Напоминание

Правильный урок


Автор: Альметкина Светлана Викторовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Староильдеряковская СОШ"
Населённый пункт: д. Старое Ильдеряково
Наименование материала: Статья
Тема: Правильный урок
Раздел: среднее образование





Назад





Правильный урок
Альметкина С.В., учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ «Староильдеряковская средняя общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
ПРАВИЛЬНЫЙ УРОК
Староильдеряковская средняя общеобразовательная школа занимается вопросами здоровесбережения уже 19 лет. В 1997 году была разработана программа «Здоровье», а в 2010 году – вторая редакция этой программы. Реализация любой программы начинается с мотивации, и в первую очередь с мотивации учителей. Для любой школы характерны высокие учебные нагрузки, поэтому профилактика переутомления детей на уроках особенно важна. У современных школьников высокими темпами растут нарушения здоровья, вызванные школьными перегрузками: нервно-психические и вегетативно-сосудистые расстройства, нарушения зрения, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому красной нитью через весь учебный процесс должны проходить принципы сохранения здоровья учеников. Такими принципами являются: - учет возрастно-половых особенностей обучающихся; - учет состояния здоровья детей данного класса; - учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей; - обязательное структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности; - обучение в малых группах (индивидуализация обучения); - использование наглядности и сочетания различных форм предоставления информации; - создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы; - формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»). Необходимо не только передать школьнику определенную сумму знаний, но и сохранить их работоспособность, не вызвать переутомления. Чрезмерный стресс и срыв адаптационных возможностей могут в дальнейшем вызвать ухудшение состояния здоровья детей. Здесь уместно вспомнить слова известного чешского педагога и философа Яна Коменского: «Совершенно неразумен тот, кто считает возможным учить детей не так, как они могут, а как он сам того желает». Реализуя принципы здоровьесбережения, важно учитывать закономерности роста, развития, возрастные особенности детей и индивидуальные психофизиологические особенности каждого ученика. Каждый ребенок индивидуален. В течение урока учитель должен уметь распознавать начальные признаки утомления учащихся и предупреждать возникновение переутомления. Для профилактики утомления учитель должен переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, проводить физкультминутку, давать детям эмоциональную зарядку.
При подготовке к урокам учителю необходимо в первую очередь изучить Сан ПиНа, «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Рекомендации по учету индивидуальных психофизиологических особенностей можно найти в методическом пособии «Технологии обучения, способствующие укреплению здоровья детей в современной школе». В книге Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе» подробно описываются здоровьесберегающие элементы, которые следует использовать на уроке. В качестве примера правильной организации урока истории привожу разработку урока по теме «Культура Древнего Египта».
Использование здоровьесберегающих приемов обучения на уроке

истории
Тема урока: «Культура Древнего Египта»
Цели урока
:
Образовательная:
познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой, литературой, медициной.
Воспитательная
: воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям. Которые создали шедевры мировой культуры. Выработать навыки делового сотрудничества.
Развивающая
: продолжить формирование умений самостоятельно сроить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты.
1-й

этап.
Организационный. Подготовка к уроку. Проверка наличия учебников, атласов, рабочих тетрадей. Проверка гигиенических условий в классе (2 мин.).
2-й этап.
Сообщение цели урока. Мотивация учащихся на изучение нового материала. Дети записывают тему в тетрадь (1 мин.).
3-й этап.
Повторение материала 5-го класса, необходимого для изучения нового материала (5 мин.). Учитель, напоминает о религии древних египтян, о том, что главным богом у египтян был бог Солнца Ра, так как от него зависела жизнь людей. Все боги у египтян были с головами животных, так как существовал культ животных, поклонение им. Еще египтяне верили в загробную жизнь, отсюда и ритуал захоронения, когда вместе с хозяином клали разные вещи. Государственная власть и религия были тесно связаны между собой. Устный рассказ сопровождается презентацией на мультимедийной установке (аудиовизуальный метод, т.е. сочетание словесного и наглядного). Технические средства применяются в соответствии с гигиеническими требованиями.
4-й этап.
Актуализация опорных знаний и умений. Создание ситуации успеха. Выполнение упражнений на повторенный материал в рабочих тетрадях. Дифференциация заданий. Дети проверяют свою работу сами и выставляют карандашом оценку (7 мин.).
5-й этап.
Физкультминутка. Дети повторяют за учителем упражнения для снятия статического напряжения (2 мин.).
6-й

этап.
Объяснение нового материала. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. Учитель рассказывает о том,
как и с какой целью строили пирамиды и храмы в древнем Египте. Привлечение детей к активной мыслительной деятельности. Учитель следит за осанкой детей (8 мин.).
7-й этап.
Первичная проверка того, как дети поняли новый материал. Дети самостоятельно заполняют таблицу в тетради. Учитель следит за осанкой во время письма (3 мин.).
8-й этап.
Показ диафильма «Культура древнего Египта» и его обсуждение. Фронтальная работа. Дети вступают в диалог с учителем, они анализируют ситуацию, ищут возможные решения (6 мин.).
9-й

этап.
Закрепление знаний. Практическая работа «Анализ посещаемости» с использованием данных классного журнала. Эта работа необходима для школьного мониторинга по программе «Здоровье». Из классного журнала выписываются следующие данные: - количество учащихся в классе; - количество учащихся, не пропускавших занятия; - количество учащихся, пропустивших занятия (из них – по болезни, по другим причинам); - количество дней в триместре; - количество пропущенных дней; - количество дней, пропущенных по болезни. Теперь дети должны ответить на следующие вопросы: -Что же мы выяснили на этих двух последних уроках?(выяснили, что египтяне внесли большой вклад в развитие культуры народов мира). -А что такое культура? (Культура – это достижения людей в разных областях человеческой жизни). Записать определение культуры в тетрадь. Дети самостоятельно работают в группах. Чувство соперничества стимулирует достижение результата (10 мин.). 10-й этап. Подведение итогов урока. Что изучали? Чему научились? Выставление оценок. Домашнее задание (1 мин.).


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!