Напоминание

Формирование общих и профессиональных компетенций у студентов на занятиях информатики


Автор: Вахрамеева Светлана Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БУ "Междуреченский агропромышленный колледж"
Населённый пункт: гп. Междуреченский
Наименование материала: статья
Тема: Формирование общих и профессиональных компетенций у студентов на занятиях информатики
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Формирование общих и профессиональных компетенций

у студентов на занятиях информатики
“Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще большие перемены произошли в способах изучения нового”. С. Пейперт Рассматривая вопросы развития системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, выделяют основные направления модернизации СПО, которые зафиксированы на законодательном уровне: – обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики и общества; – консолидация ресурсов государства, бизнеса и образования в плане развития системы подготовки кадров; – создание и обеспечение широких возможностей для получения квалификации, независимо от возраста, места жительства и состояния здоровья человека; – обеспечение условий для последующий успешной социализации студентов и выпускников. Образовательная организация должна обеспечить формирование таких профессиональных компетенций и качеств личности выпускника, которые позволили бы ему решать производственные задачи сегодняшнего дня, самостоятельно анализировать результаты своей деятельности, гарантировали бы социальную защиту и конкурентоспособность на рынке труда. Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации Федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений профессионального образования. Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. В Законе «Об образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности». Общие компетенции (ОК) означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника. Под профессиональными компетенциями (ПК) понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности. В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике.
Профессиональная компетентность определяется главным образом уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и совершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу. Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной. Основная задача педагогического коллектива - организация условий, инициирующих о своение студент ами компетенций, о бе с п еч и ва ю щ и х соответствующую квалификации и уровень образования. Современный педагог должен сформировать у студентов общие и профессиональные компетенции. Необходимо использование таких технологий и методов, где обучающийся выступает субъектом деятельности, обучение происходит через открытие, моделирование жизненно важных профессиональных затруднений, поиск путей их решения. Необходима смена позиции педагога во взаимодействии со студентами. При освоении программного материала с применением информационных технологий формируются такие навыки, как сотрудничество, умение решать проблемные ситуации, регулировать уровень активности, умение вести диалог, находить компромисс. Использование различных информационных технологий формирует у студентов: – внимательность и четкость при работе с документацией и расчетами; – умение отстаивать свою точку зрения; – требовательность по выполнению своих обязанностей; – интерес к обучению, активизирует мыслительную и познавательную деятельность, актуализирует зрительную и логическую память; – умение решать профессиональные задачи с использованием профессиональных знаний, умений, навыков в стандартных и нестандартных ситуациях. Для формирования профессиональных компетенций на занятиях практические задания должны иметь профессиональную направленность для каждой специальности. Предлагаю пример практического занятия, имеющего непосредственную связь с осваиваемой специальностью.
Предмет:
Информатика и ИКТ (2 ч)
Группа:
Дошкольное образование
Тема:
Мультимедийные технологии. Создание презентации
Тип занятия
: комбинированное (изучение нового материала и совершенствования ЗУН (формирования ЗУН))
Вид занятия:
урок-беседа, практическая работа
Цель:
развитие информационной культуры учащихся, навыков пользователей ПК.
Задачи:
 дать представление о мультимедийных технологиях, продуктах, компьютерных презентациях;  формировать умение учащихся работать самостоятельно, по плану;  формировать системно-информационный подход к анализу информации, общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией;  развивать познавательный интерес, алгоритмичность и логическое мышление.

Оборудование:
раздаточный материал, презентация к уроку, инструкционные карты, мультимедийные продукты, MS Power Point, ресурсы сети Internet.
Использованная литература:
1. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. - 7-е изд., М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.; 2. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - 5-е изд., М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.
Ход занятия

Этап

Ход урока

Примечание
II. Орг. момент (2 мин.) II. Постановка темы, целей урока (3 мин.) III. Изучение нового материала (40 мин.) - Приветствие. - Проверка готовности к уроку. - Зарядка для ума: решение файнворда, все буквы должны быть задействованы по одному разу и слов получится шесть. (Приложение 1)
Число

Текст

Графика

Анимация

Видео

Аудио
- Сформулируем тему урока. - Каким одним словом можно объединить эти понятия?
(мультимедиа)
- Запись темы урока
«Мультимедийные

