Предметно-развивающая среда формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
Автор: Свиридова Наталья Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37" Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Предметно-развивающая среда формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
Свиридова Наталья Николаевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк
«Здоровье — великое дело как для того,
кто им пользуется, так и для других ».
Карлейль Т.
Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье,
духовное и физическое, которое является главным достоянием человека, делом
не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как от-
сутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной орга-
низации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние
полного социального и духовного благополучия» .
Здоровье детей старшего дошкольного возраста социально обусловлено и за-
висит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье роди-
телей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в об-
разовательном учреждении.
Задачами здорового образа жизни старших дошкольников является воспита-
ние культуры здоровья и привычек здорового образа жизни, формирование си-
стемы понятий, направленных на осознание ребенком своего "Я", возможностей
своего организма, зависимости его здоровья от действий, поступков, привычек.
Эти задачи реализуются во время проведения занятий, бесед, подвижных игр,
исследовательской работы на основе спокойных, доброжелательных взаимоот-
ношений. Формы работы с варьируются: проводятся викторины, экскурсии на
природу, приобщаются к работе родители, большое внимание уделяется инди-
видуальным интересам детей. Следовательно, основная задача здоровьесберега-
ющей педагогики - такой режим труда и отдыха дошкольников, при котором у
1
детей сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего периода за -
нятий. ( рисунок 1 « Формы организации занятий »)
рисунок 1 « Формы организации занятий с детьми дошкольного возраста »
Работа с дошкольниками по здоровьесбережению направлена на формирование
у них адекватных представлений об организме человека (о строении собствен-
ного тела), на осознание ими ценности своей жизни и жизни другого человека,
на формирование потребности в физическом и нравственном самосовершен-
ствовании, в здоровом образе жизни, на привитие навыков профилактики и ги-
гиены , нами определены показатели сформированности ЗОЖ старших до-
школьников, которые представлены таблице 1
Таблица 1
« Уровни сформированности основ и культурно –гигиенических навыков здорового образа
жизни у старших дошкольников »
Уровень
высокий
Ребенок имеет достаточное представление о собственном орга-
низме, знает и понимает взаимосвязь в системе «человек - окру-
жающая среда», осознанно применяет данные знания в повсед-
невной жизни, активно придерживается здорового образа жизни.
2
Самостоятельно выполняет культурно-гигиенические процессы.
средний
Ребенок имеет представления о собственном организме, знает и
понимает взаимозависимость человека и окружающей среды, но
осознанно знания в повседневной жизни не применяет, понижен
интерес к здоровьесберегающей деятельности. КГН сформирова-
ны. При выполнении отдельных культурно-гигиенических про-
цессов обращается за помощью к взрослым
низкий
Ребенок ориентируется в системе основ формирования здорового
образа жизни, но не в полном объеме, нет осознанного примене-
ния этих знаний в повседневной жизни, отсутствует интерес к
здоровьесберегающей деятельности. КГН сформированы слабо.
Не выполняет самостоятельно культурно-гигиенические процес-
сы.
Модель взаимосвязи элементов образа жизни старших дошкольников отражает
взаимодействие различных компонентов среды: трудовой, учебной, бытовой, а
также личностные компоненты: сверстники, воспитатели и родители.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение
для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в дет-
ском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры дове-
рия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление
здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее
духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов. Особое внима-
ние в своей профессиональной деятельности уделяем развитию и обогащению
сенсорной среды группового помещения.
Организационное обеспечение сенсорной среды (СС) предполагает подго-
товку ее оборудования в соответствии с задачами работы педагога. Условно обо-
рудование СС можно разделить на два функциональных блока:
Релаксационный
в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн с шарика-
ми, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и биб-
лиотека релаксационной музыки.
3
Ребенок или взрослый, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять
комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет,
приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу без-
опасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обста-
новке можно проводить психотерапевтическую работу со взрослым и ребенком.
Антивационный
в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами,
сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, мо-байлы (подвешенные
подвижные конструкции, игрушки) и т.д. Дополнительно в него можно вклю-
чить сухой бассейн.
Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддержи-
вают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение обору-
дования этого блока СК направлено на стимуляцию исследовательского интере-
са и двигательной активности.
Организация пространства
Для занятий релаксационными упражнениями необходимо мягкое покры-
тие пола: это важно для освоения так называемой «детской территории» в пси-
хологическом кабинете.
Учитывая специфику задач СК, она должна территориально включать
несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответ-
ствующее оснащение:
Мягкая среда - обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной це-
лью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного
состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных то-
нах.
Мат напольный - нужен для создания мягкой поверхности, на которой
ребенок или взрослый может лежать, сидеть или двигаться. В соответствии с
размерами
помещения
или
«мягкой
зоны»
определяется
количество
матов.
