Календарно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования и схематизации в группе для детей с ОНР.
Автор: Кузнецова Марина Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад№2 "Ромашка" Населённый пункт: г.Данков,Липецкой области Наименование материала: Методическая разработка Тема: Календарно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования и схематизации в группе для детей с ОНР. Раздел: среднее профессиональное
Календарно-тематический план коррекционно-образовательной
деятельности по развитию связной речи с использованием метода
наглядного моделирования и схематизации в группе для детей с ОНР.
Календарно-тематический план коррекционно-образовательной
деятельности по развитию связной речи с использованием метода
наглядного моделирования и схематизации в старшей группе для детей с
ОНР I период обучения (сентябрь – ноябрь)
№
Тема коррекционно-
образовательной
деятельности
кол-
во,
вид
К-ОД
Программное
содержание
Моделировани
е
1
Воспроизведение
рассказа,
составленного по
демонстрируемым
действиям.
1
Подгр
.
Развитие умения
воспроизводить
рассказ на основе
впечатлений от
продемонстрированн
ых действий, их
анализа и образца
логопеда;
познакомить детей с
понятием
“РАССКАЗ”; развитие
умения отличать
рассказ от набора
отдельных слов или
логически не
связанных
предложений.
“Кольца
Луллия”.
“Составь
предложение”.
2
Составление рассказа
по следам
продемонстрированн
ых действий.
1
Подгр
.
Развитие умения
составлять рассказ на
основе впечатлений
от
продемонстрированн
ых действий, их
анализа и отбора
точных языковых
средств; отвечать на
вопросы фразой из
трех – четырех слов;
контролировать
последовательность
изложения при
помощи логопеда.
Обогащение и
активизация
словарного запаса.
Карточки
признаков.
Пособие
“Составь
предложение”.
3
Составление рассказа
по следам
продемонстрированн
ых действий.
1
Подгр
.
Продолжать развивать
умение составлять
рассказ на основе
впечатлений от
продемонстрированн
ых действий, их
анализа и отбора
точных языковых
средств; отвечать на
вопросы фразой из
трех – четырех слов;
контролировать
последовательность
изложения при
помощи логопеда.
Обогащение и
активизация
словарного запаса.
Пособие “Что
мы делаем”.
Модель
рассказа,
состоящая из
таблицы с
фотографиями
детей, карточки
“действие” и
предметной
картинки.
Далее
вставляем
карточки-
признаки.
4
Пересказ текста с
использованием
1
Развитие умения
воспроизводить
Предметные
картинки для
магнитной доски.
Подгр
.
рассказ на основе
образца и наблюдения
за действиями
логопеда с
предметными
картинками; в
процессе
рассказывания
контролировать
последовательность,
непрерывность,
громкость и
внятность изложения
при помощи
логопеда.
Обогащение,
уточнение и
активизация
словарного запаса.
действия с
ними.
5
Пересказ текста с
использованием
магнитной доски.
1
Подгр
.
Продолжать развивать
умение
воспроизводить
рассказ на основе
образца и наблюдения
за действиями
логопеда с
предметами –
заместителями по
признаку цвета,
размера и формы; в
процессе
рассказывания
контролировать
последовательность,
непрерывность,
громкость и
внятность изложения
при помощи
логопеда.
Обогащение,
уточнение и
Предметы –
заместители по
признаку цвета,
размера и
геометрической
формы.
активизация
словарного запаса.
6
Пересказ текста с
использованием
магнитной доски.
1
Подгр
.
Продолжать развивать
умение
воспроизводить
рассказ на основе
образца и наблюдения
за действиями
логопеда с
предметами –
заместителями по 1
признаку (цвета,
размера или
геометрической
формы); в процессе
рассказывания
контролировать
последовательность,
непрерывность,
громкость и
внятность изложения
при помощи
логопеда.
Обогащение,
уточнение и
активизация
словарного запаса.
Предметы –
заместители по
1 признаку:
цвета, размера
или
геометрической
формы.
II период обучения (декабрь – март)
1
Пересказ
текста с
использование
м серии
сюжетных
картин.
1
Подгр
.
Развитие умения
анализировать и
пересказывать текст,
используя наглядную
опору в виде серии
сюжетных картин,
подбирать адекватные
языковые средства (точные
слова, четкие
предложения, связующих
звеньев частей рассказа).
Закрепление умения
отвечать на вопросы
развернутой фразой из 3-5
слов, самостоятельно
контролировать
непрерывность, громкость
и внятность изложения.
