ю. Кулагиной, Н.А. Поддьякова, Д.Б. Эльконина. I. З АКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Берегите своих детей, их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, даже если они провинились, Ничего нет дороже слез, что с ресничек родных скатились…

То, что развитие как физическое , так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического , психического и социального развития. Разумеется , это соответствие справедливо лишь в общем и целом , развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных. Периодизация основывается на выделении возрастных 4
особенностей.Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития. Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно- воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом - своевременно и последовательно. Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Роль педагогов ДОУ, в т.ч. и как представителей отличных от семьи социальных отношений, в дошкольный период крайне актуальна. Именно в этот период происходит формирование здоровья ребенка, его базовых личностных образований. Судьба любого человека во многом зависит от того, как прошло у него дошкольное детство. Семья, детский сад, школа, они вместе, рука об руку, участвуют в воспитании и развитии ребенка. Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание. Л.С. Выготский установил четыре основных закона – особенности детского развития: 1.
Цикличность.
Собственно возраст как стадия развития и представляет собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Периоды подъема,
интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом. 2.
Неравномерность развития.
Разные стороны личности, развиваются неравномерно, непропорционально на каждом возрастном этапе 3.
«Метаморфозы

».
Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, он постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом. 4.
Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.
То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать. В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7 -ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до l-го года) и раннего возраста (от 1-гo года до 3-х лет). Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста
(2-3

года
) являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Младший возраст
(3-4

года)
- важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще
недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Детям исполнилось четыре года.
(4-5 лет)
Возросли их физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются , становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Заметив перевозбуждение ребенка, необходимо переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться. Переход в старшую группу
(дети

5-6

лет)
связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Педагогу необходимо помочь дошкольникам понять это новое положение, поддержать в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. (Мы можем научить малышей тому, что умеем, мы - помощники воспитателя, мы хотим узнать новое и многому
научиться, мы готовимся к школе - такие мотивы охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность.) В возрасте 6-7 лет изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста, складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. В таблице представлены психологические особенности детей дошкольного возраста.
Показатели

Возраст детей (лет)



2-3



3-4



4-5



5-6



6-7

Мышление
Наглядно- действенное Наглядно- образное Наглядно- образное Наглядно- образное, начало формирова ния образ но-схема тического Элементы логического,раз виваются на ос нове наглядно- образного
Речь
Увеличение словарного запаса.Спо собность понимать обобщённое значение слов Началофор мирования связной речи, начи нает пони мать прила гательные Завершени е стадии формирова ния актив ной речи, учится излагать мысли Формирова ние плани рующей функции речи Развитие внутренней речи
Произволь

ность

познавате

льных

процессов
Внимание и память: непроизволь ные Внимание и память непроиз вольные Внимание и память непроизво льные; начинает разви ваться про извольное внимание в Развитие целенаправ ленногоза поминания Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентриро вать процесс усвоения
игре
Физиологи чес

кая чувстви

тельность
Высокая чувствитель ность к физи ческому дис комфорту Высокая чувстви тельность к физическо му диском форту Уменьше ние чувствител ь ности к дис комфорту Уменьше ние чувстви тельнос ти к дис комфор ту Индивидуальну большинства низкая
Объект

познания
Непосредств енно окружа ющие предметы, их вну треннее уст ройство Непосредст венно окру жающие предметы, их свойст ва и назна чения Предметы и явления, не Посредств ено не воспри нимаемые Предметы и явления, непосредст венно невоспри нимаемые, нраственн ые нормы Причинно- следственные связь между предметами и явлениями
Способ

познания
Манипулиро вание пред метами, раз бор предме тов на части Экспериме нтирование конструиро вание Рассказы взрослого, конструи рование Общение со взрослы ми,сверстн иком, самостояте льная деятель ность, эк сперимент ирование Самостоятель ная и позна вательная деятельность.
Условия

успешнос

ти
Разнообрази е развивающ ей сферы Развиваю щая сфера и партнер ские отно шения со взрослыми Кругозор взрослого и хорошо развитая речь Собственн ый широкий круго зор,хоро шоразвита я речь Собственный широкий кру гозор,ум в ка ком-либо деле
Формы

