Напоминание

Календарно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования и схематизации в группе для детей с ОНР.


Автор: Кузнецова Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад№2 "Ромашка"
Населённый пункт: г.Данков,Липецкой области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Календарно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования и схематизации в группе для детей с ОНР.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Календарно-тематический план коррекционно-образовательной

деятельности по развитию связной речи с использованием метода

наглядного моделирования и схематизации в группе для детей с ОНР.

Календарно-тематический план коррекционно-образовательной

деятельности по развитию связной речи с использованием метода

наглядного моделирования и схематизации в старшей группе для детей с

ОНР I период обучения (сентябрь – ноябрь)



Тема коррекционно-

образовательной

деятельности

кол-

во,

вид

К-ОД

Программное

содержание

Моделировани

е
1 Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемым действиям. 1 Подгр . Развитие умения воспроизводить рассказ на основе впечатлений от продемонстрированн ых действий, их анализа и образца логопеда; познакомить детей с понятием “РАССКАЗ”; развитие умения отличать рассказ от набора отдельных слов или логически не связанных предложений. “Кольца Луллия”. “Составь предложение”.
2 Составление рассказа по следам продемонстрированн ых действий. 1 Подгр . Развитие умения составлять рассказ на основе впечатлений от продемонстрированн ых действий, их анализа и отбора точных языковых средств; отвечать на вопросы фразой из трех – четырех слов; контролировать последовательность изложения при помощи логопеда. Обогащение и активизация словарного запаса. Карточки признаков. Пособие “Составь предложение”. 3 Составление рассказа по следам продемонстрированн ых действий. 1 Подгр . Продолжать развивать умение составлять рассказ на основе впечатлений от продемонстрированн ых действий, их анализа и отбора точных языковых средств; отвечать на вопросы фразой из трех – четырех слов; контролировать последовательность изложения при помощи логопеда. Обогащение и активизация словарного запаса. Пособие “Что мы делаем”. Модель рассказа, состоящая из таблицы с фотографиями детей, карточки “действие” и предметной картинки. Далее вставляем карточки- признаки. 4 Пересказ текста с использованием 1 Развитие умения воспроизводить Предметные картинки для
магнитной доски. Подгр . рассказ на основе образца и наблюдения за действиями логопеда с предметными картинками; в процессе рассказывания контролировать последовательность, непрерывность, громкость и внятность изложения при помощи логопеда. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. действия с ними. 5 Пересказ текста с использованием магнитной доски. 1 Подгр . Продолжать развивать умение воспроизводить рассказ на основе образца и наблюдения за действиями логопеда с предметами – заместителями по признаку цвета, размера и формы; в процессе рассказывания контролировать последовательность, непрерывность, громкость и внятность изложения при помощи логопеда. Обогащение, уточнение и Предметы – заместители по признаку цвета, размера и геометрической формы.
активизация словарного запаса. 6 Пересказ текста с использованием магнитной доски. 1 Подгр . Продолжать развивать умение воспроизводить рассказ на основе образца и наблюдения за действиями логопеда с предметами – заместителями по 1 признаку (цвета, размера или геометрической формы); в процессе рассказывания контролировать последовательность, непрерывность, громкость и внятность изложения при помощи логопеда. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. Предметы – заместители по 1 признаку: цвета, размера или геометрической формы.
II период обучения (декабрь – март)

