Напоминание

ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ: АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО.


Автор: Лесникова Любовь Петровна
Должность: завендующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад с. Стрелецкое"
Населённый пункт: Красногвардейского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ: АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ: АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. Лесникова Л.П. МБДОУ «Детский сад с. Стрелецкое» Красногвардейского района Белгородской области «Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой…Человек оставляет себя прежде всего, в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человеческом, - воспитай своих детей». В.А. Сухомлинский. Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Развитие и воспитание детей в семье и ДОУ преследует единые цели и задачи, стремление реализовать, в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Задачи, стоящие перед современным образованием в условиях перехода на ФГОС ДО, не могут быть решены в условиях традиционно сложившейся системе управления образовательным учреждением. Они требуют привлечения дополнительных ресурсов, к которым, в частности, относится взаимодействие с семьями воспитанников. Программа дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей
деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию учреждения с родителями. Подчеркнуто, ч т о одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество учреждения с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Работа с родителями в МБДОУ «Детский сад с. Стрелецкое» планируется заранее еще до прихода ребенка в учреждение. Чтобы, хорошо знать родителей своих воспитанников, мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Наше учреждение сегодня ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей (законных представителей), которые способствуют активной родительской позиции. Эффективно организованное сотрудничество детского сада и родителей дает импульс построению взаимодействия с семьями воспитанников. Сложность работы малокомплектного детского сада на селе, к которому относится наше учреждение, заключается в том, что в силу отсутствия узких специалистов (психолога, социального педагога, логопеда) вся работа преимущественно осуществляется заведующим, воспитателем, музыкальным руководителем. Педагоги детского сада в ходе беседы, наблюдения, анкетирования выявляют семьи, нуждающиеся в работе со специалистами. Вся работа строится на добровольном согласии и сохранности информации. Мы ведем работу по сотрудничеству с учреждениями образования, в которых есть в штате такие специалисты. Педагоги учреждения согласовывают работу с данными специалистами и направляют для консультации семьи воспитанников, которые нуждаются в помощи психолога, социального педагога, логопеда. Но есть и большие преимущества работы с семьями воспитанников сельского детского сада в отличие от городских детских садов. Педагоги практически знакомы с каждой семьей с истоков
образования. Наше село близко расположено к районному центру, к ближайшим городам. В селе отсутствует проблема оттока молодого населения. Большая часть бывших воспитанников ДОУ остаются в селе и образуют семьи. Таким образом, почти все сегодняшние родители наших воспитанников в прошлом выпускники нашего учреждения. Мы на протяжении многих лет проводим работу по отслеживанию жизни наших воспитанников. Самые активные выпускники посещают наше учреждение на протяжении многих лет, участвуют в различных мероприятиях, следят за развитием детского сада, а через несколько лет приводят своих детей в учреждение. На протяжении многих лет наполняемость ДОУ превышает предельную норму. Желающих посещать наше учреждение с каждым годом становится больше. Коллектив детского сада не останавливается на достигнутом, он постоянно находится в поисках нового. Педагогами детского сада выбрано и разработано большое количество разнообразных форм работы с семьей: дискуссии на различные темы воспитания детей; деловые игры, открытые занятия, участие в утренниках, досугах, субботниках. Ежегодно в учреждении проводится «День открытых дверей». Это знакомство с дошкольным учреждением. Собираясь отдать ребенка в дошкольное учреждение, родители желают быть информированы об особенностях воспитательно-образовательной работы с детьми, о педагогах и сотрудниках учреждения, традициях и т.д. Для приглашенных проводятся экскурсии по детскому с аду, демонстрируются видео и фотоматериалы, касающиеся жизни детей в ДОУ. Положительным аспектом взаимодействия педагогов и родителей является организация совместных детско-родительских праздников и досугов, способствующих неформальному общению участников педагогического процесса. Родители с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях: поют, танцуют, читают стихи, участвуют в различных конкурсах, показывают свои знания, умения, эрудицию, смекалку. Досуг выполняет не просто развлекательную функцию, но способствует духовному обогащению взрослых и детей. В нашем учреждении стало традицией проведение различных конкурсов среди семей воспитанников, изготовление поделок: «Лучший осенний букет», «Поделки из природного материала», «Поделки из бросового материала» и др.. Еще наши родители активно участвуют в подготовке детского сада к новому учебному году. Каждый родитель выбирает сам для себя посильное дело и выбирает удобное время, когда он сможет поработать на благо детского сада, чтобы он стал уютнее и краше. За добрые дела родителям выносятся благодарности от имени администрации и детей. Это лишь часть возможных форм совместной работы. При эффективном взаимодействии педагогов и родителей в нашем учреждении мы не испытываем трудностей по установлению контакта с родителями воспитанников. Мы считаем, что партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия.
Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения. Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!