Автор: Бируля Ирина Викторовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: Государственного образовательного учреждение дополнительного образования "Республиканский эколого биологический центр" Населённый пункт: г. Владикавказ республика Северная Осетия-Алания Наименование материала: Конспект Тема: Многообразие животных Раздел: дополнительное образование
Республиканский детский эколого-биологический центр
г.Владикавказ
Бируля Ирина Викторовна педагог дополнительного
образования
Конспект занятия творческого объединения
"Зооэкзотариум"
Тема: Многообразие животных
Цели и задачи : Познакомить с понятием «многообразие животного
мира», развивать у учащихся интерес к животным и желание оказывать им
посильную помощь, формировать ответственность за прирученных зверей и
птиц;
ознакомить
с
понятиями:
«домашние»,
«декоративные»,
«прирученные», «дрессированные» и «дикие»; воспитать чувство любви к
природе, стремление к сохранению гармонии и красоты.
Оборудование:
фотографии,
рисунки
животных,
зоогеографические
карты-пазлы
разных
стран,
плакаты
с
изображением
экзотических
птиц,
плакат с текстом песни,
Методы:
беседа, игра-путешествие с элементами викторины.
План занятия:
1. Вводная беседа
1.1. Кто такие юннаты?
1.2. Цели и принципы работы творческого объединения.
2. Беседа об одомашнивании животных.
2.1. История одомашнивания животных.
2.2.
Отличительные
особенности
домашних,
декоративных,
прирученных, дрессированных и диких животных.
3. Игра-путешествие «За морями, за горами …»
Ход занятия
Вводная беседа.
—
Сегодня я здесь, для того, чтобы пригласить вас в Республиканский
детский
эколого-биологический
центр.
Ребята
обучающиеся
у
нас
называются юннаты. И кто такие юннаты? Может быть, вы и знаете ответ?
(Следуют ответы детей).
Юннаты
—
это
сложное
слово,
сокращение
от
двух
слов
-
юные
натуралисты.
Это
любознательные
и
внимательные,
весёлые,
умелые
и
ловкие ребята. Они по настоящему влюблены в природу. Но это не означает,
что они просто любят нюхать красивые цветочки или играть с котятами и
щенками.
Они
стремятся
познать
окружающий
мир,
узнать
сущность
природных
явлений,
наблюдать
и
исследовать.
Они
не
только
умело
пользуются
дарами
природы,
но
и
знают
как
оберегать
и
защищать
её.
Умелые и ловкие они потому, что любят путешествия, умные — потому, что
много читают. А любознательность заставляет их задавать вопросы и искать
на них ответы.
Детские эколого-биологические центры и Станции юных натуралистов
созданы специально для таких ребят, которые интересуются жизнью природы
и имеют желание изучать подробно все её объекты и явления.
Здесь, в Центре опытные педагоги, и старшие товарищи помогут вам
узнать всё то, о чём шумит ветерок, запутавшись в ветвях деревьев, или поёт
бегущая река, щебечут птицы или мурлычет домашний кот.
Счастлив тот, кто любит всё живое,
Жизни всей трепещущий поток.
Для кого в природе всё родное:
Человек и птица, и цветок.
И. Горбунов-Посадов
Цели и принципы
работы творческого объединения
В Центре ребята занимаются в творческом объединении под названием
«Зооэкзотариум»,
которое
привлекает
всех
интересующихся
изучением,
содержанием и разведением животных. На наших занятиях вы можете узнать
много
нового
о
давно
известных
животных
и
о
совершенно
для
вас
неизвестных. Вы можете стать знатоками природы, к вам за помощью станут
обращаться одноклассники, соседи и даже учителя. Ведь в современных
условиях
очень
многие
люди
содержат
дома
животных-любимцев
и
им
бывает просто необходимы знания или совет профессионала по тому или
иному вопросу.
Беседа об одомашнивании животных
Сегодня
на
занятии
мы
познакомимся
поближе
с
домашними
животными, а также рассмотрим многообразие животного мира различных
стран Земли.
