ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ГЕОГРАФИИ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО
Автор: Ковалева Оксана Ивановна Должность: учитель географии Учебное заведение: Палужско-Руднянская школа Населённый пункт: д. Палужская Рудня Наименование материала: доклад Тема: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ГЕОГРАФИИ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО Раздел: среднее образование
ГЕОГРАФИИ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО
»
.
Работа по новым образовательным стандартам обязывает педагога пересматривать
подходы к обучению, менять тактику преподавания. ФГОС имеют в своей основе
системно-деятельностный подход и ориентированы на развитие личности обучающегося,
на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Этот подход напрямую
связан с формированием универсальных учебных действий – общеучебных умений и
навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного усвоения
новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной
деятельности. С помощью развития УУД расширяются возможности ориентации в
различных предметных областях, самостоятельного пополнения и интеграции знаний,
проявления творческих способностей, практического решения личностных и социально-
значимых проблем.
География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное
представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным
подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия
на природные и социально-экономические процессы. Комплексное, всестороннее
представление позволяет формировать у обучающихся универсальные учебные
действия. Разработчики стандарта второго поколения, понимая важность предмета,
предложили начать преподавание географии с 5-го класса. Таким образом, материал
начального курса географии теперь изучается в течение двух лет. Курс географии в 5-6
классах является первым географическим курсом, оказывающим влияние на
формирование географической культуры человека. Важнейшей целью курса является
организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация
личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирования
ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения
географических знаний в жизненной практике, умения ориентироваться в
географическом пространстве.
Для более полного усвоения образовательной программы необходимо интегрировать
урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Организации внеурочной
деятельности школьников, осваивающих новые образовательные стандарты, в школе
уделяется особое внимание. География как учебный предмет имеет большие
возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно
связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с
международными и текущими событиями в нашей стране. Это позволяет организовать
внеурочную деятельность практически по всем пяти рекомендованным стандартам
направлениям:
Общеинтеллектуальное направление –кружок «Познавательная география»,
географическая секция научного общества обучающихся, подготовка домашних заданий
по географии и др.;
Общекультурное направление – организация конкурсов рисунков, географических
вечеров в рамках предметной недели географии, проектирование «города будущего»,
«школы будущего», страноведческий калейдоскоп и др.;
Спортивно-оздоровительное направление – организация участие в спортивно-
туристических соревнованиях, походы;
Духовно-нравственное направление – краеведческие экскурсии, работа в школьном
краеведческом музее;
Социальное направление – организация благоустройства пришкольной территории,
участие в природоохранных акциях.
На уроках и во внеурочной деятельности важно осуществлять межпредметные связи с
биологией, историей, экологией, математикой, физикой, а также с реальной жизнью
школьника для формирования более полной картины мира, а также для развития
универсальных учебных действий.
Внеурочная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и
способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении,
практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Она позволяет
детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.
Внеурочная деятельность отличается от урочной целями, содержанием,
организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные
цели внеурочной работы - расширить географический кругозор и углубить
знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и
специальные для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем
включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем
географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины
раскрытия программного материала.
На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять
знания из различных источников информации. Составляя рефераты и доклады по
дополнительной научно-популярной географической литературе, школьники
совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для
подтверждения теоретических положений, составлять планы и конспекты по тексту. На
экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы
географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют
планы и карты-схемы пути и т.д. Участие в походах по родному краю воспитывает чувство
патриотизма. Разнообразная тематика географических вечеров и конференций,
воспитывают чувство гордости за нашу страну.
Для школы традиционными являются следующие формы внеурочной работы по
географии: кружок географической направленности, работа школьного краеведческого
музея, географические вечера, предметная неделя географии и экологи, неделя в защиту
животных, природоохранные акции, туристические игры, экскурсии, дистанционные
викторины и олимпиады по географии.
По материалам краеведческих экспедиций в школе создан краеведческий музей.
Программа работы музея ставит своей целью формирование навыков исследовательской
работы учащихся, профессиональных компетенций учащихся. В практике работы
музейного актива, кроме обычных экскурсий, используется также такая форма работы
как заочная экскурсия по экспозициям музея с помощью презентационных
компьютерных программ. Классные руководители приглашают членов актива музея на
классные часы, материалы музея используются при проведении уроков истории,
литературы, географии, экологии, краеведения. Поддерживается тесная связь с
районным краеведческим музеем. Школьники являются активными пользователями
музейных экспозиций и даже пробуют себя в качестве экскурсоводов.
Географическое общество учащихся, которое назвали « Эрудит». Члены ОУ занимаются
не только научно-исследовательской работой, но и практической природоохранной
деятельностью, организацией мероприятий эколого-краеведческой направленности,
поисковой и экскурсионной работой в школьном музее. Смотрим и обсуждаем фильмы
по темам, участвуем в конкурсах рисунков и поделок, организуем вечера.
Ежегодно в сентябре в школе проходит туристические соревнования, посвященная
Международному Дню туризма. Проходят соревновательные мероприятия между
классами: эколого-краеведческая викторина, конкурс туристических песен, газет, укладка
рюкзака.
Предметная неделя географии и биологии проводится совместно учителями географии и
биологии. Кроме открытых уроков, в течение Недели проводятся внеурочные
мероприятия с привлечением обучающихся всей школы. Это шефские мероприятия в
начальной школе (викторины, игры, конкурсы), географические вечера «В гостях у
географии», «Вечер вопросов и ответов» и др.), природоохранные акции. В рамках
предметной недели также проходят дистанционные викторины, проекты и олимпиады
по географии и биологии .
Традицией стали в нашей школе Дни Земли, с проведением конкурсов плакатов, и
всевозможных других форм работы. Это дает возможность ребятам оценить опасность
для нашей планеты и заставляет каждого задуматься над своим вкладом в охрану
окружающей среды.
Одной из важных форм организации внеурочной деятельности являются литературно -
музыкальные композиции, которые помогают социализации учащихся.
Во внеурочной деятельности применяю часто игровые технологии, где игра является
одной из форм интегративной деятельности. Это - фестивали стран, брейн- ринги,
викторины ,квн , интеллект- шоу, турниры путешествеников , и многое другое.
В рамках учебных проектов организовывались конкурсы поделок, букетов из природного
материала, с целью выявления творческих способностей учащихся,
Внеурочная деятельность способствует самореализации личности в быстро меняющихся
условиях современного мира.