Напоминание

Анализ учебников по русскому языку для начальной школы в аспекте организации работы с текстом


Автор: Сидорова Оксана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 31"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Анализ учебников по русскому языку для начальной школы в аспекте организации работы с текстом
Раздел: начальное образование





Назад





Анализ учебников по русскому языку для начальной школы в

аспекте организации работы с текстом

Учитель начальных классов: Сидорова О.А.
В данном параграфе предпримем попытку проанализировать современные учебники по русскому языку в аспекте организации на базе их учебного материала работы с текстом. Обратимся к УМК «Гармония». Содержание темы «Текст» по учебникам «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик для 1 класса подводит к формированию у детей умений, необходимых для понимания чужих текстов и создания собственных. При этом определение текста, разъяснение сущности текста на этом этапе не дается. Во 2-ом классе сначала происходит знакомство с предложением как коммуникативной единицей, с построением и использованием предложений разных видов, что органично переходит в обучение созданию текста на базе объединения ряда предложений. Процесс создания текста основывается на знании теоретического материала: Что такое текст? Что такое предложение? Чем текст отличается от предложения? Уже на первых уроках во втором классе по учебникам М.С. Соловейчик складывается представление учащихся об отличиях текста от предложения (есть развитие мысли, а потому несколько предложений) и от набора предложений (в тексте говорится об одном и том же, раскрывается общая мысль). Учащиеся выводят определение понятия текст: «Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль, называют текстом». Также во втором классе предлагается познакомить учащихся с главными признаками текста: темой и главной мыслью (вводятся понятия и выводятся термины), научить школьников пользоваться ими, когда они обдумывают содержание текста и его озаглавливают. На уроке «Как сделать текст хорошим?» второклассники осознают взаимосвязь заголовка текста и его темы и (или) главной мысли, а также заглавия и каждого из предложений текста; выявляют требования к
хорошему тексту; учатся редактировать содержание связных высказываний. Для уточнения содержания будущего текста, сбора материала вводятся две новые памятки: «Как обдумывать свой текст?», «Как сделать текст лучше?». В 3 классе вводится понятие типы текста (типы речи). В течение года при изучении частей речи учащиеся практическим путем осваивают особенности построения текстов разных типов: повествование, описание, рассуждение. Уроки «Оцениваем, описываем, повествуем» посвящены знакомству с актуальными для школьников типами текстов, а именно: когда мы хотим сказать о действиях предмета, которые выполняются один за другим, мы создаём повествование; когда говорим о признаках предмета, то создаём описание предмета; когда хотим коротко высказать свое мнение о предмете, то обычно строим предложение со значением оценки. Чтобы у учащихся не возникло путаницы в определении текста-повествования и текста-описания, в учебнике представлены важные сведения, советы
,
например: «Чтобы снять на плёнку текст-повествование, оператору нужно сделать несколько кадров - столько, сколько действий совершается одно за другим. Текст-описание можно передать в одном кадре, сняв все признаки предмета одновременно. Мнение о предмете, его оценку на плёнку снять нельзя
»
. В 4-ом классе М.С
.
Соловейчик выделяет раздел «Размышляем, рассказываем, сочиняем», цель которого ‒ тренировать школьников в применении текстовых умений, помочь накопить опыт создания письменных высказываний разных жанров. При организации текстовой работы задействован весь комплекс текстовых умений. Уроки по теме «Предложение и текст» направлены на обобщение многочисленных наблюдения за тем, как следует строить предложение при включении его в текст. Однако в конце года не происходит закрепления полученных теоретических знаний о текстовых признаках.
