Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем, как средство патриотического воспитания дошкольников
Автор: Рахманова Алла Андреевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №46 Населённый пункт: Ставропольский край, г. Невинномысск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем, как средство патриотического воспитания дошкольников Раздел: дошкольное образование
дошкольников
В
д о ш ко л ь н о м
в о з р а с т е
н ач и н а е т
ф о р м и р о в ат ь с я
ч у в с т в о
патриотизма:
любовь
и
привязанность
к
Родине,
преданность
ей,
ответственность
за
не,
желание
трудиться
на
ее
благо,
беречь
и
умножать
богатства.
Любовь
к
Отчизне
начинается
с
любви
к
своей
малой
родине
-месту,
где
родился
человек.
Знакомясь
с
родным
городом,
его
достопримечательностями,
ребенок учится
осознавать
себя
живущим
в
определенный
временной
период
и
в
то
же
время
приобщаться
к
богатством
национальной
и
мировой
культуры.
Успешность
развития
дошкольников
при знакомстве
с
родным
краем
станет
возможной
только
при
условии
их
активного
взаимодействия
с
окружающим
миром
эмоционально-практическим
путем,
то
есть
через
игру ,
предметную деятельность,
общение,
труд.
Предлагаемые дидактические игры
по
краеведению
для
детей
подготовительной
к
школе
группы
«Прогулка
по
городу»,
«Поедем
в
край
родной»,
помогут
организовать
и
интере сно
п р о в е с т и
совместную
деятельность
педагога
с
детьми.
Дидактическая
игра
Прогулка
по
городу
.
Для
детей
подготовительной
к
школе
группы.
Цель:
закрепить
знания
детей
об
улицах
ближайшего
к
детскому
саду
микрорайона
и расположенных
на
них
зданий.
Задачи:
1.Расширять
представления
детей
о
зданиях
и
их
назначении.
2.
Закреплять
правила
безопасного
поведения
на
улице.
3.Закреплять
и
расширять
пространственные
представления
(слева,
справа,
перед,за,
между,
рядом,
напротив,
посередине
и
т.
д.)
4.Развивать
связную
монологическую
речь.
5.Воспитывать
любовь
и
уважение
к
родному
городу.
Комплектность:
Игровое
поле
–
зеленого
цвета,
на
которой
серым
цветом
обозначены
схемы
автомобильных
дорог
со
светофорами
и
зеленой
зоной;
фотографии
(5х6)
городских
заведений
и
учреждений
(10-15
шт.),
ближайших
к
детскому саду; постоянные
объекты
(ориентиры)
на
игровом
поле
–
аэропорт,
памятник
Александру,
Цирк.
Остальные
фотографии
зданий
крепятся;
карты
со
стихами-загадками
–
10-15
шт.;
кубики
с
наклеенными
на
каждую
грань
фотографиями
учреждений
-
3
шт.; фигурка
человечка
-
1
шт.;
фотографии
Иркутска
разрезанные
в
форме
мозаики.
В
игре
может
участвовать
как
один
ребенок,
так
и
подгруппа
детей
-
3-
5 чел.
Предварительная
работа
:
-
Экскурсии
на
близлежащие
улицы.
Рассматривание
расположенных
на
ней
зданий
.
Беседа
о
том,
что
можно
увидеть,
открыв
дверь
заведения,
для
чего
оно
предназначено.
-
Рассматривание
фотоальбома
Иркутска.
Сравнение
больших
фотографий
с
маленькими
карточками
игры.
-
Знакомство
с
игровым
полем
-
схемой
ближайших
улиц.
Варианты
игры:
1
вариант
–
«Найди
улицу»
.
Ребенку
предлагается
поставить
фигурку
человечка
на
ту
улицу,
которую
назовет воспитатель.
(Все
здания
находятся
на
игровом
поле).
2
вариант
–
«Загадки
на
улицах
города».
В
игре
участвуют
игровое
поле
и
карточки-стихи.
Воспитатель
раздает
играющим
детям фотографии,
читает
стихи-загадки,
а
дети
отгадывают,
о
каком
заведении
идет
речь.
Ребенок,
у которого
находится
фото
загаданного
здания,
помещает
его
на
игровое
поле.
Добиваться использования
в
речи
пространственных
терминов.
Вначале
можно
загадывать
наиболее
знакомые,
ближайшие
к
детскому
саду
объекты.
3
вариант
–
«Доберись
до
дома».
Ребенку
предлагается
определить
на
игровом
поле
местоположение
своего
дома
-поставить
туда
фигурку
человечка.
Задание
-
описать
путь движения от дома до детского сада и обратно,
соблюдая
правила
дорожного
движения.
4
вариант
–
«Подскажи
дорогу».
В
игре
участвуют
игровое
поле
со
всеми
закрепленными
на
нем
объектами
и
кубики
с фотографиями.
Ребенок
бросает
кубик.