1 Пересказ текста с использование м серии сюжетных картин. 1 Подгр . Развитие умения анализировать и пересказывать текст, используя наглядную опору в виде серии сюжетных картин, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения. Обогащение и активизация словарного запаса. “Путешествие с признаками”. “Мнемодорожки” . 2 Пересказ текста с использование м серии сюжетных картин. 1 Подгр . Продолжать развивать умение анализировать и пересказывать текст, используя наглядную опору в виде серии сюжетных картин, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения. Обогащение и активизация словарного запаса. Кольца Луллия “Что сначала, что потом?” Совместно с логопедом составление схемы рассказа.
3 Составление рассказа с использование м серии сюжетных картин. 1 Подгр . Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин, подробно анализировать их содержание с установлением простейших причинно- следственных закономерностей. Продолжать развивать умение подбирать адекватные языковые средства (особенно слова- действия и слова- признаки). Закрепление умения самостоятельно контролировать в процессе рассказывания последовательность, непрерывность, громкость и внятность изложения. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. “Опиши объект”. Схема рассказа. 4 Составление рассказа с использование м серии сюжетных картин. 1 Подгр . Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин, подробно анализировать их содержание с установлением простейших причинно- следственных закономерностей. Продолжать развивать умение подбирать адекватные языковые средства (особенно слова- действия и слова- признаки). Закрепление умения самостоятельно контролировать в процессе “Дорожка признаков”. Схема рассказа.
рассказывания последовательность, непрерывность, громкость и внятность изложения. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. 5 Составление рассказа с использование м серии сюжетных картин. 1 Подгр . Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин, подробно анализировать их содержание с установлением простейших причинно- следственных закономерностей. Продолжать развивать умение подбирать адекватные языковые средства (особенно слова- действия и слова- признаки). Закрепление умения самостоятельно контролировать в процессе рассказывания последовательность, непрерывность, громкость и внятность изложения. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. “Поезд времени”. Схема рассказа.
6 Составление рассказа с использование м серии сюжетных картин. 1 Подгр . Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин, подробно анализировать их содержание с установлением простейших причинно- следственных закономерностей. Продолжать развивать умение подбирать адекватные языковые средства (особенно слова- действия и слова- признаки). Закрепление умения самостоятельно контролировать в процессе рассказывания последовательность, непрерывность, громкость и внятность изложения. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. “Шифровщики”. Схема рассказа. 7 Составление сравнительного рассказа об объектах с использование м схемы. 1 Подгр . Развитие умения выделять наиболее существенные признаки объектов; составлять по плану- схеме сравнительный рассказ о животных. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса. “Составление загадок”. Схема составления сравнительного рассказа о животных.
8 Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке. 1 Подгр . Развитие умения анализировать и пересказывать текст, используя наглядную опору в виде одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения. “Умные планшеты”. Мнемодорожка 9 Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке. 1 Подгр . Развитие умения анализировать и пересказывать текст, используя наглядную опору в виде одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения. “Волшебные слова” (цветной вариант). Мнемотаблица.
III период обучения (апрель – май)




Тема

коррекционно-

образовательно

й деятельности

кол-

во,

вид

К-ОД

Программное

содержание

Моделировани

е
1 Составление рассказа по сюжетной картине. 1 Подгр . Развитие умения составлять рассказ, опираясь на наглядную опору в виде одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения. “Составь предложение”. Мнемодорожки. 2 Составление рассказа по сюжетной картине. 1 Подгр . Развитие умения составлять рассказ, опираясь на наглядную опору в виде одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, “Системный оператор” (5 экранов). Составление сложных слов с использованием схемы.
четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения. Совместное с логопедом составление схемы - плана рассказа. 3 Составление рассказа по сюжетной картине. 1 Подгр . Развитие умения составлять рассказ, опираясь на наглядную опору в виде одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения. “Системный оператор” (5 экранов). “Расскажи про нового соседа”. Совместное с логопедом составление схемы - плана рассказа. 4 Составление рассказа по 1 Развитие умения составлять рассказ, “Путешествие по миру”.
сюжетной картине. Подгр . опираясь на наглядную опору в виде одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, громкость и внятность изложения. Составление схемы - плана рассказа. 5 Составление рассказа по сюжетной картине. 1 Подгр . Развитие умения составлять рассказ, опираясь на наглядную опору в виде одной сюжетной картины, подбирать адекватные языковые средства (точные слова, четкие предложения, связующих звеньев частей рассказа). Закрепление умения отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-5 слов, самостоятельно контролировать непрерывность, “Придумаем рифмованные строчки”. схемы. Составление схемы - плана рассказа.
громкость и внятность изложения.
Календарно-тематический план коррекционно-образовательной

деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе для

детей с ОНР

I период обучения (сентябрь – декабрь)



Тема

коррекционно-

образовательно

й деятельности

кол-

во,

вид

К-ОД

Программное

содержание

Моделирование
1 Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин. 1 подгр . Учить пересказу рассказа, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин. Мнемотаблица. “Системный оператор” (9 экранов) 2 Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин (с элементами творчества) 1 подгр . Продолжать учить пересказу рассказа используя, в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин. “Солнышко”. Схема рассказа. 3 Составление рассказа с использованием серии сюжетных 1 подгр . Учить составлять рассказ, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин. “Волшебные слова” (черно- белый вариант).
картин (с элементами творчества) Развивать логичность, связность, последовательность высказывания. Составление схемы рассказа совместно с логопедом. 4 Составление рассказа с использованием серии сюжетных картин (с элементами творчества) 1 подгр . Совершенствовать умение составлять рассказ, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин. Учить связности, непрерывности, логичности высказывания. “Составь предложение”. Составление схемы рассказа совместно с логопедом. 5 Составление рассказа по серии сюжетных картин (Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи) 1 подгр . Учить связности, непрерывности, логичности высказывания. Развивать творческие способности детей, побуждая их придумывать различные варианты событий “Поезд времени”. Схема составления рассказа. 6 Составление рассказа по серии сюжетных картин (Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи) 1 подгр . Учить составлять рассказ, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин. Учить связности, непрерывности, логичности высказывания. “Волшебные слова”. Самостоятельно е составление схемы рассказа. 7 Составление рассказа по одной сюжетной 1 Учить составлять рассказ, используя в качестве наглядной опоры Мнемодорожка.
картине (с элементами творчества) подгр . сюжетную картину. Учить связности, логичности высказывания. 8 Составление рассказа по одной сюжетной картине (с элементами творчества) 1 подгр . Закреплять умение составлять рассказ, используя в качестве наглядной опоры сюжетную картинку. “Путешествие по миру”. Составление схемы рассказа совместно с логопедом. 9 Составление описательного рассказа с использованием схемы 1 подгр . Учить детей описывать игрушки, используя схему, выделяя характерные признаки: цвет, форму, материал, величину, части, действия с игрушкой; развивать навык связности, последовательности высказывания. “Придумаем рифмованные строчки”. Схема составления описательного рассказа об игрушке. 10 Составление описательного рассказа с использованием схемы 1 подгр . Закреплять умение детей описывать игрушки, используя схему, выделяя характерные признаки: цвет, форму, материал, величину, части, действия с игрушкой; развивать навык связности, последовательности высказывания. “Круги Луллия”. Схема составления описательного рассказа об игрушке. 11 Составление описательного рассказа с 1 Учить детей составлять описательные рассказы о животном, используя “Волшебные слова”.
использованием схемы подгр . план-схему, закрепить навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи. Схема составления описательного рассказа о животном. 12 Составление описательного рассказа об одежде с использованием схемы 1 подгр . Совершенствовать умение составлять описательные рассказы об одежде, используя план-схему, закрепить навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи. “Шифровщики”. Схема составления описательного рассказа о животном. 13 Инсценировка рассказа (сказки), составленного по серии сюжетных картин 1 подгр . Закреплять умения самостоятельного высказывания; совершенствовать умения строить грамматически правильно 4-5-словные предложения, действовать в соответствии с ролью. Составление плана рассказа совместно с логопедом. 14 Инсценировка рассказа (сказки), составленного по серии сюжетных картин 1 подгр . Закреплять умения самостоятельного высказывания; совершенствовать умения строить грамматически правильно 4-5-словные предложения, действовать в соответствии с ролью. Самостоятельно е составление плана - схемы рассказа.
II период обучения (январь – май)




