Напоминание

"Активные методы обучения воспитателей"


Автор: Русина Валентина Генадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 96
Населённый пункт: Томская область г.Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Активные методы обучения воспитателей"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Методические рекомендации

«Активные методы обучения воспитателей»,
старший воспитатель МАДОУ № 96 г. Томска Русина Валентина Геннадьевна Методическая работа в ДОУ заключается в повышении профессионального уровня педагогов. При этом используются разные формы работы с педагогами. Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность, являются консультации. На таких консультациях педагоги выступают в качестве активных участников, а не пассивных слушателей. При планировании консультаций учитываются запросы, трудности педагогов по результатам анкетирования, годовые задачи. В зависимости от содержания консультаций воспитатели условно делятся на группы: опытные воспитатели и начинающие педагоги, педагогическое образование или без образования. Для каждой группы определяются свои формы и методы. При подготовке к консультации нужно продумывать, какие приемы обратной связи можно включить для того, чтобы педагоги могли воспроизвести изложенный материал и закрепить его на практике. В методической литературе предлагаются следующие приемы: Экспресс – тестирования или экспресс- опрос. Для его проведения предлагаются следующие задания. Работа с перфокартами или тестовыми заданиями, чтобы оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему. Это можно использовать как при проведении консультаций, так и семинаров-практикумов и педагогических советов. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка: ведущий (в зависимости от проводимого мероприятия, это может быть старший воспитатель, специалист, педагог дополнительного образования или воспитатель) зачитывает поочередно вопросы, участники называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность, дается разъяснение в случае получения неверных ответов. Возможен такой вариант: указывается несколько правильных ответов, тогда нужно распределить их по значимости. В графе «Проверка» отмечается правильно или неправильно дан ответ. Следующим активным методом является составление и отгадывание кроссвордов на заданную тему. Использование этого вида деятельности на семинаре или педагогическом совете также активизирует педагогов, поддерживает их интерес к обсуждаемой теме или проблеме, позволяет выявить уровень их знаний. Работа с кроссвордами может строиться по разному: это может быть «домашним» заданием для педагогов по какой –либо теме, которое они потом предлагают решать друг другу, или команде. Это может быть экспромтом, когда составление кроссворда проводится со всеми, либо к словам подбираются определения или наоборот. На педагогическом совете для уточнения и закрепления знаний педагогов можно использовать КВН. Его организация предполагает наличие двух команд с капитанами, жюри и награждением победителей. Содержание вопросов и заданий лучше посвятить одной тематике, что позволяет более полно охватить разные стороны проблемы. Для более опытных воспитателей можно использовать такой метод, как педагогический ринг. Здесь предлагается атаковать соперника вопросами, на которые оперативно и кратко должны прозвучать ответы: да или нет. Цель ринга – уточнить и систематизировать знания педагогов или провести мини- диагностику их знаний по целому комплексу вопросов.
Высокой оценки заслуживает проектный метод. Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Темы проектов могут быть разными, их можно ориентировать на годовые задачи, либо темы самообразования педагогов, темы педагогических советов. Главное условие в проектной деятельности - заинтересованность детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению детей. Содержание проектной деятельности делает воспитательно-образовательный процесс более интересным, плодотворным. Разработанные проекты проводятся в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практической деятельности, бывают на экскурсиях, встречаются с людьми разных профессий, проводят различные наблюдения и другое. Данные проекты могут длиться неделю, два месяца, год –два. В зависимости от длительности они называются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. По окончании работы над проектом педагоги представляют конечный результат совместного с детьми ( а может и родителями) труда. Это может проходить на педагогическом совете: воспитатели обмениваются опытом, представляют детские работы, коллажи, фотографии, видеофильмы, могут провести компьютерную презентацию проекта. Не менее интересна такая форма, как проведение деловых игр. Они тоже могут быть разными: по ролям, в виде соревнований и т.д. Объектом имитации может быть какой – либо раздел программы, приоритетное направление, задача. Такая форма проведения методической работы так же предусматривает систематизацию знаний педагогов в определенной области, обучение их каким-либо приемам и т.п. Обычно форма взаимодействия участников игры – это индивидуальная, подгрупповая, групповая. Деление на команды можно проводить следующим образом: специалисты и воспитатели, молодые педагоги и педагоги со стажем. Деловая игра начинается с разминки, мозгового штурма, затем идут разные по форме задания: практические, интеллектуальные и другие. Эффективной формой повышения уровня мастерства педагогов является проведение выставки – ярмарки методических идей. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки – заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами. Ярмарка,( если обратиться к словарю) – это большой торг , с развлечениями, весельем .Порядок проведения: на выставку- ярмарку могут быть представлены различные по жанру методические материалы. Каждый участник проводит презентацию своих материалов. В рамках выставки-ярмарки может проводиться конкурс материалов по разным номинациям. Такое мероприятие можно проводить между садами или как методическое объединение для других ДОУ. Внутри своего учреждения можно провести аукцион педагогических идей. При организации аукциона (торгов) должны быть лоты ( товары), в частности это материалы педагогов, купоны, заменяющие деньги, аукционист, который будет вести торги. Смотры-конкурсы, проводимые по разным темам или определенным датам и событиям, так же способствуют активизации педагогов, повышению их творческого потенциала. К каждому смотру – конкурсу разрабатывается положение, определяются цели, показатели и оценивание в определенных баллах, дата проведения, состав жюри.
Все вышеперечисленные формы используются мною в работе с воспитателями и педагогами ДОУ. Консультации проводятся в два этапа: дается теоретический материал и работа с перфокартами. Таким образом были проведены консультации по планированию воспитательно-образовательной работы, проектного метода. В педагогические советы включались задания: составление кроссворда, мозговой штурм, а так же были проведены педагогические советы по экологическому воспитанию в форме КВН, аукциона педагогических идей ( где воспитатели представляли разработанные конспекты занятий по экологическому воспитанию с учетом своей темы самообразования). При проведении семинара- практикума по формированию грамматического строя речи воспитатели работали с перфокартами, самостоятельно подбирали практические задания к задачам, определяли возраст детей, называли задачи к практическим заданиям. По итогам смотров-конкурсов оформлялись фотоальбомы, фотовыставки. По окончании мероприятия: педсовета, консультации, семинара запускается либо анкета обратной связи, либо схематичный рисунок, где воспитатели пишут, что понравилось или не понравилось. Применение активных форм в работе с педагогами повышает не только их профессиональный уровень, но и того, кто это организует и проводит.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!