Обогащение и активизация
словарного запаса.
“Путешествие с
признаками”.
“Мнемодорожки”
.
2
Пересказ
текста с
использование
м серии
сюжетных
картин.
1
Подгр
.
Продолжать развивать
умение анализировать и
пересказывать текст,
используя наглядную
опору в виде серии
сюжетных картин,
подбирать адекватные
языковые средства (точные
слова, четкие
предложения, связующих
звеньев частей рассказа).
Закрепление умения
отвечать на вопросы
развернутой фразой из 3-5
слов, самостоятельно
контролировать
непрерывность, громкость
и внятность изложения.
Обогащение и активизация
словарного запаса.
Кольца Луллия
“Что сначала, что
потом?”
Совместно с
логопедом
составление
схемы рассказа.
3
Составление
рассказа с
использование
м серии
сюжетных
картин.
1
Подгр
.
Развитие умения
составлять рассказ по
серии сюжетных картин,
подробно анализировать их
содержание с
установлением
простейших причинно-
следственных
закономерностей.
Продолжать развивать
умение подбирать
адекватные языковые
средства (особенно слова-
действия и слова-
признаки). Закрепление
умения самостоятельно
контролировать в процессе
рассказывания
последовательность,
непрерывность, громкость
и внятность изложения.
Обогащение, уточнение и
активизация словарного
запаса.
“Опиши объект”.
Схема рассказа.
4
Составление
рассказа с
использование
м серии
сюжетных
картин.
1
Подгр
.
Развитие умения
составлять рассказ по
серии сюжетных картин,
подробно анализировать их
содержание с
установлением
простейших причинно-
следственных
закономерностей.
Продолжать развивать
умение подбирать
адекватные языковые
средства (особенно слова-
действия и слова-
признаки). Закрепление
умения самостоятельно
контролировать в процессе
“Дорожка
признаков”.
Схема рассказа.
рассказывания
последовательность,
непрерывность, громкость
и внятность изложения.
Обогащение, уточнение и
активизация словарного
запаса.
5
Составление
рассказа с
использование
м серии
сюжетных
картин.
1
Подгр
.
Развитие умения
составлять рассказ по
серии сюжетных картин,
подробно анализировать их
содержание с
установлением
простейших причинно-
следственных
закономерностей.
Продолжать развивать
умение подбирать
адекватные языковые
средства (особенно слова-
действия и слова-
признаки). Закрепление
умения самостоятельно
контролировать в процессе
рассказывания
последовательность,
непрерывность, громкость
и внятность изложения.
Обогащение, уточнение и
активизация словарного
запаса.
“Поезд времени”.
Схема рассказа.
6
Составление
рассказа с
использование
м серии
сюжетных
картин.
1
Подгр
.
Развитие умения
составлять рассказ по
серии сюжетных картин,
подробно анализировать их
содержание с
установлением
простейших причинно-
следственных
закономерностей.
Продолжать развивать
умение подбирать
адекватные языковые
средства (особенно слова-
действия и слова-
признаки). Закрепление
умения самостоятельно
контролировать в процессе
рассказывания
последовательность,
непрерывность, громкость
и внятность изложения.
Обогащение, уточнение и
активизация словарного
запаса.
“Шифровщики”.
Схема рассказа.
7
Составление
сравнительного
рассказа об
объектах с
использование
м схемы.
1
Подгр
.
Развитие умения выделять
наиболее существенные
признаки объектов;
составлять по плану- схеме
сравнительный рассказ о
животных. Обогащение,
уточнение и активизация
словарного запаса.
“Составление
загадок”.
Схема
составления
сравнительного
рассказа о
животных.
8
Пересказ
рассказа,
составленного
по сюжетной
картинке.
1
Подгр
.
Развитие умения
анализировать и
пересказывать текст,
используя наглядную
опору в виде одной
сюжетной картины,
подбирать адекватные
языковые средства (точные
слова, четкие
предложения, связующих
звеньев частей рассказа).
Закрепление умения
отвечать на вопросы
развернутой фразой из 3-5
слов, самостоятельно
контролировать
непрерывность, громкость
и внятность изложения.
“Умные
планшеты”.
Мнемодорожка
9
Пересказ
рассказа,
составленного
по сюжетной
картинке.
1
Подгр
.
Развитие умения
анализировать и
пересказывать текст,
используя наглядную
опору в виде одной
сюжетной картины,
подбирать адекватные
языковые средства (точные
слова, четкие
предложения, связующих
звеньев частей рассказа).