Тема

коррекционно-

образовательной

деятельности

кол-

во,

вид

К-ОД

Программное

содержание
1 Пересказ сказки по опорным картинкам 1 подгр. Продолжать учить связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана опорные картинки. Пересказ сказки Э. Успенского “Привет мартышки” по опорным картинкам. “Сложные слова”. Опорные картинки. 2 Пересказ сказки по опорным картинкам 1 подгр. Продолжать учить связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана опорные картинки. Пересказ сказки Э. Успенского “Привет мартышки” по опорным картинкам. “Составь предложение” . Опорные картинки. 3 Обучение самостоятельной постановке вопросов (разговор с больным по телефону) 1 подгр. Закреплять умение детей самостоятельно задавать вопросы по отработанному стереотипу; обучать самостоятельному формулированию “Задаем вопросы”. Вопросы восполняюще го типа (Какой? Какие? Когда?
вопросов. Сколько?) 4 Обучение самостоятельной постановке вопросов (разговор с больным по телефону) 1 подгр. Закреплять умение детей самостоятельно задавать вопросы по отработанному стереотипу; обучать самостоятельному формулированию вопросов. “Задаем вопросы” . Вопросы описательного типа (Кто? Что? Где? Как?) 5 Пересказ рассказа по опорным сигналам 1 подгр. Продолжать учить связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана опорные сигналы, отражающие последовательность событий. Самостоятельн ое составление схемы рассказа. 6 Пересказ рассказа по опорным словам 1 подгр. Продолжать учить связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана опорные слова, отражающие последовательность событий. Включение в схему рассказа опорных слов. 7 Составление описательного рассказа о животном с использованием схемы 1 подгр. Учить детей составлять описательные рассказы о диких животных, используя план-схему. “Системный оператор” (9 экранов). Схема составления описательного
рассказа о животном. 8 Составление описательного рассказа о животном с использованием схемы 1 подгр. Закреплять у детей умение составлять описательные рассказы о диких животных, используя план-схему. “Шифровщики” . Схема составления описательного рассказа о животном. 9 Составление описательного рассказа об овощах и фруктах с использованием схемы 1подгр . Учить детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, используя план-схему. “Системный оператор” (9 экранов) Схема составления описательного рассказа об овощах и фруктах. 1 0 Составление описательного рассказа об овощах и фруктах с использованием схемы 1 подгр. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, используя план-схему. “Волшебные слова”. Схема - таблица составления описательного рассказа об овощах и фруктах. 11 Работа над фразой. Сложносочинённо е предложение с союзом А 1 подгр. Учить детей составлять сложное предложение с опорой на зрительные символы; уточнить понятияслово, “Составь предложение”.
предложение, действие; активизирова ть и пополнять словарь детей. 1 2 Работа над фразой. Сложносочинённо е предложение с союзом А 1 фронт. Продолжать учить детей составлять сложное предложение с опорой на зрительные символы; уточнить понятия слово, предложение, действие;активизирова ть и пополнять словарь детей. “Составь предложение”. 1 3 Творческое рассказывание 1 подгр. Продолжать учить развёрнутости, связности и непрерывности рассказа, на основе событий личного опыта. Самостоятельн ое составление плана – схемы рассказа. 1 4 Работа над фразой. Сложноподчинённ ое предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО 1 фронт. Учить детей составлять сложное предложение с опорой на логические выводы, формировать связную речь детей. “Задаем вопросы”. Вопросы каузального типа (Отчего? Почему?) 1 5 Работа над фразой. Сложноподчинённ ое предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО 1 фронт. Закреплять умение составлять сложное предложение с опорой на логические выводы, формировать связную “Задаем вопросы”. Вопросы каузального типа (Отчего?
речь детей. Почему?) 1 6 Составление описательного рассказа о временах года с использованием схемы 1 подгр. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о временах года, используя план-схему. Схема – таблица составления рассказа о времени года.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!