Автор: Тарулина Аудра Пятрас Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №14 Населённый пункт: г.Кингисепп Ленинградская область Наименование материала: статья Тема: Экологическое воспитание Раздел: дошкольное образование
МБДОУ №14 г.Кингисеппа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 14
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно – речевому развитию детей»
ОПЫТ РАБОТЫ
Формирование экологической культуры
дошкольников через систему работы
с бросовым материалом
г.Кингисепп
Всё начинается с детства - истина, не требующая доказательств, поэтому
педагоги и родители современных дошкольников озабочены проблемой качества
дошкольного
образования,
всестороннего
развития
ребёнка.
Дошкольный
период
жизни
-
важнейший
в
полово-ролевой
социализации
человека.
Воспитывать
ребёнка
нужно
согласно
его
индивидуальным
особенностям
и
склонностям интересов. В этом контексте интерес представляет содержательная
досуговая
деятельность,
ориентированная
на
своеобразие
интересов
как
мальчиков так и девочек в целом.
Досуг
-
сложное
социальное
явление,
вид
деятельности,
где
интегрируются отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество. До
последнего времени проблема организации досуговой деятельности в условиях
детского сада не была исследована но проведенные исследования М.В. Крулехт
позволили изменить эту ситуацию в дошкольном образовании. Актуальность
включения
содержательной
досуговой
деятельности,
ориентированной
•
на
возраст и пол ребёнка, в образовательный процесс дошкольного учреждения в
условиях
длительного
пребывания
ребёнка
в
детском
саду
продиктована
временем, в процессе творческого конструирования из разных материалов у
детей
складываются
представления
об
обобщенных
способах
построения
деятельности,
аналогичных
тем,
которые
наблюдаются
в
детском
сочинительстве.
Конструирование
формирует
универсальную
способность
к
творчеству, построению новых целостностей различного типа (конструкций,
поделок), что особенно важно, так как существенной характеристикой детского
досуга, является именно творческое поведение детей в свободное от основной
познавательной
деятельности
и
степени
активности
в
пространственно-
временной среде.
В
современном
мире
с
существующими
проблемами
загрязнения
окружающей
среды,
разумного
потребления
и
использования
материальных
ресурсов,
утилизации
отходов
становится
всё
более
актуальным
для
современной цивилизации. Необходимость их решения осознаётся как одна из
главных
задач
образования,
что
связывается
воспитанием
экологической
культуры, гуманистического мышления.
В
дошкольный
период
жизни
человека
начинается
процесс
социализации,
устанавливается
связь
ребёнка
с
ведущими
сферами
бытия:
миром
людей,
природы,
предметным
миром,
происходит
приобщение
к
культуре . Это
-
период
первоначального
становления
личности,
формирования
основ
самосознания
ценностных
ориентаций. Поэтому
представляется возможным и целенаправленное формирование основ разумного
потребления и использования ребёнком тех резервов, которыми он начинает
пользоваться в повседневной жизни уже в период дошкольного детства.
Наблюдая
за
детьми
в
детском
саду
обратила
внимание,
что
дошкольники собирают, хранят или даже обмениваются ,как сокровища, все
ненужные вещи которые взрослые бросают в каждом доме; пустые коробки,
пуговицы
,пробки
и
многое
другое.
Называя
«бросовый»
материал
«интереснейшим» педагог JI.K.
Шлегер утверждала, что он даёт детям чувство
свободы и независимости от взрослого, так как никто не жалеет эти ненужные
вещи, не запрещает ими пользоваться. Педагогическая ценность «бросового»
материала в его доступности. Этот материал пригоден для создания детьми
своих
собственных
игрушек,
удовлетворяет
главные
потребности
детей
в
создании,
делании
и
творчестве.
А
подарки,
сделанные
своими
руками
к
праздникам родным, знакомым и друзьям приносят истинное удовлетворение
ребёнку и осознание своей значимости для окружающих. А так же повышает его
авторитет.