технологии»
- Я надеюсь, что в ходе сегодняшнего урока вы узнаете что-то новое, интересное и полезное в дальнейшем обучении, научитесь создавать и оформлять презентацию. - Как вы понимаете термин «мультимедиа»?
Мультимедиа
(англ. multi – много и media – среда – многие среды) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте- контейнере (ВикипедиЯ, свободная энциклопедия) - Т.е. различные мультимедийные технологии объединяются и на выходе мы получаем различные мультимедийные программные продукты. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусство, музыка), и обучающие программы по различным предметам и т.д. Но одним из самых известных, популярных и часто используемых мультимедийных проектов являются компьютерные или мультимедийные презентации. - Следует разграничить 2 понятия: презентация и мультимедийная презентация. тетрадь, ручка, раздаточный материал работа по парам записать в тетрадь Выставка мультимедийных продуктов
- Как вы считаете, в чем различие между этими понятиями? -
Презентация
(от лат. praesento – передаю, вручаю или англ. present – преподносить) - это современный эффективный способ устного или письменного представления информации, в котором удачно сочетаются возможности справочника, методической или дидактической разработки и т.д.
- Мультимедийная презентация
– презентация, выполненная с помощью специализированной программы на компьютере, в которой задействованы все современные мультимедийные возможности: она включает графику и анимацию, тексты и таблицы, фотографии, видео- и аудиоматериалы. - Как вы считаете, почему достаточно часто пользуются компьютерными презентациями? -
Вывод:
с их помощью одновременно задействовано несколько каналов восприятия (зрительный, слуховой, эмоциональный). - Презентации применяются в различных ситуациях: в рекламе, при выступлениях на конференциях и совещаниях, на уроках (нас больше интересует этот момент) → существует некая классификация. - (Преподаватель приводит классификацию презентаций (Приложение 2)) - Какие виды презентаций Вы можете использовать в обучении? - Для чего воспитатель ДОУ может использовать презентации? - Но какой бы ни была презентация, существуют общие правила, требования к ее студенты высказывают свои предположения записывают определение презентации и мультимедийной презентации ответы студентов студенты совместно с преподавателем обсуждают классификацию презентаций и где они могут быть использованы ответы студентов (при подготовке докладов, защите проектов, защите курсовых и дипломных работ, для участия в конкурсах) (воспитатель ДОУ может использовать презентацию для подготовки к занятиям, для представления и обобщения своего опыта)
Практическая работа (35 составлению. Показ двух презентаций - Посмотрите и сравните, в чем различие? - Что понравилось? - Что не понравилось? - Ознакомьтесь с требованиями к представлению информации (Приложение 3, Таблица 3) - Что не назвали? - Что не совпало с вашим мнением? - Мы говорили ранее, что компьютерная презентация является мультимедийным программным продуктом, поэтому существуют различные программы для их составления. - Мы же остановимся на программе MS PowerPoint. - Мы работаем с пакетом офисных программ 2010. - Вспомним ключевые особенности программы - Чтобы запустить программу
Пуск → Все

программы → MS Office → MS PowerPoint
или по-другому (Как?) ярлык на рабочем столе, меню быстрого доступа, контекстное меню. - Лента: 10 основных вкладок. При работе с рисунками, диаграммами, таблицами, фигурами, объектами WordArt появляются дополнительные вкладки, например Работа с таблицами. - Т.к. сегодня на занятии мы будем создавать презентацию, и оформлять ее, прошу Вас присесть за компьютеры, создать документ
MS

PowerPoint
и в тетради заполнить таблицу (Приложение 4). (После того как студенты выполнят задания, проводится контроль: преподаватель выводит на экран таблицу, студенты сверяют ее) - Сегодня Вам необходимо будет выполнить практическую работу обучающего характера. Презентация на тему «Воспитатель ДОУ». - Чему вы научитесь? Обратитесь к инструкционным картам (Приложение 5). - Выполнив ее, вы научитесь:  создавать слады различной структуры;  добавлять в презентацию рисунки, объекты WordArt и работать с ними;  применять различные переходы между слайдами и фон. студенты приводят различия презентаций, говорят о недостатках и преимуществах презентаций раздаточный материал ответы студентов одновременный рассказ и показ студенты заполняют таблицу раздаточный материал ответы студентов (чтобы выполнять
мин.) IV Дом. задание (3 мин.) V. Итог урока. Рефлексия (7 мин.)  настраивать анимацию на объекты - Как вы думаете, для чего вам предложены инструкционные карты. - Выполняете работу с помощью инструкционных карт, где пошагово описан ход работы. - Прочитайте по диагонали. Задайте вопросы. - При оформлении презентации необходимо следовать требованиям к представлению информации (Приложение 3, Таблица 3) - Приступаем к работе. При необходимости поднимаем руку. - Оценка выполненных презентаций Д/з: 1) прочитать теоретический материал. 2) более подробно ознакомиться с Практическими рекомендациями по созданию презентации - Какие вопросы мы сегодня затронули? - Чему учились? - Что далось легко, было понятно? - В чем возникли затруднения? - Прошу оставить вас смайлики на доске. Оцените нашу работу на уроке, ваше эмоциональное состояние. - Я благодарю вас за сегодняшнюю работу. Молодцы. действия по образцу, пошагово) преподаватель оказывает индивидуальную помощь студентам студенты записывают Д/з ответы студентов
Приложение 1 Решите файнворд, все буквы должны быть задействованы по одному разу и слов получится шесть (работа по парам) А Ц И Я Л О А Н А Е Т С Д У И М К Ч И И О Р Г С Т В И Д А Ф И К А О Е
1.

