Напоминание

Коммуникативное развитие ребенка средствами коллективных игр в практике работы ДОО


Автор: Меремьянина Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Коммуникативное развитие ребенка средствами коллективных игр в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Коммуникативное развитие ребенка средствами коллективных

игр в практике работы ДОО
Свиридова Наталья Николаевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №37 »,г.Новокузнецк
«
Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения» Сент-Экзюпери А. Общение с детьми и общение детей - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дошкольного детства ребёнок проходит ряд этапов социализации (адаптация к дошкольному учреждению, возникновение потребности ребёнка в общении со сверстниками, умение подчинять своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения). Ребенок - дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких- то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И все это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формирует личные качества ребенка ( рисунок 1) 1
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребёнок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе. Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности. Содержание, сюжеты игры, предпочитаемые ребенком, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения 2
дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения. Ребенок должен соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнерами в игре. Игра развивает у ребенка коммуникативные способности, он должен научиться устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения, а не просто ведет себя так, как захотелось в данную минуту. Он должен быть нежным и заботливым в роли родителя, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца ( рисунок 2) рисунок 2 «Проблемные формы межличностных отношений дошкольников» . В практике своей деятельности использую контактные игры, подвижные игры, объединяющие игры , предлагаю описание некоторых игр для детей. 3

Игра «СЪЕДОБНОЕ — НЕСЪЕДОБНОЕ
» Дети садятся в круг. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Когда слово обозначает несъедобные предметы, мяч не ловится. Ребенок, несправившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово другому ребенку и бросает мяч.
Игра «ПАРОВОЗИК»
На роль водящего — «паровозика» назначается ребенок по желанию. Остальные дети выстраиваются друг за другом, сцепляются руками и передвигаются вместе в направлении, которое выбирает «паровозик». Основная задача — следовать друг за другом, не разъединяясь. Если кто-то из детей отцепляет руки, то «паровозик» останавливается, «поезд» ремонтируют, а «сломанный» вагончик отправляется в «депо».
Игра «ПАРОВОЗИК С КЛОУНАМИ»
Все дети превращаются в «поезд», в котором едут «клоуны». «Клоуны» любят баловаться, веселиться, прыгать, поэтому «поезд» по сигналу взрослого (гудок) останавливается, «вагончики» разъезжаются в разные стороны, дети падают. Основная задача — при падении быть внимательным к окружающим детям, стараться их не задеть. После того как «поезд» отремонтируют, игра продолжается.
Игра «КТО ПОЗВАЛ?»
Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому- либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий: «Кто позвал 4
тебя?» Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего. В процессе этой игры дети лучше узнают друг друга и запоминают имена. Игра способствует сближению ребят, развивает внимание, память, упражняет слуховой анализатор.
Игра «ИГОЛОЧКА И НИТОЧКА»
Участники игры становятся друг за другом. Первый «иголочка» . Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.
Игра «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит» хвост), то на место головы дракона встает другой ребенок.
Игра «СМЕЛЫЕ МЫШКИ»
Выбирается водящий — «кот», остальные дети — «мыши». «Кот» сидит (стоит) и наблюдает за «мышками». С началом стихотворного текста, который произносит ведущий вместе с детьми, мышки делают несколько шагов по направлению к кошачьему домику. Слова: «Вышли мышки как-то раз Посмотреть, который час. Раз - два - три - четыре, Мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон! Бом - бом - бом - бом! 5
Убежали мышки вон». Во время произнесения стихотворения мышки подходят к коту ближе, выполняют движения, соответствующие тексту. Услышав последнее слово, мышки убегают, а кот их ловит. Пойманные мышки выходят из игры.
Игра «ЛЕТАЕТ — НЕ ЛЕТАЕТ»
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался — платит фант, который в конце игры выкупается.
Игра «ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛИ»
Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили». Другие дети — «воробушки». Ведущий подает сигналы для «автомобиля» (гудок) и для «воробушков» («летите воробушки»). По своему сигналу «автомобили» и «воробушки» выходят из домиков и бегают. Чтобы ожидание выхода не было для детей утомительным, в игру вводят дополнительные действия: «воробьи» чистят перышки, чирикают, а машины заправляются бензином. Ведущий следит, чтобы «воробушки» вовремя прятались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лапки. При повторении игры роли могут поменяться.
Игра «ПОЙМАЙ РЫБКУ»
Часть детей стоят в кругу, держась за руки («сети»). Остальные дети — «рыбки» «плавают» (бегают, прыгают) внутри круга, «выплывают» из него (подлезают под сцепленными руками детей). По сигналу взрослого: «Сети!» — дети, держащиеся за руки, садятся. Кто из «рыбок» остался в кругу, того и «поймали». Игра может проводиться под музыку. 6

