Напоминание

конспект урока "Мое древо жизни"


Автор: Болотова Светлана Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ гимназия №30
Населённый пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект урока "Мое древо жизни"
Раздел: полное образование





Назад





Урок: Мое дерево жизни

МОЕ ДЕРЕВО ЖИЗНИ

Цели и задачи урока
: 1. Учащиеся смогут лучше разобраться в своих собственных жизненных взглядах и убеждениях. 2. Учащиеся рассмотрят, как их взгляды и убеждения могут влиять на их жизнь и взаимоотношения с другими людьми. 3. Учащиеся поймут ценность и необходимость самопознания.
Учебный материал
: Текст для чтения "Каким быть?" Образец дерева жизни Домашнее задание
Методические указания:

Примечание:
Учителю следует предварительно рассмотреть образец дерева жизни и самому сделать все задания, прежде чем предлагать их классу. Домашнее задание должно быть выполнено учениками заранее.
1.
Попросите учащихся посмотреть на свое дерево жизни (законченное домашнее задание) и объясните им, что с его помощью они могут исследовать свою жизненную философию и понять, как она влияет на наши отношения с людьми, повседневные поступки, решения.
2.
Попросите учащихся взглянуть на цветы и плоды своего дерева. Спросите их, не хотят ли они исключить из своей жизни нежелательные чувства и поступки. Объясните им, что если плод плох, то это означает, что либо само дерево больно, либо плод разрушается условиями окружающей среды. Применяя эту аналогию к людям, можно установить, что обычно наши нежелательные чувства и поступки являются результатом недостаточного развития: - ветвей (наших этических ценностей); - ствола (наших человеческих концепций); - корней (понимание природы и цели нашего существования).
3.
Предложите учащимся изучить свое дерево жизни и попытаться определить, какие недостатки в его развитии объясняются нежелательными чувствами или поступками. Отметьте, что состояние ветвей зависит от корней и ствола дерева. Л
4.
Напишите на доске следующее утверждение: "Я понимаю, что для улучшения моего внутреннего мира я должен следующим
образом изменить свои взгляды и чувства по отношению к себе и другим..."
5.
Дайте учащимся несколько минут на обдумывание данного утверждения.
6.
Предложите каждому учащемуся изобразить дерево в тетради. Рядом с соответствующими частями дерева - корнями, стволом, ветвями - они должны записать те черты и свойства, которые им хотелось бы изменить. Вы можете нарисовать на доске пример и объяснить, насколько важно понять необходимость исправления причины (точки отсчета) нежелательного поведения, иначе наше дерево будет продолжать приносить плохие плоды. ** Иными словами, мы должны сознавать, что наши внутренние убеждения влияют на наши поступки и отношение к другим людям. Без изменения наших деструктивных навыков мышления не сможет измениться и наше поведение.
7.
Предложите учащимся разделиться на группы по два человека и обсудить то, что каждый из них написал на своем дереве.
8.
Попросите каждого учащегося записать в своей тетради не менее трех качеств идеального человека, которым он хотел бы стать. Затем попросите их подумать, какими качествами должен обладать идеальный мир отношений (с людьми, с природой). Попросите учащихся, работая в парах, объяснить друг другу смысл перечисленных ими качеств. Это поможет им осознать необходимость самосовершенствования.
Домашнее задание. Мое дерево жизни
(должно быть выполнено к данному уроку) Если мы не поймем, какие из исповедуемых нами идей верны, наша внутренняя жизнь станет очень запутанной, и мы превратимся в людей, полностью зависимых от других людей и внешних обстоятельств. Наша жизнь пойдет на самотек, и мы не сможем сделать ее такой, какой хотели бы. Наша главная задача в жизни - создать свое "истинное я", т.е. сформировать из себя человека, управляющего своей жизнью и влияющего на обстоятельства. Данное упражнение поможет Вам лучше понять свои идеи и убеждения через осознание их источника, а также влияние Ваших идей на Ваши поступки. Чтобы яснее представить себе Ваши идеи, попробуйте воспользоваться символом дерева.
В своих тетрадях запишите следующие утверждения, закончив их
:
1
. Почва - это Ваше культурное и социоэкономическое окружение. С о с р е д о т о ч ь т е с ь н а т е х областях, которые Вас больше всего касаются. Я был воспитан с верой в то, что: работа -это... деньги-это... религия - это... моя национальность - это ... моя раса -это ... мужчина - это... женщина -это .. брак -это... семья-это... *
закон - это ... учеба - это ... успех -это... друг - это...
2
.Корни дерева жизни - это Ваше видение фундаментальных вопросов жизни. Я верю в то, что: ______________Бог существует ___ Бог не существует ______________Я буду существовать после смерти _Со смертью заканчивается все ______________Зло существует ___Зло не существует _____________Я могу познать истину ____Я не могу познать истину ______________Я свободен ___Я не свободен ______________Я в основном хороший ____Я в основном плохой ______________Люди в основном любящи и ____Люди в основном эгоистичны и заботливы__ неприветливы ______________Школа приносит радость ____Школа является бременем Я верю, что моя жизнь происходит от ... Истина для меня - это ... Я живу для того, чтобы ... Каждый день я двигаюсь в направлении ...
3
.Ствол дерева отражает Вашу концепцию человека. Отвечая на следующие вопросы, Вы выразите свой взгляд на проблему"Что такое человек?" Найдите утверждение, с которым Вы согласны, и дайте свои обоснования (приведите в каждом случае свои доводы). 1._____________Я в основном хороший потому, что ... ______________Я в основном плохой потому, что ... 2.____________Я свободен и отвечаю за свои поступки потому, что ... ______________Я зависим и не отвечаю за свои поступки потому, что ... 3.____________Я в основном эгоистичен потому, что ... ______________Я в основном заботлив и добр с другими потому, что ... 4.____________Мои убеждения воздействуют на мою личность потому, что ... ______________Моя личность воздействует на мои убеждения потому, что ...
4.
Ветви дерева - это Ваши этические ценности. Перечислите то, что для Вас является наиболее важным, и объясните, почему, например, для Вас важна Ваша бабушка, или почему для Вас важно доверие между друзьями и т.д. 4. Цветы символизируют эмоции, которые должно порождать Ваше философское дерево. Перечислите основные желательные и нежелательные эмоции, которые Вы испытывали по отношению к себе, другим и школе.

Желательные

Нежелательные
Я Другие Школа
6
.Плоды дерева - это Ваши поступки. Напишите, как Вы обычно ведете себя, выполняя различные социальные роли и занимаясь различными видами деятельности.
Желательные поступки

Нежелательные поступки
Сын/дочь Брат/сестра Ученик Гражданин Религия Работа Спорт Свободное время ** Имейте, пожалуйста, в виду, что Вы не обязаны оглашать содержимое этой тетради в классе!


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!