______________________________

_______

2.

______________________________

_______

3.

______________________________

_______

4.

______________________________

_______

5.

______________________________

_______

6.

______________________________

_______
Решите файнворд, все буквы должны быть задействованы по одному разу и слов получится шесть (работа по парам) А Ц И Я Л О А Н А Е Т С Д У И М К Ч И И О Р Г С Т В И Д А Ф И К А О Е
1.

______________________________

_______

2.

______________________________

_______

3.

______________________________

_______

4.

______________________________

_______

5.

______________________________

_______

6.

______________________________

_______
Решите файнворд, все буквы должны быть задействованы по одному разу и слов получится шесть (работа по парам) А Ц И Я Л О А Н А Е Т С Д У И М К Ч И И О Р Г С Т В И Д А Ф И К А О Е
1.

______________________________

_______

2.

______________________________

_______

3.

______________________________

_______

4.

______________________________

_______

5.

______________________________

_______

6.

______________________________

_______
Решите файнворд, все буквы должны быть задействованы по одному разу и слов получится шесть (работа по парам) А Ц И Я Л О А Н А Е Т С Д У И М К Ч И И О Р Г С Т В И Д А Ф И К А О Е
1.

______________________________

_______

2.

______________________________

_______

3.

______________________________

_______

4.

______________________________

_______

5.

______________________________

_______

6.

______________________________

_______
Решите файнворд, все буквы должны быть задействованы по одному разу и слов получится шесть (работа по парам) А Ц И Я Л О А Н А Е Т С Д У И М К Ч И И О Р Г С Т В И Д А Ф И К А О Е Решите файнворд, все буквы должны быть задействованы по одному разу и слов получится шесть (работа по парам) А Ц И Я Л О А Н А Е Т С Д У И М К Ч И И О Р Г С Т В И Д А Ф И К А О Е

1.

______________________________

_______

2.

______________________________

_______

3.

______________________________

_______

4.

______________________________

_______

5.

______________________________

_______

6.

______________________________

_______

1.

______________________________

_______

2.

______________________________

_______

3.

______________________________

_______

4.

______________________________

_______

5.

______________________________

_______

6.