Закрепление умения
отвечать на вопросы
развернутой фразой из 3-5
слов, самостоятельно
контролировать
непрерывность, громкость
и внятность изложения.
“Волшебные
слова” (цветной
вариант).
Мнемотаблица.
III период обучения (апрель – май)
№
Тема
коррекционно-
образовательно
й деятельности
кол-
во,
вид
К-ОД
Программное
содержание
Моделировани
е
1
Составление
рассказа по
сюжетной
картине.
1
Подгр
.
Развитие умения
составлять рассказ,
опираясь на
наглядную опору в
виде одной
сюжетной картины,
подбирать
адекватные
языковые средства
(точные слова,
четкие предложения,
связующих звеньев
частей рассказа).
Закрепление умения
отвечать на вопросы
развернутой фразой
из 3-5 слов,
самостоятельно
контролировать
непрерывность,
громкость и
внятность
изложения.
“Составь
предложение”.
Мнемодорожки.
2
Составление
рассказа по
сюжетной
картине.
1
Подгр
.
Развитие умения
составлять рассказ,
опираясь на
наглядную опору в
виде одной
сюжетной картины,
подбирать
адекватные
языковые средства
(точные слова,
“Системный
оператор” (5
экранов).
Составление
сложных слов с
использованием
схемы.
четкие предложения,
связующих звеньев
частей рассказа).
Закрепление умения
отвечать на вопросы
развернутой фразой
из 3-5 слов,
самостоятельно
контролировать
непрерывность,
громкость и
внятность
изложения.
Совместное с
логопедом
составление
схемы - плана
рассказа.
3
Составление
рассказа по
сюжетной
картине.
1
Подгр
.
Развитие умения
составлять рассказ,
опираясь на
наглядную опору в
виде одной
сюжетной картины,
подбирать
адекватные
языковые средства
(точные слова,
четкие предложения,
связующих звеньев
частей рассказа).
Закрепление умения
отвечать на вопросы
развернутой фразой
из 3-5 слов,
самостоятельно
контролировать
непрерывность,
громкость и
внятность
изложения.
“Системный
оператор” (5
экранов).
“Расскажи про
нового соседа”.
Совместное с
логопедом
составление
схемы - плана
рассказа.
4
Составление
рассказа по
1
Развитие умения
составлять рассказ,
“Путешествие
по миру”.
сюжетной
картине.
Подгр
.
опираясь на
наглядную опору в
виде одной
сюжетной картины,
подбирать
адекватные
языковые средства
(точные слова,
четкие предложения,
связующих звеньев
частей рассказа).
Закрепление умения
отвечать на вопросы
развернутой фразой
из 3-5 слов,
самостоятельно
контролировать
непрерывность,
громкость и
внятность
изложения.
Составление
схемы - плана
рассказа.
5
Составление
рассказа по
сюжетной
картине.
1
Подгр
.
Развитие умения
составлять рассказ,
опираясь на
наглядную опору в
виде одной
сюжетной картины,
подбирать
адекватные
языковые средства
(точные слова,
четкие предложения,
связующих звеньев
частей рассказа).
Закрепление умения
отвечать на вопросы
развернутой фразой
из 3-5 слов,
самостоятельно
контролировать
непрерывность,
“Придумаем
рифмованные
строчки”.
схемы.
Составление
схемы - плана
рассказа.
громкость и
внятность
изложения.
Календарно-тематический план коррекционно-образовательной
деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе для
детей с ОНР
I период обучения (сентябрь – декабрь)
№
Тема
коррекционно-
образовательно
й деятельности
кол-
во,
вид
К-ОД
Программное
содержание
Моделирование
1
Пересказ
рассказа с
использованием
серии сюжетных
картин.
1
подгр
.
Учить пересказу рассказа,
используя в качестве
наглядной опоры серию
сюжетных картин.
Мнемотаблица.
“Системный
оператор” (9
экранов)
2
Пересказ
рассказа с
использованием
серии сюжетных
картин (с
элементами
творчества)
1
подгр
.
Продолжать учить
пересказу рассказа
используя, в качестве
наглядной опоры серию
сюжетных картин.
“Солнышко”.
Схема рассказа.
3
Составление
рассказа с
использованием
серии сюжетных
1
подгр
.
Учить составлять рассказ,
используя в качестве
наглядной опоры серию
сюжетных картин.
“Волшебные
слова” (черно-
белый вариант).
картин (с
элементами
творчества)
Развивать логичность,
связность,
последовательность
высказывания.