Наше творческое объединение работает по настоящей программе и на
базе уголка живой природы, расположенного в отдельном помещении. Здесь
вы научитесь, как правильно содержать животных, которых вы завели или
собираетесь завести у себя дома. Но если у вас нет возможности содержать
животных
дома,
у
нас
в
уголке
живой
природы,
вы
получите
радость,
которую приносит общение с нашими маленькими соседями по планете,
сможете окружить их своей любовью и заботой.
Помните, что сказал старый лис в сказке Антуана де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это очень
простые и верные слова. Недаром они стали девизом популярной газеты о
домашних животных «Кот и пёс». Ведь выращенные в домашних условиях
бельчонок или скворец могут погибнуть, если их отпустить на свободу. За
время проживания среди людей они утрачивают чувство страха и могут стать
легкой добычей первого встреченного хищника. Поэтому самое главное в
общении человека с природой это реализация девиза врачей - «не навреди».
Прежде, чем взять какого-нибудь зверька или птичку домой, хорошо подумай,
сможешь ли ты за ним ухаживать и будут ли рады ртвои родные и близкие
этому гостю. И ещё придётся принять во внимание очень многие вопросы.
Ответить на вопросы:
1. Кто из вас любит животных и в чём это выражается?
2. Какие животные есть или жили раньше у вас дома?
3. Что интересного вы можете о них рассказать?
4. Кого вы бы хотели поселить у себя дома и почему?
5. Что вы знаете о домашних кошках, откуда они родом?
Одомашнивание кошки произошло в Египте около 4 тыс. лет до нашей
эры. Они охраняли амбары с зерном от крыс и мышей, их почитали как
священных животных.
В
1947
году
была
создана
Международная
федерация
европейских
любителей кошек. В настоящее время их насчитывается более 60 пород,
общей численностью свыше 40 млн. особей.
Многие
люди
содержат
собак,
которые
издавна
используются
для
охоты, охраны или просто для красоты или взаимного общения.
Из птиц наиболее популярны волнистые попугайчики. Пожалуй, не
найдутся люди, которые незнакомы с этой маленькой яркой птичкой.
Находят своё место в домах и грызуны. Это морские свинки, сирийские
и джунгарские хомячки и даже лабораторные крысы и мыши.
Конечно, нельзя забывать о таких красивых обитателях квартир как
аквариумные рыбки.
А как вы думаете, какие животные могут быть одомашнены в будущем?
Сегодня уже можно считать одомашненными таких животных как лось,
шиншиллы, хорек фуро, глухарь, африканские страусы, эму и нанду. Но и
среди диких животных часто встречаются интересные особи, которые легко
привыкают к человеку. Описаны случаи, когда ручные журавли или вороны
охраняли дом вместо собаки, а питон служил нянькой для детей.
Ответьте на вопросы:
—
Чем отличаются домашние животные от диких?
—
Почему некоторых животных называют декоративными?
—
Что означает «прирученные» и «дрессированные»?
Сегодня у нас необычное занятие — занятие-открытие! Это окно в мир,
который
окружает
нас,
и
частицей
которого
мы
являемся.
Этот
мир
называется Природа.
Мы с вами отправляемся в путешествие по дальним странам. Мы
увидим экзотических зверей и птиц, услышим необыкновенные рассказы о
них.
На
этапах
конкурса,
которые
будут
называться
"Стоянками"
вы
выполните задания.
Игра-путешествие
«За морями, за горами, за зелёными лесами …
Ждут нас приключения!»
1. Стоянка
Учащимся следует разделиться на три команды, и каждая отправится в
свою
страну. (Командам раздаются зоогеографические карты материков:
Америки, Африки, Австралии).
Каждая
команда
должна
изучить
карту
своей
страны,
посмотреть
фильм о природе данной страны. Потом, вы как опытные путешественники
продемонстрируете
свои
знания
в
дальнейших
конкурсах.
За
каждый
правильный ответ команда получит «зеленый листочек». У кого соберется
больше этих листочков, тот и победитель игры.
1. Назовите как можно больше животных, обитающих в вашей стране.
(Время на обдумывание — 30 сек.).