______________________________

_______

Ключ к заданию:
Решите файнворд, все буквы должны быть задействованы по одному разу и слов получится шесть (работа по парам) А Ц И Я Л О А Н А Е Т С Д У И М К Ч И И О Р Г С Т В И Д А Ф И К А О Е 1. Анимация 2. Текст 3. Число 4. Графика 5. Видео 6. Аудио
Приложение 2
ТИПЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Как мы уже говорили, презентация – это последовательность слайдов, на которых могут быть текстовые материалы и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). Обсудим возможные типы презентация, выстроив их по степени «оживляемости» различными эффектами.
Официальная презентация
Это – различного рода отчеты, доклады и т.д. перед вышестоящим начальством. Как мы уже говорили – на Вас смотрят «холодными» глазами. Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый шаблон оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты строго дозированы. При этом Вы должны учитывать, что одна из Ваших задач – расположить аудиторию к себе, то есть воздействовать не только на сознание, но и на эмоции. Как ни удивительно – одним из способов такого воздействия является чёткое структурирование, минимум вводных слов, крупный текст (люди не напрягаются, читая Ваши слайды). Обязательно Подведение итогов в конце доклада, а если есть возможность, то имеет смысл давать краткие выводы по ходу дела. Рассчитайте время, отводимое Вам на доклад. Вы должны учитывать, что человеческому сознанию требуется некоторое время, чтобы просто осознать картинку, которая перед ним появилась.
Официально-эмоциональная презентация
Официальная презентация, сочетающая информацию с эмоциональным воздействием. Данный тип презентации можно использовать на родительских собраниях, когда классный руководитель рассказывает о проблемах, достижениях и перспективах, а также перед своим коллективом или просто – коллективом единомышленников.
Плакаты
Презентация заменяет собой простейшие средства технического сопровождения. Компьютер используется как обычный слайд-проектор. На слайдах – только иллюстрации с минимумом подписей. Вся работа по разъяснению содержимого лежит на докладчике. Высоко желателен единый шаблон оформления. То есть если он изменяется от слайда к слайду, для этого должны быть какие-то веские причины. Без нужды его не следует менять. В качестве примера – географические карты, плакаты по устройству автомобиля и т.д.
Двойное действие
На слайдах помимо визуальных материалов приведена конкретная информация. Она может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. Например, в случае «пояснений» Вы, рассказывая об устройстве танка Т-34, приводите визуальный материал – фотографию танка, а в текстовом материале сообщаете его тактико-технические характеристики. В случае «расширений» Вы, оставляя тот же визуальный ряд, в текстовом материале приводите данные о боевом применении танков, об искусстве танковых прорывов и т.п. В сопровождающем рассказе Вы не касаетесь содержания текстов. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, Вы задействуете три механизма восприятия – зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что Вы говорите, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.
Вы можете построить слайд так, чтобы при неизменном визуальном материале сменялся текстовый ряд. И наоборот.
Интерактивный семинар (урок)
Если Вы планируете провести урок, семинар (доклад) в режиме диалога с аудиторией, то становятся допустимыми различные анимации, выезжающие картинки, вращающиеся фотографии, объекты навигации, разветвления презентации – в зависимости от того, какие ответы дают слушатели, как они реагируют на Ваши вопросы и суждения. В такой презентации может не быть единого для всех слайдов шаблона оформления.
Материал для самостоятельной проработки
Как мы уже говорили, если презентация предназначена для самостоятельной проработки, её интерфейс, навигация по слайдам, возможности разветвления должны быть хорошо продуманы. Материал должен быть изложен исчерпывающе подробно, потому что у зрителя нет возможности переспросить докладчика. Навигация не должна допускать возможности «заблудиться», уйти на не правильную ветвь. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она Вами создается именно как ЭЛЕКТРОННЫЙ материал, в расчете на его чтение с экрана. И поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид.
Информационный ролик
Весь показ проходит в АВТОМАТИЧЕСКОМ режиме. Ваша задача – привлекать внимание. Следовательно, в Вашей презентации должны быть достаточно крупные тексты, информационно-рекламного характера. Должны быть НАГЛЯДНЫЕ материалы, рассчитанные на БЫСТРОЕ восприятие. Может быть МНОГО анимационных эффектов (но – не чрезмерно много!). На одном слайде может быть несколько фотографий, накладывающихся друг на друга. Очень хорошо, если такой ролик сопровождается дикторским поясняющим текстом, звучащим из колонок. Слайд может удерживаться на экране время, меньшее, чем, если бы Вы делали личный доклад. Задача Вашего ролика – заинтересовать посетителя, чтобы он к Вам обратился за пояснениями, или хотя бы он запомнил, что есть на свете вот такая организация, делающая интересное дело.
Приложение 3
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Этапы создания эффективной презентации
Любой публичный доклад, любое публичное выступление – это всегда своеобразный поединок с аудиторией, сколько бы доброжелательно она ни была настроена с самого начала и как бы она ни стремилась поддерживать докладчика в ходе его выступления. Перед созданием презентации на компьютере важно определить:  назначение презентации, ее тему — следует самому понять то, о чем вы собираетесь рассказывать;  примерное количество слайдов;  структурировать информацию;  определить примерное содержание основных слайдов;  выбрать стиль графического оформления слайдов.
В голове должен сложиться образ презентации.
В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой логически связанное звено с темой повествования и работать на общую идею презентации. Создание презентации состоит из
трех основных этапов
: планирования, разработки и репетиции презентации.
Планирование презентации
- это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Хорошая презентация немыслима без планирования, во время которого хорошо поможет знание ключевых слов: доступность, уместность, полнота изложения. Доступность и уместность могут быть представлены как две стороны одной монеты, для создания доступной презентации (т.е. понятной аудитории) необходимо выбирать для представления уместный для данной аудитории материал. Это означает, что при отборе и визуализации материалов для презентации следует помнить о возрастных особенностях и уровне подготовки аудитории.
Этапы планирования презентаций
1. Определение целей. 2. Сбор информации об аудитории. 3. Определение основной идеи презентации. 4. Подбор дополнительной информации. 5. Планирование вступления. 6. Создание структуры презентации. 7. Проверка логики подачи материала. 8. Подготовка заключения.
Разработка презентации
- методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации. Заполнение слайдов информацией, причем уже в момент заполнения нужно понимать, что здесь будем показать материал единым куском, а вот здесь – части материала должны будут появляться одна за другой, по мере необходимости. На этом этапе начинается непосредственная
разработка

