Формирование познавательной деятельности у детей с ОВЗ
Автор: Сабада Ольга Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: КОУ ВО "ВЦППРК" Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: статья Тема: Формирование познавательной деятельности у детей с ОВЗ Раздел: начальное образование
Формирование познавательной деятельности у детей с ограниченными
возможностями здоровья
Формирование
познавательной деятельности,
составляющей
основу
процесса
обучения,
относится
к
педагогическим
вопросам,
которые
не
теряют своей актуальности с течением времени.
Особенно остро вопрос
формирования
познавательной деятельности встает, когда речь идет об
образовании
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
В
силу
особенностей психофизического развития, которые отличают их от детей с
нейротипическим
развитием,
дети
с
ОВЗ
испытывают
значительные
и
многочисленные затруднения в процессе обучения. Педагоги, работающие в
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждениях,
часто
встречаются со следующими трудностями:
- недостаточный уровень развития психических процессов
-
невозможность
самостоятельного
контроля
и
планирования
своей
деятельности;
- отсутствие или необычные реакции на учебные успехи и неудачи;
- сниженный или отсутствующий интерес к учебе.
Своеобразие познавательно - учебной деятельности школьников состоит
также
и в значительном недоразвитии словесно-логического мышления и
нарушении развития эмоционально-волевой сферы.
Два
пути
активизации
познавательной
деятельности:
экстенсивный
и
интенсивный
Экстенсивный
путь
-
увеличение
количества
учебных
дисциплин
или,
другими
словами,
увеличение
объема
знаний,
сообщаемых
ученикам.
Интенсивный
путь
основывается
на
формировании
личностно
заинтересованной
позиции
учащегося
и
предполагает
изменение
самой
структуры учебных программ и интенсификацию, и дифференциацию методов
обучения.
Основные задачи развития познавательных интересов
-
Формирование мотивации обучения
- Развитие внимания и памяти
-
Формирование приёмов умственной деятельности
-
Развитие речи
-
Формирование обще учебных навыков и умений
Технологии, применяемые при работе с детьми ОВЗ по развитию
познавательных интересов:
- Технология разноуровневого обучения
- Коррекционно-развивающие технологии
- Коррекционно-развивающие технологии
- Технология проблемного обучения
- Проектная деятельность
- Игровые технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
Методики, используемые на уроках:
- Поэтапное разъяснение заданий, их последовательность
- Повторение учащимися инструкции к выполнению задания
- Смена видов деятельности
- Обеспечение аудио – визуальными и техническим средствами обучения
- Близость к учащимся во время объяснения задания
- Индивидуальное оценивание
Использование средств ИКТ:
-
Использование средств ИКТ позволяет сделать уроки более наглядными,
мобильными
и
интересными.
Урок,
включающий
слайды
презентации,
видеосюжет вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и у самых
инфантильных и расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы
порой, не всегда можем добиться. Основа любой современной презентации –
это облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью
ярких образов.
-
Физкультминутки
для
учащихся
тоже
поможет
провести
компьютер.
На
экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных
гимнастических
позах,
дети
должны
под
весёлую
музыку
выполнить
движения.
- Используя компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяем дать
отдых глазам ребёнка.
-
Организация
учебного
–
воспитательного
процесса
в
начальной
школе,
прежде
всего,
должна
способствовать
активизации
познавательной
сферы
обучающихся,
успешному
усвоению
материала
и
спо собствовать
психическому развитию ребенка.
Методики предметов гуманитарного цикла:
- Выделение ключевой опорной мысли (предложения) в каждом абзаце.
- Пересказ с использованием опорных ключевых предложений.
-
Обогащение
активного
словарного
запаса,
подбор
иллюстраций,
подбор
синонимов.
- Ведение словаря терминов, демонстрация примеров.
- Учёт
эмоционального фактора (связь излагаемого материала с прошлым
опытом),
за
счет
которого
производительность
интеллектуального
труда
значительно возрастает.
Методики предметов математического цикла:
- Использование
средств определенного уровня абстрактности — схемы,
диаграммы, таблицы.
- Дидактические игры занимательного характера.