В учебниках русского языка Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной УМК «Школа 2100» в 1 классе текст не изучается. Во 2 классе выделяется раздел «Текст» и дается простейшее определение: «Текст состоит из предложений». В упражнениях учащимся предлагаются сначала задания на различение текста и предложений, затем, упражнения усложняются ‒ нужно не только отличить текст от отдельных предложений, но и доказать, что это текст, определить, подходит ли заглавие к тексту, найти ошибки, допущенные учеником при составлении текста. После того, как учащиеся овладели данными текстовыми умениями, им предлагается более полное определение текста: «Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу». На следующих уроках учащиеся работают с неоконченным текстом, придумывают его продолжение, озаглавливают текст, выполняют элементарное редактирование текста. В 3 классе школьники учатся делить текст на части, определять его главную мысль, исправлять речевые ошибки в тексте и объяснять их. В учебниках для 4 класса учащимся предлагается ряд изложений с заданиями: «Сколько абзацев в тексте? О чем это говорит?», «Перечитай каждый абзац и озаглавь его. Получился рабочий план. Постарайся его запомнить». Также предлагается памятка для написания сочинения на тему «Что я люблю»: 1. Определи замысел своего сочинения. Что самое главное ты хотел бы сказать? 2. Подумай, как будет развиваться твой замысел. 3. Запиши на черновике рабочий план. 4. Подумай, о чем конкретно будет каждая часть (каждый абзац). Напиши сочинение (не забывай про план и самую главную мысль). 5. Прочитай написанное и постарайся оценить себя: удалось ли передать замысел, сказал ли ты все, что хотел, не нужно ли что- то добавить, исправить; не забыл ли ты выделить каждую микротему (маленькую тему) в отдельный абзац в соответствии с планом. Если нужны исправления, сделай
их. 6. Проверь знаки препинания, орфограммы. 7. Перепиши окончательный вариант сочинения. Данная памятка систематизирует знания учащихся, помогает им запомнить порядок действий при создании собственного текста. Постепенно надобность в такой памятке отпадает. Таким образом, предлагаемый в учебниках материал от класса к классу, от урока к уроку усложняется, учащиеся постепенно усваивают необходимые текстовые умения. В классическом учебнике русского языка Т.Г. Рамзаевой тема «Слово. Предложение. Текст» выделяется уже в 1 классе. Данный раздел является пропедевтическим . Учащиеся на эмпирическом уровне усваивают, что такое текст (то есть рассказ). Им дается необходимый минимум знаний, достаточный, чтобы учащиеся могли отличить текст от двух предложений, не связанных между собой по смыслу. Несмотря на то, что текст ‒ это понятие, имеющее признаки, они (текстовые признаки) не рассматриваются. После нескольких выполненных заданий учащимся сначала дается такое понимание текста: «Текст состоит из предложений. Предложение состоит из слов». И только в самом конце темы приходят к выводу, что такое текст: «Текст - два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить». Во 2 классе учащиеся практически в процессе составления текста на определенную тему знакомятся с его особенностями. Объем знаний о тексте элементарный, но достаточный для распознавания текста среди других речевых единиц, для использования в речевой практике разных видов текстов: текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, для осознанного структурирования текста в зависимости от его вида. После изучения темы «Предложение и текст», учащиеся должны уметь:
- отличать текст от набора отдельных предложений; - делить четкий по структуре текст-повествование в 30-40 слов на части; - озаглавливать текст, опираясь на тему текста. В третьем классе учащиеся, специально изучая тему «Текст», сориентированную на выяснение (на начальном уровне) существенных признаков текста как единицы речи, узнают, что такое тема текста, повторяют типы текста, признаки различных типов речи. В 4-ом классе учащиеся повторяют, что такое тема; узнают, что такое основная мысль, что значит озаглавить текст, как составить план текста. Закрепления полученных знаний о типах речи, о теме, о главной мысли в конце года не происходит. Таким образом, работа с учащимися начальной школы по изучению текста включает в себя ознакомление их с понятием текста, с его основными признаками. Учащиеся осваивают определенные текстовые умения: умение строить вступление и заключение; делить текст на абзацы; умение подчинить свой текст определенной идее; умение собирать и систематизировать материал; умение располагать материал, составлять план текста, строить его композицию; умение редактировать текст: устранять неоправданные повторы, усложнять синтаксические структуры; использовать художественные средства .


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!