Маты между собой соединяются при помощи липучек со стороны пола.
4
Пуфик-кресло с гранулами (сплодж ) - это сидение, которое служит иде-
альной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму тела.
Сидя на пуфике можно расслабиться, слегка откинувшись назад, и наблюдать за
происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его
и расслабить мышцы спины. Поверхность способствует тактильной стимуляции
соприкасающихся с ним частей тела. Гранулы, наполняющие пуфик, оказывают
мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет лег-
кого точечного массажа.
Детская подушечка с гранулами - подушечка, наполненная полистироль-
ными гранулами, легко может менять форму, ее приятно мять в руках и занятие
с ней может надолго привлечь внимание. Использование подушечек в СК помо-
жет принять человеку любое удобное положение.
Сухой бассейн - это бассейн прямоугольной (или округлой) формы с мяг-
кими стенками, наполненный пластмассовыми шариками. Может использовать-
ся как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, можно принять
комфортную позу и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхно-
сти тела с шариками, наполняющими его, дает возможность лучше чувствовать
свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мы-
шечную релаксацию. Тело в бассейне все время имеет безопасную опору, что
особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно
перемещаться или менять позу, не опасаясь упасть, стукнуться. Передвижение в
подвижных шариках создает прекрасные условия для развития координации
движения в пространстве. Игры в бассейне эмоционально окрашены. Играя,
можно растратить энергию, а затем - откинуться и расслабиться.
Зрительная и звуковая среда - спокойная музыка и медленно меняющие-
ся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и
расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и под-
держивают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции,
стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.
5
Музыкальный центр с набором кассет или CDдисков - музыка является
неотъемлемой частью СС. Положительные эмоциональные переживания во вре-
мя звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы
усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная
музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует
иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирую-
щей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание
музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в СС целесообраз-
но использовать специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом
воды, ветра, пением птиц и т.п.
Висящая
система
«Мелодичный
звон»
(музыка
ветра)
-
основным
направлением
использования
в
СК
системы
«Мелодичный
звон»
является
звукотерапия. Приятные переливы нежных звуков действуют успокаивающе,
способствуют релаксации. Кроме того эти звуки могут служить сигналом для
перехода от одной деятельности к другой, тем самым способствуя переключе-
нию внимания и развитию процессов саморегуляции. В работе с детьми «Мело-
дичный звон» может использоваться для активизации самостоятельных дей-
ствий ребенка, развития познавательного интереса, тренировки дыхания.
Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным
угловым зеркалом из 2-х частей - в прозрачной колонне из прозрачного пла-
стика, заполненной водой резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пу-
зырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся стру-
ях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни
детей ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибра-
цию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается
«мягкой платформой». А «безопасное угловое зеркало» создает неповторимый
оптический эффект расширения пространства.
Звездная сетка с контроллером - сеть, в которую вплетены лампочки.
Она подвешивается к потолку горизонтально (как «Звездное небо») или верти-
кально (как разделительная штора). При помощи контроллера можно задавать
6
режимы: от плавно мерцающего «неба» до бегущих огней. Прекрасное средство
для коррекции психоэмоционального состояния и тренировки двигательного
анализатора.
Переливающиеся цветы - светильник в виде букета цветов (на основе
светооптиче-ских волокон) создают уют в СК. Включите его, и в затемненной
комнате они вдруг «оживут» и начнут плавно переливаться, притягивая взор.
Эффект мерцания с постоянным изменением цветов поражает красотой, привле-
кает внимание и успокаивает.
Светильник «Зеркальный шар» - создает такие же эффекты в темной
комнате, как и «зеркальный шар» с мотором и прожектором, но не подвешивает-
ся к потолку, а ставится на отдельный столик.
Светильник «Пламя» - светильник, имитирующий факел. Пламя костра с
древних времен притягивало человека какой-то тайной. «Холодный огонь» све-
тильника не только полностью имитирует пламя, но его еще можно и потрогать.
Лампа «Вулкан» - внутри этого необычного по форме светильника нахо-
дится расплавленный воск. От общей массы вдруг отрывается шарик и плавно
поднимается, затем медленно опускается и снова сливается с общей массой, об-
разуя
причудливые
формы,
которые
напоминают
бурлящую
вулканическую
лаву. Величавое движение голубых и зеленых шариков разного размера завора-
живает и вызывает разные фантазии.
