Автор: Моисеева Наталья Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Школа №23 с углублённым изучением отдельных предметов" Населённый пункт: г.о.Балашиха,Московская область Наименование материала: статья Тема: Возможности игры во внеурочной деятельности Раздел: начальное образование
Моисеева Наталья Анатольевна
Важной
задачей
школы
является
формирование
совокупных
универсальных
учебных
действий.
Задача
учителя
во
время
проведения
внеурочных
занятий
-
организовать деятельность учащихся, в ходе которых они приобретают компетенции,
необходимые в жизни.
Организовать деятельность младших школьников можно при помощи игры. Она
необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой. Первые дни
в школе являются трудными для всех без исключения, как бы отлично дети не справлялись
со своими школьными обязанностями, как бы восторженно ни описывали они свою
новую школьную жизнь. А от того, как будет себя чувствовать ребенок в это время,
зависит вся его дальнейшая жизнь.
Занимательная игра помогает активно познавать мир. Игра - коллективное
творческое
дело
игрового,
занимательного
характера,
имеющее
в
своей
структуре
коллективное планирование, коллективную подготовку и осуществление, анализ и оценку.
У игры несколько функций: обучающая, развивающая, коммуникативная,
рефлексивная, даже психотерапевтическая.
С ее помощью развиваются универсальные учебные действия: личностные: навыки
сотрудничества
в
различных
ситуациях,
умение
не
создавать
конфликта
и
находить
выходы
из
спорных
ситуаций;
регулятивные :
выбирать
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
ее
решения,
использовать
речь
для
оформления
результата своего действия;
познавательные-
принять
правила
и
пользоваться
инструкциями,
контролировать
и
оценивать
процесс
и
результат
деятельности;
коммуникативные-
договариваться
о
распределении
функций
и
роли
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное поведение и поведение окружающих, разрешать конфликты на основе учета
интересов и позиций всех участников;
Понятно, что игра возможна с соблюдением некоторых обязательных условий:
-наличие участников;
-наличие правил игры; итога игры;
-наличие игрового пространства и игрового времени;
-наличие сюжета игры;
Педагогические возможности игры во внеурочной деятельности могут быть реализованы
при соблюдении некоторых методических условий.
Прежде всего, ребенок должен быть субъектом деятельности, занимать активную позицию
в
организации
игры.
Перевод
ребенка
на
позицию
субъекта
достигается
путем
предоставления
ему
возможности
свободного
выбора
содержания
форме
игрового
действия, способа взаимодействия с другими, выполняемой роли.
Чтобы обеспечить постоянный и устойчивый интерес учащихся к игре, необходимо
постепенно
увеличивать
объем
информации
и
степень
участия
детей
в
ее
поиске.
Последние исследования нейробиологов показали, что структура и организация детского
мозга меняется на протяжении всей школьной жизни: чем сложнее задачи, поставленные
перед ними, тем быстрее происходит развитие мозга.
Необходимо учесть и психологические особенности детей при использовании игр.
Желание детей участвовать в игре, должно быть основополагающим. В этом и состоит
основная притягательность игры.
Не должно быть никакого принуждения, насилия и авторитарности. Позиция
воспитателя
в
игре
толерантна
-он
является
советчиком,
старшим
координатором,
сторонним наблюдателем.
Весьма важно при выборе познавательных игр опираться на их актуальность и
интересы
детей,
на
уровень
общего
умственного
и
социального
развития,
половые
различия
детей.
Психологами
доказано,
что
знания,
усвоенные
без
интереса,
не
окрашенные
собственным
положительным
отношением,
эмоциями,
не
становятся
полезными. Внимание и запоминание у 6-7 детей слабые, особенно если учение не
захватывает. Поэтому надо, активно вводить в урок и во внеурочную деятельность игры и
игровые моменты. Как известно, всегда легче запомнить то, что интересно.
Воспитателю необходимо помнить, что дети младшего школьного возраста эмоциональны
и впечатлительны, остро реагируют на ситуации школьной жизни, иногда не могут с
достоинством перенести даже маленькое поражение или неудачу.
Грамотно организованная занимательная игра поможет создать положительную и
доброжелательную атмосферу во время проведения внеурочных занятий.