презентации
— создание шаблонов (заготовок) слайдов и основных информационных компонентов: отбор, обработка и тщательный анализ информации для слайдов, определение соотношения текстовой и графической информации, заполнение слайдов информацией, обдумывание анимационных эффектов, если материал на слайде должен
появляться по мере необходимости. Наличие каждого слайда в презентации должно быть оправдано. Когда все готово, переходим к заключительному этапу — тестированию презентации.
Тестирование презентации
– это проверка и отладка созданного «продукта». На этом этапе добавляется анимация, которая была ранее запланирована, или усиливаются с помощью анимации утверждения, регулируется поток подачи информации. Проверяем – насколько удачно «смонтировали» материал, насколько уместны переходы от слайда к слайду, как работает навигация, соответствуют ли подобранные иллюстрации поставленной цели, достаточно ли высоко их качество. Необходимо научиться смотреть на свою презентацию со стороны, оценивать ее эффективность и удобство
для стороннего пользователя
. Чтобы сделать хороший востребованный продукт, требуется много сил, времени, желания, знаний терпения.
Презентация

делается не
для
личного использования, а для других людей.
Об этом надо постоянно помнить. Затем нужно спланировать выступление с ней.
Планирование выступления
 определите цель выступления;  напишите доклад или лучше тезисы к нему;  сформулируйте вступление и заключение доклада;  приспособьте презентацию и доклад к аудитории;  говорите без «бумажки» так, чтобы никто не догадался, что доклад вы выучили наизусть;  продумайте свой внешний вид. После того, как выступление спланировано, нужно заняться доводкой презентации.
Доводка презентации
заключается в неоднократном просмотре своей презентации, определении временных интервалов, необходимых аудитории для просмотра каждого слайда и времени их смены. Возможно, при окончательном просмотре презентации вам придется поменять местами некоторые слайды для создания более логической структуры презентации или внести другие коррективы. Нужно помнить, что
слайд должен быть на экране столько времени, чтобы

аудитория могла рассмотреть, запомнить, осознать его содержимое. Между тем

большой интервал между сменами слайдов снижает интерес к презентации.
Таким образом,
основные этапы создания презентации
: 1) Выбор темы. 2) Планирование презентации:  Определение целей.  Сбор информации об аудитории.  Определение основной идеи презентации.  Подбор дополнительной информации.  Планирование вступления.  Создание структуры презентации.  Проверка логики подачи материала.  Подготовка заключения. 3) Разработка презентации. 4) Тестирование презентации. 5) Планирование выступления. 6) Доводка презентации. При создании презентации следует находить как можно больше точек соприкосновения темы презентации и “внешних” информационных потоков, а это значит, что при подготовке мультимедийных презентаций необходимо использовать возможности Интернет, современные мультимедийные энциклопедии, электронные
учебники и печатные издания. Все это позволит сделать презентацию более интересной, актуальной и захватывающей. Нельзя перегружать слайды лишними деталями, а анимацию следует использовать только с целью привлечения внимания к основным, ключевым моментам слайда. Звуковые и визуальные эффекты не должны выступать на передний план и отвлекать внимание от основной информации. Знание технологии изготовления компьютерной презентации необходимо для того, чтобы презентация выглядела профессионально: ее просмотр должен быть комфортным для зрителя, не должен смущать нелогичностью подачи информации — совокупности текста, изображений и звукового сопровождения. Таблица 1 Оценка чёткости цветовых комбинаций элементов
Цветовые комбинации элементов

Оценка четкости
Черные буквы на белом фоне отлично Черные буквы на желтом фоне Зеленые на белом фоне Синие на белом фоне хорошо Красные на белом фоне. Красные на желтом фоне удовлетворительно Зеленые на красном фоне Красные на зеленом фоне Оранжевые на белом фоне плохо Таблица 2
Медицинские, физиологические и психологические характеристики цвета