Игра «ПЧЕЛКИНЫ ПЕСНИ»
Все дети превращаются в «пчелок», которые «летают» (бегают) с громкими песнями (ж-ж-ж). По сигналу взрослого: «Ночь!» — «пчелки» садятся, замолкают и «засыпают». По сигналу: «День!» — «пчелки» вновь «летают» и громко распевают свои песни - жужжалки.
Игра «ПЧЕЛКИНЫ ШАЛОСТИ»
«Пчелки» «летают» (бегают) с цветка на цветок (используются обручи, кубики и т.п.). Они трудятся, собирают нектар. Но пчелкам очень хочется пошалить. И тогда они «летают» (бегают, прыгают) друг за другом, забыв о работе. Но «главная пчела» (ведущий) не разрешает отвлекаться. Когда замечает нарушителей, «подлетает» к ним и «сажает» на свой большой цветок.
Игра «КОЛЕЧКО»
Дети стоят в кругу, а водящий внутри круга. Он держит в ладонях колечко, которое незаметно пытается передать кому - то из детей. Ладошками, сложенными в лодочку, водящий по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. А тот, кому досталось колечко, не выдает себя. По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» — ребенок с колечком выбегает в центр круга и становится водящим. Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают в круг. И игру продолжает прежний водящий. Коллективная игра требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра особо требовательна к развитию речи ребенка: он должен объяснить, во что и как хотел бы играть, договориться со сверстником. Поэтому те дети, которые начинают поздно говорить, или их речь имеет нарушения, испытывают трудности в играх со 7
сверстниками. В таких случаях следует как можно быстрее подключать специалистов и выявлять причины нарушения. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Благодаря игре личность ребенка совершенствуется: (таблица1) таблица1 « Совершенствование личности ребенка в игре »


сфера

результат

1.
Развивается мотивационно - потребностная сфера: Возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (
происходит

соподчинение

мотивов).

2.
Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: Ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, е го п о з и ц и ю . Р е б е н к у н е о б х о д и м о согласовывать свои действия с действиями персонажа — партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми,
с п о с о б с т в у е т

р а з в и т и ю

самосознания

и

самооце нки

у

дошкольника

3.
Развивается произвольность поведения: Разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает р е бе н ку
постигать

и

учитывать

нормы и правила поведения.
8

4.
Развиваются умственные действия: формируется план представлений,
р а з в и в а ю т с я

с п о с о б н о с т и

и

творческие возможности ребенка
Сформированность сюжетной игры у дошкольника позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкую сферу действительности, далеко выходящую за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д. Список литературы:
1.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1997. – 210.
2.
Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: Ст. дошкол. возраст/ А. Арушанова // Дошкол. воспитание. -1998. -N 6. - C. 86-89
3.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии - 1966. -№ 6. - С. 62—76.
4.
Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада: [В рамках программы " Развитие речи "]/ О. Гаврилушкина // Ребенок в дет. саду. -2003. Методика. -N 2. - C. 12-16
5.
Клименкова О. Игра как азбука общения : Из опыта работы: [Дет. сад N 15
«
Солнышко »г. Нижневартовска]/ О. Клименкова // Дошкол. воспитание. -2002. -N 4. - C. 7-13
6.
Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Лисиной М.И.) - М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
7.
Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) 9
/Сост. Е.Н. Тверитина, Л.С. Барсукова. Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 120 с.
8.
Сухина Е.М. Программа «Развития навыков межличностного взаимодействия и коммуникативной компетентности у дошкольников» - Томск, 2002.
9.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. - М.:
«
Академия », 1996. - 336с. - Главы 3-8; 9-14; 15-21
10.
Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. – 157 с.
11.
Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Просвещение, 1978. - 304 с.
12.
Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. -1999. -N 9. - C. 10-29 10


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!