Составление
схемы рассказа
совместно с
логопедом.
4
Составление
рассказа с
использованием
серии сюжетных
картин (с
элементами
творчества)
1
подгр
.
Совершенствовать
умение составлять
рассказ, используя в
качестве наглядной
опоры серию сюжетных
картин. Учить связности,
непрерывности,
логичности
высказывания.
“Составь
предложение”.
Составление
схемы рассказа
совместно с
логопедом.
5
Составление
рассказа по
серии сюжетных
картин (Картины
с проблемным
сюжетом для
развития
мышления и
речи)
1
подгр
.
Учить связности,
непрерывности,
логичности
высказывания. Развивать
творческие способности
детей, побуждая их
придумывать различные
варианты событий
“Поезд
времени”.
Схема
составления
рассказа.
6
Составление
рассказа по
серии сюжетных
картин (Картины
с проблемным
сюжетом для
развития
мышления и
речи)
1
подгр
.
Учить составлять рассказ,
используя в качестве
наглядной опоры серию
сюжетных картин. Учить
связности,
непрерывности,
логичности
высказывания.
“Волшебные
слова”.
Самостоятельно
е составление
схемы рассказа.
7
Составление
рассказа по
одной сюжетной
1
Учить составлять рассказ,
используя в качестве
наглядной опоры
Мнемодорожка.
картине (с
элементами
творчества)
подгр
.
сюжетную картину.
Учить связности,
логичности
высказывания.
8
Составление
рассказа по
одной сюжетной
картине (с
элементами
творчества)
1
подгр
.
Закреплять умение
составлять рассказ,
используя в качестве
наглядной опоры
сюжетную картинку.
“Путешествие
по миру”.
Составление
схемы рассказа
совместно с
логопедом.
9
Составление
описательного
рассказа с
использованием
схемы
1
подгр
.
Учить детей описывать
игрушки, используя
схему, выделяя
характерные признаки:
цвет, форму, материал,
величину, части, действия
с игрушкой; развивать
навык связности,
последовательности
высказывания.
“Придумаем
рифмованные
строчки”.
Схема
составления
описательного
рассказа об
игрушке.
10
Составление
описательного
рассказа с
использованием
схемы
1
подгр
.
Закреплять умение детей
описывать игрушки,
используя схему, выделяя
характерные признаки:
цвет, форму, материал,
величину, части, действия
с игрушкой; развивать
навык связности,
последовательности
высказывания.
“Круги Луллия”.
Схема
составления
описательного
рассказа об
игрушке.
11
Составление
описательного
рассказа с
1
Учить детей составлять
описательные рассказы о
животном, используя
“Волшебные
слова”.
использованием
схемы
подгр
.
план-схему, закрепить
навык самоконтроля за
произношением в
самостоятельной речи.
Схема
составления
описательного
рассказа о
животном.
12
Составление
описательного
рассказа об
одежде с
использованием
схемы
1
подгр
.
Совершенствовать
умение составлять
описательные рассказы
об одежде, используя
план-схему, закрепить
навык самоконтроля за
произношением в
самостоятельной речи.
“Шифровщики”.
Схема
составления
описательного
рассказа о
животном.
13
Инсценировка
рассказа
(сказки),
составленного по
серии сюжетных
картин
1
подгр
.
Закреплять умения
самостоятельного
высказывания;
совершенствовать умения
строить грамматически
правильно 4-5-словные
предложения,
действовать в
соответствии с ролью.
Составление
плана рассказа
совместно с
логопедом.
14
Инсценировка
рассказа
(сказки),
составленного по
серии сюжетных
картин
1
подгр
.
Закреплять умения
самостоятельного
высказывания;
совершенствовать умения
строить грамматически
правильно 4-5-словные
предложения,
действовать в
соответствии с ролью.
Самостоятельно
е составление
плана - схемы
рассказа.
II период обучения (январь – май)
№
Тема
коррекционно-
образовательной
деятельности
кол-
во,
вид
К-ОД
Программное
содержание
1
Пересказ сказки по
опорным
картинкам
1
подгр.
Продолжать учить
связности, полноте,
логичности и
непрерывности
пересказа, используя в
качестве плана опорные
картинки.
Пересказ сказки Э.
Успенского “Привет
мартышки” по опорным
картинкам.
“Сложные
слова”.
Опорные
картинки.
2
Пересказ сказки по
опорным
картинкам
1
подгр.
