Мероприятие по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних с реабилитационным компонентом
Автор: Смыкова Марина Вячеславовна Должность: педагог- психолог Учебное заведение: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества" Населённый пункт: Тамбовская область, г.Мичуринск Наименование материала: конспект мероприятия Тема: Мероприятие по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних с реабилитационным компонентом Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОПОРНАЯ ПЛОЩАДКА «ПОДРОСТОК И ОБЩЕСТВО»
Мероприятие по профилактике преступлений и
правонарушений среди несовершеннолетних
(с реабилитационным компонентом)
МИЧУРИНСК 2016
Цель: профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Задачи:
1. воспитание правовой культуры школьников.
2.
развитие
навыков
анализа
правовых
документов
и
ответственности
школьников за свои поступки.
3. формировать умение противостоять негативным явлениям в обществе.
Участники: учащиеся 9-го класса, разделённые на две подгруппы
Время проведения: 1 этап- 60 минут; 2 этап – 20 минут
Оборудование:
листы бумаги для каждой подгруппы, кодекс Российской
Федерации
об
административных
правонарушениях,
уголовный
Кодекс
Российской Федерации, карточки с заданиями-ситуациями.
I ЭТАП
Предварительная бесед а(15 минут)
Педагог:
-Тема нашего мероприятия: «Искру туши до пожара, беду отводи до
удара», как вы её понимаете? О чём мы сегодня с вами будем говорить?
(Легче предупредить правонарушение, чем устранять потом его последствия)
- А как можно предупредить какое-то правонарушение, чтобы его не
совершили ваши одноклассники, какие формы работы вы использовали бы?
(Беседы, лектории, показали бы на эту тему фильм, социальная реклама)
-Верно,
сегодня
мы
с
вами
постараемся
разработать
сценарии
видеороликов
на
тему
предупреждения
правонарушений
и
преступлений
среди подростков. Для начала разберёмся, что такое правонарушение, а что
такое преступление, или это одно и то же?
(Нет.
Правонарушение-это
нарушение
закона,
за
которое
предусмотрено
наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста,
за него наступает административная ответственность).
-Кто же несёт ответственность за ваши действия, если вам нет ещё 16-ти
лет?
(Родители)
-Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершённое
вами административное правонарушение?
(Штраф, предупреждение, могут поставить на учёт в милицию)
-Верно, а где перечислены все административные правонарушения и
указаны
наказания
к
ним?
(КоАП
РФ.
Демонстрируем
кодекс)
Какие
правонарушения
чаще
всего
совершают
подростки?
(Распитие
спиртных
напитков в общественных местах, мелкое хулиганство)
-А за административное правонарушение могут посадить в тюрьму?
( Нет, в тюрьму сажают за преступления.)
-Что такое преступление?
(Это грубое нарушение закона взрослыми людьми и несовершеннолетними,
достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности с 14-и лет)
-Верно, все преступления собраны в УК РФ (демонстрируем кодекс). За
грабежи,
кражи,
разбой,
убийство
и
другие
преступления
наступает
уголовная ответственность с 14-ти лет.
-Какое наказание ждёт подростков за преступление?
(Воспитательно-трудовая колония для малолетних преступников, условная
мера наказания)
Реабилитационный
компонент.
Игра
на
сплочение
коллектива
«На
льдине». В ней могут участвовать 8-10 человек. Ведущий берет стулья в
количестве, соответствующем числу участников, и составляет их вместе. На
образовавшуюся
своеобразную
«льдину»
залазят
участники
тренинга
и
представляют,
что
отправляются
в
путешествие
в
Антарктиду.
Ведущий
имитирует раскол «льдины», постепенно убирая стулья. Задача участников –
продержаться на стульях как можно дольше, стараясь не потерять никого из
членов своей команды.
Игра «Общий брезент». Вся группа должна разместиться (встать) на
кусок
брезента
2
м
(можно
заменить
его
бумагой),
после
каждого
хода
брезент складывают пополам. Он уменьшается, задание остается тем же.
Оказывается,
что
можно
разместиться
на
куске
брезента
размером
с
тетрадный лист: если каждый наступит на него только одним носком, все
игроки крепко возьмутся за руки и откинутся назад.