2. Сочините рассказ о любом животном из этой страны. (Время на
обдумывание – 3 мин.).
3. Изобразите при помощи мимики и движений (но без звука) любое
животное. Команда соперников должна угадать название животного. (Время
на обдумывание – 1 мин.).
4. Как вы думаете, какое животное из вашей страны может поселиться в
любой другой стране? (Время на обдумывание – 1 мин.).
5. Какое животное вы пригласили бы к себе домой и почему? (Время на
обдумывание – 1 мин.).
Ситуации-небылицы
2. Стоянка
Конкурс на внимание
—
Вы находитесь в Америке и пробираетесь по джунглям Амазонии.
Огромные
кроны
деревьев
задерживают
солнечные
лучи,
а
внизу
царит
душный влажный воздух и полумрак. Вдруг на ветке одного из деревьев вы
замечаете
львицу,
которая
приготовилась
к
прыжку.
Каковы
будут
ваши
действия?
(Этого не может быть, потому что львы живут лишь в африканских
саваннах).
—
Открытые
саванны
Африки.
Мирно
пасутся
необозримые
стада
антилоп, зебр и буйволов. Вы путешествуете на слоне. Вдруг ваш проводник
издал пронзительный крик. Слон остановился и насторожился. Из зарослей
тростника показался тигр. Каковы будут ваши действия?
(Этого
не
может
быть,
потому
что
тигры
в
Африке
не
встречаются).
—
Вы сидите в засаде и наблюдаете за пасущимися кенгуру. Вокруг
летают и кричат попугаи. И вдруг вы заметили, что к кенгуру крадётся белый
медведь. Каковы будут ваши действия?
(Этого не может быть, потому что белые медведи обитают только
в Арктике).
3. Стоянка
Вопросы задают
самые младшие юные натуралисты
Узнáете ли вы животных своей страны по признакам, которые я назову
каждой команде.
1. Оно живёт в нашем лесу, зимой бывает серое, а летом рыжее, с
красивым хвостом.
2. Оно очень ловкое, хорошо прыгает по деревьям.
3. Оно небольшое, красивое и любит грызть орехи.
4. Оно иногда бывает ручное, даже если дикое.
5. Оно часто бывает героем мультфильмов.
( Белка)
1. Оно бывает даже опасным, при неосторожном обращении с ним.
2. Оно любит играть или что-нибудь ловить.
3.Оно тёплое, домашнее пушистое и любит спать под одеялом.
4. Оно может ходить по перилам балкона.
5. Оно очень любит есть рыбу и мясо.
( Кошка)
1. Его ближайшие родственники могут быть дикими и агрессивными,
их все боятся.
2. Оно может быть самым любимым и ручным, очень любит сидеть у
хозяина на плече.
3. Оно небольшого размера, с длинным хвостом.
4. Оно может везде пролезть и что-нибудь погрызть.
5.Оно может быть белого, черного или серого цвета.
( Лабораторная крыса).
Все вы любите животных и наверняка задумываетесь о том, как их
нужно охранять? Вот для того, чтобы люди помнили об ответственности за
жизнь
животных
и
растений
во
время
прогулок,
можно
использовать
предупреждающие
знаки. (Демонстрация
предупреждающих
знаков).
Объясните, что эти знаки обозначают и для чего они нужны.
4. Стоянка
Придумайте и изобразите на бумаге свой предупреждающий знак для
охраны природы. (Время на размышление — 5 мин.).
А
теперь
подведём
итоги.
Команде,
которая
собрала
больше
всего
«зелёных листочков», присваивается звание "Победителя", а все участники
становятся "Знатоками путешествий".
—
Гармония единения – вот главное в отношениях человека с природой.
Каждый
из
нас
должен
научиться
спрашивать
себя:
что
именно
я
могу
сделать для блага природы? От чего я должен отказаться, чтобы наносить
меньше вреда?
Важно понять, что для всех нас значит природа? И что мы значим для
природы. Над этим вопросом должен задумывается каждый.
Человек — он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нём времени года.
И особый в нём музыки ход.
И какая в нём брезжит погода?
Сколько в нём одиночества? И встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь.
С. Островой