Продолжать учить
связности, полноте,
логичности и
непрерывности
пересказа, используя в
качестве плана опорные
картинки.
Пересказ сказки Э.
Успенского “Привет
мартышки” по опорным
картинкам.
“Составь
предложение”
.
Опорные
картинки.
3
Обучение
самостоятельной
постановке
вопросов (разговор
с больным по
телефону)
1
подгр.
Закреплять умение
детей самостоятельно
задавать вопросы по
отработанному
стереотипу; обучать
самостоятельному
формулированию
“Задаем
вопросы”.
Вопросы
восполняюще
го типа
(Какой?
Какие? Когда?
вопросов.
Сколько?)
4
Обучение
самостоятельной
постановке
вопросов (разговор
с больным по
телефону)
1
подгр.
Закреплять умение
детей самостоятельно
задавать вопросы по
отработанному
стереотипу; обучать
самостоятельному
формулированию
вопросов.
“Задаем
вопросы” .
Вопросы
описательного
типа (Кто? Что?
Где? Как?)
5
Пересказ рассказа
по опорным
сигналам
1
подгр.
Продолжать учить
связности, полноте,
логичности и
непрерывности
пересказа, используя в
качестве плана опорные
сигналы, отражающие
последовательность
событий.
Самостоятельн
ое составление
схемы рассказа.
6
Пересказ рассказа
по опорным
словам
1
подгр.
Продолжать учить
связности, полноте,
логичности и
непрерывности
пересказа, используя в
качестве плана опорные
слова, отражающие
последовательность
событий.
Включение в
схему рассказа
опорных слов.
7
Составление
описательного
рассказа о
животном с
использованием
схемы
1
подгр.
Учить детей составлять
описательные рассказы
о диких животных,
используя план-схему.
“Системный
оператор” (9
экранов).
Схема
составления
описательного
рассказа о
животном.
8
Составление
описательного
рассказа о
животном с
использованием
схемы
1
подгр.
Закреплять у детей
умение составлять
описательные рассказы
о диких животных,
используя план-схему.
“Шифровщики”
.
Схема
составления
описательного
рассказа о
животном.
9
Составление
описательного
рассказа об овощах
и фруктах с
использованием
схемы
1подгр
.
Учить детей составлять
описательные рассказы
об овощах и фруктах,
используя план-схему.
“Системный
оператор” (9
экранов)
Схема
составления
описательного
рассказа об
овощах и
фруктах.
1
0
Составление
описательного
рассказа об овощах
и фруктах с
использованием
схемы
1
подгр.
Продолжать учить
детей составлять
описательные рассказы
об овощах и фруктах,
используя план-схему.
“Волшебные
слова”.
Схема - таблица
составления
описательного
рассказа об
овощах и
фруктах.
11
Работа над фразой.
Сложносочинённо
е предложение с
союзом А
1
подгр.
Учить детей составлять
сложное предложение с
опорой на зрительные
символы; уточнить
понятияслово,
“Составь
предложение”.
предложение,
действие; активизирова
ть и пополнять словарь
детей.
1
2
Работа над фразой.
Сложносочинённо
е предложение с
союзом А
1
фронт.
Продолжать учить
детей составлять
сложное предложение с
опорой на зрительные
символы; уточнить
понятия слово,
предложение,
действие;активизирова
ть и пополнять словарь
детей.
“Составь
предложение”.
1
3
Творческое
рассказывание
1
подгр.
Продолжать учить
развёрнутости,
связности и
непрерывности
рассказа, на основе
событий личного
опыта.
Самостоятельн
ое составление
плана – схемы
рассказа.
1
4
Работа над фразой.
Сложноподчинённ
ое предложение с
союзом ПОТОМУ
ЧТО
1
фронт.
Учить детей составлять
сложное предложение с
опорой на логические
выводы, формировать
связную речь детей.
“Задаем
вопросы”.
Вопросы
каузального
типа (Отчего?
Почему?)
1
5
Работа над фразой.
Сложноподчинённ
ое предложение с
союзом ПОТОМУ
ЧТО
1
фронт.
Закреплять умение
составлять сложное
предложение с опорой
на логические выводы,
формировать связную
“Задаем
вопросы”.
Вопросы
каузального
типа (Отчего?
речь детей.
Почему?)
1
6
Составление
описательного
рассказа о
временах года с
использованием
схемы
1
подгр.
Продолжать учить
детей составлять
описательные рассказы
о временах года,
используя план-схему.
Схема –
таблица
составления
рассказа о
времени года.