- Конструирование предметов при помощи различных геометрических фигур.
- Метод проектов.
Воспитательная работа
В специальной школе, как и в массовой, процесс обучения и воспитания един
и неразделим и подчиняется главной цели - подготовке выпускников к жизни
в обществе. Своеобразиепроцесса
обучения и воспитания в специальном
учреждении выражается в том, что в процессе обучения необходимо всемерно
компенсировать особенности развития, связанные с основным заболеванием,
корригировать аномалии умственного развития. Поэтому конкретные методы и
приемы
работы
с
детьми
должны
не
только
обеспечить
сообщение
определенной суммы общеобразовательных знаний и
умений и навыков в
объеме, доступном усвоению учеником с ОВЗ, но и одновременно оказать
корригирующее
влияние
на
ход
умственного
и
эмоционально-волевого
развития ребенка.
При
индивидуальном
или
фронтальном
обучении
и
воспитании
всех
категорий детей важно оптимальное планирование
урока, использование
методик,
применение
словесных
и
наглядных,
информационных
средств
обучения. Не менее важным является и то,чтобыученики активно работали на
уроке. Для этого нужно заранее так построить изложение материала, которое
может
заинтересовать
учащихся
тем,
что
происходит
на
занятии
и
как
удержать их неустойчивое внимание на нужном материале. Экспериментально
доказано,
отмечает
В.Г.
Петрова,
что
дети
с
ОВЗ
значительно
успешнее
запоминают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик.
Сколько-нибудь
сложная
умственная
деятельность
быстро
утомляет
их.
Учащиеся стремятся тем или иным путем избавиться от нее - прекращают
работу
или
выполняют
ее,
не
учитывая
всех
предложенных
условий,
упрощают поставленную перед ними задачу.
Существенное место в развитии познавательной деятельности детей с ОВЗ
должно занимать:
1) умение адекватно реагировать на возникающие неудачи и трудности в
учебных и повседневных ситуациях;
2)
научить
учеников
завершать
начатую
работу,
проявляя
определенные
волевые усилия даже в тех случаях, когда не все сразу удается;
3)
воспитывать
критическое
отношение
к
своей
деятельности
-
одно
из
важных направлений коррекционной работы;
Значимым условием обучения детей с ОВЗ является оказание ученику
помощи.
Помощь
в
учебно-познавательной
деятельности
может
представлять
собой,
например,
образец
для
подражания.
Другой
вид
педагогической
помощи,
направлен
на
активизацию
действий,
на
организацию
познавательной
деятельности
ребенка.
Во
втором
случае
значение
оказывается
наиболее
существенным,
поскольку
способствует
коррекции мышления. Результаты наблюдений и проведенных различными
авторами
разноаспектных
психологических
исследований
подтверждают
положения,
высказанные
Л.С.
Выготским,
о
соотношении
обучения
и
развития детей. Они свидетельствуют о том, что обучение в специальной
(коррекционной)
школе
оказывает
решающее
влияние
на
продвижение
учащихся с ОВЗ в общем развитии, на становление их личностных качеств,
на социальную адаптацию.
Литература:
1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального
Общего Образования для обучающихся с ОВЗ. – М., 2015.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по
психологии. - Ростов на/Дону: Изд-во Феникс, 2000. – 384 с.
3. М.М. Безруких, С.П. Ефимова. Ребенок идет в школу: проблемы
психологической адаптации. - М.,1989
4. Л.С.Выготский. Вопросы детской психологии - СПб, 1997
5. Дефектология/И.В.Белякова, В.Г. Петрова. К вопросу о разнообразии форм
обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием – 1995
6. Коррекционная педагогика в начальном образовании под редакцией
Г.Ф.Кумариной. - М.,2001
7. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. Под редакцией
Б.П. Пузанова – 2001
8. Л.М.Шипицына. Необучаемый ребенок в семье и обществе - СПб, 2002
9. Малофеев Н.Н. Специальное образование: наука - практике [Текст] / Н.Н.
Малофеев // Вестник образования: Тематическое приложение: Специальное
образование: состояние, перспективы развития. - 2003. - № 3. - С. 14-28.