Напоминание

Удивительные свойства воздуха


Автор: Коськовская Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Рябинка"
Населённый пункт: Ленинградская область, г. Тихвин
Наименование материала: конспект
Тема: Удивительные свойства воздуха
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект занятия

для детей подготовительной группы

тема: «Удивительные свойства воздуха»
составила: Коськовская Е.В, воспитатель ОО «Познание» ОО в интеграции: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая"

Вид деятельности:
экспериментально-познавательная
Цель:
Расширить и углубить знания детей по теме: «Воздух».
Задачи:

Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, вкуса, цвета, он лёгкий, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. 2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья. 3. Расширять представление об использовании воздуха.
Развивающие:
4. Ра зв иват ь позна ват е льную а кт ив но с т ь д е т е й в п р о ц е с с е экспериментирования. 5. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и приемы
: 1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры) 2. Наглядные 3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка Игровая: д/и «да-нет» Познавательно-исследовательская: экспериментирование Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы
Используемый материал:
 воздушные шары разных цветов и размеров,  полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка,  бумажные веера  трубочки и стаканы с водой для каждого ребенка,  большой таз с водой, небольшие предметы: губка, камень и др.  стакан с закрепленным листом бумаги,  сигнальные карточки разных цветов,  бумажные деревья, плакат, карандаши. Действующие лица: Воспитатель (В), дети (д).

Ход занятия:

I.

Настрой на занятие.
В: - Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький. Д: (ответы). В : - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? Д:- Надо его посильнее надуть. В:- Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите? Д:- Воздух. В:- Да, правильно, он даже называется воздушный шарик. В:- Но я почему то не вижу воздух. А вы видите? Д:- Нет. В:- и я нет, но я точно знаю, что он здесь есть. И сейчас мы с вами в этом убедимся уже знакомым вам опытным путем.
II.

Практическая

работа

на

обнаружение

воздуха

в

различных

предметах, представлений о свойствах воздуха.
Опыт 1. Как обнаружить воздух?
В: – Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали? Д: Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок. Опыт 2. Как поймать воздух? В:- Ребята, а можно ли воздух потрогать? А поймать? Я придумала, как нам поймать воздух, и посмотреть какой он. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст). В:- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? Д: (ответы). В: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? Д: (ответы). В:- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? Д: (ответы). В:- А давайте проверим! Опыт 3. Опыт с трубочкой. В:- Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. В:- Ребята, что это происходит с водой? Д: Выходят пузырьки. В:- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была Д: (ответы). В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Значит, воздух находится везде, даже внутри нас. Опыт 4. Воздух есть во всех предметах. На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.) В:– Есть ли воздух в этих предметах? Д:- (ответы детей) В:– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет?
Д:- предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх В:– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды. Опыт 5. Воздух занимает место. В:– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим? Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой? Д:- (ответы детей) В:– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан. А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Д:- Видны пузырьки воздуха. В:- Откуда они взялись? Д:- Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. В:-Что произошло с нашим листочком бумаги? Д:- Он намок. В:- Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги. Как много опытов мы провели, давайте немного отдохнем.
III.

Физкультминутка
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание? Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород) Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ) Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. – Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали? Человек может прожить
Без пищи – 30 дней; Без воды – 14 дней; Без воздуха – несколько минут. Мы вдохнули глубоко, Дышим мы легко-легко. (медленный вдох-выдох на 4 сек) Подыши одной ноздрей И к тебе придет покой. (продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю) «насос» Глубокий вдох – руки в стороны, Продолжительный выдох – руки вниз.
IV.

Обобщение знаний.
Игра «да-нет» при помощи сигнальных карточек. - Мы им дышим; -Воздух нужен всему живому на Земле. -Воздух невидим и прозрачен. - Воздух внутри нас. -Воздух занимает место. - Воздух можно почувствовать. - Воздух можно услышать. В: -Ребята, а где человек использует воздух, в каких приборах или предметах. Д: - мельницы, вентилятор, шины на машинах, воздушный шар и др.
V.

Итог занятия + рефлексия
В: Ребята, а давайте теперь ответим на самый последний вопрос. Чем полезен в о з д у х ? К а к у ю п о л ь з у о н п р и н о с и т н а м ? Д: Мы им дышим… В: Если бы мы закрыли рот и зажали нос, как мы себя чувствовали? Д: Плохо.
В: Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо. Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека чистый или грязный? Д: Чистый. В:- Что в нашей жизни загрязняет воздух? Д:- дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет… В:-Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль) В: - Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. Давайте и мы с вами посадим в нашей группе небольшой лес, для этого каждый возьмите по вырезанному из бумаги дереву и цветной карандаш. Если у вас во время занятия не возникло трудностей, вам было интересно и вы многое узнали и запомнили о свойствах воздуха, то нарисуйте своему дереву улыбку. Если же ваше дерево серьезное или грустное-значит вам было трудно и сегодня у вас получилось не все. Ребята наклеивают свои деревья на плакат «Лес нашей группы». В:- Посмотрите, какой замечательный лес у нас с вами получился, я надеюсь, что вы многое узнали сегодня о воздухе и для того чтобы вокруг нас с вами был чистый воздух, вы по-настоящему весной и летом посадите растения и деревья.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!