ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ: АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО.
Автор: Лесникова Любовь Петровна Должность: завендующий Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад с. Стрелецкое" Населённый пункт: Красногвардейского района Белгородской области Наименование материала: статья Тема: ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ: АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. Раздел: дошкольное образование
ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ: АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО.
Лесникова Л.П.
МБДОУ «Детский сад с. Стрелецкое»
Красногвардейского района
Белгородской области
«Человек рождается не для того, чтобы
бесследно исчезнуть никому неизвестной
пылинкой…Человек оставляет себя
прежде всего, в человеке. В этом высшее
счастье и смысл жизни. Если ты
хочешь остаться в сердце человеческом, -
воспитай своих детей».
В.А. Сухомлинский.
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого
формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Развитие и
воспитание
детей
в
семье
и
ДОУ
преследует
единые
цели
и
задачи,
стремление реализовать, в совместной деятельности комплексный подход к
воспитанию.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от
29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
одной
из
основных
задач,
стоящих
перед
детским
дошкольным
учреждением
является
«взаимодействие
с
семьей
для
обеспечения
полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым
социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с
родителями.
Задачи,
стоящие
перед
современным
образованием
в
условиях
перехода
на
ФГОС
ДО,
не
могут
быть
решены
в
условиях
традиционно
сложившейся
системе
управления
образовательным
учреждением.
Они
требуют
привлечения
дополнительных
ресурсов,
к
которым,
в
частности,
относится
взаимодействие
с
семьями
воспитанников. Программа дошкольного образования в соответствии с
ФГОС
ДО
ориентирует
на
взаимодействие
с
родителями:
родители
должны участвовать в реализации программы, в создании условий для
полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте,
чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители
должны
быть
активными
участниками
образовательного
процесса,
участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них
доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат
семьи,
родительские
запросы
и
степень
заинтересованности
родителей
деятельностью
ДОУ,
повышение
культуры
педагогической
грамотности
семьи.
Также
сформулированы и
требования
по
взаимодействию
учреждения
с
родителями.
Подчеркнуто, ч т о одним
из
принципов
дошкольного образования является сотрудничество учреждения с семьёй, а
ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным
представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического
и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и
необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к
психолого-педагогическим
условиям
является
требование
обеспечения
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны
и
укрепления
здоровья
детей.
Детский
сад
сегодня
должен
находиться
в
режиме
развития,
а
не
функционирования,
представлять
собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального
состава
родителей,
их
образовательные
потребности
и
воспитательные
запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления
работы детского сада с семьей.
Работа с родителями в МБДОУ «Детский сад с. Стрелецкое»
планируется заранее еще до прихода ребенка в учреждение. Чтобы, хорошо
знать
родителей
своих
воспитанников,
мы
начинаем
работу
с
анализа
социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания
ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту
тему
помогают
правильно
выстроить
работу,
сделать
ее
эффективной,
подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Наше учреждение сегодня ориентируется на поиск таких форм и
методов
работы,
которые
позволяют
учесть
актуальные
потребности
родителей
(законных
представителей),
которые
способствуют
активной
родительской
позиции.
Эффективно
организованное
сотрудничество
детского сада и родителей дает импульс построению взаимодействия с
семьями воспитанников. Сложность работы малокомплектного детского
сада на селе, к которому относится наше учреждение, заключается в том,
что
в
силу
отсутствия
узких
специалистов
(психолога,
социального
педагога,
логопеда)
вся
работа
преимущественно
осуществляется
заведующим,
воспитателем,
музыкальным
руководителем.
Педагоги
детского сада в ходе беседы, наблюдения, анкетирования выявляют семьи,
нуждающиеся
в
работе
со
специалистами.
Вся
работа
строится
на
добровольном согласии и сохранности информации. Мы ведем работу по
сотрудничеству с учреждениями образования, в которых есть в штате такие
специалисты.
Педагоги
учреждения
согласовывают
работу
с
данными
специалистами
и
направляют
для
консультации
семьи
воспитанников,
которые нуждаются в помощи психолога, социального педагога, логопеда.
Но
есть
и
большие
преимущества
работы
с
семьями
воспитанников
сельского детского сада в отличие от городских детских садов. Педагоги
практически знакомы с каждой семьей с истоков
образования.
Наше
село
близко
расположено
к
районному
центру,
к
ближайшим
городам.
В
селе
отсутствует
проблема
оттока
молодого
населения. Большая часть бывших воспитанников ДОУ остаются в селе и
образуют семьи. Таким образом, почти все сегодняшние родители наших
воспитанников
в
прошлом
выпускники
нашего
учреждения.
Мы
на
протяжении многих лет проводим работу по отслеживанию жизни наших
воспитанников. Самые активные выпускники посещают наше учреждение
на протяжении многих лет, участвуют в различных мероприятиях, следят
за развитием детского сада, а через несколько лет приводят своих детей в
учреждение. На протяжении многих лет наполняемость ДОУ превышает
предельную
норму.
Желающих
посещать
наше
учреждение
с
каждым
годом становится больше. Коллектив детского сада не останавливается на
достигнутом, он постоянно находится в поисках нового.
Педагогами детского сада выбрано и разработано большое количество
разнообразных
форм
работы
с
семьей:
дискуссии
на
различные
темы
воспитания детей; деловые игры, открытые занятия, участие в утренниках,
досугах,
субботниках.
Ежегодно
в
учреждении
проводится
«День
открытых
дверей».
Это
знакомство
с
дошкольным
учреждением.
Собираясь отдать ребенка
в дошкольное учреждение, родители желают
быть
информированы
об
особенностях
воспитательно-образовательной
работы с детьми, о педагогах и сотрудниках учреждения, традициях и т.д.
Для
приглашенных
проводятся
экскурсии
по
детскому
с аду,
демонстрируются
видео
и
фотоматериалы,
касающиеся
жизни
детей
в
ДОУ.
Положительным аспектом взаимодействия педагогов и родителей
является
организация
совместных
детско-родительских
праздников
и
досугов,
способствующих
неформальному
общению
участников
педагогического процесса. Родители с удовольствием принимают участие в
таких мероприятиях: поют, танцуют, читают стихи, участвуют в различных
конкурсах, показывают свои знания, умения, эрудицию, смекалку. Досуг
выполняет
не
просто
развлекательную
функцию,
но
способствует
духовному обогащению взрослых и детей. В нашем учреждении стало
традицией проведение различных конкурсов среди семей воспитанников,
изготовление поделок: «Лучший осенний букет», «Поделки из природного
материала», «Поделки из бросового материала» и др.. Еще наши родители
активно участвуют в подготовке детского сада к новому учебному году.
Каждый
родитель
выбирает
сам
для
себя
посильное
дело
и
выбирает
удобное время, когда он сможет поработать на благо детского сада, чтобы
он
стал
уютнее
и
краше.
За
добрые
дела
родителям
выносятся
благодарности
от
имени
администрации
и
детей.
Это
лишь
часть
возможных форм совместной работы. При эффективном взаимодействии
педагогов и родителей в нашем учреждении мы не испытываем трудностей
по установлению контакта с родителями воспитанников.
Мы считаем, что партнерство семьи и образовательного учреждения
–
перспективный
и
эффективный
вид
социального
взаимодействия.
Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие
личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником
между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.
Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат двойную
защиту,
эмоциональный
комфорт,
интересную,
содержательную
жизнь
дома и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей,
умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.