Цвет

Характеристика

Комментарии

Красный
Теплый и раздражающий, стимулирует мозг, символ опасности и запрета, показывает деятельный настрой, за счет возбуждения нервной системы, красный цвет вызывает вначале подъем работоспособности, затем резкий спад «Уменьшает» поверхность, окрашенную в этот цвет, и создает чрезмерную напряженность, повышает уровень тревожности, привлекает внимание, но и быстро надоедает, пресыщает, утомляет.
Оранжевый
Жизнерадостный, импульсивный, учащает пульс, создает чувство благополучия, свидетельствует о реализме Приемлем на небольших поверхностях используется для стойкого привлечения внимания; при длительном восприятии оранжевого может появится утомление и даже головокружение.
Желтый
Стимулирует мозг, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Желтый и оранжевый цвета выбирают люди жизнерадостные, импульсивные. Яркость этого цвета вызывает нарушение психического равновесия, поэтому его не рекомендуется использовать на больших поверхностях, вызывает легкомысленный настрой. Наиболее благоприятен зеленовато-желтый оттенок - в нормальных условиях не утомляет зрение. Светло-желтый (лимонный) - холодный, отталкивающий, «кислы», вызывает чувство незначительности, бесцветности.
Зеленый
Успокаивает, снимает боль, усталость, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность. Зеленый выбирают люди способные и уравновешенные Создает несильный, но прочный подъем умственной работоспособности; благоприятствует концентрации внимания; оказывает уравновешивающее, успокаивающее действие, однако сам по себе вызывает ощущение «обделенности» и создает вялую атмосферу, замедляет реакцию, поэтому
должен использоваться в сочетании с белым или синим.
Синий
Создает внутреннюю силу и гармонию. Синий цвет выбирают люди меланхоличные, разочарованные. Поверхность синего цвета как бы удаляется от смотрящего на нее, обладает успокоительным влиянием, может оказывать тормозящее действие, порождать своеобразное беспокойство, печаль усталость и слабую угнетенность.
Фиолетовый
Наблюдается максимальная степень замедления и ослабления дыхания, замедляется и слабеет пульс, даже при кратковременном воздействии фиолетовый цвет понижает работоспособность более, чем полная темнота Расслабляет и одновременно «провоцирует». Фиолетовый цвет выбирают люди, в жизни которых наблюдается период неустойчивости; цвет тревоги, неудовлетворенности, оказывает подавляющее действие на интеллект, вызывает депрессию, гибелен для глаз.
Белый
Белый — это фон для цвета, сильно повышает интенсивность находящегося рядом с ним, его лучше использовать в сочетании с синим, красным или зеленым
Коричневый
Выбирают люди, находящиеся в периоде стабильности, но не желающие ничего менять (консервативные). Коричневый, «тяжелый» по своей природе, угнетает умственную активность
Черный
Выражает идею «ничего», черный цвет означает «отказ». Мрачный, способствует возникновению головных болей, но снижает число ошибок.
Серый
Нейтральный серый цвет не вызывает никаких психологических реакций. Не успокаивает и не возбуждает, хотя и создает внутреннюю стабильность, частично отгораживая от внешних воздействий.
Голубой
Снижает мускульное напряжение и кронное давление, не воспринимается при дальтонизме (порядка 10% взрослого населения не воспринимает голубой цвет). Замедляет реакцию, уменьшает уровень тревожности, успокаивает и расслабляет. Таблица 3
Требования к представлению информации


Представление

информации

Требования

Содержание

информации
 Используйте короткие слова и предложения.  Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.  Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение

информации на

странице
 Предпочтительно горизонтальное расположение информации.  Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.  Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.  Для иллюстрации важных фактов; рекомендуется использовать рисунки, схемы, диаграммы.
Использование

цвета
 На одном слайде рекомендуется использовать не более четырех цветов: один для фона, один для заголовка, один - два для текста.  Для фона и текста используйте контрастные цвета.  Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и п о с ле использования).  Таблица сочетаемости цветов в таблице 4.
Фон
 Для фона предпочтительны более холодные тона (синий или зелёный)
Шрифты
 Для заголовков – не менее 24.  Для информации не менее 18.  Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.  Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.  Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.  Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Стиль
 Соблюдайте единый стиль оформления.  Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.  Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Количество

текста

на

слайде
 Тезисная подача информации.  Не более 13 строк текстовой информации.  Список не более чем из 5-6 пунктов, в каждом из которых – не более 5-6 слов.
Диаграммы и

таблицы
 Текстовая информация в таблице должна хорошо читаться. Шрифт таблицы, может быть на 1-2 пункта меньше, чем основной текст на слайде.  Одну таблицу можно разместить на нескольких слайдах (с сохранением заголовков) во избежание мелкого шрифта.  Таблица будет более наглядной, если использовать приемы выделения цветом отдельных областей таблицы.  На одном слайде рекомендуется размещать не более 3-х круговых диаграмм.  Тип диаграммы должен соответствовать типу отображаемых данных.  Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы.  Таблицы и диаграммы лучше размещать на светлом или белом фоне.