Эта
деятельность
воспитывает
практичность,
приучает
беречь
и
ценить каждую вещь и применять все к делу. Данный материал настолько
разнообразен
что
работая
с
ним,
дети
естественным
образом
развивают
сенсорные процессы, чувство пропорции, глазомер.
Исследуя
досуговую
деятельность,
в
частности
работу
с
«бросовым
материалом»,
значимость
этой
работы
для
всестороннего
развития
детей
и
проанализировав литературу по данной теме, я решила более глубоко изучить
данную тему.
Изучила
пограмму
досуговой
деятельности
авторов
М.В.
Крулехт,
А.А.Крулехт «Самоделкино».
Цель
программы: формирование
основ
разумного
использования
материальных ресурсов, культуры утилизации отходов через освоение ребёнком
позиции
субъекта
в
в
конструировании
из
«бросового»
материала
в
содержательной досуговой деятельности, объединяющей отдых, развлечение,
игру, самообразование и творчество.
Задачи:
1.
Содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и
инструментам
для
детского
конструирования,
продуктам
материальной
культуры и результатам творческой деятельности детей и взрослых.
2.
Знакомить с эколого- и экономически целесообразными способами
разумного
поведения
в
детской
деятельности,
простейшими
способами
утилизации
отходов,
оставшихся
после
конструирования
из
«бросового»
материала.
Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию из
«бросового»
материала
как
к
содержательной
досуговой
и
поисково-
познавательной деятельности.
3.
Развивать детское творчество при создании и реализации замысла,
способствовать расширению и углублению познавательных интересов.
4.
Включать
конструирование
из
«бросового»
материала
в
детской
досуговой деятельности в различные повседневные события жизни детского
сада и семьи ( игра , праздники, поздравления с днём рождения, организация
детского театра и т. д), используя как источник, доставляющий радость не
только ребёнку, но и всем окружающим людям.
Идеи программы:
обогащение
развития
за
счёт
использования
специфических
детских
видов деятельности ,отношения дошкольному детству как уникальному
периоду, имеющему непреходящее значение в развитии человека.
целостное
развитие
ребёнка
как
индивида
,личности,
субъекта
деятельности и индивидуальности.
системный
характер
детских
представлений
о
предметном
мире,
материалах и инструментах как компонентах деятельности человека.
Содержание программы:
гуманизация
образовательного
процесса-
создание
условий
для
для
максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка.
деятельность подхода - субъект- субъектное взаимодействие педагога с
детьми,
сотворчество,
положительная
оценка
поиска
,
неожиданности
решений,умение
строить
отношения
сотрудничества
с
детским
коллективом и со взрослыми.
Прочитав и изучив программу я решила её применить в своей группе.
Познакомила детей с моими замыслами и дети очень активно откликнулись на
моё предложение. Предложила работу в общении с родителями, всем моя идея и
мои планы понравились. Да к тому и дети вдохновили родителей на эту работу.
В группу «потекло множество материалов для изготовления поделок. Я так
думаю
что
это
неожиданное
предложение
нашло
положительный
отклик
у
родителей. Они даже сами спрашивали какой лучше приносить материал.
Когда
«мастерская
наполнилась
материалом,
прсиупили
к
основной
работе.
Мотивационной основой побуждающей детей к содержательному досугу
в мини-мастерской, является получение сообщения что «летающие» бутылки
заполнили космическое пространство. Нужно использовать этот «бросовый»
материал,
узнать
его
качества
и
свойства,
что
бы
можно
было
из
него
конструировать. Для этого применяем предметно- схематические карточки для
описания свойств материала.
Ход ситуации;
Воспитатель: Возьмите «опытные образцы» каждый ребёнок получает берёт
пластиковую бутылку, все они разного цвета.
Ребёнок: Разноцветная - это хорошо, можно много разных предметов сделать.
Воспитатель: Как узнать гладкий или шероховатый? (Погладить рукой) Какой
вывод можно сделать? (Материал гладкий)
Ребёнок: А как узнать блестит он или нет? Посмотреть на свет отражается ли
что ни будь в нём)
Воспитатель: Как вы думаете хорошо ли это для конструирования? Почему?