Комментарий: желательно проводить эту игру на чем-нибудь мягком,
например на матах.
Подготовка к написанию сценария видеоролика (5 минут)
- У каждой подгруппы есть карточка с описанием ситуации, прочитайте и
определите, что у вас – преступление или правонарушение?
1 подгруппа:
Подростки употребляют алкогольные напитки.
-Как классифицировать эти действия?
(Административное правонарушение.)
-Посмотрите
в
КоАП,
какое
наказание
предусматривается
за
это
правонарушение.
(Ст. 20.22 КоАП – наложение административного штрафа на родителей)
2 подгруппа:
Старшеклассники отнимают деньги у второклассников.
-Как классифицировать эти действия?
(Преступление, вымогательство)
Посмотрите в УК, какое наказание предусматривается за это преступление
(Ст. 163 п.1 УК РФ–ограничение свободы до трёх лет, либо арест на срок до
шести месяцев ….)
- Необходимые Законы мы усвоили, всё это нам пригодится при создании
роликов социальной рекламы.
- Что должно быть в социальном видеоролике, каковы его параметры?
1. Обыгранная ситуация
2.
Лозунг-
предупреждение
(яркий,
необычный,
запоминающийся,
поучающий)
3. Хронометраж не должен превышать 30-ти секунд.
Самостоятельная работа (по написанию сценария) ( 30 минут)
Помощь педагога каждой подгруппе, если требуется.
Чтение сценариев и обсуждение (10 минут)
Пример сценария 1.
Экран разделён на две половины (негативная часть - чёрно-белая,
позитивная - цветная): с одной стороны подростки пьяные, хулиганят, с
другой стороны дети занимаются танцами, музыкой. Вопрос на экране
КТО
ТЫ?
Следующий кадр: дети в милиции в наручниках, распивают спиртные
напитки,
с
другой
стороны
учатся,
рисуют,
играют
на
музыкальных
инструментах. Вопрос на экране ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?
Следующий кадр: с одной стороны
осуждённые, с другой стороны
певцы, музыканты. Вопрос на экране КЕМ ТЫ ХОЧЕШЬ СТАТЬ?
Заключительный лозунг на экране У ТЕБЯ ЕСТЬ ВЫБОР!
-Какую мысль хотели донести до окружающих этим видеороликом?
-Отвечает ли сценарий ролика поставленным задачам?
Пример сценария 2.
Трое
старшеклассников
стоят
за
домом
около
школы,
курят,
мимо
проходит
второклассник.
Старшеклассники
спрашивают:
«Есть
что
по
мелочи?» Тот отвечает: «Нет». Старшеклассники хватают ребёнка за рюкзак,
трясут
его,
смеются,
достают
из
кармана
рюкзака
100
рублей,
дают
подзатыльник малышу и со словами: «Будешь вякать, прибьём!» уходят.
Ребёнок поднимает рюкзак, идёт в другую сторону.
Следующий
кадр:
Старшеклассники
расходятся
в
разные
стороны,
одного из них ловят трое мужчин. Спрашивают: «Эй, пацан, есть, что по
мелочи?» На лице парня испуг.
Во весь экран слова: « Ты хочешь это остановить? Начни с себя.»
-Какую мысль хотели донести до окружающих этим видеороликом?
-Отвечает ли сценарий ролика поставленным задачам?
Заключение
-
По
вашим
сценариям
мы
отснимем
ролики
и
просмотрим
их
на
следующей нашей встрече. От каждой подгруппы выберите артистов, кто
будет сниматься в видеороликах, помощников режиссёра.
II ЭТАП
Вступление
-На прошлом мероприятии мы с Вами говорили о преступлении и
правонарушении, вы написали сценарии, некоторые из вас побывали в
роли актёров, режиссёров. Мы отсняли эти видеоролики и сейчас с вами
посмотрим, что получилось.
Просмотр видеороликов
Обсуждение по 1-ому ролику
- В чём смысл этого ролика? Что поняли?
- Вывод из просмотренного ролика
Обсуждение по 2-му видеоролику
- В чём смысл этого ролика?
- Какие выводы сделали?
Заключение
Правонарушение или преступление легко совершить и даже не заметить, что
сделал что-то не так. Но прежде, чем начинать действовать десять раз
подумай: не навредишь ли ты кому-то.