Автор: Болотова Светлана Сергеевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ гимназия №30 Населённый пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск Наименование материала: методическая разработка Тема: конспект урока "Мое древо жизни" Раздел: полное образование
Цели и задачи урока :
1.
Учащиеся смогут лучше разобраться в своих собственных жизненных взглядах и
убеждениях.
2.
Учащиеся рассмотрят, как их взгляды и убеждения могут влиять на их жизнь
и взаимоотношения с другими людьми.
3.
Учащиеся поймут ценность и необходимость самопознания.
Учебный материал :
Текст для чтения "Каким быть?"
Образец дерева жизни
Домашнее задание
Методические указания:
Примечание: Учителю следует предварительно рассмотреть образец дерева жизни и
самому сделать все задания, прежде чем предлагать их классу. Домашнее задание
должно быть выполнено учениками заранее.
1.
Попросите учащихся посмотреть на свое дерево жизни (законченное домашнее
задание) и объясните им, что с его помощью они могут исследовать свою жизненную
философию
и понять, как она влияет на наши отношения с людьми, повседневные
поступки, решения.
2.
Попросите учащихся взглянуть на цветы и плоды своего дерева. Спросите их,
не
хотят
ли они исключить из своей жизни нежелательные чувства и поступки.
Объясните им, что если плод плох, то это означает, что либо само дерево больно, либо
плод разрушается условиями окружающей среды.
Применяя эту аналогию к людям, можно установить, что обычно наши
нежелательные чувства и поступки являются результатом недостаточного развития:
-
ветвей (наших этических ценностей);
-
ствола (наших человеческих концепций);
-
корней (понимание природы и цели нашего существования).
3.
Предложите учащимся изучить свое дерево жизни и попытаться определить,
какие
недостатки в
его
развитии
объясняются
нежелательными
чувствами
или
поступками. Отметьте, что состояние ветвей зависит от корней и ствола дерева.
Л
4.
Напишите на доске следующее утверждение:
"Я понимаю, что для улучшения моего внутреннего мира я должен следующим
образом изменить свои взгляды и чувства по отношению к себе и другим..."
5.
Дайте учащимся несколько минут на обдумывание данного утверждения.
6.
Предложите каждому учащемуся изобразить дерево в тетради. Рядом с
соответствующими частями дерева - корнями, стволом, ветвями - они должны записать
те черты и свойства, которые им хотелось бы изменить. Вы можете нарисовать на доске
пример и объяснить,
насколько
важно
понять
необходимость
исправления
причины
(точки
отсчета)
нежелательного поведения, иначе наше дерево будет продолжать приносить плохие
плоды.
** Иными словами, мы должны сознавать, что наши внутренние убеждения влияют на
наши поступки и отношение к другим людям. Без изменения наших деструктивных
навыков мышления не сможет измениться и наше поведение.
7.
Предложите учащимся разделиться на группы по два человека и обсудить то,
что каждый из них написал на своем дереве.
8.
Попросите каждого учащегося записать в своей тетради не менее трех качеств
идеального человека, которым он хотел бы стать. Затем попросите их подумать, какими
качествами должен обладать идеальный мир отношений (с людьми, с природой).
Попросите учащихся, работая в парах, объяснить друг другу смысл перечисленных ими
качеств. Это поможет им осознать необходимость самосовершенствования.
Домашнее задание. Мое дерево жизни (должно быть выполнено к данному уроку)
Если мы не поймем, какие из исповедуемых нами идей верны, наша внутренняя жизнь
станет очень запутанной, и мы превратимся в людей, полностью зависимых от других
людей и внешних обстоятельств. Наша жизнь пойдет на самотек, и мы не сможем сделать
ее такой, какой хотели бы. Наша главная задача в жизни - создать свое "истинное я", т.е.
сформировать
из
себя человека,
управляющего
своей
жизнью
и
влияющего
на
обстоятельства. Данное упражнение поможет Вам лучше понять свои идеи и убеждения
через осознание их источника, а также влияние Ваших идей на Ваши поступки. Чтобы
яснее представить себе Ваши идеи, попробуйте воспользоваться символом дерева.
В своих тетрадях запишите следующие утверждения, закончив их :
1 .
Почва
-
это
Ваше
культурное
и
социоэкономическое
окружение.
С о с р е д о т о ч ь т е с ь
н а
т е х
областях, которые Вас больше всего касаются.
Я был воспитан с верой в то, что: работа -это...
деньги-это... религия - это... моя национальность
- это ... моя раса -это ... мужчина - это... женщина
-это .. брак -это...
семья-это...
*
закон - это ...
учеба - это ...
успех -это...
друг - это...
2 .Корни дерева жизни - это Ваше видение фундаментальных вопросов жизни.
Я верю в то, что:
______________Бог существует
___ Бог не существует
______________Я буду существовать после смерти _Со смертью заканчивается все
______________Зло существует
___Зло не существует
_____________Я могу познать истину
____Я не могу познать истину
______________Я свободен
___Я не свободен
______________Я в основном хороший
____Я в основном плохой
______________Люди в основном любящи и ____Люди в основном эгоистичны и
заботливы__ неприветливы
______________Школа приносит радость
____Школа является бременем
Я верю, что моя жизнь происходит от ...
Истина для меня - это ...
Я живу для того, чтобы ...
Каждый день я двигаюсь в направлении ...
3 .Ствол дерева отражает Вашу концепцию человека. Отвечая на следующие вопросы, Вы
выразите свой взгляд на проблему"Что такое человек?" Найдите утверждение, с
которым
Вы согласны, и дайте свои обоснования (приведите в каждом случае свои доводы).
1._____________Я в основном хороший потому, что ...
______________Я в основном плохой потому, что ...
2.____________Я свободен и отвечаю за свои поступки потому, что ...
______________Я зависим и не отвечаю за свои поступки потому, что ...
3.____________Я в основном эгоистичен потому, что ...
______________Я в основном заботлив и добр с другими потому, что ...
4.____________Мои убеждения воздействуют на мою личность потому, что ...
______________Моя личность воздействует на мои убеждения потому, что ...
4.
Ветви дерева - это Ваши этические ценности. Перечислите то, что для Вас
является
наиболее важным, и объясните, почему, например, для Вас важна Ваша
бабушка, или почему для Вас важно доверие между друзьями и т.д.
4.
Цветы символизируют эмоции, которые должно порождать Ваше философское
дерево.
Перечислите основные желательные и нежелательные эмоции, которые Вы испытывали
по отношению к себе, другим и школе.
Желательные
Нежелательные
Я
Другие
Школа
6 .Плоды дерева - это Ваши поступки. Напишите, как Вы обычно ведете себя, выполняя
различные социальные роли и занимаясь различными видами деятельности.
Желательные поступки
Нежелательные поступки
Сын/дочь
Брат/сестра Ученик Гражданин
Религия Работа Спорт Свободное время
** Имейте, пожалуйста, в виду, что Вы не обязаны оглашать содержимое этой тетради в
классе!