Схемы
 На одном слайде размещается одна схема.  Схема располагается в центре слайда, заполняя всю его площадь.  Текстовая информация в схеме должна хорошо читаться.
Фотографии и

рисунки
 Фотографии и картинки должны быть достаточно крупными и четкими.  Цвета фона, заголовка и текста на слайде должны сочетаться с цветом изображений.  Фотографии, рисунки должны соответствовать текстовому содержанию.  Фото и рисунки необходимо подписывать Подпись может быть расположена над, под и рядом с изображением.  На одном слайде лучше не располагать более 2 - З изображений.
Анимации и

эффекты

А
нимационные эффекты должны быть только к месту.  Все ссылки должны работать.
Способы

выделения

информации
Следует использовать:  рамки; границы, заливку;  штриховку, стрелки;  рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем

информации
 Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.  Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:  с текстом;  с таблицами;  с диаграммами. Таблица 4
Таблица сочетаемости цветов

Цвет

Дополнительные цвета

Красный
Зеленый, серый
Малиновый
Жемчужно-серый, розовато-лиловый
Темно-красный (бордо)
Черный, темно-голубой, беж
Алый
Светло-голубой, зеленый
Густо-розовый
Различные оттенки голубого
Коричневато-розовый
Голубой, кремовый
Бледно-розовый
Салатный, бледно-сиреневый, голубой
Оранжевый
Фиолетовый, бледно-голубой, ярко-синий
Салатно-желтый
Бледно-розовый, серовато-голубой
Желтый
Фиолетовый, голубой, зеленый
Бледно-желтый
Светло-лиловый, серовато-розовый, бледно-зеленый
Золотистый
Светло-серый, зеленый, темно-красный
Темно-зеленый
Коричневый, беж
Серо-зеленый, цвет морской

волны
Васильковый, оранжевый
Бледно-зеленый
Розовый, темно-зеленый, лиловато-розовый
Синий
Желтый, песочный, оранжевый

Серо-голубой
Бордо, серый
Бледно-голубой
Бледно-сиреневый, бледно-желтый
Темно-лиловый
Оранжевый, серый
Фиолетовый
Светлые и темные оттенки зеленого
Бледно-сиреневый
Зеленый, серый, розовато-лиловый
Розовато-лиловый
Изумрудно-зеленый, темно-красный, коричневый
Коричневый
Оранжевый, красный, беж
Серый
Фиолетовый, малиновый, бледно-сиреневый Таблица 5
Основные рекомендации по подготовке и проведению представления готовой

презентации
1. Свою презентацию надо хорошо знать, чтобы легко в ней ориентироваться. 2. Докладчик должен полностью понимать то, что говорит. 3. Доклад должен быть отрепетирован со всеми необходимыми приспособлениями (компьютер, проектор, лазерная указка, дистанционная мышь, микрофон). 4. Для закрепления в памяти последовательности показа слайдов, отшлифовки используемых фраз проговорите текст доклада несколько раз с часами в руках. 5. Старайтесь реже заглядывать в текст доклада. 6. Представляйте свою работу с искренним энтузиазмом, слушатели должны почувствовать ваш интерес.
Не читайте текст со слайда!
Слушатели умеют читать и сами прочтут все тексты. Стоит строить доклад так, чтобы слайды дополняли сказанное им, а не повторяли.
Приложение 4
Название