Светильник «Фонтан света» - настольный светильник, представляю-
щий из себя большой крутящийся пучок оптиковолоконных нитей. Рассыпаю-
щиеся в разные стороны нити напоминают фонтан или салют, создают ра-
достное настроение и притягивают взор. Дополнить зрительную и звуковую
среду можно маленькими зеркальцами и маленькими фонариками для создания
«солнечных зайчиков», вентилятором и различными мобайлами (подвесными
игрушками), подвешенными на некотором расстоянии от вентилятора, кассета-
ми с записями классической музыки, музыкальными инструментами.
7
Тактильная
среда
-
позволяет
освоить
новые
ощущения
и
развить
тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и
улучшает зрительно-моторную координацию.
Сухой душ - шатер из разноцветных атласных лент, закрепленных на
подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз словно струи
воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь
лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают
восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями»
можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных де-
тей.
Игровое тактильное панно «Ежик» - сенсорная панель для рук, пред-
ставляет собой панно из ковролина и съемных деталей. Детали различны по
цвету, форме, материалу. Они дают возможность получения разнообразных
ощущений, способствуя развитию тактильной чувствительности и восприятия в
целом. Вы можете легко придумать игровой сюжет, что важно для занятий с
детьми дошкольного возраста. Ощупывая детали, ребенок учится различать
разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий, круглый -
квадратный, деревянный, пластмассовый и т.п. Все элементы, в том числе голо-
ва и лапки ежика, крепятся к основной панели с помощью липучек. Это позво-
ляет менять местами съемные детали.
Сенсорная тропа для ног - это дорожка из ковролина, на которой с помо-
щью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но
прочной ткани с разными наполнителями. Разнообразие ощущений делает хо-
ждение по дорожке увлекательным для любого возраста. Ходьба по ней полезна
для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскосто-
пия. Для получения лучших ощущений, рекомендуем ходить по дорожке боси-
ком или в тонких носках.
8
Массажные мячи и валики - предназначены для стимуляции тактильной
чувствительности. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мяча и
валики обеспечат вам широкий спектр разнообразных ощущений, которые вы
можете получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредото-
читься на своих ощущениях в то время, как специалист делает легкий массаж.
Среда запахов (воздушная) - в основе лечения запахами (ароматерапии)
лежит принцип воздействия на организм человека из натуральных эфирных ма-
сел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древней-
ших времен. Практически все натуральные эфирные масла обладают ярко выра-
женными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовос-
палительными свойствами, положительно действуют на нервную систему, пси-
хоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммуни-
тета, улучшают работу всех систем организма.
Установка
для
ароматерапии
~ предназначена
для
проведения
соб-
ственно сеансов ароматерапии и для комплексного воздействия на организм че-
ловека. В комплект входят три вида масел. Дополнительно можно приобрести
другие эфирные масла и книгу по ароматерапии. Для каждого человека масла
подбираются индивидуально в зависимости от решаемых задач.
Тесное сотрудничество детского сада и семьи и, а именно – объединение
общих целей, интересов и деятельности необходимо в плане развития гармо-
ничного и здорового ребенка. Именно семья во многом определяет отношение
детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициа-
тивность. Поэтому крайне необходимо активно привлекать родителей к физиче-
скому воспитанию собственных детей. А систематическое, разностороннее пе-
дагогическое просвещение родителей в рамках тесного сотрудничества детского
сада и семьи должно стать хорошей традицией (рисунок2)
9
рисунок 2 « Формы работы с родителями ДОУ »
Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего
поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье ста-
нет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, ро-
дители, общественность.
Для формирования культуры здоровья детей необходимо прежде всего заин-
тересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообще-
ства: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, препо-
давателя в каждом образовательном учреждении.
10
Литература
1. Андреева Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорово-
го образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. пед.
наук //Н.А.Андреева.- Екатеринбург, 2005.– 22 с.
2. Барабаш В.Г. Ценностное отношение к здоровью как психолого-педагогиче-
ская категория// Образование в период детства: традиции, реальность, иннова-
ции. Междунар. научно-практ. конф., Моска-Шадринск,2007. с.8.
3. Кабанов А.А., Габовская Л.П. Анатомия, физиология и гигиена детей до-
школьного возраста. – М.: 1989.
4. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у де-
тей старшего дошкольного возраста. Автореферат, дис. канд. пед. наук // Л.Г.
Касьянова. – Екатеринбург, 2004.
5. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития.
СПб.: Петроградский и К
о
, 1995.
6. Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья
и его компонентов. // Здоровье и образование: МатериалМеждународного кон-
гресса валеологов.-СПб, 1997, 8, с. 8-11.
7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие.-М.: 1996.
8. Шадилитов Ю.Ш. Здоровый образ жизни: социально-гигиенические и эколо-
гические проблемы. – Ташкент: Изд-во им. Ибн Сины, 1991.
11
12