( Дети, высказывают свои предположения, аргументируют. Подбирают карточки,
изображающие
цвет,
блеск,
прозрачность,
выкладывают
на
столе.)
Воспитатель: Какие ещё качества и свойства материала важно знать для его
использования в конструировании? ( Дети называют, воспитатель спрашивает,
каким образом можно определить, как проверить то или иное свойство)
Ребёнок: Как узнать, прочный ли это материал? Нужно сжать бутылку в верхней
части и в нижней части, уронить её на пол.
Воспитатель: Хорошо
ли
для
конструирования,
что
материал
прочный?
Почему? Какие конструкции требуют прочности? ( Дети высказывают свои
предположения).
Воспитатель : А теперь давайте проверим легко ли этот материал режется (Дети
пробуют разрезать несколькими инструментами) Какими
инструментами этот материал легко разрезать? ( выставляются картинки данных
инструментов на доске).
Воспитатель: Какими
инструментами
можно
сделать
в
этом
материале
маленькое отверстие? (Шило, детская электрическая дрель.)
Воспитатель: Важным свойством материалов является горючесть. Как узнать
горит этот материал или нет? Давайте проверим ( подносит кусок пластика с
прибору для выжигания.) Что с ним стало? (Ответы детей ) ,материал начал
скручиваться, обгорел хорош ли этот материал для конструирования ( Дети
начинают
рассуждать
,анализировать,
высказывают
сои
предположения
и
приходят к выводу что надо быть осторожным, иначе материал может сгореть).
Воспитатель: А теперь проверяем его на плавучесть.
Какие
у вас предположения о его плавучести? Давайте проверим ваши предположения.
(После проведения опыта соответствующая карточка занимает место на доске.)
Воспитатель: Существует много разных видов клея. Вот клейстер, клей ПВА,
клей «Момент». Давайте поставим опыт какой клей склеивает это материал с
другим
пластиком,
картон,
бумагу,
пенопласт?
После
проведения
опыта
выставляют карточку на доске.
Опрос родителей показал что они искренне заинтересованы в творческом
развитии детей, готовы содействовать в начатой мной работе.
Именно
родители
стали
главными
поставщиками
«бросового»
материала. Участвовали в совместных проектах: «В саду в огороде», «Осенние
забавы», «Зимняя сказка», «Конкурс снежинок».
В результате проведённой работы дети старшего дошкольного возраста
получили представления об объектах материальной культуры, которые могут
быть
созданы
посредством
детского
дизайна
(транспорт,
здания,
подарки,
сувениры.)
Знания
материалов
(разные
виды
картона,
ткани,
резины,
пластика,
пенопласта) их качеств и свойств, общее представление о «бросовом»
материале,
который
может
быть
использован
в
художественном
конструировании.
Знания об инструментах, (ножницы, шило, циркуль и т. д.) позволяющих
работать с «бросовым» материалом.
Дети
научились
экспериментировать
с
«бросовым»
материалом
(окрашивать, выжигать, склеивать.)
Ребята освоили чтение простейших чертежей и схем, научились находить
с помощью взрослых в книгах и журналах, иллюстрации для создания моделей
и
поделок
(
одежда
,предметы
обихода,
подарки.)
Овладели
специальными
трудовыми
умениями
(работа
с
бумагой,
соединения
частей)
пользоваться
простейшими инструментами.
Подводя
итог,
следует
заметить,
что
творчество
в
любом
виде
деятельности предполагает, активность ,созидательную позицию, открытость
миру. Открытость в которой ребёнок воспринимает окружающий мир, даёт ему
возможность понимать и решать проблемы. Любознательность и тяга к знаниям
делают
всех
нас
открытыми
для
внешнего
мира.
Внутренняя
свобода
предоставляет собранные знания в распоряжение нашему внутреннему миру
переживаний.
Создавая
свой
мир,
свою
форму,
смысл
рождается
индивидуальность и творческая уникальность личности.