Напоминание

Возможности игры во внеурочной деятельности


Автор: Моисеева Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №23 с углублённым изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г.о.Балашиха,Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Возможности игры во внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад





Моисеева Наталья Анатольевна
Важной задачей школы является формирование совокупных универсальных учебных действий. Задача учителя во время проведения внеурочных занятий - организовать деятельность учащихся, в ходе которых они приобретают компетенции, необходимые в жизни. Организовать деятельность младших школьников можно при помощи игры. Она необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой. Первые дни в школе являются трудными для всех без исключения, как бы отлично дети не справлялись со своими школьными обязанностями, как бы восторженно ни описывали они свою новую школьную жизнь. А от того, как будет себя чувствовать ребенок в это время, зависит вся его дальнейшая жизнь. Занимательная игра помогает активно познавать мир. Игра - коллективное творческое дело игрового, занимательного характера, имеющее в своей структуре коллективное планирование, коллективную подготовку и осуществление, анализ и оценку. У игры несколько функций: обучающая, развивающая, коммуникативная, рефлексивная, даже психотерапевтическая. С ее помощью развиваются универсальные учебные действия: личностные: навыки сотрудничества в различных ситуациях, умение не создавать конфликта и находить выходы из спорных ситуаций; регулятивные : выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, использовать речь для оформления результата своего действия; познавательные- принять правила и пользоваться инструкциями, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; коммуникативные- договариваться о распределении функций и роли в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; Понятно, что игра возможна с соблюдением некоторых обязательных условий: -наличие участников; -наличие правил игры; итога игры; -наличие игрового пространства и игрового времени; -наличие сюжета игры; Педагогические возможности игры во внеурочной деятельности могут быть реализованы при соблюдении некоторых методических условий. Прежде всего, ребенок должен быть субъектом деятельности, занимать активную позицию в организации игры. Перевод ребенка на позицию субъекта достигается путем предоставления ему возможности свободного выбора содержания форме игрового действия, способа взаимодействия с другими, выполняемой роли. Чтобы обеспечить постоянный и устойчивый интерес учащихся к игре, необходимо постепенно увеличивать объем информации и степень участия детей в ее поиске. Последние исследования нейробиологов показали, что структура и организация детского мозга меняется на протяжении всей школьной жизни: чем сложнее задачи, поставленные перед ними, тем быстрее происходит развитие мозга.
Необходимо учесть и психологические особенности детей при использовании игр. Желание детей участвовать в игре, должно быть основополагающим. В этом и состоит основная притягательность игры. Не должно быть никакого принуждения, насилия и авторитарности. Позиция воспитателя в игре толерантна -он является советчиком, старшим координатором, сторонним наблюдателем. Весьма важно при выборе познавательных игр опираться на их актуальность и интересы детей, на уровень общего умственного и социального развития, половые различия детей. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Внимание и запоминание у 6-7 детей слабые, особенно если учение не захватывает. Поэтому надо, активно вводить в урок и во внеурочную деятельность игры и игровые моменты. Как известно, всегда легче запомнить то, что интересно. Воспитателю необходимо помнить, что дети младшего школьного возраста эмоциональны и впечатлительны, остро реагируют на ситуации школьной жизни, иногда не могут с достоинством перенести даже маленькое поражение или неудачу. Грамотно организованная занимательная игра поможет создать положительную и доброжелательную атмосферу во время проведения внеурочных занятий.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!