вкладки

Группа команд

Назначение группы команд
Главная Вставка Дизайн Переходы Анимация
Ключ к заданию

Название

вкладки

Группа команд

Назначение группы команд
Главная Буфер обмена Копировать, вырезать. Вставить выделенный объект; формат по образцу Слайды Создание слайдов, разметка слайдов Шрифт Форматирование шрифта Абзац Форматирование абзаца Рисование Рисование фигур Редактирование Редактирование текста Вставка Таблица Вставка таблицы Изображения Вставка рисунка, картинки. снимка Иллюстрации Вставка фигур, диаграмм, рисунка SmartArt Ссылки Создание гиперссылок и действий Текст Вставка надписи, колонтитул, декоративного текста, даты и времени; нумерация слайдов Символы Вставка формул и символов Мультимедиа Вставка видео и звука Дизайн Параметры страницы Задание параметров страницы, ориентации слайда Темы Цветовое оформление слайда и создание эффектов Фон Формат фона Переходы Просмотр Настройка переходов от одного слайда к другому Переход к этому слайду Время показа слайдов
Анимация Анимация Настройка анимации на объекты
Приложение 5
Инструкционная карта по созданию презентации: Воспитатель ДОУ
Выполнив работу, вы научитесь:  создавать слады различной структуры;  добавлять в презентацию рисунки, объекты WordArt и работать с ними;  применять различные переходы между слайдами и фон.  настраивать анимацию на объекты Зайдите в папку Обмен/ДО14-2/презентация. В ней находятся: документ MS Word Профессия воспитатель и папка Рисунки. Эти файлы вам понадобятся для создания презентации. Также можете воспользоваться картинками, найденными в сети Интернет.
Структура слайдов:
1. 1 слайд – титульный лист; 2. 2, 3, 4, 5, 6 , 7, 8, 9 слайды – посвящены заданной теме.
1.

Создание титульного слайда презентации
1. Запустите программу PowerPoint. Д л я э т о г о в ы п о л н и т е Пуск/Все программы/Microsoft Office/PowerPoint. В открывшемся окне, предназначенном для открытия или выбора презентации, по умолчанию, создается 1 слайд – титульный лист (Рис. 1) Рисунок 1 2. Выберите цветовое оформление слайдов. Вкладка Дизайн/ Стили фона/ Рисунок 2 Формат фона/ Заливка/ Рисунок или текстура/Полотно/ Применять ко всем.
3.Создание заголовка с помощью WordArt: вкладка Вставка/WordArt Рисунок 3 Шрифт Calibri, полужирное начертание, тень текста, размер шрифта не менее 66 . Рисунок 4 Укажите авторство работы. Вставка/ Фигуры/ Надпись. Далее на слайде (внизу, по центру) рисуете рамку для надписи и добавляете текст. Шрифт Calibri, размер шрифта 18. Также с помощью Надписи вставьте эпиграф: Шрифт Calibri, размер шрифта 20, начертание полужирное курсивное.
Рисунок 5
2. Создание других слайдов

2 слайд
: Главная/ Создать слайд/ Пустой слайд Рисунок 6 Далее на 2 слайд вставить рисунок. См. образец – Рис. 7. Для этого Вставка/ Рисунок (вставить рисунок из файла)/ Рабочий стол/ Обмен/ДО14-2/папка Презентация/ Рисунок _/ Вставить
Рисунок 7 Аналогичным образов вставить еще два рисунка и разместить их на слайде. С помощью дополнительной вкладки Формат (работа с рисунками) произвести форматирование рисунков. Рисунок 8
3 слайд
: Главная/ Создать слайд/ Пустой слайд
Рисунок 9 На 3 слайде необходимо расположить текст и рисунок. Чтобы добавить текст – Вставка/ Фигуры/ Надпись Рисунок 10 Далее на слайде (справа) рисуете рамку для надписи и добавляете текст, который копируете с текстового файла Профессия воспитатель: Шрифт – Times New Roman, 24, полужирное начертание, цвет текста – синий. Далее вставить рисунок. Для этого Вставка/ Рисунок (вставить рисунок из файла)/ Рабочий стол/ Обмен/ДО14-2/папка Презентация/ Рисунок _/ Вставить
Рисунок 11
4 слайд:
Главная/ Создать слайд/ Только заголовок Рисунок 12 Добавить заголовок Должностные обязанности. Шрифт – Times New Roman, 44, полужирное начертание, цвет текста – синий. Воспользовавшись материалом из файла Профессия воспитатель, создайте рисунок SmartArt, т.к. он более нагляден, чем текст.
Рисунок 13 Шрифт – Calibri, 24, цвет текста – синий. Используя дополнительные вкладки, произвести форматирование рисунка SmartArt. Рисунок 14 Аналогичным образом вставит
5, 6
и
7 слайды
, в которых должна отражаться следующая информация: Личностные качества воспитателя, Преимущества и Недостатки профессии.
Рисунок 15
8 слайд:
Вставьте рисунок и напишите 4-5 предложений о том, что Вам нравиться в профессии Воспитатель ДОУ и почему Вы выбрали эту профессию. Используя вкладку Анимация, настройте анимацию на рисунки (необходимо помнить о том чтобы вся анимация была в едином стиле), начало показа установите Вместе с предыдущим. Используя вкладку Переходы, установить переход между слайдами единый для всех (выберите простой переход). Смена слайдов – по щелчку.
Если вы внимательно читали и выполняли все описанные операции,

то ваша работа закончена. Молодцы!


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!