общения
Ситуативно- личное Ситуатив но-деловое Внеситуат ив но-деловое Внеситуати вно- деловое + внеси туативн олично стное Внеситуативно- личностное
Отношения со

сверстником
Мало интересен Мало интересен Интересен как партнер по сюжетной игре Углубление инте реса как к партне ру по иг рам, так и предпо чтение в общении Собеседник, партнер дея тельности
Отношения со

взрослым
Источник защиты, ласки и Источник способов деятельнос Источник информаци и Источник инфор мации, Источник эмо циональной поддержки
помощи ти, партнер по игре и творчеству собеседник
Наличие

конфлик

тов со взрослы

ми
«Я-сам» Со взрослы ми как про должение («Я-сам») Отсутству ет Отсутству ет К 7 годам – кри зис, смена соци альной роли
Эмоции
Сильной мо дальности, резкие пере ходы Сильной модальнос ти, резкие переключе ния Более ров ные, старает сяконтроли ровать Преоблада ние оптимисти ческо го наст роения Развитие высших чувств
Игровая

деятельность
Предметно- манипулятив ная, игра «ря дом» Партнерс кая со взрослыми, индивидуа льная с иг рушками; игровое действие Коллектив ная со сверстни ками; роле вой диалог, игровая ситуация Усложнени е игро вых за мыслов; длительны е иг ровые объединен ия Длительные игровые объ единения; умения со гласовывать свое поведе ние в соот ветствии с ролью Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свобод ными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее. Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно – в начале он замедляется до 4-6 см в год, а затем на 6-7-м году жизни ускоряется до 7-10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения). Прибавка в весе также происходит неравномерно. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,5 кг, за 5-й - около 2 кг, за 6-й - 2,5 кг, т.е. в среднем 2 кг в год. К 6-7 годам ребенок должен удвоить свой вес, который имел в годовалом возрасте. Кожные покровы в этом возрасте все утолщаются, становятся эластичные, количество кровеносных сосудов в них уменьшаются, кожа становится более стойкой к механическому воздействию.
К 5-6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение скелета еще не закончено.Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обуславливает значительную нагрузку на скелет ребенка. С 5-7 лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываться постоянные зубы. (Приложение №1). В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Дыхание становится все более глубоким и редким. (Приложение №2). Сердечно - сосудистая система также претерпевает значительные развития, становится все более работоспособной и выносливой. (Приложение №2). Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается. Уже достаточно определенно выражает различные эмоции - радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяется и развиваются моральные понятия, представления об обязанностях. Психическое развитие детей зависит от многих обстоятельств. Выяснение этих обстоятельств - важнейшая задача психологии. П РИЛОЖЕНИЯ
Сроки

прорезывания

молочных

и

постоянных

зубов
Зубы Резцы сред ние Резцы боко вые Клыки Премо- ляры I Премо- ляры II Моляры I Моляры II Молоч ные нижние 6-8 мес. 10-12 мес. 18-20 мес. 13-15 мес. 22-24 мес. Молоч ные 8-9 мес. 9-11 мес. 17-19 мес. 12-14 мес. 21-23 мес.
верхние Постоян ные нижние 5,5-8 лет 9-12,5 лет 9,5-12 лет 9-12,5 лет 9,5-15 лет 5-7,5 лет 10-14 лет Постоян ные верхние 6-10 лет 8,5-14 лет 9-14 лет 10-14 лет 9-14 лет 5-8 лет 10,5- 14,5 лет
П

РИЛОЖЕНИЕ

2
Частота дыхательных движений и частота пульса в зависимости от возраста Возраст ЧДД в минуту Частота пульса 2 нед. - 3 мес. 4 - 6 мес. 7 - 12 мес. 2 - 3 года 4 - 6 лет 7 - 10 лет 11 - 15 лет больше 15 лет 40-45 35-40 30-35 25-30 22-25 20-22 18-20 15-16 140 130-135 120-125 105-115 100-105 75-85 70-75 60-70


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!