"Проблема обучения фортепианной аппликатуре в отечественных научно-исследовательских трудах"
Автор: Беликова Юлия Сергеевна Должность: преподаватель фортепиано Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ с.Большетроицкое" Населённый пункт: с. Большетроицкое Шебекинского района, Белгородской области. Наименование материала: Статья Тема: "Проблема обучения фортепианной аппликатуре в отечественных научно-исследовательских трудах" Раздел: дополнительное образование
Проблема обучения фортепианной аппликатуре в отечественных научно-
исследовательских трудах
Анализируя труды отечественных музыкантов, в которых так или иначе
затрагиваются
вопросы
воспитания
аппликатурных
навыков,
необходимо
отметить,
что
наиболее
значительные
исследования
в
данной
области
принадлежат
нескольким
авторам.
Среди
них
необходимо
назвать
диссертационные
исследования
Д.С.
Сапельникова
«Формирование
аппликатурной компетенции учащихся в процессе музыкальных занятий (на
материале
учебной
работы
в
фортепианных
классах)»
и
А.Н.
Шадрина
«Методические принципы аппликатурного освоения фортепианной музыки
XX века».
Труд Д.С. Сапельникова представляет особый интерес для настоящего
исследования, поскольку наиболее близок к проблемам, встающим перед
педагогами
и
учащимися
Детских
музыкальных
школ
и
фортепианных
отделений Детских школ искусств. На его рассмотрении мы остановимся
более подробно.
Д.С.
Сапельников
предлагает
несколько
подходов
к
формированию
аппликатурной
компетенции
учащихся.
Аппликатура,
как
он
утверждает,
бифункциональна:
«с
одной
стороны,
её
предназначение
в
том,
чтобы
обеспечивать удобные психофизические условия для игры, с другой стороны,
выявить художественно-выразительные потенции…произведения» [46, с. 59].
Он утверждает, что основной аппликатурный принцип заключается в том,
чтобы
наиболее
полно
раскрыть
художественную
выразительность
произведения.
Работа над осознанным выбором аппликатуры должна происходить на
начальной стадии обучения пианиста, когда закладываются фундаментальные
основы технических умений и навыков. Типовые аппликатурные схемы и
формулы
основаны
на
образцах
гамм,
арпеджио
и
аккордов.
Поэтому
изучение и работа над гаммами во всех проявлениях является необходимым и
обязательным условием технического развития и аппликатурной грамотности
музыканта-инструменталиста.
Данное
утверждение
Д.С.
Сапельникова
является фундаментальным для пианистов всех возрастов. О необходимости
изучения
гамм
говорили
все
видные
методисты-теоретики.
В
настоящее
время изучение гамм начинается в младших классах Детской музыкальной
школы и продолжается на протяжении всего периода обучения, вплоть до
старших курсов консерваторий.
Д.С. Сапельников утверждает, что для того, чтобы выбрать наиболее
подходящую
аппликатуру,
необходимо
сразу
же
пробовать
её
в
«соответствующем скоростном режиме» [46, с. 86]. Большинству учащихся
на
начальном
этапе
работы
над
произведением
достаточно
трудно
представить, каким будет истинный темп разучиваемой ими пьесы. Педагог,
занимаясь в классе с учащимися должен направлять их внимание на то,
чтобы
используемые
пальцы
были
удобными,
и
в
быстром
темпе
не
возникало «аварий».
Следует
избегать
записи
вариантов
аппликатуры
в
нотах,
считает
Сапельников, так как отсутствие каких-либо пометок побуждает ум искать и
вспоминать
найденный
ранее
вариант
решения.
Впоследствии
пианист
привыкает мыслить определенными аппликатурными формулами, приучается
видеть
«позицию»
руки
и
моментально
находить
приемлемый
вариант
расстановки пальцев даже при чтении с листа незнакомого нотного текста.
Большинство педагогов, в том числе Г.Г. Нейгауз, И. Гофман, С.И.
Савшинский
предостерегают
от
слепого
следования
редакторской
аппликатуре, потому как она не всегда является самой удобной и верной.
Существуют
редакции,
утвердившиеся
как
наиболее
приемлемые
в
педагогической практике. К ним надо отнести редакцию «Инвенций» И.С.
Баха, выполненную Ф. Бузони, редакцию А. Шнабеля «Сонат» Бетховена и
некоторые
другие,
аналогичные
по
своему
значению
в
педагогической
практике. Также есть редакции, снискавшие славу исполнительских, к числу
которых смело можно отнести редакцию С.В. Рахманинова «Апассионаты»
Л. Бетховена. Безусловно, такая редакция не подходит для использования
юными музыкантами.
Рассматривая вопрос о необходимости иметь несколько аппликатурных
вариантов
одного
и
того
же
произведения,
Сапельников
однозначно
утверждает, что это нецелесообразно, поскольку приводит к сбоям во время
публичных выступлений.
Наряду
с
изучением
гамм
чрезвычайно
полезны
упражнения
направленные
на
подвижность
1-го
пальца.
Упражнения,
по
мысли
Сапельникова, являются необходимым условием воспитания аппликатурных
умений
и
навыков,
поскольку
открывают
путь
к
новым
техническим
умениям.
В
результате
освоения
упражнений
учащимся
становится
доступным большее количество аппликатурных решений. В качестве примера
он
приводит
упражнения
из
«Новой
формулы»
Сафонова,
где
особое
внимание уделяется подкладыванию 1-го пальца, развитию его подвижности.
«Так как большой палец должен быть рассматриваем как рычаг, на котором
вращается вся техника (гаммы, арпеджио и проч.), то главная забота состоит
в
том,
чтобы
выработать
полнейшую
свободу
сочетания
его
с
другими
пальцами» [47, с. 89].