Задание
-
объяснить
дорогу
от
детского
сада
до
выпавшего
на
кубике
заведения,
соблюдая правила
дорожного
движения.
5
вариант
–
«Что
перепутано?»
Воспитатель
намеренно
неправильно
расставляет
фотографии
зданий
на
игровом
поле.
Детям
предлагается
исправить
ошибки,
комментируя
свои
действия.
6
вариант
–
«Дополни
картинку».
Детям
дается
задание
вместе
с
родителями
прогуляться
по
ближайшим
к
детскому
саду улицам
-
Советской,
территории
ИВВАИУ,
пер.Космическому
-
и
найти
на
них
заведения,
которые
не
встречаются
в игре .
7
вариант
–
«Собери
мозаику»
Разрезанные
фрагменты
фотографий
перемешиваются,
детям
предстоит
правильно
собрать
изображение
и
объяснить
где
оно
находится
и
для
чего
предназначено.
Дидактическая
игра
Поедем
в
край
родной.
Для
детей
подготовительной
к
школе
группы.
Цель:
Уточнение
представлений
детей
о
растительном
и
животном
мире
Иркутской
области,
Южных
стран.
Задачи:
1.
Расширять
представления
детей
о
своеобразии
животного
и
растительного
мира
в зависимости
от
природной
зоны.
2.
Развивать
связную
монологическую
речь
дошкольников.
3.
Упражнять
детей
в
классификации
объектов
природы.
4.
Закреплять
знания
детей
о
символике
Иркутска,
о
крупных
городах
Иркутской области.
5.
Воспитывать
любовь
к
родному
краю.
Игровой
материал:
Изображения
двух
паровозов:
один
-
с
гербом
Иркутска,
второй
-
с
эмблемой
южных
стран;
Изображения
шести
вагонов;
3 комплекта картинок: животные( 10 шт.), ягоды ( 6 шт.), деревья ( 6
шт.)
Иркутска;
3
комплекта
картинок:
животные
(10
шт.).
фрукты
(
6
шт.),
деревья
( 5 шт.) южных стран;
Карта
Иркутской
области.
Игровые
действия:
1.
Отбирать
и
ставить
в
карман
вагона
только
те
карточки,
которые
соответствуют выполнению
задания;
2.
Рассказывать
об
особенностях
среды
обитания
животных,
о
месте
произрастания деревьев,
фруктов,
ягод;
3.
Аргументировано
доказывать,
почему
объект
не
может
ехать
в
Иркутск,или
на
юг
(связать с
особенностями
внешнего
вида,
питания
животного,
условиями
произрастания
фруктов
и
т.
д.)
Игровые
правила
:
Предварительный
сговор
двух
играющих:
какой
вариант
игры выбрать,
кто
куда
повезет
объекты.
Думать,
не
мешать
друг
другу,
в
случае
необходимости
- помогать.
Варианты
игры:
1
вариант
.
«Кто
куда»
Перед
ребенком
на
столе
лежат
2
паровоза
с
вагонами,
картинки
с
изображением
одного
вида
объектов
(животные
или
деревья,
ягоды,
фрукты).
Задание:
отобрать объекты
по
природным
зонам
и
в
зависимости
от
этого
посадить
их
либо
в
состав
с
гербом Иркутска,
либо - с эмблемой южных стран.
2
вариант
.
«Классификатор»
Предложить
детям
все
картинки
сразу,
паровоз
с
тремя
вагонами.
задание :
в
соответствии
с
символикой
паровоза
(вспомнить,
рассказать,
что
она
означает)
в
первый
вагон посадить
животных;
во
второй
-
ягоды
или
фрукты,
в
третий
-
деревья,
т.е.
классифицировать
объекты.
3
вариант
.
«Исправь
ошибк.»
Воспитатель
заранее
расставляет
картинки
в
карманы
вагонов,
намеренно допуская
ошибки.
Задание:
исправить
ошибки,
аргументировано
объясняя
свой
ответ
(например: почему бегемот
не
может
жить
в
Иркутской
области.
Связать
с
особенностями
внешнего
вида,
образа
жизни, питания).
4
вариант
«Необыкновенное
путешествие».
Участвуют
все
картинки
с
животными
и
карта
Иркутской
области.
Все
животные
едут из
Иркутска
на
север
области.
Проследить
по
карте,
какие
крупные
города
встречаются
по
пути
Задание:
высадить
животного
в
том
городе,
в
названии
которого
первый
звук
совпадает
с
первым
звуком
в
названии животного.
(Например: в Братске - белку, бурундука, в Видиме –волка,
и т.д.)
5
вариант
.
«Нужная
остановка».
В
игре
участвуют
картинки
с
животными
Сибири
с
изображением
разного
количества объектов
и
карта
Иркутской
области.
Задание:
высадить
на
первой
остановке
животных, путешествующих
по
-одному,
на
второй
-
подвое
и
т.д.
Назвать
станцию,
на
которой
вышло
наибольшее
число
пассажиров.