Сапельников Д.С. предостерегает учащихся от замены слабого 4-го
пальца на более сильные – 2-ой и 3-ий пальцы, считая, что неразвитость
слабых пальцев должна стать отдельной заботой пианиста.
Интерес
представляет
исследование
А.Н.
Шадрина,
посвященное
вопросам
аппликатуры
в
произведениях
композиторов XX
века.
Автор
подробно рассматривает аппликатурные принципы С. Прокофьева, Б. Бартока
и И. Стравинского. Творчество каждого из названных композиторов имеет
свои неповторимые черты. В творчестве С. Прокофьева есть и атональная
музыка,
и
кластерная
техника,
требующая
в
каждом
конкретном
случае
индивидуального аппликатурного решения.
Музыкальный
язык
Белы
Бартока,
по
справедливому
замечанию
Шадрина, неповторим и своеобразен. Он широко использует подкладывание
5-го пальца под 3-ий, а также 4-го под 3-ий, возрождая тем самым традиции
XVI – XVIII веков. Также в музыке Б. Бартока можно часто встретить технику
быстрой смены позиционных «блоков», столь характерную для творчества Ф.
Листа.
Исследование А.Н. Шадрина полезно изучить педагогам, чей репертуар
требует
обновления
музыкой XX
века.
В
нём
читатель
может
найти
необходимые советы по выбору аппликатуры в произведениях большинства
известных нам композиторов XX века, писавших музыку для детей.
Актуальными
и
востребованными
в
настоящее
время
по-прежнему
остаются труды пианистов-педагогов советской школы – Г.Г. Нейгауза, Е.Я.
Либермана, В.И. Сафонова.
Необходимо
дифференцированно
подходить
к
определению
аппликатурного
приема,
основной
задачей
должна
считаться
передача
стилевых особенностей и художественного замысла композитора. В этой
связи
стоит
вспомнить
слова
Г.Г.
Нейгауза:
«наилучшей
является
та
аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и
наиболее
точно
согласуется
с
её
смыслом»
[40,
с.
179].
Поэтому
поиск
наиболее
подходящего
выбора
аппликатуры
невозможен
без
учета
смыслового содержания музыкального произведения.
Вторым определяющим фактором, опираясь на опыт Нейгауза, следует
считать
соответствие
аппликатуры
стилистике
композитора
и
эпохи,
в
которую было написано произведение. Так, нельзя играть гаммообразные
пассажи
в
сонатах
композиторов
классиков
той
же
аппликатурой,
что
и
аналогичные построения в пьесах Ф. Листа. Если в классической сонате мы
используем
аппликатуру,
традиционную
при
исполнении
гамм,
т.е.
1,2,3,1,2,3,4,
то
у
Листа
есть
пассажи,
в
которых
он
лично
пометил
следующую последовательность пальцев при игре гамм – 1,2,3,4,5,1,2,3,4,5 и
т.д. Непреложность утверждения о соответствии аппликатуры стилистике
автора
и
эпохи,
на
наш
взгляд,
не
требует
доказательств,
она
вполне
очевидна.
Другим фактором, который нельзя не учесть, является соответствие
аппликатуры индивидуальным особенностям руки учащегося. В младших
классах педагог имеет право опустить один из звуков аккорда, если учащийся
не имеет необходимой растяжки руки. Иногда в педагогической практике
встречаются случаи, когда педагог вынужден отступить от авторской или
традиционной
для
данного
конкретного
случая
аппликатуры
в
силу
невозможности её использования по ряду индивидуальных причин, среди
которых могут оказаться как малые размеры руки, так и профессиональные
заболевания рук, в том числе невриты.
Опытные педагоги отмечают, что без прочно усвоенных технических
формул
-
различных
видов
гамм
и
арпеджио
–
невозможно
воспитать
техническое совершенство, а значит, невозможно полноценно воплотить ни
один
художественный
образ.
Мастера
советской
школы
неоднократно
говорили о необходимости изучения гамм, рекомендуя играть их в различных
темпах,
на
разных
силовых
и
динамических
уровнях.
Изучение
гамм
начинается с первых классов Детских музыкальных школ и продолжается
вплоть
до
старших
курсов
музыкальных
колледжей.
Поэтому
игра
гамм
является неотъемлемой частью музыкального и технического музыкального
образования инструменталистов (заметим, что гаммы в обязательном порядке
изучают также струнники и духовики).
Воспитание аппликатурной грамотности, как отмечают исследователи,
необходимо начинать с первого класса Детской музыкальной школы, когда
учащийся
только
начинает
входить
в
мир
музыки
и
осваивать
игру
на
музыкальном инструменте.
С первых шагов ученик незаметно для самого себя приобщается к
аппликатурным правилам. Обучение игре на фортепиано принято начинать с
освоения
приема
игры non legato. Существует замечательно упражнение,
подробно описанное в пособии А.Д. Артоболевской под названием «Радуга-
дуга». Начинать его необходимо 3-им пальцем, потому что он являет собой
центр руки, и на него проще и удобнее всего опереться юному музыканту.
Далее постепенно в работу вовлекаются 2-ой, 4-ый пальцы и только когда
ребенок
усвоит
позицию
руки
упражнение
можно
играть
1-ым
и
5-ым
пальцами. Так постепенно учащиеся учатся извлекать из инструмента звуки
разными
пальцами.
Это
и
есть
не
что
иное,
как
начатки
воспитания
аппликатурной грамотности, которая продолжается в течение всего периода
обучения пианиста.